a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работ "Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе"

Автор: Опубликовано: 2014-09-21 17:28:06

Документы для скачивания

Управление образования Кушвинского городского округа Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Опыт работы по теме: «Влияние игры на формиров ание коммуникативной готовности детей к о бучению в школе» Автор: воспитатель МКДОУ №54 Марченко. С. Н 2012 год. Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, умеющими общаться с окружающим людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач стоящих перед воспитателями подготовительной группы – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В понятие «готовность к школе» включены все жизненно важные сферы созревания: личностно – интеллектуальная, коммуникативная, нравственно – волевая, эмоциональная, эстетическая, физическая, мотивационная. Коммуникативная готовность – предполагает умение общаться с учителем( общественным взрослым) и умение общаться, строить отношения со сверстниками. Содержание формирования коммуникативной готовности у детей старшего дошкольного возраста складывается из трех блоков: Информационно – коммуникативный блок обеспечивает функционирование механизма приема и хранения информации, вк лючает в себя подготовку к игре: с оздаем условия для совместных игр, проводим познават ельные, интегрированные занятия; расширяем круг общения с взрослыми, с другими детьми( экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов и т. п. ) . Формированию информационно- коммуникативного блока помогли занятия по развитию коммуникативной готовности к школе и трудовая деятельность – изготовление игрушек, поделок, открыток. На занятиях старалась научить детей понимать сверстника, откликаться на его просьбу, вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, используя нужный темп речи, различные интонации. В процессе занятий «Позвони другу», «Попроси о помощи», «Когда мои друзья со мной» словарный запас детей обогащался новыми образными выражениями. Целью занятия «Позвони другу»- показа ть детям значение речевого общения в жизни человека, сформировать у них стремление к доброжелательному общению друг с другом и с взрослыми. Занятия « Попроси о помощи » и «Когда мои друзья со мной» имели целью уточнение представлений детей о способах общения между людьми. На занятии «Когда мои друзья со мной» примен яла метод музыкотерапии, что эмоционально настроило детей положительное общение друг с другом, с о мной. На заняти ях стремил ась показать значимость и важность понятия «дружба», предлагал а детям назвать своих друзей и объяснить, почему они считают их своими друзьями. Рисунки детей на тему «Дружба» стали результатом одного из этапов занятий. Моя задача заключалась и в том, чтобы наряду с обогащением знаниями о школе, жизни школьников, профессии учителя направ лять творчество детей в  нужное русло, использ уя игру как средство развития у них положительного отношения к школе. В связи с этим в группе были созданы условия для игры «в школу»- дети занимались трудовой деятельностью. Организацию трудовой деятельности строила на основе изготовления игрушек, поделок, поздравительных открыток для детей и их родителей с праздниками, с днем рождения. Как отмечает В. Гелло, через игру и в игре сознание ребенка подготавливается к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. Б ыл а разработан а Н едели игры. Такие недели ведут подготовку к игре. П роведение занятий, изготовление игрушек, чтение произведений( В. Осеев «Волшебное слово»,  А. Барто «В школу», К. Ушинский «Четыре жалания », В. Кудлачев «Важные слова», М. Алимбаев «Урок вежливости» и др. ) – и, конечно, непосредственно игру. Составляя план Недели, старалась подчеркнуть важность и необходимость сюжетно- ролевой игры для детей. Первая группа сюжетно- ролевых игр  ( «Семья», «Магазин», «Школа» и др. ) представля ла собой направленного ролевого диалога взр ослого с ребенком. Диалог строился как совместная деятельность, когда партнеры принимают на себя равноправные роли. Игра побужда ла, чтобы ребенок поддерживал ее, понимал действия старшего, проявлял внимание, откликался на его желания и просьбы. Вторая группа игр  переключает внимание на сверстника. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по одному или нескольким признакам, устанавливать элементарные контакты. Все это послужило своеобразной подготовкой для игровой деятельности детей, включающей в себя игру «Семья», проводимой с целью воспитывать желание играть вместе, распределять роли и играть дружно. Игра «Магазин» развива ла связную речь, память, умение распределять роли, воспитыва ла желание быть дружными. Игра «Мы ждем гостей» проводила с целью проявить умение встречать гостей, соблюдать правила поведения за столом, быть вежливыми, доброжелательными, приветли выми. Игра «Библиотека» развива ла доброжелательное отношение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях. Предлагая детям новые знания в разных видах деятельности, мы закрепляли их в предложенных сюжетно- ролевых играх. Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, помога ли игры «Школа» и «Библиотека». В них отраж али особенности отношения детей к школе, желание скорее стать школьниками. Игры, как правило, возникали по инициативе детей. При расширении детского опыта, умелом руководстве игрой, эти игры усложнились по содержанию, превра тились в длительные творческие игры. В них не только отражали, но и творчески перерабатывали представления, полученные де тьми во время экскурсии в школу, библиотеку. 2. Аффектно – коммуникативный блок связан с переживанием ребенком с воих отношений с другими людьми: Учи ла детей внимательно слушать и слышать собеседника, правильно задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, критиковать идею или действия. Формирование аффектно- коммуникативного компонента включала у ребенка умения устанавливать эмоциональные связи с действительностью, что старал ась осуществить через проведение игровых тренингов: «Оживи маску», «Близнецы», «Через стекло». Игровой тренинг «Оживи маску» проводил а с целью развить умение различать настроение человека по его мимике. Каждому ребенку раздавал а карточки с мимической пиктограммой. Ребенок, не показывая карточку, должен был так изобразить настроение, чтобы другие его отгадали. Это требовало умения убедительно показать окружающим настроение, не используя слова. 3. Регуляционно – коммуникативный блок о казывал управляющее воздействие, регулировал поведение ребенка в процессе п ередачи и усвоения информации: учи ла в ситуации конфликта искать компромисс и договариваться между собой; учи ла соблюдать правила общения в игре и распределение ролей. Работу по развитию регуляционно- коммуникативного компонента проводила виде беседы «Радуга общения». В ходе ее проведения акцентировала свое внимание на детях с низким уровнем форсированности коммуникативной готовности, задавала проблемные вопросы: «Трудно ли общаться с окружающими людьми? », «Часто ли вы конфликтуете со сверстниками, с взрослыми? » и др. Часто дети замыкались, не отвечали на вопросы, но после дополнительного разъяснения высказывали свое отношение. По усвоенным знаниям организовали с музыкальным руководителем Столыпиной Е. Ю. совместный праздник «Здравствуй, школа». Он состоял из ряда познавательно- развлекательных заданий, например: «Найди лишний предмет», «Кто быстрее соберет школьный портфель? », «Назови школьные предметы», «Быстрые, ловкие, умелые», «Третий лишний». Совместный праздник позволил детям окунуться в мир школы, атмосферу школьной жизни. Праздник вызвал интерес у детей к предстоящему обучению в школе. В результате проведенной работы накопленные детьми представления можно объединить по разным напра влениям: Обобщились знания детей о способах, видах, формах, назначении коммуникации; у детей сформировались более полное представление о коммуникативной готовности к обучению в школе. Обобщились представления о школьной жизни, о ее значении, о предстоящем обучении в школе. В своей работе по этому направлению мне помогает книга Е. А. Алябьева «Нравственно- этические беседы и игры с дошкольниками». В ней есть беседы для внеситуативно – познавательного общения, внеситуативно – личностного общения, игры по методике телефонного разговора, игры – путешествия, стихи. Использование в работе бесед, расширяем познание об окружающем мире и человеке и развиваем самосознание детей, они позволяют детям получить навыки общения с взрослыми и сверстниками, учим вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его, переживать логику беседы, тем самым обогащаем социальный опыт каждого ребенка. Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, помогают игры «Школа» и «Библиотека». Наша задача заключается в том, чтобы наряду с обогащением знаниями о школе, жизни школьников, профессии учителя направить в нужное русло, использовать игру как средство развития у них положительного отношения к школе. Дети многое знают о школе, в какую школу они пойдут( Максим, Владик, Аня в №6, Саша, Катя, Сава, Степа в № 3) , кто их будет учить – знакомы с профессией учителя( в группе роль учителя играет Лиза, Карина. , Ксюша) , чем они будут заниматься, что для этого нужно, как вести себя в школе. Для получений знаний о школе провели экскурсии в школу№3 и №1, познакомили с произведениями( В. Осеев «Волшебное слово», А. Барто «В школу», В. Кудлачев «Важные слова», М. Алимбаев «Урок вежливости») , загадки о школьных принадлежностях, беседы о школе, рисование школьных предметов. С работой библиотекой мы знакомы благодаря занятиям в течения учебного года в детской библиотеке нашего города. Предварительно сводили детей во взрослую городскую библиотеку, нас познакомили с профессией, с залами, хранилищем книг, комнатами которые находятся в библиотеке. Детям очень нравятся занятия в библиотеке, они позволяют общаться детям в другом социуме, и людьми, даже стали читателями библиотеки семья Клещевых, Белоножко, Никулиных, Ольковых. В своей работе использую советы по руководству к играм: Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы. Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт. Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление. Давай не только знания, но и эмоции. Советуй, но не дави инициативу детей. Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре. Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры. Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме. Сохраняй радость игры, будить фантазию, поддерживай интерес. Совместная игра – главное содержание общение. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с детьми! Советы коллегам по руководству играми детей: Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые замыслы. Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи контакт. Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление Давай не только знания, но и эмоции. Советуй, но не дави инициативу детей. Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре. Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры. Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме. Сохраняй радость игры, будить фантазию, поддерживай интерес. Неделя игры Виды занятий Экскурсия в старшую группу детского сада. Цель. Развивать доброжелательность, чуткость, отзывчивость. Дидактическая игра «Что мы купим в магазине? » Цель: Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, речь. Приглашение в гости сотрудников детского сада. Цель: Развивать умения общаться, вести себя культурно, вежливо. Экскурсия в городскую детскую и взрослую библиотеку. Цель: Развивать умение правильно себя в общественных местах, проявлять тактичность, умение правильно высказывать свое отношение к книгам, задавать вопросы. Сюжетно- ролевые игры «Семья» Задачи: Воспитывать желание играть вместе; продолжать учить распределять роли, играть дружно. «Магазин» Задачи: Развивать связную речь, память, умение распределять роли; воспитывать желание быть дружными в игре. «Мы ждем гостей» Задачи: Проявлять умение встречать гостей, выполнять правила поведения за столом; быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми. «Библиотека» Задачи: Развивать бережное отношение к книге, умение действовать сообща, умение договариваться. Овладевший необходимыми умениями и навыками. Диагностика реализации Программы развития детей «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой. Подготовительная группа. Сентябрь 2011г. 628658001000 Диагностика реализации Программы развития детей «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой. Подготовительная группа. Май 2012г. Игровая деятельность. Мир социальных отношений. Отношение к труду, предметный мир. Мир природы. Развитие речи. Творческо- продуктивная деятельность. Математика. Физическое развитие

Оставить комментарий: