a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка по физическому развитию для детей старшего возраста «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Гаврилова Татьяна Анатольевна Опубликовано: 2017-02-14 09:46:57

На современном этапе  одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей.

  Физиологи считают движение врожденной потребностью человека, а двигательную активность - удовлетворенной потребностью организма в движении.

  «Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят: развитие моторики и физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под ее влиянием у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка».

    Исследования  последних лет говорят о том, «что существующий двигательный режим в ДОУ лишь на 50-60% может реализовать естественную потребность детей в движениях. Для достижения высокого уровня двигательной активности каждого ребенка в течение дня, необходимо, чтобы более 70% ее было реализовано в организованных формах работы по физическому воспитанию детей:  физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные досуги и т.д.»

  Для того чтобы вызвать у детей стойкий интерес к занятиям  физкультурой, «оживить» этот процесс,  обеспечить соответствие между эмоциональным, умственным, и физическим развитием дошкольников стали использовать в своей работе фольклор.

Достичь его поможет фольклор-потешки, заклички, загадки, сказки, а также различные народные игры: игры-забавы, подвижные игры, хороводные игры.

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

  Фольклор - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных  эмоций,   он  выразителен  и  доступен  детям дошкольного  возраста,  вызывает  активную  работу  мысли, способствует расширению кругозора детей,  помогает понять красоту звучащей речи. Он как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, а также помогает разнообразить процесс физического воспитания детей.

   Развитие двигательной активности дошкольников проходит через все формы физического воспитания, поэтому  вначале  были составлены картотеки  комплексов утренней гимнастики и оздоровительной гимнастики после сна с использованием фольклора; сделан  подбор интересных считалок, доступных для детей старшего дошкольного  возраста по своему изложению и содержанию;  составлены   картотеки русских народных подвижных и хороводных игр;  оформлена  фонотека: музыкальные композиции на различные виды движений, голоса и шумы природы ( лес, море, река, голоса домашних животных, стихи и потешки о них), русские народные мелодии для хороводных игр, чтобы физкультурные занятия  были эмоционально привлекательны для детей. Разнообразные пособия: платочки, ленты, «снежки», набивные мешочки, картонные многофункциональные модули разного цвета, формы, размера, маски-шапочки персонажей русских народных сказок, нетрадиционное оборудование к занятиям и подвижным играм.

  Включение фольклора в развитии двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения физические упражнения, подвижные игры и т.д., должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей.

  Учитывая это главное условие, необходимо  в начале работы провести  диагностику двигательных умений у детей;  экспресс-опрос по выявлению знаний детьми потешек, считалок, игр; умение и желание отгадывать загадки.

   Исходя из результатов диагностики были выделены  следующие задачи:

 -  поддерживать интерес к физической культуре посредством русских народных традиций, использовать фольклор, как эмоционально-образное средство влияния на детей;

 - сочетать фольклор с целью закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и способностей в измененной обстановке;

 - активизировать двигательную, интеллектуальную и речевую деятельность детей посредством фольклора;

 - способствовать приобщению детей к культурным традициям русского народа, обеспечивающим в полной мере полноценное физическое, умственное и эстетическое развитие дошкольников.

   Для решения поставленных задач  был разработан  план работы с детьми на год.  Он составлен  таким образом, чтобы каждый вид двигательной деятельности отвечал поставленным задачам. В него включены  направления  наиболее важные в развитии двигательной активности.

-Физкультурные занятия с  использованием фольклора: сюжетные ( «Гуси-лебеди», «Ах, ты репка, крепкая», «Колобок»), двигательно-творческие («В гости к солнышку», «В гостях у лесных жителей», «Смоляной бычок»), музыкально-ритмические, игровые ( «Путешествие по сказкам», «Пляшут наши малыши», «Солнечные зайчики»).

-Досуги построенные на фольклоре ( «В гостях у Мухомора», «Поиграем от души», «Зимние забавы», «Котята» и другие).

-Утреннюю гимнастику с включением фольклора.

-Оздоровительную гимнастику после сна в сочетании с фольклором.

-Русские народные подвижные и хороводные игры.

  

 Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на этих занятиях очень разнообразны.

У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности.

Польза от совершенных детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Поэтому в  начала фольклорные произведения  в занятия  стали включать в форме миниатюр: небольшие потешки, считалки, загадки, сказки. Их роль невозможно переоценить. Вслушиваясь в текст потешки, считалки, их ритм, дети непроизвольно представляют образ персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Этот представленный образ помогает качественно выполнить основные движения, многократно повторить их.

  Физические упражнения в сочетании с фольклором  располагаются на занятии в определенном порядке, учитывая физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного  возраста. Физкультурные занятия  строятся таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются  двигательные задачи. Для этого используются русские народные сказки, хорошо знакомые детям, в форме двигательного рассказа.

  «Сказки, как писал К.Д.Ушинский, - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

  Яркие образы героев сказки лучше запоминаются и передаются в движении. Для развития двигательных умений и навыков, для закрепления О.В.Д. (подлезание, пролезание в обруч, прыжки в высоту с места; прокатывание  

ограниченной площади опоры и т.д.) все занятия строятся в форме двигательного рассказа на сказках: «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Смоляной бычок».

  Эти сказки хорошо знакомы детям, они с большим удовольствием «пересказывают» их, ярко и образно выполняя движения, получая при этом эмоциональное и двигательное удовлетворение, соответствующую их возрасту физическую нагрузку, а  педагог поставленных задач и целей занятия по обучению детей двигательным навыкам.

   Игровые физкультурные занятия строятся  на основе русских народных подвижных игр. Для решения задач каждой части занятия  подбирались игры и игровые упражнения с соответствующими движениями, и уже знакомые детям. Такое занятие  проводилось как итоговое, в форме досуга.

   Русские народные подвижные и хороводные игры  использовались и для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений.

  С новыми народными играми детей знакомили  до занятия; на прогулках, в свободное от занятий время по подгруппам.  Рассказывали  им о ее названии, правилах, содержании. При этом подчеркивалось смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений. (В игре «Баба Яга» - быстро допрыгать до

«домика»; скамейка, куб; подняться на него чтобы Баба Яга не успела схватить убегающего).

  Разучивали рифмованный текст, который раскрывает содержание игры и служит в ней сигналом к действию.

  Как один из приемов организации подвижной игры использовали заклички к играм.  Услышав слова знакомого зачина, дети строятся в круг и игра продолжается, при этом не растрачивается время занятия впустую, это помогает повысить моторную плотность занятия.

  Во время прогулок  знакомые зачины и переклички к подвижным играм, помогают быстрее вовлечь детей в игру и, как правило, нежелающих играть нет. Учили детей распределять ведущие роли в игре с помощью считалок.     

  Считалки - короткие рифмованные стихи, доставляют детям радость, способствуют активизации двигательной активности и помогают развивать воображение, активизируют мыслительную деятельность. Помогают в воспитании выдержки, внимания, чувства товарищества. Дети быстро запоминают считалку, используют ее в своих играх, читают с особым чувством и выражением.

-«Пчелы в поле полетели, зажжужали, загудели. Сели пчелы на цветы, Мы играем - водишь ты!» «Раз у нашего Степана, караулил кот сметану, Кот сидит - сметаны нет. Помогите-ка Степану, Поищите с ним сметану!

  Полученные на занятиях знания, дети активно используют в повседневной жизни, играют в различные игры, хороводные, в форме двигательного рассказа показывают сказки в театрализованном  уголке  группы,  читая  вслух  потешку  - воспроизводят ее вместе с движениями.

  Помимо занятий с использованием фольклора, русских народных подвижных и хороводных игр,  включали  фольклор в активный отдых детей: физкультурные досуги, праздники, в физкультурно – оздоровительную работу.  В утреннюю  гимнастику  включали различные музыкально - ритмические композиции: «Веселые путешественники», «Ки-ко-ко - птичий двор», комплексы упражнений, построенные на загадках - «где мы были не скажем, а покажем», на потешках - «потешки для малышей», на закличках - «дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей».

  Дети с удовольствием выполняют оздоровительную гимнастику после сна, особенно когда она проходит под народную музыку, с использованием потешек, считалок,  создающую радостный настрой.

  Фольклорные произведения  также включались  в комплекс пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры, в динамические паузы, в различные режимные моменты.

В  середине учебного года была проведена сравнительная диагностика физического развития детей, которая выявила, что  уровень освоения двигательных навыков составил более 50%.

 

Анализируя данные диагностики можно сделать выводы.  Возникновение радостных эмоций, посредством фольклора, способствует развитию двигательной активности детей. На фоне положительных эмоций условно - рефлекторные связи создаются значительно ярче. В игровом образе концентрируются наиболее существенные стороны движения, с использованием фольклора, как эмоционально - образного средства влияния на детей, поддерживается интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Под воздействием фольклорных физкультурных занятий, и других форм работы с детьми с включением фольклора, происходят существенные изменения в физическом развитии детей. Двигательная деятельность приобретает осознанный мотивированный целенаправленный характер. В известной степени у детей развиваются самостоятельность, настойчивость, двигательные умения и навыки. Следовательно, использование фольклора благотворно сказывается на двигательной активности, на формирование эмоционально-волевой сферы. Можно также отметить,  что использование фольклора в развитии двигательной активности, оказало положительное влияние на общее и речевое развитие детей, способствует развитию личности ребенка, его интеллекта.

 

Оставить комментарий: