a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для родителей "Готов ли ребёнок к школе?!!". Воспитатель высшей квалификационной категории Дмитриева Ольга Геннадьевна

Автор: Дмитриева Ольга Геннадьевна Опубликовано: 2017-02-14 20:03:20

                Готов ли ваш ребенок к школе?

 Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется совсем большим — многое знает и умеет, и не за горами школа.

        И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет  - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избирательным — он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет. Внимание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, необычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седьмого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. для этого старший дошкольник может даже использовать определенные предметы, которые он перенимает у взрослых. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь  -  она организует внимание и направляет его на нужный предмет. «Надо посмотреть, поискать»  -  говорит малыш, начиная делать что-то. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание  -  ребенку трудно еще сосредоточиться на чем-то однообразном. 

Так что же должен знать и уметь ребенок перед школой?
Давайте поговорим сначала об общей психологической зрелости, которой должен обладать ребенок перед школой, а затем о том объеме знаний и умений, которым он должен располагать, и о роли родителей в этом процессе.

Психологическая зрелость подразделяется на три аспекта: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание требований учителя и выполнение функций ученика.

Эмоциональная зрелость проявляется в реакции малыша на те или иные события. В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. Должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.

Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений и координации.

За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.

Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет, внимание, память, запас знаний.

Перечислим, что должен знать и уметь ребенок перед школой:
• Ребенок должен уметь заниматься самостоятельно, каким-нибудь делом в течение тридцати минут. 
• Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений, используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.
• Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть. 
• Изменять существительные по числам. 
• Считать до десяти и обратно.
• Решать простые задачи на сложение и вычитание.
• Читать по слогам.
• Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.
• Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.

Ваш ребенок ходит в садик или в подготовительную группу. Вы помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которые ему даются на занятиях и которые он получает в повседневной жизни, при общении с окружающими, из книг, телевидения. Помогайте ему устанавливать логическую связь между предметами, чтобы он знал как можно больше названий предметов, вещей, явлений и умел их обобщать.

Ребенок четко должен знать основополагающие понятия: мир растений, мир животных, мир человека, времена года.

В мир растений входят темы: овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, лес. Малыш должен знать названия растений, ягод, овощей.
В мир животных включены темы: дикие животные, домашние животные, дикие животные юга и севера, домашние и дикие птицы, насекомые, земноводные.
Мир человека - это темы: человек, семья, улица, город, дом, транспорт. Одежда, обувь, посуда, мебель. Продукты питания. Профессии.
В тему времена года входят описание природы в каждый сезон, явления, которые можно отследить.

Обратите внимание на:
Образование множественного числа от существительных единственного числа. Ухо – уши, яйцо - яйца.
Образование родительного падежа множественного числа существительных. Есть уши – нет ушей. Есть стулья – нет стульев.
Образование творительного падежа существительных. Ткань режут чем? Ножницами. Бревно пилят чем? Пилой.
Согласование прилагательных с существительными. Мяч зеленого цвета. Какой? - Зеленый. 
Сочетание существительных с числительными. Одна кукла, две куклы… пять кукол. Один помидор… пять помидоров.
Использование предлогов. Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике… Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла.
Образование приставочных глаголов. Девочка вышла из дома. Она переходит улицу. Девочка к дому подходит. 
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маленький заяц – зайчик, маленький огурец - огурчик.
Образование относительных прилагательных. Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая.
Образование сложных слов. Машину водит кто? Водитель. Трубы чистит кто? Трубочист.

Особое внимание уделите словообразованию, формированию грамматических средств языка. Этим не нужно заниматься специально, отводя определенное время на занятия. При общении с ребенком акцентируйте внимание на тонкостях русского языка, исправляйте ошибки. Просите повторить до тех пор, пока это не войдет, не вольется органично в речь ребенка.

Занятия на грамматику русского языка можно проводить и на прогулке, и в магазине, в гостях, в транспорте, да где угодно. Что-то малыша заинтересовало. «Мама, смотри, какая машина!» «Какая?» - переспрашиваете вы. «Красная», - отвечает вам ребенок. «А если она перевозит груз, то, как она называется?» «Грузовая». «Грузовую машину мы как можем назвать, одним словом?» «Грузовик». «Грузовик сделан из железа. Значит, он какой?» «Железный», - следует ответ ребенка. «А кто ведет машину?» «А машина по чему едет? А куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот большой грузовик. А как мы назовем маленький грузовик? Правильно, грузовичок». На первый взгляд вы обсуждаете с малышом им увиденное: проехал грузовик. А смотрите, сколько вы проделали грамматических упражнений: здесь и словообразование, знание профессий, отработка предлогов. «Едет по дороге. Повернул за угол». Образование уменьшительно-ласкательных слов.

Все эти упражнения не сложные. Они не требуют дополнительного времени. Не кивать головой: «Да машина проехала». А вывести ребенка на разговор, на обсуждение.

Но если ребенок почувствует, что вы с ним не просто разговариваете, а ведете очередное занятие по развитию речи, он закроется и не захочет ничего обсуждать. Поэтому старайтесь больше говорить с малышом, расспрашивая его заинтересованно, подсказывая время от времени. Введите в обиход игру на словообразование. И сами со временем поймете, насколько интересен и сложен русский язык. Иногда и сами мы, взрослые, не знаем, как правильно употребить то или иное слово. Например, как называется детеныш у жирафа?

Не откладывайте на потом, что, дескать, перед школой научите, натаскаете своего ребенка, а начинайте заниматься с малышом. Приучайте его говорить правильно.

У кого-то из детей от природы развит фонетический слух, у других нужно формировать речь, отрабатывать словообразование. Требуется терпение и время, поэтому начинайте сейчас.

Вы с малышом на кухне? Моете посуду? Прекрасное место для беседы. Спросите его: «У меня в руках тарелка из глины, какая она?» «Правильно, глиняная. Я ее намочила водой, какая она?» «Мокрая». «Сейчас мы будем пить чай. Что понадобится для чаепития?» «Чайные чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник». «А куда нужно положить масло? Правильно, в масленку. А куда кладется селедка? Насыпается сахар? А как ты думаешь, почему мясорубка называется мясорубкой?»

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте ему повторять русские и иностранные, знакомые и незнакомые слова. «Скрупулезность, межконтинентальный, высококвалифицированный».

Очень полезно запоминать предметы, их количество, взаиморасположение. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Учите его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего, чем отличаются. Особенно хорошо сопоставлять два почти одинаковых рисунка, с целью найти отличия.
При этом развивается речь ребенка, обогащается его словарный запас. Он начинает задумываться, как сказать правильно. Он сознательно формирует свою речь. И вы старайтесь говорить с малышом развернутыми предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называя как можно больше признаков предмета. Вспомните, как грустно выглядят взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в наших руках!

           Одним из важных моментов психического развития, определяющего готовность ребёнка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, событие, объяснить то или иное явление, правило, выразить свои мысли.

В период от 5-7 лет словарный запас ребёнка увеличивается до 3500 слов, в нём уже много образных слов и выражений, устойчивых сочетаний. Ребёнок усваивает грамматические категории, умеет строить сложные предложения. В этот период ребёнок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

Проблемы с чтением и письмом

С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения в овладении навыками чтения и письма. Очень часто это связанно с нарушением речевого слуха. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Как же он может читать, если нечётко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача усложняется ещё тем, что ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте детей с речевыми нарушениями – сложная педагогическая проблема.

А учить надо, потому что искажение одного- двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова: «дочка – точка», «дом-том», «коса- коза» и т.д.  Замена глухого звука  звонким, твёрдого – мягким, шипящего – свистящим придаёт слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы, которое позволяет запоминать и воспроизводить их очертания.

Следовательно, для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, сформированный речевой слух и особое зрение на буквы.

Документы для скачивания