a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Роль пальчиковых игр в развитии речи у младших дошкольников в процессе подготовки к логоритмическим занятиям».

Опубликовано: 2017-02-17 11:49:58

«Роль пальчиковых игр в развитии речи у младших дошкольников в процессе подготовки к логоритмическим занятиям». «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаю источник творческой личности» В. А. Сухомлинский «Роль пальчиковых игр в развитии речи младших дошкольников». Введение: Одним из показателей хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Цель: - развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи: 1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка. 2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. 3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм. Методы: - разучивание потешек, - использование атрибутов к пальчиковым играм, - изобразительное творчество( лепка, аппликация, рисование, - применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга. Приёмы: • постукивания подушечками пальцев, • растирание, • поглаживание основания пальцев, • круговые движения по ладоням, • лёгкий массаж предплечья. Этапы разучивания игр: • Взрослый сначала показывает игру малышу сам. • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка. • Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. • Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. • Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает. Рекомендации: • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони. • Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. • Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка. • Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе. • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др. • Используйте максимально выразительную мимику. • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. • Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте их новыми. • Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощряйте успехи. Работа с родителями: • Мастер класс: Тема: «Волшебные пальчики», «Пальчиковый театр своими руками», «Играем пальчиками – развиваем речь». Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы. Задачи: 1. Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка. 2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. 3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр. • Консультации: ( индивидуальные и групповые) Темы: «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги». • Видео – презентации. • Фото – выставки. • Картотека пальчиковых игр( выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей – активизировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми) . Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Аннотация. В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано мною не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей дошкольного возраста. На основании моих наблюдений можно сделать вывод: - Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. - У детей улучшилась речь( возросла речевая активность, дети стали говорить не только фразами, но и предложениями, состоящими из 3 – 4 слов) . Основная часть. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие. Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – я пойму! » Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо- влево», «вверх- вниз», «вперед- назад». Результаты: использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, повышают мышечный тонус. Вывод: Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами. Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей. Заключение. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются" пальчиковые игры" . Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. " Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе" пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Литература 1 Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики» 2 Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр» 3 Янушко Е. «Помогите малышу заговорить! " 4 Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» 5 Хвостовцев. А. «Пальчиковые игры для детей» 6 Новиковская О. «100 упражнений для развития речи» 7 Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие мозга ребенка» 8 Крупенчук О. П. «Развиваем мелкую моторику» 9 Белая А. Е. , Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» 10 Узорова О. В. , Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»

Оставить комментарий: