a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Описание опыта работы по теме: «Работа с бумагой, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Автор: Тараканова Оксана Николаевна Опубликовано: 2017-02-18 12:58:49

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Любим Детский сад № 3 Описание опыта работы по теме: «Продуктивные виды деятельности, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Автор: Воспитатель МДОУ № 3 Тараканова Оксана Николаевна Г. Любим, 2017 Оглавление 1. Условия возникновения опыта…………………………………………. 3 2. Актуальность……………………………………………………………. . 4 3. Новизна…………………………………………………………………. . . 6 4. Ведущая педагогическая идея…………………………………………. . 7 5. Технология опыта………………………………………………………. . 9 6. Анализ результатов……………………………………………………. . 15 7. Список используемой литературы……………………………………. 16 Становление опыта Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Работая с детьми, я заметила, что у многих детей слабо развиты мышцы пальцев, движения рук неловкие, неуверенные. Б ольшинство детей даже в старшем дошкольном возрасте не могут без помощи взрослого застег нуть и расстег нуть пуговиц ы, молни и на одежде. Дети плохо работают ножницами, неправильно держат карандаш, многократно поворачивают лист бумаги при рисовании и раскрашивании. Всё это следствие недостаточно развитой мелкой моторики пальцев рук. Я решила глубже изучить данную проблему и помочь детским пальчикам развиваться, используя различные виды деятельности. Актуальность Степень развития мелкой моторики у реб ё нка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас почти никто не стира е т в ручную, не замешива е т тесто, не реж е т овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, мытью посуды, овощей, фруктов. Дошкольники носят одежду и обувь на липучках. А на футболках и толстовк ах, так популярных сейчас, нет пуговиц, которые необходимо застёгивать. Шапки – без завязок. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. Следствие всего этого – слабо развитая моторика рук у детей. А ведь ручная умелость даёт возможнос ть личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности. При поступлении ребенка в школу, недоста точное развитие мелкой моторики вызовет трудности в овладении письмом. Это может привести к повышенной нагрузке на ребёнка, что мо жет привести к возникновению негативного отношения к школе, снижению учебной мотивации. Именно п оэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. В ажно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое. ФГОС н а этапе заверше ния дошкольного образования предполага ет формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности и наличие у них определённых характеристик социальных и психологических в виде целевых ориентиров. И поэтому, моя задача- способствовать развитию у ребёнка- дошкольника следующих целевых ориентиров: - у ребёнка развита мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими; - ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и прави лам в разных видах деятельности; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склоне н наблюдать, экспериментировать; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Новизна Новизна работы заключается в применении нетрадиционных аппликативных техник и материалов в работе с детьми. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая особенности современных детей( гиперактивность, привязанность к гаджитам) , для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. В соответствии с требованиями ФГОС предполагается использование разнообразных материалов и сре дств в х удожественной деятельности. Поэтому я включила в свою работу нетрадиционны е техники аппликации( объёмная аппликация из салфеток, о брывная аппликация, торцевание) как одного из вида изобразительной деятельности дошкольника. Дети использовали в своих работах такие материалы, как бумажн ы е полотенца, крупу, вату, фольгу, гофрированную бумагу. Я считаю, что нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. Ведущая педагогическая идея. Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые- физиологи к ак И. П. Павл ов, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов, исследователь детской речи – М. М. Кольцова, педагоги – М. Монтессори, В. А. Сухомлинский и др. Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику( движение рук и пальцев) и крупную моторику( перемещение тела, ходьба) . Мелкая моторика – это движение мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. В. М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Сухомлинский утверждал: « У м ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, т ем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки- ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что р азвитие мелкой моторики изучали многие педагоги и учёные. Они доказали, что моторика тесно связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка и играет важную роль для его общего раз вития и подготовки к школе. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Технология опыта. Изучив опыт работы разных педагогов по развитию мелкой моторики, отметила, что одни из них отда ют предпочтение штриховке и рисованию, другие – различным видам театр а и пальчиковым играм, третьи – лепке, конструированию, аппликации. Я решила отдать предпочтение продуктивным видам деятельности, т. к. и зобразительная деятельность является одной из наиболее близких и естественных видов деятельности для ребенка дошкольника. Дети моей группы очень любят заниматься с бумагой, делать аппликации и различные поделки из неё. Но из- за плохо развитых пальчиков многие ребята неловко держат ножницы, плохо усваивают приёмы работы с бумагой. Свою работу я начал а со старшей группы. Вначале я выявила исходный уровень развития мелкой моторики рук детей. Для этого я использовала следующие диагностические методики: методика «Дорожка»( по Л. А. Венгеру) , методика «Фигуры»( по В. Мытацину) , тест на определение уровня развития мелкой моторики рук( Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков « Психолого – педагогическая готовность ребёнка к школе») . Проведя исследование детей, я обнаружила низкий уровень развития мелкой моторики рук у большинства ребят. Я поставила перед собой цель: развитие мелкой моторики рук детей через занятия аппликацией, оригами. Для выполнения цели выделила следующие задачи: - познакомить с разными видами бумаги; - познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации; - обучать техническим приёмам и способам создания различных поделок из бумаги; - с оздать условия для применения практических умений и навыков в самостоятельной деятельности; - ф ормировать культуру труда, умение бережно и экономно использовать материал; - способствовать развитию творческих способностей; - в оспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работа ть в коллективе и индивидуально; - ф ормировать навыки коммуникативного, делового, творческого общения; - осуществлять взаимодействие с семьей. Осуществляла поставленные задачи постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей реб ё н ка, его индивидуальности. Б олее сильным детям будет интересн о сложн ое задание, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. В работе с детьми использ овала разные техники работы с бумагой. 1. Аппликация- один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Занимаясь аппликацией, дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов( бумага, крупа, вата, нитки, ткань, фольга и т. д. ) . Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. 2. Обрывная аппликация – это вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация проста в выполнении и очень полезна для развития пальчиков. 3. Отдельный вид аппликации- это салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Эта техника оказывает большое влияние на развитие мелкой моторики. Пальчики детей становились все более ловкими, комочки — более плотными, а работы аккуратными. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая, удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками. 4. Торцевание. Это метод работы с бумагой, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объёмностью рисунка. Эта техника достаточно проста для того, чтобы использовать торцевание в детском саду, для старших дошкольников. Поделки в технике торцевания делаются с помощью мелких объёмных элементов из бумаги. Для этих целей мы с детьми использовали гофрированную бумагу и салфетки. Объёмный элемент композиции представляет собой сжатый в виде конуса небольшой кусочек бумаги и называется «торцовкой». Множество торцовок создают задуманный образ, заполняя пространство заранее прорисованного контура. В процессе работы с данной техникой у детей развивается точность движений, слаженность работы обеих рук, внимание, усидчивость. 5. И спольз овала в работе с детьми такой вид художественной деятельности как оригами. Этот вид работы, у нас в группе, очень популярен. Мы с ребятами часто дела ли поделки в технике оригами. Занимаясь данной техникой, дети овладевают приемами многократного складывания и сгибания, что также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает конструктивные и творческие способности, формирует умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога, воспитывает у детей трудолюбие. Достоинством аппликационных работ является возможность коллективного исполнения одной композиции. Участники работы сообща обсуждают сюжет картины, подбирают подходящий, по цвету материал, и распределяют между собой части работы. После того как основные детали будущей композиции выполнены, приступают к их распределению и, убедившись, что размещение получилось удачным, приклеивают их. При работе над коллективными композициями дети учатся договариваться, выслушивать друг друга, высказывать своё мнение, советоваться. Вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, журналов, раскрасок, каталогов – так же полезное и увлекательное занятие для моих будущих школьников. Ребята из вырезанных фигурок составляют целые композиции. На занятиях мы с ребятами изготавлива ли подарки для мам и пап к праздникам, украша ли группу и раздевалку в соответствии со временем года. Так же дела ли подарки для детей младших групп. Мы с ребятами организовали несколько выставок детских работ «Цветы небывалой красоты», «Осень золотая», «Цветочные фантазии», «Зимние самоделки», «Светлая пасха». Дети гордятся своими работами, рассказывают о них родителям и сотрудникам детского сада. Ребятам нравится, что взрослые по до стоинству оценивают их работы. Особое внимание уделяю развитию технических умений. Их недостаточное развитие тормозит воображение, инициативность, значительно снижает качество работы. В то время как высокий уровень технических умений повышает уровень творческого отношения к работе. Работу выстраивала по принципам: 1. Принцип доступности. Подбираемый материал должен быть понятен и доступен каждому ребё нку. 2 Принцип индивидуальности. Каждому ребё нку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития. Считаю важной задачей- знать лич ностные особенности каждого ребё нка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. 3. Принцип последовательности. Работа осуществляется последовательно от простого к сложному. 4. Принцип систематичности. Работа осуществляется систематически, а не от случая к случаю, 5. Принцип игровой подачи материала. Опо ра на ведущий вид деятельности- игру. Методы, используемые в работе: • словесный- объяснение, беседа, рассказ, сказка, вопросы; • наглядный- иллюстрации, наблюдение, показ( выполнение) педагогом; • практический – самостоятельное выполнение работ; • репродуктивный- дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; • игровой – п альчиковые игры, сюрпризные моменты. Н и одну зада чу по воспитанию и развитию ребё нка нельзя решить без участия семьи. П ри взаимодействии с родителями я использ овала папки- передвижки, буклеты, памятки, регулярно прово дила индивидуальные беседы. Одним из эффективных средств знакомства родителей с работой по развитию мелкой моторики рук, является их учас тие в занятиях в вечернее время. Родителей, пришедших за детьми пораньше, я приглашаю в группу и предлагаю присоединиться к своим детям. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное- создается эмоциональный контакт между ними. С помощью родителей была пополнена предметно- пространственная среда в группе. Они изготовили несколько игр для развития мелкой моторики рук детей, в которые ребята любят играть. Игры изготовлены из различных подручных материалов: фасоли, прищепок, шнурков, счётных палочек и т. п. Совместно с родителями мы собрали коллекцию пуговиц и бусин разного цвета и размера. Занимаясь с этими материалами, дети получают много положительных эмоций и одновременно тренируют пальчики. Дети в любое время могут заняться любимым делом в уголке ИЗО. Там всегда присутствуют разные виды бумаги, образцы работ, детские работы и всё необходимое оборудование. Анализ результатов. Я заметила, что работа с бумагой фо рмирует у ребё нка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Я всегда стараюсь поддерживать у детей уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца. Моя работа по развитию мелкой моторики рук детей позволила добиться следующих результатов: • Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики рук. • Отмечается повышение интереса детей к оригами, и аппликации. Дети стали усидчивее и стремятся закончить начатое дело. • Дети освоили различные технические приёмы и способы работы с бумагой • Повысился интерес и участие родителей в развити и детей. Список используем ых источников 1. Богатырёва З. Н. «Чудесные поделки из бумаги». / Богатырёва З. Н. - М. , Педагогика, 1987. - 272 с. 2. Беззубцева В. Г. , «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму». / В. Г. , Беззубцева, Т. Н. Андриевская- М. , ГНОМ и Д, 2003. - 82с. 3. Выготский Л. С. Вопросы детской( возрастной) психологии/ Л. С. Выготский Собр. соч. В 6 т. – М. , 1983. - Т. 4. - 156 с. 4. Вайнерман С. М. , Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. / С. М Вайнерман. , А. С Большов. , Ю. Р. Силки н – М. , Владос, 2006г. - 93 с. 5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев- М. , 2005. – 98с. 6. Гусакова М. А. Аппликация. - / М. А. Гусакова М. : Просвещение, 1987. - 289 с. 7. Гаврина С. Е. , Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинин а– Спб: Питер, Изд. : АСТ, 2010. - 35с. 8. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. / Н. В. Дубровска я– Спб: Питер, Изд. : Детство- Пресс, 2010. - 98 с. 9. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно/ О. Жукова- Д ошкольное воспитание, 2006. – 11с. 10. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребёнка. / М. М Кольцова. - М. , Изд: Педагогика, 1973. - 66с. 11. СержантоваТ. Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005- 76с. 12. Соловьева Н. Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. Айрис- Пресс, 2004. - 62 с. Интернет ресурсы 1 3. Бумага гофрированная/ Страна Мастеров[ Электронный ресурс] http: / / www. stranamasterov. ru 14. Все для детского сада[ Электронный ресурс] . http: / / www. moi- detsad. ru 15. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье[ Электронный ресурс] . http: / / www. doshvozrast. ru 16. Дошколенок. ru- c айт для воспитателей детских садов[ Электронный ресурс] . http: / / www. dohcolonoc. ru

Оставить комментарий: