Устный журнал "Речевая готовность к школе". Воспитатель высшей квалификационной категории Кирина Наталья Николаевна.

Опубликовано: 15:27:41 18-02-2017

   Речевая готовность к школе.    

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является обучение его родному языку, развитие речи и речевого общения. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым.  От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во много зависят успехи дошкольников в усвоении языка. Поэтому необходимо, чтобы речь взрослого соответствовала нормам и правилам литературной разговорной речи. Сейчас почти каждый родитель ребенка озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

 К моменту поступления в школу речь ребенка должна быть содержательной, последовательной, логичной и понятной для окружающих. Чтобы овладеть такой речью, ребенок должен не только научиться правильно строить предложения, но и научиться составлять рассказы о предметах, о событиях и явлениях из своей жизни, логически связанных друг с другом.  Только в этом случае мы можем говорить о связной речи. Необходимо давать ребенку задания, которые помогут развитию связной речи, например, прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить пересказать; или рассмотреть какую-нибудь сюжетную картинку и предложить составить по ней рассказ. Хорошо придумать с ребенком рассказ о своей любимой игрушке. Такие занятия с ребенком дадут возможность в дальнейшем перейти к творческому рассказыванию, как к более сложной форме связной речи. В этом случае дети учатся самостоятельно составлять рассказы на предложенную тему, а также на тему из личного опыта об увиденном или услышанном ранее.

Использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (Писатель), воспитывает малышей – кто? (Воспитатель), спасает людей – кто? (Спасатель)

Умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова Му-Му – мычит) и др.

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольников ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

  • «Правильная речь»— речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.
  • «Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

  1. Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  2. Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  3. Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  4. И какое развитие нужно детям?
  5. Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  6. Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  7. Умение учиться.  Из чего оно состоит и что для него нужно?
  8. Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  9. Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  10. Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  11. Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  12. Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  13. Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение?  Игры и занятия для его развития.
  14. Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  15. Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  16. Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  17. Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей поможет ребенку стать общительнее, преодолеть застенчивость и развить уверенность в своих силах. Родителям полезно чаще организовывать речевое общение с детьми в быту, во время игр и во всех режимных моментах. Ведь здесь предоставляется возможность исправлять встречающиеся ошибки детей, а не игнорировать их; закреплять их речевые навыки, следить за правильным построением предложений. Все это поможет всестороннему развитию личности ребенка и успешному обучению его в школе. 

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: