Консультация для родителей "Психолого-педагогические требования к игрушке как средству игры"

Опубликовано: 20:52:36 18-02-2017

 

 

Автор-составитель Егорова Вера Васильевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино.

Тема: «Психолого-педагогические требования к игрушке как к средству игры».

Разговор о качествах игрушки особенно важен в настоящее время, когда появилось новое поколение игрушек. Далеко не все из них пригодны для игры и выполняют свою развивающую роль.

Исходя из сказанного выше, можно заключить, что главное качество хорошей образной игрушки – ее условность, она не должна быть абсолютной копией реальных предметов. Излишняя детализация навязывает ребенку определенный образ и способ действия. Игрушка должна открывать возможность для «внесения» в нее активности и субъектности ребенка – своего голоса, своих движений. Открытость для разнообразных действий и переживаний дошкольника важнейшее требование к игрушкам.

Необходимым качеством игрушки является возможность любых превращений и настроений. Она должна быть простой, открытой и не навязывать своего голоса и своей активности. Только в этом случае игрушка может выполнить свою главную функцию, т. е. стать не просто забавным плюшевым предметом, но «вторым Я», объектом заботы и партнером по общению и средством игры.

Между тем развитие рынка современных игрушек идет в направлении технического усложнения и совершенствования. Сегодня большинство образных игрушек имеют встроенный механизм, воспроизводящий какую-либо песенку или слова, заданные движения и пр. Игрушки, оснащенные специальными программами (интерактивные игрушки), могут жить «своей жизнью», не зависимой от деятельности ребенка, а иногда и руководить его действиями. Термин «интерактивность» (от interaction – взаимодействие) означает обмен информацией, идеями, мнениями между двумя субъектами. Интерактивная игрушка претендует на построение такого реального взаимодействия между собой и ребенком, которое способствует познавательному, эмоциональному развитию. Но очевидно, что реальный диалог ребенка с игрушкой невозможен.

Результаты наших исследований показали, что такая игрушка привлекает детей исключительно своими функциональными возможностями. Особенности «игры» ребенка здесь заключаются в манипулировании, которое ничего общего не имеет с сюжетной игрой (создание воображаемого пространства, принятие роли, общение с игрушкой и пр.). Подтолкнуть ребенка к развертыванию сюжета в некоторых случаях возможно при условии участия взрослого и выключенного механизма. Однако функциональная заданность, заложенная в игрушке, провоцирует и подталкивает ребенка на воспроизведение стереотипных и однообразных действий. Интерактивная игрушка не дает простора для детского творчества и разнообразных форм активности. Это исключает возможность самовыражения ребенка и сводит игровые действия к стереотипным манипуляциям. Такая игрушка выступает в качестве забавы, но никак не способствует разворачиванию игры, созданию мнимой ситуации или принятию роли.

Итак, игрушка становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Играть с ней совсем необязательно. Ребенку не нужно оживлять куклу, вкладывать в нее свои переживания, свой опыт. Нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает возможность самостоятельной творческой игры. Ребенок как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями.

Развитие рынка игрушек идет в направлениях, закрывающих возможность игрушки стать предметом игры и психологическим орудием. Наблюдается явное противоречие между представлениями производителей и продавцов игрушек, которые рассматривают игрушку как товар, и представлениями психологов и педагогов, которые понимают игрушку как средство развития ребенка.

Основными тенденциями развития современной игрушки является ее натурализация, детализация, автоматизация и пр. Большинство современных игрушек обладают собственной активностью – они сами говорят, двигаются, дают указания ребенку. Все это делает игрушку не средством игры, а самодостаточной вещью, которая закрывает возможность самостоятельной творческой игры. Игрушка навязывает свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребенку создать свой замысел. Она диктует ребенку, что с ней нужно делать, ребенок попадает под ее влияние. В результате его собственная содержательная игра и все связанные с ней способности не формируются.

В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает осуществление квалифицированной психолого-педагогической экспертизы игрушек, учитывающей не только их экологические и эстетические свойства, но и возможный психологический эффект на развитие ребенка.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2004.
  2. 2. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Тиханова И. Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
  3. Смирнова Е. О., Филиппова И. В. Образная игрушка как средство развития сознания // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
  4. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Абдулаева Е. А. и др. Научные основания психолого-педагогической экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. № 1.
  5. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. № 3.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Документы для скачивания:

36514_k_igrushke.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: