a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности "Юный художник"

Автор: Шаповалова Ольга Сергеевна Опубликовано: 2017-02-19 19:12:13

Документы для скачивания

- 903284- 1271016 Содержание программы: Информационная карта программы ……………………………………………. . 3 Пояснительная записка …………………………………………………………. . . 4 I. Целевой раздел образовательной программы. 1. 1. Новизна программы…………………………………………………………. 5 1. 2. Интеграция образовательных областей……………………………………. 5 1. 3. Цели и задачи реализации программы …………………………… ………. . . 5 1. 4. Принципы и подходы к формированию программы ………………………6 II. Содержательный раздел. 2. 1. Изобразительно- художественная одарённость……………………………. 7 2. 2. Содержание образовательной деятельности ………………………………. 7 2. 3. Формы организации работы с детьми ………………………………………8 2. 4. Материально- техническое обеспечение программы …………………. . 8 III. Организационный раздел. 3. 1. Программно – методическое обеспечение …………………………………. . 8 3. 2. Компоненты развивающей среды для художественно- творческого развития детей дошкольного возраста ……………………………………. ……. . 9 3. 3. Предполагаемый результат развития художественно – творческих способностей детей …………………………………………………………………9 3. 4. Перспективный план работы по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности в старшей группе( 5- 6лет) …………………. . . 10 3. 5. Перспективный план работы по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности в подготовительной группе( 6- 7 лет) ………15 IV. Ожидаемые результаты. 4. 1. Результаты образовательной деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет) ………………………………………. 22 4. 2. Результаты образовательной деятельности воспитанников подготовительной к школе группе( 6 – 7 лет) ……………………………………22 4. 3. Признаки творческого продукта ……………………………………………. . 23 Литература. Информационная карта программы: 1) Название программы: Программа по изодеятельности с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста «Юный художник» Автор программы: Шаповалова Ольга Сергеевна, воспитатель I квалификационной категории Цель программы: Поддерживать и развивать детскую одарённость, формировать у воспитанников художественно – эстетический вкус. Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная. Сроки реализации: 2 года. Пояснительная записка Актуальность: Одарённые дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Законом «Об образовании» РФ предусмотрена работа с одарёнными детьми дошкольного возраста. Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по- прежнему остаётся актуальной и требует дальнейшего разрешения. Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, обладающими творческим потенциалом, способствует активному развитию личности дошкольника. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка, способствующая обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность и влияет на физическое развитие. Одарённые дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Не стоит навязывать ребёнку технику, средства – в этом и будет проявляться индивидуальность творческой личности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой, он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда. Для работы подбираю сюжеты, близкие опыту обучающихся, что способствует уточнению и расширению уже усвоенных ими знаний. Сенсорное воспитание – форма работы с детьми способствует усвоению знаний о цвете, форме предметов, их пространственном расположении. Данная программа включает методы и приёмы, которые будут использованы в работе по развитию детской одарённости: Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений во время образовательных ситуаций; Практические – упражнения, игровые методы; Словесные – беседы, художественное слово, объяснение, педагогическая оценка. Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество. Освоение художественного опыта прошлого, формирование «культуры творческой личности» развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности. Целенаправленная и систематическая работа по разработанной программе «Юные художники» поможет решить все эти задачи и проблемы. Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностного смыслового пон имания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно – модельной) . Целевой раздел образовательной программы. Новизна программы: организация персональных выставок детей; придумывание литературных сочинений к своим рисункам. взаимодействие с библиотекой( знакомство с художниками) . Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, когда развивается связная, грамматически правильная речь детей; Познавательное развитие, когда дети узнают новые оттенки цветов в процессе экспериментирования, закрепляют цвет и форму предметов, закрепляют и обобщают знания о природе, о людях, их профессиях; Социально – коммуникативное развитие, когда обучающиеся закрепляют навыки общения друг с другом, учатся взаимопомощи, а также осторожному обращению с карандашами, кисточками и другими материалами. Художественно – эстетическое, когда творческий процесс ребёнка происходит под музыкальное сопровождение, происходит ознакомление с художественной литературой. 1. 3. Цели и задачи реализации программы. Цель: Поддерживать и развивать детскую одарённость, развивать художественные способности ребенка в изобразительной деятельности, формировать у воспитанников художественно – эстетический вкус, стремление детей дошкольного возраста к самовыражению посредством изобразительной деятельности. Задачи 1- го года обучения: Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный опыт. Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно- творческие способности, учить созерцать красоту окружаю щего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление. Обогащать представления детей об искусстве( иллюстрации, репродукции, подлинники, народное ДПИ, скульптура, жанры изобразительного искусства) , как основе развития творчества. Учить выделять средства выразительности( в т. ч. цвет) . Продолжать формировать у детей умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей. Развивать композиционные умения, учить передавать движения фигур. Формировать у детей умение различать предметы народного ДПИ( Дымковская, Филимоновская игрушки, Гжель, Хохломская роспись, Городец) . Обучать способам деятельности: формировать умения и навыки, необходимые для осуществления творческого процесса; Учить использовать в рисовании нетрадиционные техники( оттиск печатками и другие по желанию детей) ; Создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов, материалов в соответствии с характером задуманного образа; Поощрять навыки коллективных действий при создании единой композиции; Воспитывать интерес к творчеству. Научить детей видеть красоту окружающего мира. Научить детей выражать свои чувства через творчество. Задачи 2 – го года обучения: Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства. Воспитывать самостоятельность, учить рисовать с натуры, передавать форму, цвет, пропорции, композицию. Совершенствовать технику изображения. Расширять подбор материалов для творчества, комбинировать их. Формировать умения свободно владеть карандашом, восковым мелком. Развивать декоративное творчество, создавать узоры по мотивам народного творчества. Учить придумывать сочинение к своему рисунку, используя небольшое четверостишие или предложение; Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы; Развивать технические и изобразительные умения; Продолжать обучать экспериментированию с художественным материалом; Формировать умение проявлять оценочную способность и выступать в роли ценителей искусства; Воспитывать настойчивость в работе, умение доводить творческий процесс до конца. 1. 4. Принципы и подходы к формированию программы. Основные принципы построения программы: Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Принцип динамичности- каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо – определенных и обязательных ограничений. Принцип индивидуализации обеспечивает развитие каждого ребенка. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. Принцип взаимодействия с образовательными областями: - Познавательное развитие( сенсорное развитие) , - Социально – коммуникативное развитие, - Речевое развитие, - Художественно – эстетическое развитие( музыка, художественная литература) . II. Содержательный раздел. 2. 1. Изобразительно- художественная одаренность В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную ску льптуру, красивую( художествен но выполненную) вещь. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д. Любит использовать какой- либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой пло щадке. Охотно рисует, лепит, создает композиции, име ющие художественное назначение( украшения для дома, одежды и т. д. ) , в свободное время, без по буждения взрослых. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. Любит созда вать объемные изображения, рабо тать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.  Может выразить свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. 2. 2. Содержание образовательной деятельности Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать выразительный образ и передавать своё отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно – игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умения рисования контура предмета простым карандашом. Освоение новых более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе. 2. 3. Формы организации работы с детьми Данная программа рассчитана на два года обучения и предназначена для детей старшего дошкольного возраста( 5- 7 лет) . Она предполагает подгрупповые и индивидуальные формы организации работы. 2. 4. Материально- техническое обеспечение программы: Имеются технические средства обучения: Аудиоаппаратура Видеоаппаратура Имеется необходимый дидактический материал: Картотека физ культ минуток, подвижных игр, пословиц и загадок о животных и временах года; Репродукции картин Репина, Васнецова, Шишкина, Левитана; Демонстрационный материал: «Транспорт», «Времена года», «Насекомые», «Птицы», «Дикие и домашние животные», «Права ребёнка» и др. III. Организационный раздел. 3. 1. Программно – методическое обеспечение Программы Методические пособия Дополнительная литература 1. комплексная программа Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2. парциальные программы: И. А. Лыкова «Цветные ладошки» Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет; Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина; «Красота. Радость. Творчество» Программа эстетического воспитания дошкольников; В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова « Конспекты занятий по изобразительной деятельности ». А. С. Кипищикова Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 2007г. И. А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду ». Г. С. Швайко « Занятия по изобразитель ной деятельности в детском саду»( старшая, подготовительная группы) . О. А. Соломенникова «Радость творчества»( ознакомление детей с народным искусством) ; Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» Т. С. Комарова “Занятия по изобразительн ой деятельности ” Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском с аду »( ч. 1; 2) . В. И. Ковалько « Все цвета радуги »( азбука физкультминуток) Ю. В. Рузанова « Развитие моторики в нетрадиционной изобразительной деятельности ». Т. Ф. Шорыгина Красивые сказки для малышей. 3. 2. Компоненты развивающей среды для художественно- творческого развития детей дошкольного возраста. Технические средства Наглядно- дидактические пособия- Ноутбук; - Фотоаппарат; - Музыкальный центр; - Магнитола; Подборка картин из серии: - «Времена года»; - «Третьяковская галерея»; - «В мире прекрасного »; Подборка картин по жанрам: - «Портрет»; «Пейзаж»; «Натюрморт»; «Сказочно- былинный жанр»; «Декоративно- прикладное искусство»; Подборка дидактических игр: - «Радуга»; «Разноцветная вода»; «Подбери оттенок»; «Заколдованные человечки»; «Силуэты»; «Трафареты»; и т. д. Технологические карты последовательности рисования: «Птицы»; «Животные»; «Человек»»; «Деревья»; «Морские обитатели»; «Транспорт» и т. д. Технологические карты по нетрадиционным техникам рисования. Изобразительные материалы: - краски: гуашь, акварель; - восковые, акварельные мелки; - пастель; - цветные карандаши; - фломастеры; - кисти разных размеров; - палитры для смешивания красок; Разнообразные материалы для нетрадиционных техник рисования: - трубочки; - заострённые палочки; - ватные палочки; - различные печатки( пробки, фигурки…) ; - бумага разнообразного цвета, фактуры, формы; - салфетки и другой материал. 3. 3. Предполагаемый результат развития художественно – творческих способностей детей: Для детей( по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) : - Субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества; - Нахождение адекватных выразительных изобразительных сре дств дл я создания художественного образа; - Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами; - Индивидуальный «почерк» детской продукции; - Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности; - Способность к интерпретации художественных образов; - Общая ручная умелость. Для педагога: - Создание развивающей среды в группе детского сада. - Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников; - Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс. 3. 4. Перспективный план работы по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности в старшей группе( 5- 6лет) Месяц Тема Цели, задачи СЕНТЯБРЬ Мониторинг Выявить особенности предпочтений детей в видах и жанрах искусства и изобразительной деятельности, изобразител ьных техниках и сформированности представлений о них, представлений детей о природе России, выявление особенностей художественно- эстетического развития обучающихся, воспитывать интерес к рисованию. Рисование сюжетное «Картинка про лето» Учить детей отражать в рисунк е впечатления, полученные летом. Р исовать различные деревья( толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные) , кусты, цветы. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа( земля, трава) . Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей Рисование сюжетное( по замыслу) «Приключения цветных карандашей» У чить детей рисовать одним цветом предметы окружающего мира, создавать образ графическим способом; развивать умение видеть красоту в очертаниях форм; продолжать учить оценивать рисунок через цветовую гамму и другие средства выразительности; формировать интерес к рисованию. «Ветка с ягодами» Продолжать знакомить с многообразием ягод. Учить срисовывать с картинки, правильно передавать форму листьев, расположение и цвет ягод. Закреплять умение композиционно заполнять лист. ОКТЯБРЬ Рисование   «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду». Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев. Закреплять умение рисовать красками( хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске) . Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.   Рисование с натуры «Краски осени» Рисование осенних листьев с натуры с передачей их формы и окраски( путем смешивания красок для получения сложных оттенков) , ознакомление со способом  «печатания» Учить рисовать с натуры, знакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге; учить передавать характерные признаки объектов и явлений природы Живопись «Натюрморт с овощами» Познакомить детей с новым жанром живопис и- натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах( цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта) . Познакомить с репродукциями натюрмортов. Учить детей делать набросок на листе простым карандашом, передавая форму, размер и расположение предметов Развивать умение подбирать наиболее точные определения при описании предметов в картине. Рассматривание картины: И. Т. Хруцкий «Натюрморт». Живопись «Осенний лес»( работы для всероссийского конкурса) Познакомить детей с новым жанром живописи- пейзажем. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья( большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные) . Учить, по- разному, изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам. Закреплять умение рисовать деревья, смешивая краску разных цветов для точного оформления кроны деревьев, развивать чувство композиции, воспитывать любовь к природе. НОЯБРЬ Живопись Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень». Познакомить детей с содержанием картин; закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы; формировать умения сравнивать два похожих пейзажа. Рисование акварелью по мокрой бумаге “Разноцветный дождь” Познакомить с техникой “по – мокрому ”; учить отображать состояние погоды( дождь) ; развивать чувство цвета, передавать цвета и оттенки. Закрепить умение пользоваться красками. Рисование «Ёжик в траве» Учить рисовать с использованием нетрадиционных техник( тычок жёсткой полусухой кистью) ; закреплять умение смешивать краски для получения нужных оттенков; воспитывать настойчивость в работе. Рисование «Милая мамочка» Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умения детей изображать портрет человека; умение передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида мамы, дать детям понятие о симметричности лица и его частей, развивать чувство композиции, воспитывать любовь к маме. ДЕКАБРЬ Рисование сюжетное «Зима» Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила( гуашь) . Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.   «Кто живет в зимнем лесу? » Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса. Закреплять умение рисовать животных, передавать их характерные особенности. Упражнять в соблюдении относительных размеров изображаемых животных. Развивать фантазию, воображение и творчество Рисование по замыслу «Большие и маленькие ели». Учить детей располагать изображения на широкой полосе( расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу) . Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение( старые ели темнее, молодые — светлее) . Развивать эстетические чувства, образные представления Рисование “Снеговик”( тычок жесткой полусухой кистью) Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью. Рисование по замыслу «Волшебный мир ночи». Побуждать детей в рисовании выразительно передавать светящиеся в темноте предметы( звёзды на небе, окна домов, фонари, фары автомобилей и др. ) . Развивать фантазию, воображение. Упражнять в рисовании по мокрому слою бумаги. ЯНВАРЬ Рисование по памяти «Вспоминаю новогодний праздник» Учить рисовать по памяти, выбирая разные техники, закреплять умение передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, настроение людей, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства( ритма, цвета) , образные представления. Развивать память, воображение, воспитывать интерес к праздникам Рисование сюжетное «Зимние развлечения» Учить придумывать сюжет рисунка по заданной теме, придумывая небольшое четверостишие к рисунку, развивать творческое мышление, продолжать обучать рисованию людей в движении( лепим снеговика, катание с горки, игра в «снежки» и др. ) . Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами( цветными мелками) . В оспитывать интерес к творческим занятиям, взаимопомощь. Рисование гуашью с применением сыпучего материала «Белая берёза под моим окном…. » Учить создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение( одно дерево на одном листе) . Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы, упражнять рисовать всей кистью и ее концом. ФЕВРАЛЬ «Дед и баба вылепили Снегурочку» Учить изображать эпизод из знакомой сказки, придавать выразительность образу Снегурочки через подбор красок( холодные цвета) , учить рисовать портреты пожилых людей, передавать отличительные особенности их лиц( морщинки, седые волосы, борода и усы) , формировать умение изображать людей в зимней старинной одежде, воспитывать любовь к сказкам Рисование – штриховка- “петелька”, фломастерами “Нарисуй свое любимое животное” Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передовая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения- штрихом – “петелькой”. Показать особенности и возможности безотрывных круговых движений при передачи фактуры меха. Поупражнять в рисовании “ петелькой ”. «Портрет папы» Дать детям представление о жанре портрета. Развивать художественное восприятие образа человека. Учить рисовать по памяти портрет отца( голову и плечи) . Упражнять в смешивании красок для получения цвета лица. Рисование цветными карандашами “Наши защитники ” Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений. Учить передавать образы солдат, лётчиков, моряков, характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение рисовать крупно, правильно располагать на листе бумаги. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Развивать воображение. МАРТ Рисование декоративное( по замыслу) «Подарок маме» У чить детей рисовать необычные цветы, располагать изображение в центре листа, сложенного в форме открытки; формировать умение передавать в рисунке цвета и их оттенки( смешивая краски разного цвета с белилами) ; закреплять технические навыки; воспитывать чувство уважения к родителям; развивать творчество. Рисование декоративное «Ваза для цветов» Продолжать учить использовать элементы геометрического орнамента( квадрат, точка, ромб) в построении декоративных композиций; закреплять умение правильно пользоваться кистью; воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству. Рисование( сюжетное по сказке “Лиса и заяц”) “Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы- ледяная” Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Продолжать знакомить детей с холодными и тёплыми тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную и тёплую цветовую гамму. Закреплять приемы рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Рисование гуашью. “Комнатный цветок” Познакомить с новой техникой- монотипией( рисованием половины изображения и складыванием листа пополам) . Познакомить детей с симметрией на примере цветка. Развивать пространственное мышление, глазомер и координацию движений. Закреплять навыки рисования гуашью. Учить изображать цветок в технике монотипия. АПРЕЛЬ Рисование сюжетное «Весна, ручейки, солнце ярко светит» Обучать умению создавать сюжет рисунка, отражению в рисунке весенних признаков, развивать творческое воображение, развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передать ее в рисунке; учить располагать изображение на всем листе; закрепить умение использовать разные приемы рисования( всей кистью, ее концом) ; знакомить ребят с теплыми цветами. «Если захочу – в космос полечу! » Учить рисовать, фантазируя, создавая вымышленные планеты и, рисуя себя, в роли космонавта, развивать воображение, взаимовыручку, воспитывать уважение к людям этой профессии. Познакомить детей с новым способом рисования- набрызгиванием. Учить набирать краску на зубную щетку и проводить ею вперед- назад по расческе, разбрызгивая краску на бумагу. Рисование предметное( с натуры) «Весенние веточки» Учить детей рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности( строение, расположение почек, листочков, цвет) ; продолжать учить ребят получать оттенки цветов; закреплять технические навыки рисования кистью и красками; углублять представление о жанре «натюрморт»; воспитывать интерес к рисованию с натуры; развивать эстетическое восприятие.   «Чем мне нравится весна» Совершенствовать умение рисовать весенний пейзаж, учить отображать в рисунке характерные особенности весны( прилёт птиц, одежда людей и др. ) , развивать творческое мышление, воспитывать настойчивость, аккуратность в работе МАЙ Рисование сюжетное( по замыслу) «День Победы» Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к героям Великой Отечественной войны. «Цветут сады» Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая её характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу( ближе к нижнему краю или дальше от него) . Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. Мониторинг Выявить особенности освоения обучающимися компонентов изобразительной деятельности и проявление творчества в процессе выполнения работы детьми старшего дошкольного возраста, а также анализ продукта детской деятельности 3. 5. Перспективный план работы по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности в подготовительной группе( 6- 7 лет) Месяц Тема Цели, задачи СЕНТЯБРЬ «Букашки, бабочки, цветы» Мониторинг Выявить уровень умений и навыков, полученных детьми за 1 год обучения. Выявление уровня владения изобразительными умениями, создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений( самостоятельность, оригинальность, адекватные изобразительно- выразительные средства) . « Картинки о лете » Мониторинг Выявление уровня художественных способностей к изобразительной деятельности, умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, владение графическими навыками, умение рисовать фигуру человека наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности. Рисование «Волшебные облака» Создание образа ясного неба. Получение оттенков голубого цвета. В оспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость. У чить рисовать причудливые облака; смешивать краски, получать новые оттенки голубого цвета из белой и синей краски. Р азвивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. Натюрморт «Осенний букет» Учить детей рисовать осенние цветы ( астры, хр изантемы и т. д. ) , любоваться их красотой, самостоятельно выбирать тёплую или холодную гамму красок. Развивать у детей чувство цвета, формы, ритма; воспитывать интерес к рисованию. Продолжать учить детей смешивать краски. Добиваться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее не только по светлоте, но и по цветовому тону. Вызвать интерес к работе. ОКТЯБРЬ Тематическое рисование «В небе светит яркая луна» Создание ночной композиции с ярко светящейся луной. Учить смешивать белую и желтую краски, для создания светящейся луны и синюю, черную, красную, зеленую для создания ночного неба. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, контрастности цветов, творческих способностей. Вызывать положительные эмоции от свечения луны, воспитывать аккуратность, наблюдательность. Натюрморт «Вкусные дары щедрой осени» Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать фрукты, овощи. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм. Способствовать формированию понятия «натюрморт». Обратить внимание на многоцветие окружающего мира. Познакомить с понятием «тональность» Рисование по сырой бумаге «Хоровод осенних листьев» Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, интерес к ним. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие цвета. Продолжать осваивать технику рисования по сырой бумаге. Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки. Рисование «Краски осени» Рисование гуашью, акварельными красками, цветными карандашами. Учить передавать в рисунке красоту осеннего пейзажа. Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки. Развивать усидчивость, внимание. Воспитывать восхищение красотой осени. НОЯБРЬ Рисование «Море» Создание образа моря живописным способом. Передача пространства средствами цветовой перспективы. Закреплять знания о получении голубого цвета из белой и синей краски; учить рисовать море, передавать воздушную и цветовую перспективу. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, интеллектуальную сферу. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать творческое отношение в живописной работе, бережное отношение к природе. Тематическое рисование «Золотая рыбка» Создание образа золотой рыбки живописным способом. Учить рисовать рыбку, компонуя ее на весь лист, передавать ее графическими материалами перевод цветов в графический орнамент. Развивать чувство цвета, ритма, творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного. Воспитывать чуткое и бережное отношение к живой природе и ее обитателям, аккуратность, усидчивость; вызывать эмоциональный отклик, создавать положительный настрой. Хохломская роспись «Рисование узора на полосе» Учить видеть основной элемент росписи – завиток, как он завивается, выходит один из другого и каждый украшен одинаково ( ягоды, листья, травка) . Видеть характерное сочетание цветов золотой хохломы ( красный, золотой, жёлтый и немного зелёного) , вариативность ягод, листьев, травки ( реснички- осочки, усики) . Учить составлять узор на полосе, чередуя завитки в разном направлении ( вверх- вниз) , украшать их ягодами, листьями, травкой. Выбирать самостоятельно цвет полоски и элементов. РИСОВАНИЕ" УЛИЦЫ ГОРОДА" Продолжать знакомить детей с родным посёлком. Учить детей рисовать дома разных размеров, выделять главный объект, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему усмотрению( деревья, машины, украшения) , развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Развивать изобразительные умения детей в рисовании зданий, их творческое воображение, активность. Закрепить приёмы рисования краской. ДЕКАБРЬ РИСОВАНИЕ" ВЕТКА РЯБИНЫ" Закреп лять умение рисовать способом та мпонирования, изображая ягоды рябины, совершенствовать навыки рисования концом кисти, сочетать с использованием природного материала для изображения листьев, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус. Материал: альбомный лист тонированный, краски гуашь, кисти, засушенные листья рябины, баночки с водой. Рисование «Кто живёт в зимнем лесу» Учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки. РИСОВАНИЕ" ВОРОБЫШ К И НА ВЕТКЕ" Формировать обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске форме и величине частей, сходны по строению. Познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим. Материал: изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др. , штрихованные изображения из книжек- раскрасок, силуэт птицы, черный фломастер; квадратные листы бумаги( 12* 12 см) , простой и цветные карандаши. РИСОВАНИЕ" РАССТЕЛИЛА ЗИМУШКА- ЗИМА БЕЛОСНЕЖНЫЕ УЗОРЫ" Развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать образ зимы декоративным узором, учить выбирать холодную гамму цветов для составления узора зимнего ковра. Продолжать учить рисовать концом кисти, использовать знакомые приемы при рисовании( тампонирование, тычком, использование природного материала- листья, цветы) Материал: листы бумаги, краски( гуашь, акварель) , кисти мягкая, жесткая, природный материал, тампоны. ЯНВАРЬ Рисование «Как весело было на празднике ёлки» Закреплять умение рисовать человека в движении, передавая мимику его лица. Учить составлять сюжет композиции, развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению, разбираться в «весёлых» и «грустных» тонах. РИСОВАНИЕ" ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ" Учить детей создавать картины зимней природы, закреплять понятие- пейзаж, закреплять умение рисовать деревья на ближнем, среднем и дальнем плане, развивать творчество, фантазию. РИСОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы ФЕВРАЛЬ РИСОВАНИЕ" ЛЫЖНАЯ ПРОГУЛКА" Продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Самостоятельно придумывать композицию, создавать зимний пейзаж) и зображать деревья, кусты) . Совершенствовать умение рисовать карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом карандаша. Развивать художественный вкус, творчество, старательность. Материал: альбомные листы тонированный светло- голубым, карандаши цветные, восковые мелки. Рисование «Зимушка- зима» Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, эмоциональный отклик на поэтические образы. Учить детей отображать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений; использовать холодную гамму красок для передачи зимнего колорита. В работе использовать нетрадиционную технику рисования « тычок » и « набрызг ». Развивать творчество детей. Рисование акварельными красками «Наши защитники» Закреплять навыки рисования человека в форме, отмечая характерные особенности его внешнего вида. Развивать наблюдательность. Воспитывать уважение к военным, чувство гордости за них. РИСОВАНИЕ" ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС" Познакомить детей с особенностями жостовской росписи, учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи; размещать в центре крупные цветы, заполняя композицию листьями. Воспитывать интерес к народно творчеству. Закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет. Материал: таблица с элементами жостовской росписи, подносы, для детей подносы разной формы, гуашь, кисти. МАРТ РИСОВАНИЕ" ЦВЕТЫ В ПОДАРОК МАМЕ" Прививать интерес к цветам. Воспитывать желание делать подарки ближним людям. Продолжать учить выполнять работу нетрадиционными приемами- тычком, продолжать учить рисовать эскиз работы не давя на карандаш. Материал: альбомные листы, краски гуашь, кисти. Рисование «Портрет мамы» Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу. Закреплять умение рисовать портрет. Учить самостоятельно выбирать технику письма. «ЦЫПЛЯТА» Создание образа цыплят из пшена. Знакомство с новой техникой изображения из крупы. Учить приклеивать крупу, создавать образ из различных материалов. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность. Воспитывать аккуратность и усидчивость. Вызывать положительный настрой. Рисование «Ранняя весна» Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие весенней природы, обращать внимание на цветовые сочетания в картинах о ранней весне, отображать их в рисунке. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки, смешивая краски разного цвета с белилами. Учить располагать сюжет на всём листе бумаги. Закреплять умения рисовать деревья, кусты. Использовать знакомые приемы рисования- " по- мокрому" , тампонирование, тычком и т. д. Материал: репродукции картин о ранней весне, альбомные листы, краски, кисти, тампоны. АПРЕЛЬ Рисуем сказку «Колобок» Учить придумывать сюжет рисунка, составлять композицию, передавать характер образа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образное представление, воображение, наблюдательность, внимание. РИСОВАНИЕ" В КОСМОСЕ" Продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету. Материал: бумага, краски, кисти. Иллюстрации о космосе. РИСОВАНИЕ" ПУШКИ С ПРИСТАНИ ПАЛЯТ" Учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия, изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг другу и передачу движений; передавать характерные особенности одежды и предметов, закреплять навыки рисования неба, моря акварельными красками" по- мокрому" . Развивать фантазия, память, мышление, творчество. Материал: иллюстрации к сказке" Сказка о царе Салтане: " А. С. Пушкина; альбомные листы, краски акварель, гуашь, мягкие и жесткие кисти, вода, ватные тампоны. «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки» Закрепить знания о сказочно- былинном жанре, научить находить его среди других жанров ( портрет, натюрморт, пейзаж) . Учить детей самостоятельно выбирать эпизод сказки, продумывать композиционное построение рисунка, выбирать формат бумаги, передавать характерные черты полюбившегося персонажа. Развивать у детей фантазию и воображение, умение передавать особенности старинной крестьянской одежды, предметов, утвари, используя разнообразные средства выразительности, совершенствовать технические навыки работы с различными изобразительными материалами. МАЙ РИСОВАНИЕ" ВЕСЕННИЙ БУКЕТ В ВАЗЕ" Учить изображать в вазе букет из нарциссов и тюльпанов, передавать характерные особенности формы цветков( шесть лепестков заостренными кончиками у нарцисс ов, и закругленных и тюльпанов) . Учить красиво компоновать вазу и цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занимала на листе немного меньше половины листа, а стебли цветов были разного уровня, передавать в окраске тюльпанов их разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы изображения. Материал: ваза с несколькими тюльпанами и нарциссами, удлиненные листы тонированной бумаги, краски гуашь, мягкие кисти, простой карандаш. РИСОВАНИЕ" ЦВЕТЕТ СИРЕНЬ" Учить передавать в рисунке форму и строение куста сирени, изображать на кусте соцветия, собранные в кисти, передавать их форму и цвет; учить смешивать краски для получения сиреневого цвета. Материал: натюрморты с изображением сирени, листы тонированной бумаги, близкие по форме к квадрату, дополнительные небольшие листки бумаги для опробования сиреневой краски, краски гуашь, мягкие кисти. Рисование на тему «Я – художник» МОНИТОРИНГ Выявить уровень усвоения навыков и умений детей, полученных в результате проведённых образовательных ситуаций. IV. Ожидаемые результаты. Инструменты мониторинга. Мониторинг целевых ориентиров проводится д ва раза в год: вводный( первые две недели сентября) и итоговый( последние две недели мая) каждого учебного года. Инструментарий педагогической диагностики: Ребёнок создаёт модели одного и того же предмета из разных материалов по рисунку и словесной инструкции педагога. Основные диагностические методы педагога: наблюдение проблемная ситуация беседа Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная подгрупповая Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями: 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры; 3 балла – ребёнок выполняет все параметры с частичной помощью взрослого; 4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов – ребёнок самостоятельно выполняет все параметры оценки. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы: организация выставок для родителей; участие в тематических мероприятиях; участие в конкурсах различного уровня. 4. 1. Результаты образовательной деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста( 5- 6 лет) Достижения ребенка 5- 6 лет( что нас радует) : - высказывает предпочтения, ассоциации; - стремится к самовыражению впечатлений; - эмоционально откликается на проявления прекрасного; - последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации; - различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности; - любит и по собственной инициативе рисовать, самостоятельно определяет замысел будущей работы, может её конкретизировать; - уверенно использует освоенные техники; - создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; - проявляет творческую активность и самостоятельность; - демонстрирует хороший уровень технической грамотности; - проявляет творческую активность и склонность к интеграции видов деятельности; - стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым; - приминает участие в процессе выполнения коллективных работ. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей: - интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен; - неуверенно различает, называет некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов; - демонстрирует невысокий уровень творческой активности, недостаточно самостоятелен; - затрудняется определить тему будущей работы; - создает маловыразительные образы; - демонстрирует относительный уровень технической грамотности, создает схематические изображения примитивными однообразными способами. 4. 2. Результаты образовательной деятельности воспитанников подготовительной к школе группе( 6 – 7 лет) Достижения ребёнка 6- 7 лет( что нас радует) : - ребёнок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; - имеет творческие увлечения; - проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; - экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; - демонстрирует высокую техническую грамотность; - планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность; - адекватно оценивает собственные работы; - в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей: - не замечает красоту в повседневной жизни; - не интересуется искусством; - рисует более охотно при поддержке взрослого; - демонстрирует невысокий уровень творческой активности; - показывает относительный уровень технической грамотности, создаёт изображения примитивными однообразными способами; - затрудняется в планировании работы; - конфликтно участвует в коллективном творчестве. 4. 3. Признаки творческого продукта. Содержание изображения: оригинальность, неожиданное, нереальное фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребёнка. Особенности изображения: сложность и передача формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и об, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания. Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребёнка и достаточное владение изобразительными навыками. Пластика: выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений. Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. в озможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом и наоборот, богатство сближённых оттенков или пастельность. Цвет звучит и поёт, эмоционально действует на зрителя. Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст. Литература: 1. О. А. Соломенникова «Радость творчества»( ознакомление детей с народным искусством) ; 2. Г. С. Швайко “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. 3. Казакова" Развивайте у дошкольников творчество" 4. Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» 5. Т. С. Комарова “Занятия по изобразительн ой деятельности ” 6. И. А. Лыкова “Изобразительная деятельност ь в детском саду ” 7. Д. Н. Колдина “Рисование с детьми 5- 6 лет”

Оставить комментарий: