a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа воспитателя 2-ой младшей группы

Опубликовано: 2017-02-21 14:29:19

Документы для скачивания

Структура рабочей программы воспитателя Содержание 1. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи образовательной программы( из программы «Детство») Принципы и подходы к организации образовательного процесса Содержание психолого- педагогической работы Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников Планируемые результаты освоения Программы 2. Содержательный раздел Учебный план реализации ООП ДО в группе Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. Взаимодействие с семьёй, с социумом. Перспективно- тематическое планирование. 3. Организационный раздел Оформление предметно- пространственной среды. Режим дня. Структура НОД Расписание НОД. Двигательный режим. Схема закаливания детей. 4. Региональный компонент. Целевой раздел 1. 1 Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей во второй младшей группе разработана на основе основной общеобразовательной программой МКДОУ Кумылженского детского сада общеразвивающего вида №1, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от четырех до пяти лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям- физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 « Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; • Устав учреждения. 1. 2 Цели и задачи образовательной программы. Цель программы- создать каждому ребенку в группе возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются: - укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; - целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; - обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; - развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; - развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; - пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; - органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; - приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; - приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки; - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. - обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1. 3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса. 1. Личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых( родителей( законных представителей) , педагогических и иных работников ДОУ) и детей. 2. Уважение личности ребенка. 3. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка. 4. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений. 6. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 7. Сотрудничество ДОУ с семьей. 8. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 9. Учет этнокультурной ситуации развития детей. 1. 4 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИГРА Игра самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками поднимают настроение, сближают детей. Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности. Задачи по развитию игровой деятельности: - Развивать игровой опыт каждого ребенка. - Поддерживать новые возможности игрового отражения мира. - Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. Сюжетно- ролевые игры. Проявление интереса к разнообразному содержанию сюжетно- ролевых игр на основе отображения семейных отношений, непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники, событий прочитанных книг, мультфильмов, картинок. Отражение в сюжете элементарного взаимодействия взрослых( мама- дочка, врач- пациент, парикмахер- клиент, капитан- матрос и др. ) , включение в сюжет нескольких взаимосвязанных действий. Освоение умений принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы об игре( «Как зовут твою дочку? Что ты ей сварила? ») . Участие в элементарном планировании игровых действий в совместной с воспитателем игре( «Может быть твоя дочка хочет погулять? Куда вы пойдете? ») . Использование в играх разных игрушек, предметов- заместителей, атрибутов одежды( халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл милиционера) . По побуждению воспитателя использование развертывание игры в определенном игровом уголке( парикмахерская, кабинет врача) . Проявление инициативы в дополнении игровой обстановки, использовании предметов- заместителей, деталей костюмов. Освоение способов игрового общения со сверстниками в паре, в малой группе: элементарно договариваться о совместных действиях( «Давай катать машинки», «Давай кидать мяч») , о ролях( «Я буду лечить, приносите своих детей») . При поддержке и помощи воспитателя вступать в игровое общение со сверстниками – в парное, в малой группе, во втором полугодии – самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете. Участие в создании построек из разных деталей( игровые модули, крупный строитель, коробки, стульчики) : автобусы, поезда. Поддержка желания использовать простейшие постройки в игровом сюжете, развития сюжета при помощи постройки( «Кукла смотрит из домика, выходит гулять по дорожке, садится на скамейку») . Режиссерские игры. Участие в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных иллюстраций и картинок. Освоение способов показа сценок при помощи игрушек, выполнение несложных игровых заданий( «покажи, как Колобок убегал от волка», «покажи, как Машенька легла спать в мишуткину кроватку» и пр. ) , использование способов передвижения игрушки по игровому пространству, действий с двумя игрушками( две куколки идут на прогулку; волк догоняет зайчика; Машенька прячется от медведя и др. ) , освоение способов их озвучивания — ролевой речи и комментария( «Мишка идет, топ- топ», ( «Зайчик испугался волка и убежал») . Проявление желания отвечать на вопросы воспитателя о происходящем в игре, о том, что произойдет дальше, активно реагировать на появление нового игрового персонажа, на проблемные ситуации( «Шла Машенька по лесу и заблудилась. Кто помог ей найти дорогу домой? ») . Игровые импровизации. Участие в играх- имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера воспитателя: наседка и цыплята, кошка и котята, самолеты, автомобили, комарики и пр. , отражение характерных действий( «Мы — мышки, бегаем тихо- тихо и пищим, мы ищем сыр и сухарики») . Самостоятельное воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения, потешки; выполнение различных движений под музыку: скакать как лошадки, летать как бабочки. Создание игровых образов в соответствии с разным настроением музыки, ее темпом: изображать неуклюжих медведей, веселых зайчиков, птиц, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером. Участие в совместных со сверстниками играх- имитациях, поддержка проявлений воображения и творчества: кружатся снежинки, летят большие и маленькие птицы, веселые и грустные бабочки и т. п. При поддержке воспитателя создание игровоо образа и отражение его в движениях в разном темпе( «Маленькие ножки бегут по дорожке, огромные ноги бредут по дороге; бабочки летают — солнышко сияет, дождик полил — крылышки замочил, трудно лететь — на цветочек нужно сесть») . Участие в хороводных играх, организуемых воспитателем и по собственной инициативе, использование в играх предметов для ряженья. Проявление желания импровизировать с персонажами пальчикового театра( на пальцы надеваются головки зверюшек или кукол) , с куклами- варежками( на варежку нашиваются аппликации мордочек зверей) ; передавать игровые действия, сопровождать их речью, вступать в игровой диалог с другим ребенком. Игра- экспериментирование с различными предметами и материалами. Игры с песком и снегом. «Лепим колобки», «Делаем фигурки»( дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок) , «Делаем дорожки и узоры из песка»( дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, ведерка с дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры) . «Цветной снег»( дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры) . «Разные ножки бегут по дорожке»( дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам игрушек) . Игры с водой и мыльной пеной. «Веселые путешественники», «Веселые кораблики»( дети запускают в таз с водой, в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плаванье мелкие игрушки) . «Нырки»( дети топят в тазу или в ванночке маленькие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пингпонга, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды) . «Вот какая пена! »( дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике) . «Ловкие пальчики»( дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой) . « Бульбочки »( в тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше « бульбочек ») . Игры с бумагой. «Снежки»( дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими) ; «Блестящие комочки»( дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними) ; «Бумажный вихрь»( дети нарезают ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом») . Игры с тенью. Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов. Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами. Совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками. Развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях( цвет, размер, форму) ; выделять в предмете несколько признаков: его назначение, части, материал; различать «правильные» и «неправильные» предметы( ведерко с донышком и без донышка, варежка с пальчиком и без пальчика) . При помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности, начинать действовать по сигналу, действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей, понимать несложные схемы( вести игровой персонаж по игровому полю, согласно направлению стрелок «Умные тропинки») . замещать реальные предметы геометрическими фигурами. Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» «Социально- коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Дошкольник входит в мир социальных отношений. Задачи образовательной деятельности- Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. - Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, - Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности( спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр. ) . - Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. Содержание образовательной деятельности Эмоции. Понимание и различение отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей( радость, веселье, слезы, гнев) . Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться. Взаимоотношения. Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляется доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях( «Давай кормить кукол») , вступать в парное общение. Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность отвечать на его вопросы, действовать согласовано, учитывать советы и предложения педагога. Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении( здороваться, прощаться, благодарить) . Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга. Семья. Представление о семье, членах семьи, их отношениях( родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге) . Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях. Развиваем ценностное отношение к труду Задачи образовательной деятельности- Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно- бытового труда, направленных на заботу о детях( мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр. ) . - Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых. - Приобщать детей к самообслуживанию( одевание, раздевание, умывание) , способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки. Содержание образовательной деятельности Труд взрослых. Первоначальные пр едставления о том, что предметы делаются людьми( на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами) . Например, шитье шапочки( платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или «бросового» материала. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель- результат» в труде. В процессе наблюдения формирование первоначальных представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых дома и в детском саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек. Самообслуживание. Освоение отдельных действий, затем процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению порядка( не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным) . Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи образовательной деятельности- Развивать интерес к правилам безопасного поведения; - Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами. - Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям. Содержание образовательной деятельности Освоение представлений об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, за столом, во время одевания, в общении с детьми: не разговаривать с полным ртом, не размахивать вилкой, не брать в рот мелкие предметы, не засовывать их в нос или уши, не пугать других детей, не замахиваться палкой на сверстника, не толкаться, спускаться с лестницы держась за перила. В природе: не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять цветы, без разрешения старших не есть ягоды, листья растений и пр. Без разрешения воспитателя и родителей не покидать участок детского сада. Образовательная область «Познавательное развитие» «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». Задачи образовательной деятельности- Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию( наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами) , - Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира( предметного, природного, социального) , способы обследования предметов( погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур) ; - Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности( наблюдении, игре- экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности) . - Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности. - Развивать представления детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях. - Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении. Содержание образовательной деятельности Развитие сенсорной культуры Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2- 4 слов, обозначающих цвет. Узнавание, обследование осязательно- двигательным способом и название некоторых фигур( круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест) . Использование( при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, , бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия. Сравнение( с помощью взрослого) двух предметов по 1- 2 признакам, выделение сходства и отличия. Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову( по цвету, форме, размеру, материалу) . Формирование первичных представлений о себе, других людях Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых. Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться. Освоение представлений ребенка о себе. - и мени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада. Ребенок открывает мир природы Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы( солнце, небо, дождь и т. д. ) , о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам( цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения( лист, цветок) . Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей( воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу) . Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе( осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д. ) . Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком. Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. Освоение умения пользоваться предэталонами( «Как кирпичик», «как крыша») , эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого- либо «образа», изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше( меньше) по размеру, такое же, больше( меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе( дальше) , раньше( позже) . Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди( сзади) , сверху( снизу) , справа( слева) . Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам( все большие; все квадратные и большие) , уравнивать группы предметов( столько же) , увеличивать и уменьшать группы предметов( 3- 5 предметов) . Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов( 3- 5 предметов) . Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов. Образовательная область «Речевое развитие» «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Задачи образовательной деятельности- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться. - Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. - Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2- 3 простых фраз. - Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже. - Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях. - Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.  Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук. Содержание образовательной деятельности Владение речью как средством общения и культуры. Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей( радуются, смеются, испугались, плачут) , учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова; Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие( здравствуйте) , просьба( дайте пожалуйста) , благодарность( спасибо) , знакомство( как тебя зовут, меня зовут…, давай играть) ; различать формы обращения ко взрослому и ребенку( здравствуйте- здравствуй) ; называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения( Кто это? Как его зовут? и т. п. ) Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3- 4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошк а- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения. Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу- мяу»- мяукает. Обогащение активного словаря. Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом( причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка( убрать игрушки, поставить стулья) ; названий некоторых качеств и свойств предметов( мягкость, твердость, гладкость и др. ; предметы рвутся, бьются, размокают) ; материалов( глина, песок, бумага, ткань) ; объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши. Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки( м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц) ; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук( песенка для укладывания куклы спать – а- а- а, песенка ветра – у- у- у, колокольчика – з- з- з, жука – ж- ж- ж, мотора – р- р- р, насоса – с- с- с) . Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата; Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх- драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» «Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) ». ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Задачи образовательной деятельности ‒ Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира. ‒ Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности. Содержание образовательной деятельности Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений. Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами( иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) ; с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека- мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин. Развитие умений узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; умений их внимательно рассматривать; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: ритм пятен и линий, яркость цвета; выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек; передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. Поддержка высказывания детей своих предпочтений в выборе книг, игрушек. Совместное со взрослым обыгрывание народных игрушек, нарядных предметов. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества Задачи образовательной деятельности: ‒ Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. ‒ Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию. ‒ Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты. ‒ Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов. Содержание образовательной деятельности Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения. В рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения: на основе дуги, изображение игрушек на основе округлый и вытянутых форм. В предметном изображении: развитие умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету; выделять главное цветом, расположением, размером. В сюжетном изображении: создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта, строить простейшую композицию. В декоративном изображении: умения видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен; передавать элементами декоративного узора прямые пересекающие линии, точки, круги, мазки, чередование элементов, пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми. Умения подбирать цвета( красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) , соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с использованием 1, 2 и нескольких цветов. Продолжение освоения некоторых изобразительных материалов. Умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использует салфетку; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности. В аппликации: знакомство со свойства бумаги и последовательностью аппликационной работы. Создание изображения знакомых предметов, декоративные композиции, используя готовые формы. Создание изображения на бумаге разной формы( квадрат, круг) , предметной основе. Знакомство с возможностями использования неизобразительных материалов. Верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться клеем, намазывать его кистью, пользоваться салфеткой. В лепке: знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Создание простейших форм( шар, круг, цилиндр, колбаска) , их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати- штампы. Поддержка стремления создавать интересные образы. В конструировании: формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку. Использование способов расположения кирпичиков вертикально, плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Постройка предметов мебели, горек, грозовых машин, домов. Знакомство со свойства песка, снега, сооружая из них постройки. Нанесение на постройки из этих материалов деталей, декора. Желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и совместных со взрослым и детьми композиций в рисунках, лепке, аппликации, конструировании. Обыгрывание постройки, лепной работы и включение их в игру. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Задачи образовательной деятельности- Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора( потешек, песенок, прибауток) , простых народных и авторских сказок( в основном о животных) , рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных. - Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать. - Развивать умения воспринимать текста, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. - Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям. - Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов. Содержание образовательной деятельности Расширение читательских интересов детей. Проявление радости и удовольствия от слушания и рассказывания литературных произведений, стремление к повторной встрече с книгой Восприятие литературного текста. Сосредоточенное слушание чтения и рассказывания взрослого до конца, не отвлекаясь. Проявление эмоционального отклика на чтение и рассказывание взрослого, активного сопереживания изображенным героям и событиям. Понимание содержания произведения и последовательности событий в тексте, выявление наиболее ярких поступков и действий героев, стремление дать им элементарную оценку. Проявление интереса к иллюстрациям в детской книге. Представление в воображении героев, как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова. Творческая деятельность на основе литературного текста. Выражение своего отношения к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх- драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театра. МУЗЫКА Задачи образовательной деятельности- Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку; - Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными( шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра; - Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников. Содержание образовательной деятельности Различение некоторых свойств музыкального звука( высоко – низко, громко – тихо) . Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности( медведь – низкий регистр) . Различение того, что музыка бывает разная по характеру( веселая – грустная) . Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку. Образовательная область «Физическое развитие» «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигатель  ном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) ». Задачи образовательной деятельности- Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям. - Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно- силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; - Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя; - Развивать умения самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками- Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Содержание образовательной деятельности Двигательная деятельность. Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два( парами) , в круг в колонну, парами, находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием. Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные упражнения общеразвивающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях( стоя, сидя, лежа) . Начало и завершение выпонения упражнений по сигналу; Основные движения. Ходьба. Разные способы ходьбы( обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями) . Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног. Ходьба «стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске ходьба и бег со сменой темпа и направления. Бег, не опуская головы. Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину( спрыгивание) , одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте, с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними. Катание, бросание, метание. Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками в даль, в горизонтальную и вертикальную цели. Лазание по лестнице- стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезание через и под предметами, не касаясь руками пола. Музыкально- ритмические упражнения. Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых. Подвижные игры. Основные правила в подвижных играх. Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами Элементарные умения и навыки личной гигиены( умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др. ) , содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно- гигиенических процедур. 1. 5 ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ Младший возраст — важнейший период в развитии дошколь ника, который характеризуется высокой интенсивностью физичес кого и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, пред метным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмо ционального общения со взрослыми, почувствовал заботу и поддерж ку. Все это вызывает у него радостное ощущение р оста своих возмож ностей и стремление к самостоятельности. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять не терпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Если же новые отно шения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок — взрослый, что проявляется в капризах, упрямстве, строптивости, своеволии по отношению к взрос лым( в контактах со сверстниками этого не происходит) . Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых дейст вий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих дости жений, ощутить радость переживания успеха в деятельности( Я — молодец! ) . Самостоятельность формируе тся у младшего дошкольника в со вместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности во спитатель помогает ребенку осво ить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе вос питателя. Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается за пас слов, совершенствуется грам матический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться по требность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к на блюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Особое внимание уделяется оз накомлению детей с разнообразны ми способами обследования форм ы, цвета, величины и других при знаков предметов, использованию сенсорных эталонов( круг, квадрат, треугольник) . Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству( форма, цвет, величина) , но и усваивать общепри нятые представления о группах предметов( одежда, посуда, игрушки) . У младших дошкольников возр астает целенаправленность дейст вий. В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью( построить домик для собачки — собачка радуется построенному домику; слепить бублик для куклы — угощаем куклу бубликом) . На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверс тниками. Взаимоотношения между детьми возникают н а основе ин тереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила по ведения, связанные с определенными разрешениями и запретами( «можно», «нужно», «нельзя») , могу т увидеть несоответствие поведе ния другого ребенка нормам и правилам поведения. Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к ок ружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положит ельной самооценки, которой ребе нок начинает дорожить. 1. 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу младшего дошкольного возраста ребенок: Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой. Участвовать в несложной совместной, практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя. Активно участвуют в разнообразных видах деятельности: в и грах, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям. Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности. Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке. Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями. Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм. Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены( полотенцем, носовым платком, расческой) . Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов( круг, квадрат, треугольник) , к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира. Знает свое имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены( «Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п. ) . Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида. Способен не только объединять предметы по внешнему сходству( форма, цвет, величина) , но и усваивать общепринятые представления о группах предметов( одежда, посуда, игрушки) . Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы. Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами( «можно», «нужно», «нельзя») , может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого. 2. Содержательный раздел У чебный план реализации ООП ДО Направления развития Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности Социально- коммуникативное Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная, чтение художественной литературы, продуктивная. Игры с правилами, творческие игры, беседы, дидактические и подвижные игры, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов. рассматривание картин и иллюстраций, туристические прогулки, экскурсии, викторины, реализация проектов. Индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд, викторины, изготовление поделок, создание макетов. Познавательное развитие познавательно- исследовательская( исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , чтение художественной литературы и фольклора, трудовая, Рассматривание картин и иллюстраций Наблюдение Игра- экспериментирование. Исследовательская деятельность Конструирование. Развивающая игра Экскурсия Ситуативный разговор Рассказ Интегративная деятельность Беседа Проблемная ситуация Речевое развитие Игровая ситуация, игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная( общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) , Рассматривание картинок Дидактическая игра Ситуация общения. Беседа( в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых) . Интегративная деятельность Хороводная игра с пением Игра- драматизация Чтение Обсуждение Рассказ Игра Художественно- эстетиеское развитие конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная( рисование, лепка, аппликация) , музыкальная( восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) ; Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра Организация выставок Изготовление украшений Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Экспериментирование со Звуками Музыкально- дидактическая игра Разучивание музыкальных игр и танцев Совместное пение Физическое развитие двигательная( овладение основными движениями) формы активности ребенка. Игровая беседа с элементами движений Игра Утренняя гимнастика Интегративная деятельность Упражнения Экспериментирование Ситуативный разговор Беседа Рассказ Проблемная ситуация Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе Направления Р азвития Методические пособия Наглядно- дидактические пособия Рабочие тетради Социально- коммуникативное развитие Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе» Аджи А. В. « «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. » Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: младшая группа» Козлова С. А. «Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру» Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младшего дошкольника» Николаева С. Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» Уроки безопасности Познавательное развитие Гризик Т. И. Познаю мир. Предметы вокруг нас» Развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста» Михайлова З. А. «Математика от 3 до 7. Игровые задачи для дошкольников. » Смирнова Т. В. «Ребенок познает мир»( для младшего дошкольника, игровые занятия по формированию представлений о себе) Помараева И. А. «Математика – это интересно. » Занятия по формированию элементарных математических представлений» Первые шаги в математику. Вторая младшая: методическое пособие/ Л. В. Буланова, М. В. Корепанова и др. Сербина Е. В. «Математика для малышей» Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия во второй младшей» Воранкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Твоя первая энциклопедия «Животные» Ступеньки( 3- 4 года) Помараева И. А. Рабочая программа «Математика для малышей» «Математика – это интересно»( 2- 3 года, рабочая тетрадь с текстами заданий) Речевое развитие Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада» Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду» Мирясов В. И. «Занимательные игры в детском саду: пособие для занятий с детьми 3- 5 лет» Петрова Т. И. »Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями» Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» Художественно- эстетическое развитие Вохринцева С. «Аппликация в детском саду»( младшая группа) Павлова О. В. «»Изобразительная деятельность, худ. т руд»( конспекты занятий вторая младшая) Лыкова И. А. « ИЗО в детском саду»( планирование, методические рекомендации, проектир. содержание, младшая группа) Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Сауко Т. , Буренина А. И. «Топ, хлоп, малыши» Физическое развитие Прогулки в детском саду( младшая и средняя гр. , методическое пособие) И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Степаненкова Э. Я. «Физическое воспитание в детском саду». Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста Подвижные игры и игровые упражнения. Кириллова Ю. А Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе. Бачина О. В. , Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. Направление развития Формы реализации программы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность НОД В режимных моментах Социально- коммуникативное Социальный м ир( мир природы) Речевое стимулирование( повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) пальчиковые игры Наблюдения Праздники и развлечения Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами( песок, вода, тесто и пр. ) , общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, действия с бытовыми предметами- орудиями( ложка, совок, лопатка и пр. ) , восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, Игры с предметами Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм( потешки, прибаутки, колыбельные) Ситуации активизирующего общения  Двигательная активность И гровая деятельность детей. Игры в парах и совместные игры Совместная продуктивная и игровая деятельность детей Познавательное развитие Социальный м ир( психолог) Математическое Беседа, п редметная деятельность с игрушками; предметами; Дидактические игры; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, видео, фото. Наблюдения; игры- экспериментирование с материалами и веществами( песок, вода, тесто и пр. ) , игры с предметами. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм( потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) ; действия с бытовыми предметами- орудиями( ложка, совок, лопатка и пр. ) , ситуации активизирующего общения Игровая, предметная  деятельность детей Речевое развитие Развитие речи Обучающие  игры  с использованием предметов и игрушек Речевое стимулирование( повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) Проблемные ситуации Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него Хороводные игры, пальчиковые игры Речевые дидактические игры Наблюдения Слушание, воспроизведение, имитирование Экспериментирование и исследование Игра- драматизация с использованием разных видов театров( театр на банках, ложках и т. п. ) Игры с предметами и  сюжетными игрушками Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм( потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) Чтение,  рассматривание иллюстраций Совместная продуктивная деятельность Экскурсии Дидактические игры Настольно- печатные игры Разучивание стихотворений Речевые задания и упражнения Показ настольного театра, работа с фланелеграфом Праздники и развлечения Дидактические, настольно- печатные игры Ситуативные беседы Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Индивидуальная работа Чтение Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром, продуктивная и игровая деятельность детей Художественно- эстетиеское развитие Аппликация, лепка, рисование Игровые, дидактические упражнения Обследование предметов и игрушек Проблемные ситуации Упражнения по развитию мелкой моторики рук Образовательные ситуации Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Наблюдение Экскурсии Беседы Обсуждение Занимательные показы Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций, коллекций Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия Ситуативные разговоры Дидактические игры Сюжетно- ролевые игры Рассматривание предметов искусства рисование, лепка, конструирование физическое развитие Физкультурные занятия в зале Физкультурные занятия на свежем воздухе Занятия- развлечения Беседа, рассматривание иллюстраций. Спортивные праздники, досуги. Дни здоровья Комплексы закаливающих процедур. Дыхательная гимнастика. Физкультминутки Утренняя и бодрящая гимнастика, упражнения и подвижные игры, игры с правилами Самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия( катание на санках, лыжах, велосипеде и пр. ) 2. 4 Взаимодействие с семьёй, с социумом. Дата Взаимодействие с семьёй Взаимодействие с социумом Сентябрь Родительское собрание Беседа с родителями: «Детей учит то, что их окружает». Папка- передвижка: «Игры и упражнения для развития речи детей 3- 4 года». Полезные советы для родителей в уголок здоровья: «Правильное питание дошкольников». " Знакомство со светофором" Посещение театра Октябрь Семинар- практикум «Развитие и совершенствование связной речи у детей посредством использования игр». Консультация в родительский уголок «Капризы детей». Полезные советы в уголок здоровья «Рейтинг самых вредных для детей продуктов питания». Экскурсия по территории детского сада Знакомство с детской библиотекой( книжный уголок) Ноябрь Родительский субботник по благоустройству территории ДОУ. Беседа: «Одеваем детей по погоде». День открытых дверей. Экскурсия в медицинский кабинет Декабрь Консультация: «Какие игрушки необходимы детям». Родительское собрание: «Закаливание» Организация и приобретение новогодних подарков для детей. Изготовление новогодних игрушек. Экскурсия на прачечную детского сада Посещение театра Январь Консультация в родительский уголок: «Почему дети разные? », «О детском травматизме на дорогах». Полезные советы в уголок здоровья: «Режим питания». Экскурсия на кухню детского сада Февраль Консультация в родительский уголок: « Леворукий ребёнок». Беседа: « Гиперактивность. Как с этим бороться? » Полезные советы в уголок здоровья: «Гигиена питания». Посещение театра Март Семинар- практикум: «Играем пальчиками» Консультация в уголок для родителей: «Учим ребёнка общаться». День открытых дверей. Праздничный утренник: «Мамочка любимая» с участием мам. Развлечение Апрель Консультация: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка». Субботник по уборке территории детского сада. Поделка на участок детского сада. Экскурсия в казачий уголок Май Консультация для родителей: «Чем и как занять ребёнка дома? » Родительское собрание на тему: «Мы растем». Высадка цветочной рассады в клумбы на участке ДОУ». Посещение театра 2. 5 Планирование работы с детьми в группе: Перспективно- тематическое планирование Дата Недели Общая тема Тема недели Сентябрь 2- 3 Мониторинг Мониторинг 4 С чего начинается Родина? Моя семья. 5 Урожай собирай и на зиму запасай. Фрукты. Октябрь 1 Овощи 2 Грибы. Ягоды. Деревья. 3 Здравствуй, осень. Золотая осень. 4 ОБЖ Опасные предметы в доме Ноябрь 1 С емья. Мама, папа, я- дужная семья 2 В мире животных Домашние животные. 3 Домашние птицы 4 Дикие животные и их детеныши. Декабрь 1 Дом. Мебель. Бытовые приборы. Дом. Мебель. 2 Профессии. Труд работников детского сада. 3 Здравствуй, зимушка- зима! Новогодние каникулы. Зимние забавы. 4 Новый год. Новогодние каникулы. Январь 1 Новогодние каникулы. 2 Россия- моя Родина. Я живу в станице Кумылженской. 3 Вежливость и доброта каждый день. Встречаем гостей. 4 Дорожная безопасность Дорожная безопасность Февраль 1 Посуда. Продукты питания. Посуда. Труд повара. 2 Одежда. Обувь. Головные уборы. Одежда. Обувь. Головные уборы. 3 День защитника Отечества. Я и мой папа. 4 Масленица. Фольклор Март 1 Весна. Международный женский день. Маму я свою люблю. 2 Рыбы. Морские обитатели. Рыбы. Аквариум. 3 Декоративно- прикладное искусство. Народная игрушка. 4 Предметы, которые нас окружают. Наши любимые игрушки. Апрель 1 Весна. К нам пришла весна. 2 Транспорт. Покорители космоса. Транспорт. Профессии. 3 Я выросту здоровым. " Таблетки растут на ветке" . Труд врача. 4 Насекомые. Насекомые. Май 1 День Победы День Победы 2 Комнатные растения. Комнатные растения. Цветы. 3- 4 Мониторинг. Мониторинг. 3. Организационный раздел 3. 1. Оформление предметно- пространственной среды. В настоящее время, при организации воспитательно- образовательного процесса, особое внимание уделяется созданию благоприятной предметно- развивающей среды, так как в связи с введением ФГОС  ДО изменились подходы к организации образования дошкольников. Построение предметно- развивающей среды  позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное- она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. В свободной деятельности детей, в условиях созданной  предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. В реальном образовательном процессе реализация образовательных областей( содержания образования) обеспечивается организацией центров активности, в создании которых максимально учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно- развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации. Предметно- п ространственная  среда в группе соответствует  основным  принципам: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность и насыщенность. Поэтому в рамках реализации  принципа  « трансформируемость »,  для того чтобы обеспечить возможность изменения предметно- пространственной  среды в зависимости от  образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей  ребенка,  имеются   передвижные ящики. В рамках реализации принципа  « полифункциональность »,  обеспечивающего возможность использовать предметы не обладающих жестко закрепленным способом употребления, имеются:  легкая детская мебель,   ширмы.             В рамках реализации принципа  «вариативность»   кроме современных средств обучения,   для самостоятельных игр и нод    по интересам имеются: дидактические игрушки, крупные и мелкие пластмассовые, деревянные  конструкторы,   машинки, коляски, куклы, кукольная мебель, книжки для рассматривания; для самостоятельной художественно- эстетической деятельности: y голо к ИЗО, набор изобразительных средств: альбомы, краски, кисточки, пластилин, трафареты; оборудование для  опытно- экспериментальной деятельности, для сюжетно- ролевых игр: «Салон красоты»  ( детская мебель, наборы материалов) ; «семья», ( стол, стулья, электропечь, диван, кресла) , «поликлиника»: ( набор детской мебели) , «больница», «пароход», «самолет», «водитель», ( атрибуты сделанные вместе с детьми) . с тол, стулья, «электропечь», «диван», «кресла», «Уголок ряженья».             Для развития движений имеется спортивный уголок( спортивное оборудования: крупные мячи, кольцебр ос, бадминтон, кегли, прыгалки, атрибуты для выполнения общеразвивающих упражнений: гимнастические палки, флажки…)               Для самостоятельной музыкальной деятельности имеются музыкальные инструменты: ложки деревя нные, трещотки, бубен, маракасы, инструменты сделанные р у ками родителей. Для речевого развития имеются: у голок для развития речи, детские книжки, хрестоматии, картины, настольные игры по развитию речи, мелкой моторики. 3. 2 Режим дня Прием детей, самостоятельная деятельность, общение. Прогулка. 7. 30- 8. 30 Совместная деятельность: Утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, дежурство, д/ игры. 8. 30- 9. 00 Совместная деятельность: подготовка к завтраку, завтрак. 9. 00- 9. 10 Самостоятельная деятельность. 9. 10- 9. 30 Непосредственно образовательная деятельность( в соответствии с расписанием ДОУ) 9. 30- 9. 45( 10) 9. 55- 10. 10 Самостоятельная деятельность. 10. 10- 10. 30 Второй завтрак. 10. 30- 10. 35 Совместная деятельность 10. 35- 10. 45 Подготовка к прогулке, прогулка( в соответствии с расписанием ДОУ) . 10. 45- 12. 00 Возвращение с прогулки, совместная деятельность. 12. 00- 12. 15 Подготовка к обеду, обед. 12. 15- 12. 30 Подготовка ко сну, сон. 12. 30- 15. 00 Совместная деятельность( постепенный подъем, оздоровительные мероприятия, игры, чтение худ. л ит- ры) . 15. 00- 15. 45 Подготовка к полднику. Полдник. 15. 45- 16. 00 Подготовка к прогулке, прогулка, совместная деятельность 16. 00- 18. 00 3. 3 Структура непосредственно образовательной деятельности № п/ п Вид деятельности Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю 1. Двигательная деятельность 3 занятия физической культурой 2. Коммуникативная деятельность: Развитие речи 1образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях 3 Познавательно- исследовательская деятельность: Социальный мир/ Мир природы 2 образовательные ситуации Математическое и сенсорное развитие 1 образовательная ситуация 4. Изобразительная деятельность( рисование, лепка, аппликация) и конструирование 2 образовательные ситуации 5. Музыкальная деятельность 2 образовательные ситуации Всего в неделю 1 1 Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не более 15 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводим физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности 10 минут. 3. 4 Расписание непосредственно образовательной деятельности День недели Вид деятельности Время проведения Понедельник 1. Математическое развитие 2. Мир музыки 9. 30- 9. 45 9. 55- 10. 10 Вторник 1. Физическое развитие 2. Мир искусства( лепка, аппликация, конструирование) 9. 30- 9. 45 9. 55- 10. 10 Среда 1. Социальный мир( мир природы) 2. Мир музыки 3. Физическое развитие( улица) 9. 30- 9. 45 9. 55- 10. 10 10. 20- 10. 35 Четверг 1. Физическое развитие 2. Мир искусства( рисование) 9. 30- 9. 45 9. 55- 10. 10 Пятница 1. Социальный мир( психолог) 2. Развитие речи 9. 30- 9. 45 9. 55- 10. 10 3. 5 Двигательный режим № п/ п Формы организации Физкультурно- оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада 1. Утренняя гимнастика Ежедневно 5- 6 минут 2. Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости( до 3- х минут) 3. Игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 6- 10 минут 4. Физкультурные занятия в спортивном зале 2 раза в неделю по 15 минут 5. Физкультурные занятия на свежем воздухе 1 раз в неделю 15 минут 6. Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна 7. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно под руководством воспитателя( продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка) 8. Спортивные праздники- 9. Физкультурные досуги и развлечения 1 раз в квартал 10. Дни здоровья 1 раз в квартал 3. 6 Схема закаливания детей. № п/ п Формы организации В иды оздоровительной деятельности Сроки проведения 1. воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре  Ежедневно 3 раза в неделю 2. умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук  Ежедневно 3. полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры( прохладной)   Ежедневно 4. ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой( время увеличивается постепенно) Ежедневно 5. сСквозное проветривание помещений группы в то время, когда дети находятся на прогулке Ежедневно 6. Прогулка: утренняя; дневная; вечерняя Дневная прогулка ежедневно, утренняя и вечерняя в теплое время года 4. Региональный компонент Региональный компонент Программы включён в содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» и направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности детей дошкольного возраста к культуре, истории и природе родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа: уважения к прошлому, настоящему и будущему родной станицы, толерантного отношения к представителям других национальностей. Ознакомление дошкольников с родным краем естественно входит в целостный образовательный процесс и предусматривает систематизацию материала, который позволяет дошкольникам развивать познавательную и деятельную активность к прошлому и настоящему родного края: - формирует представление о семье, доме, улице, экологической культуре; - приобщает к истокам народного творчества, воспитывает чувство гордости за своих земляков, чувство сопричастности к этому; - развивает патриотические чувства к родному краю, Отечеству. Дата Тема Содержание( цели и задачи) Сентябрь Моя станица Кумылженская Познакомить детей с родной станицей. Октябрь Станица, в которой я живу. Продолжать рассказывать( беседовать) о станице. Ноябрь Площадь на улице Мира Познакомить с историческим центром станицы с помощью наглядного материала. Декабрь Дом в котором я живу Познакомить с понятием родного дома. Январь Город герой Волгоград Познакомить детей с нашим областным центром г. Волгоградом с помощью наглядного материала, презентации. Февраль Защитники нашей Р одины Рассказы и рисунки детей о папе Март Казачий край Познакомить детей с обычаями и традициями казачества Апрель Памятник Донскому казачеству. Объяснить значение памятника. Наглядный материал. Май День победы Познакомить с праздником «День Победы»

Оставить комментарий: