a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Фольклорный праздник по мокшанскому языку

Опубликовано: 2017-02-21 15:15:27

Документы для скачивания

Цель мероприятия: Воспитан ие патриотизма, приобщение учеников к истокам народной национальной культуры и духовности на основе мордовского фольклора. Задачи: Воспитание любви к родному краю, знакомство учащихся с характерными особенностями мордовского фольклора; Воспитание нравс твенных качеств личности ученика: доброты, справедливости, с правдивости, гордости за свой край; Развитие творческих способностей: детей напевческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров мордовского фольклора. Оборудование: 1. мордовские костюмы, 2. кукла, наряженная в национальный костюм, 3. мордовские платки, 4. печка. В зале темно, Хозяйка зажигает лучину, готовится к встрече гостей( раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм) . Хозяин плетет лапти. Хозяйка подсаживается к Хозяину, начинает прясть. Ведущий. На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких, Собирали посиделки пожилых и молодых. При лучине ли сидели иль под светлый небосвод – Говорили, песни пели и водили хоровод. Как в Мордовии играли! Ах, как игры хороши. Словом эти посиделки были праздником души! Хозяйка Когда в мордовских сёлах и деревнях заканчивались осенне- полевые работы, у молодых и старых начиналась пора посиделок. Женщины и девушки пели, плясали, да рукодельем занимались. Парни и мужчины развлекали мастериц. ( Звучит мордовская мелодия, поочередно в зал входят гости- 2 девицы) . Хозяйка: Здравствуйте, гост и дорогие, проходите, будьте как дома! Девица: Не беспокойся, Хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим. ( Хозяйка усаживает девушек на лавку, те достают рукоделье- вязанье, вышиванье, входят еще 3 девицы) . Хозяин: Проходите, красавицы у нас для каждого работа найдется и местечко и словечко. Девица: Гости люди подневольные, где посадят, там и сядут. ( Хозяин провожает девушек на лавку, гостьи достают рукоделье) . Хозяйка, ( обращаясь к девицам) : Редкий гость никогда не в тягость. ( Входят еще 3 девицы. ) Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю- почет, хозяину- честь. Девица: Туда голуби летают, где их привечают. Хозяйка: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски. ( Хозяйка запевает песню « Мокшень крайняй », гости подхватывают. ) . Ведущий Уж в Мордовии так идет, что талантливый народ С ам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец. И блоху он подкует, дом добротный возведет, Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет. Хозяин: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Кто хочет показать свое уменье? ( Проводится игра “Кто быстрее смотает клубок”) . Хозяйка Это задание для наших девушек совсем не трудное. Ведущий. Каждая мордовская красавица долгими зимними вечерами готовит себе приданое – мордовский свадебный костюм. ( Хозяйка выносит куклу в национальной одежде, показывает гостям. ) Посмотрите, гости дорогие, какой костю м приготовила себе Алдуня. ( Ведущий рассказывает о костюме) На девушке одета рубаха – панар. Рубаха опоясана поясом с колокольчиками – сёкт. На рубаху одет фартук – ингольгя. Фартук опоясан ещё одним поясом – кушаком, по- мордовски тоже называется кушак. На голове у Алдуни – большой цветастый платок – шамурвай, под которым повязан налобник – кярьксафкя. На груди у девушки красивые бусы – кърганят, а на ногах – сапожки – сбору кямот. Алдуня не только мастерица- рукодельница, но ещё она очень умеет петь и плясать. Хозяйка И мы сегодня приготовили для Алдуни подарок – мордовский танец. Гостья Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать, И на этих посиделках мы хотели б вам сплясать. ( Дети танцуют танец «Лайме порась ») Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось, есть у меня для вас мордовская игра « Ельнянь кайсезне ». ( Один участник отворачивается, выбирается ведущий, остальные участники рассаживаются на скамейки. Ведущая берёт колечко и оставляет в руки одному из участников, чтобы не видел водящий. Когда ведущий спрашивает: «У одного колечко? » и тот отгадывает, участника заставляют спеть или сплясать) Хозяин: Как известно всем, подружки- мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, а девчатам помогайте. ( Девочки берут в круг танцевать мальчиков) Хозяйка: Играми, да плясками сыт, не будешь. Славится мордовский народ гостеприимством, да угощением знатным. Всегда в почёте у мордвы – пшённые блины. ( Хозяйка выносит на подносе мордовские блины) Парень: Посидели, повеселились, пора и честь знать. Девица: Спасибо Хозяин с Хозяюшкой за веселье и за угощенье. ( Под мордовскую музыку гости кланяются и выходят) . Цель мероприятия: воспитан ие патриотизма, приобщение учеников к истокам национальной культуры и духовности, на основе изучения мордовского фольклора. В процессе работы над сценарием, при проведении представленного мероприятия решали следующие задачи: Воспитание любви к родн ому краю, знакомство учеников с характерными особенностями мордовского фольклора. Воспитание нравс твенных качеств личности ученика доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край. Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского м астерства, музыкальности учащихся на основе разных жанров мордовского фольклора. Для успешной реализации задач определили направления, по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы: Изучение музыкального фольклора( песни, танцы, частушки, праздники) Изучение игрового фольклора. Новизна мероприятия заложена в изучении именно регионального фольклора с учениками школьного возраста, так как работа по использованию мордовского фольклора довольно широко ведется многими педагогами, музыкальными руководителями. Ценность же регионального фольклора состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции мордвы, национальную культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма. В процессе подготовки мероприятия прошла большая предшеству ющая работа с педагогами, учениками, родителями. Педагогами была изучена история мордовской национальной культуры, история мордовского костюма, кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: песни, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С учениками проводились беседы, развлечения, игры, разучивание фольклорных произведений. Я использовала в работе с детьми мордовский музыкальный фольклор: разучена песни « Мокшень крайняй » ”, « Тядяняй », частушки, мордовские тан ц ы, игра « Еленькайсезня ». Работу по использованию мордовского фольклора строили на основе местного материала села Старая Теризморга Старошайговского района Республики Мордовия. Результат работы заключен в обогащении знаний учеников и педагогов по мокшанскому языку, обобщении моего опыта, решении задач, поставленных при подготовке и проведении проекта, создании в М ОУ музейной комнаты, в которой сосредоточен наработанный материал. Приобщение учеников к истокам народной культуры, воспитание любви к родному краю продолжается: мы решили изучить культуру, традиции, быт жителей Мордовии. Представленную разработку мероприятия рекомендую использовать воспитателям, музыкальным руководителям для работы с детьми по краеведению, в организации работы по фольклору, учреждениям, работающим в эмоционально- ценностной образовательной практике. Литература. 1. Программа « Валдоня »( Светлячок) , 2. Тихонов А. Ю. «Фольклор народов среднего Поволжья», 3. Исайкина А. И. «Мордовские народные игры».

Оставить комментарий: