a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Организация коллективной трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста", подготовила Курочка И.В.

Опубликовано: 2017-02-21 16:26:24

Документы для скачивания

Организация коллективной трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. ( Консультация для педагогов) Подготовила: Курочка И. В. в оспитатель 2017 В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др. , обусловленные конкретными ус ловиями детского сада, наличие участков, цветников, огородов и пр. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Целесообразно делить детей на несколько работающих групп( например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике) . Число звеньев не сле дует увеличивать больше двух- четырех. В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа: - распределение предстоящей работы между участниками, - процесс выполнения задания детьми, - обсуждение результатов трудовой деятельности. На первом этапе воспитатель: - разъясняет пользу и необходимость труда; - перечисляет детям весь объем предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей. В содержание общей работы должны включаться те виды труда, навыками которого дети владеют в достаточной мере. - выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев; - обсуждает с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставит перед ними вопрос и о том, сумеют ли они выполнить всю работу за отведенное время( например, до полдника) , какие дела следует выполнить в первую очередь. - поначалу распределяет работу между звеньями, обучая при этом детей распределять работу между собой, учитывать равные права и обязанность за выполнение любого дела в условиях коллектива: когда следует уступить, почему надо сдерживать свои желания, как согласовывать их с желаниями других детей, как разрешать возникающие недоразумения и споры. - привлекает детей к обсуждению вопросов распределения труда: спрашивает, кому из детей следует поручить то или иное дело, предлагает вспомнить, кто какое дело выполнял в прошлый раз и как надо организовать работу теперь, чтобы было справедливо.  В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда. Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда. Оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения. Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем, чтобы все примерно в одно время закончили работу. Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно». Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого- либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом. В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде. По окончании работы воспитатель проводит с детьми обсуждение ее результатов. Задача здесь состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он предлагает вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша комната( огород, цветник, участок и пр. ) ». Дети перечисляют выполненную работу( отремонтировали книги, убрали песочный дворик, подмели участок, собрали урожай и т. д. ) . Воспитатель с удовлетворением замечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит примеры настойчивости детей, старательности, взаимопомощи, вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает особенно такие поступки, в которых выражено стремление помочь товарищам, например: «Шура выполнил свою работу и не пошел играть. Увидел, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, подошел и помог ей». Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к отдельным недостаткам. Однако, указывая на недостатки, воспитателю следует быть особенно осторожным, делать замечания мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь, работать лучше. Все обсуждение занимает не более 3- 4 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение при организации трудовой деятельности детей.  

Оставить комментарий: