Технологическая карта ООД с детьми средней группы «Путешествие в прошлое родного края», воспитатель Логачева Н.Н.

Опубликовано: 10:58:03 25-02-2017

Возрастная группа: средняя группа

 

Воспитатель: Логачева Наталья Николаевна

 

Образовательная область:  «Познавательное развитие»

 

Тема ООД: «Путешествие в прошлое родного края»

 

Цель освоения предложенного материала по теме: обогатить полученные знания о национальном костюме Шебекинского края.

Задачи:

-образовательные:

 - Закрепить умение правильно называть элементы женского и мужского белгородского народного костюма.

 - Познакомить с видами головных уборов. Учить детей группировать мужскую и женскую одежду,  обобщать одним словом одежду и головные уборы.

- Формировать умение связно высказывать свои мысли, составляя описательный рассказ про старинную одежду родного края, отгадывать загадки.

 - Активизировать, обогащать словарь детей словами-названиями элементов женского и мужского белгородского  народного костюма: сарафан, кокошник, платок, понева,  порты, картуз с козырьком, рубаха, чепец, кушак,  завеска.

        - развивающие:

    Развивать познавательную активность, умение ориентироваться в прошлом одежды родного края.

- воспитательные:

    Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, к родному краю, народным играм.

 

 

 

Планируемые результаты:

Углубление и расширение знаний детей о национальном костюме родного края. Дети говорят полными предложениями, выполняют мыслительные операции  по составлению описательного рассказа по наглядному материалу.

Организация пространства:

Предметные картинки на тему «Одежда старинная и современная», куклы: мальчик и девочка в национальных костюмах, декорация русской избы, снежинки настроения по количеству детей, экран, ноутбук, аудиозапись.

Основные понятия темы:

Кокошник,  понева,  порты, картуз с козырьком, рубаха, чепец, кушак,  завеска.

Подготовительная работа:

Внутрисадовая экскурсия в русскую избу с целью рассматривания старинных предметов и одежды, знакомство с их названиями;  рассматривание журналов, раскрасок, предметных картинок со старинной и современной одеждой; беседы о жизни народа родного края, заучивание стихотворений,  дидактическая игра «Подбери одежду для кукол», хоровод «Калинка», русская народная игра «Метелица».

 

Технология изучения указанной темы

 

№ п/п

Этап

ООД

                                 Ход  организованной образовательной деятельности

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Психологический

настрой

Старший воспитатель заводит детей в подготовленный зал, обращает их внимание на гостей. В это время звучит русская народная мелодия, заходит воспитатель, одетый в национальный костюм.

Воспитатель:

- Здравствуйте, девицы-красавицы!

Здравствуйте, молодцы!

Поклон вам, гости званные, да желанные!

 

Дети становятся полукругом, лицом к гостям и к декорациям.

 

Дети здороваются.

 

1 мин.

2.

Мотивационно-ориентировочный

 Воспитатель:

    «Как у наших  воротях стояла я -  Федора,

      В дивном наряде крестьянской одежды,

      Где весь узор о мечте и надежде:

      Красивым узором расшита рубаха,

      Сарафан кушаком подвязан,  красиво завязан».

-Ребята, вы услышали, как меня зовут? Вам известно такое имя? Знаете ли вы среди своих друзей человека с таким именем?

 -Да, у меня имя необычное, а старинное. А что еще вы заметили необычного?

 -Посмотрите, на мне красивым узором расшита белая рубаха, черный сарафан красным кушаком подвязан.  Сарафан, кушак…вам знакомы эти слова?

- А где мы видели такую одежду и познакомились с ее названием?

- А хотите узнать, кто и когда носил старинную одежду?     

 

 

 

 

 

 

Дети: Федора

 

Дети: нет.

Дети: одежда необычная

 

 

Дети: да.

 

Дети: в русской избе.

Дети: да

2 мин.

3.

Поисковый

этап

Воспитатель:

- Ребята, что же нам делать? Как же быть? Может отправимся в путешествие далекого прошлого, где жили наши предки, которые носили одежду, такую, как у меня?

 - А покажет нам путь-дорожку вот этот клубок. Он не простой, а волшебный. Только надо произнести слова:  

«Ты катись, катись, клубок через запад на восток

И веди наших ребят прямо в прошлое опять»

 

 

 

Дети: да

Дети стоят в кругу и передают клубок друг другу, проговаривая слова

1 мин.

4.

Практический

этап

Воспитатель:

- Вот мы с вами и попали в то далекое прошлое, которое называется – «Русь Великая».

- Кого вы здесь видите?

- Да, здесь живут и мужчины, и женщины.

Как назывались женщины и мужчины на Руси?

 

 

 

- Одним словом они нам кто?

- Посмотрите, в какую одежду они одеты?

 

- А называется такая одежда  – «национальный костюм». Как называется такая одежда?

 

 

 -А вот и местные жители нас встречают.

Голос с экрана:  Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Маня, а меня – Ваня. Мы рады вас приветствовать. Расскажите нам, друзья, зачем пожаловали в наши края?

 

Голос с экрана: Мы, конечно, вам покажем, а тетушка Федора вам расскажет. Садитесь дружно все рядком, поговорим ладком.

Воспитатель: На Руси женщины-мастерицы с помощью иголок и ниток сшивали  ткань и придумывали одежду для мужчин и женщин.

 Получились вот такие красивые вещи,  которые имели свое название. Вот, например, посмотрите, что носили женщины. Как называется эта одежда вы уже знаете:

·        -Что это?

·        -Правильно, длинная одежда без рукавов, можно сказать, что похож он на трубу.  Это слово означает «быть одетым с головы до ног». Что означает это слово?

·        - Это – юбка, но она в старину называлась по другому. Как?

·        - А это – рубаха.  Она белого цвета, могла быть вот с таким закругленным воротником и манжетами на рукавах.

·        - А как называется вот эта вещь?

·        Завеска была,  как высокой -  до груди, так и низкой - по талии.

  - А вот мужская одежда, посмотрите:

·        - Что это? Правильно, их носили только мужчины и заправляли их в сапоги.

·        - А это? У мужской рубахи нет манжетов на рукавах и она без круглого воротничка.

-   - Одним словом это как называется?

 - А ещё, ребята, главным дополнением к мужской и женской одежде был вот такой предмет. Кто помнит, как он назывался в старину?

 

-  Что им мужчины и женщины подпоясывали?

 

 

 

- На Руси у предков была даже такая примета: «без пояса не ходи, от болезней его носи». Какая была примета, повторите.

- Они тоже отличаются. Вот таким кушаком подпоясывались мужчины, а таким – женщины.

- А это - головные уборы: кокошник, платок, чепец – круглая шапочка с завязками или лентами. Эти головные уборы носили только женщины. 

- А вот картуз с козырьком и цветком – его одевали только мужчины.  Как назвать эти предметы одним словом?

- На Руси люди не только трудились, но и любили развлекаться и играть в разные игры. Мы тоже умеем веселиться и метелицей закружиться? Хотите  Ване и Мане показать?

 

Проводится русская народная игра  «Метелица»

(Играющие встают парами в круг и со словами под песню двигаются по кругу. На проигрыш - кружаться на месте)

 

 

Воспитатель: Запомнили, как называется старинная одежда? А загадки отгадаете? Ну, слушайте вместе с Ване и Маней?

Загадки:

1.     Рукав длинный и короткий,

          Планка иль косоворотка,

          На груди - кармашки. Что это? 

- Ну, а у нас на экране не рубашка, а рубаха?

2.     Каждый день по утру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам…Называется он…

- Кто носил сарафан?

3.     Целый день я в нем хожу словно в обруче.

- Кто запомнил примету про пояс-кушак?

4.     Он украшает голову, на корону похож,

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

5.     Рукава,  длинней чем руки,  значит, вы надели…

 

Воспитатель: на Руси мужчины и женщины на праздник наряжались и уходили  водить хороводы.  Мы с вами тоже умеем водить хоровод. Покажем Ване и Мане? За руки друг друга берем, хоровод мы заведем.

Хоровод «Калинка»

Воспитатель: Наши нарядные куклы, что-то заскучали. Может, в руки их возьмем, про их одежду рассказ заведем? Сначала расскажем о наряде Мани, а потом об одежде Вани.

Описательный рассказ про одежду кукол.

 

 

 

Воспитатель: Молодцы! За это Ваня и Маня дарят нам вот такую игру, которая называется «Подбери одежду для кукол». Здесь картинки мужской и женской одежды не только старинной, но и современной. Нужно выбрать ту одежду, которая может пригодиться для Вани и Мани и прикрепить на доску возле мальчика и возле девочки. Готовы? Тогда начинаем играть: по одной картинке берите, рассмотрите, а потом куда нужно – отнесите.

Дидактическая игра «Подбери старинную одежду для кукол».

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Но, нам пора возвращаться назад, потому что нельзя режим детского сада нарушать. Прощаемся с хозяевами и отправляемся в детский сад.

Голос с экрана: До свидания, ребята. Было интересно с вами играть.

«Ты катись, катись, клубок, через запад на восток

     Приведи наших ребят, прямо в детский сад опять.

    Раз-два, раз-два, в детском саду теперь детвора!»

 

 

 

ответы детей

 

Дети: жешщину называли -  крестьянка, а мужчину – крестьяни

Дети: наши предки

Дети: одеты они в старинную одежду

 

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

 

Дети: Мы хотим рассмотреть вашу одежду и узнать, кто ее носил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: сарафан

 

 

Ответы детей

 

Дети: понева

 

 

 

Дети: это фартук - завеска

 

 

Дети: это - брюки – порты

Дети: рубаха

 

Дети: одежда

 

 

Дети: кушак или подпоясок

Дети: Им женщины подпоясывали сарафан, а мужчины – рубаху

 

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

 

 

 

 

 

Дети: головные уборы

 

 

 

 

Дети: да

 

Дети: Метелица, метелица, снег по полю стелется,

Кто кружится, вертится – тот заметелица!

 

Дети: да

 

 

 

 

Дети: рубашка

 

 

Дети: сарафан

Дети: женщины

Дети: пояс – кушак – подпоясок

 

Дети: кокошник

Дети: брюки – порты

 

 

 

Дети: да

 

 

 

 

 

 

Дети, держа куклу в руках, говорят по одному предложению и передают другому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: до свидания.

Хоровое проговаривание текста

13 мин.

 

 

5.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель:  Ребята, скажите, а где же это мы побывали сегодня?   Что вам больше всего понравилось?  Молодец  Оля, Дима, вы хорошо играли, одежду куклам подбирали. Да и все вы - молодцы, хорошо теперь знаете, как выглядит старинная одежда наших предков и чем мужской костюм отличается от женского.

Воспитатель:

                       Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

                     Далеко ушла одежда от такой, какой была.

Ребенок:          Мы невежами не будем,

                        Историю русского костюма не забудем!

Воспитатель: Так испокон сохранен на Руси

     Женский и мужской  костюм небывалой красы!»

Воспитатель: Ребята, пока мы путешествовали, к нам в окошко залетели вот эти снежинки: веселые и грустные. Если вам было интересно путешествовать и у вас хорошее настроение, предлагаю выбрать веселую снежинку, ну,  а если кому-то стало вдруг грустно, то есть и грустные снежинки. Подумайте и выберите себе одну снежинку.

Последующая работа:

Воспитатель: Ребята, мы знаем старинные головные уборы и одежду, в другой раз мы попросим Ваню и Маню рассказать нам про обувь. Согласны? Ну, а сейчас пойдемте отдыхать, в разные игры  будем играть.

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают  снежинки.

 

 

 

Прощаются

3 мин.

 

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: