Технологическая карта ООД с детьми средней группы «Путешествие в прошлое родного края», воспитатель Логачева Н.Н.
Возрастная группа: средняя группа
Воспитатель: Логачева Наталья Николаевна
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема ООД: «Путешествие в прошлое родного края»
Цель освоения предложенного материала по теме: обогатить полученные знания о национальном костюме Шебекинского края.
Задачи:
-образовательные:
- Закрепить умение правильно называть элементы женского и мужского белгородского народного костюма.
- Познакомить с видами головных уборов. Учить детей группировать мужскую и женскую одежду, обобщать одним словом одежду и головные уборы.
- Формировать умение связно высказывать свои мысли, составляя описательный рассказ про старинную одежду родного края, отгадывать загадки.
- Активизировать, обогащать словарь детей словами-названиями элементов женского и мужского белгородского народного костюма: сарафан, кокошник, платок, понева, порты, картуз с козырьком, рубаха, чепец, кушак, завеска.
- развивающие:
Развивать познавательную активность, умение ориентироваться в прошлом одежды родного края.
- воспитательные:
Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, к родному краю, народным играм.
Планируемые результаты:
Углубление и расширение знаний детей о национальном костюме родного края. Дети говорят полными предложениями, выполняют мыслительные операции по составлению описательного рассказа по наглядному материалу.
Организация пространства:
Предметные картинки на тему «Одежда старинная и современная», куклы: мальчик и девочка в национальных костюмах, декорация русской избы, снежинки настроения по количеству детей, экран, ноутбук, аудиозапись.
Основные понятия темы:
Кокошник, понева, порты, картуз с козырьком, рубаха, чепец, кушак, завеска.
Подготовительная работа:
Внутрисадовая экскурсия в русскую избу с целью рассматривания старинных предметов и одежды, знакомство с их названиями; рассматривание журналов, раскрасок, предметных картинок со старинной и современной одеждой; беседы о жизни народа родного края, заучивание стихотворений, дидактическая игра «Подбери одежду для кукол», хоровод «Калинка», русская народная игра «Метелица».
Технология изучения указанной темы
№ п/п |
Этап ООД |
Ход организованной образовательной деятельности |
||
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
|
1. |
Психологический настрой |
Старший воспитатель заводит детей в подготовленный зал, обращает их внимание на гостей. В это время звучит русская народная мелодия, заходит воспитатель, одетый в национальный костюм. Воспитатель: - Здравствуйте, девицы-красавицы! Здравствуйте, молодцы! Поклон вам, гости званные, да желанные!
|
Дети становятся полукругом, лицом к гостям и к декорациям.
Дети здороваются.
|
1 мин. |
2. |
Мотивационно-ориентировочный |
Воспитатель: «Как у наших воротях стояла я - Федора, В дивном наряде крестьянской одежды, Где весь узор о мечте и надежде: Красивым узором расшита рубаха, Сарафан кушаком подвязан, красиво завязан». -Ребята, вы услышали, как меня зовут? Вам известно такое имя? Знаете ли вы среди своих друзей человека с таким именем? -Да, у меня имя необычное, а старинное. А что еще вы заметили необычного? -Посмотрите, на мне красивым узором расшита белая рубаха, черный сарафан красным кушаком подвязан. Сарафан, кушак…вам знакомы эти слова? - А где мы видели такую одежду и познакомились с ее названием? - А хотите узнать, кто и когда носил старинную одежду? |
Дети: Федора
Дети: нет. Дети: одежда необычная
Дети: да.
Дети: в русской избе. Дети: да |
2 мин. |
3. |
Поисковый этап |
Воспитатель: - Ребята, что же нам делать? Как же быть? Может отправимся в путешествие далекого прошлого, где жили наши предки, которые носили одежду, такую, как у меня? - А покажет нам путь-дорожку вот этот клубок. Он не простой, а волшебный. Только надо произнести слова: «Ты катись, катись, клубок через запад на восток И веди наших ребят прямо в прошлое опять» |
Дети: да Дети стоят в кругу и передают клубок друг другу, проговаривая слова |
1 мин. |
4. |
Практический этап |
Воспитатель: - Вот мы с вами и попали в то далекое прошлое, которое называется – «Русь Великая». - Кого вы здесь видите? - Да, здесь живут и мужчины, и женщины. Как назывались женщины и мужчины на Руси?
- Одним словом они нам кто? - Посмотрите, в какую одежду они одеты?
- А называется такая одежда – «национальный костюм». Как называется такая одежда?
-А вот и местные жители нас встречают. Голос с экрана: Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Маня, а меня – Ваня. Мы рады вас приветствовать. Расскажите нам, друзья, зачем пожаловали в наши края?
Голос с экрана: Мы, конечно, вам покажем, а тетушка Федора вам расскажет. Садитесь дружно все рядком, поговорим ладком. Воспитатель: На Руси женщины-мастерицы с помощью иголок и ниток сшивали ткань и придумывали одежду для мужчин и женщин. Получились вот такие красивые вещи, которые имели свое название. Вот, например, посмотрите, что носили женщины. Как называется эта одежда вы уже знаете: · -Что это? · -Правильно, длинная одежда без рукавов, можно сказать, что похож он на трубу. Это слово означает «быть одетым с головы до ног». Что означает это слово? · - Это – юбка, но она в старину называлась по другому. Как? · - А это – рубаха. Она белого цвета, могла быть вот с таким закругленным воротником и манжетами на рукавах. · - А как называется вот эта вещь? · Завеска была, как высокой - до груди, так и низкой - по талии. - А вот мужская одежда, посмотрите: · - Что это? Правильно, их носили только мужчины и заправляли их в сапоги. · - А это? У мужской рубахи нет манжетов на рукавах и она без круглого воротничка. - - Одним словом это как называется? - А ещё, ребята, главным дополнением к мужской и женской одежде был вот такой предмет. Кто помнит, как он назывался в старину?
- Что им мужчины и женщины подпоясывали?
- На Руси у предков была даже такая примета: «без пояса не ходи, от болезней его носи». Какая была примета, повторите. - Они тоже отличаются. Вот таким кушаком подпоясывались мужчины, а таким – женщины. - А это - головные уборы: кокошник, платок, чепец – круглая шапочка с завязками или лентами. Эти головные уборы носили только женщины. - А вот картуз с козырьком и цветком – его одевали только мужчины. Как назвать эти предметы одним словом? - На Руси люди не только трудились, но и любили развлекаться и играть в разные игры. Мы тоже умеем веселиться и метелицей закружиться? Хотите Ване и Мане показать?
Проводится русская народная игра «Метелица» (Играющие встают парами в круг и со словами под песню двигаются по кругу. На проигрыш - кружаться на месте)
Воспитатель: Запомнили, как называется старинная одежда? А загадки отгадаете? Ну, слушайте вместе с Ване и Маней? Загадки: 1. Рукав длинный и короткий, Планка иль косоворотка, На груди - кармашки. Что это? - Ну, а у нас на экране не рубашка, а рубаха? 2. Каждый день по утру надеваю я трубу. Ну, не догадаться вам…Называется он… - Кто носил сарафан? 3. Целый день я в нем хожу словно в обруче. - Кто запомнил примету про пояс-кушак? 4. Он украшает голову, на корону похож, Весь расшит узорами, уж очень он хорош. 5. Рукава, длинней чем руки, значит, вы надели…
Воспитатель: на Руси мужчины и женщины на праздник наряжались и уходили водить хороводы. Мы с вами тоже умеем водить хоровод. Покажем Ване и Мане? За руки друг друга берем, хоровод мы заведем. Хоровод «Калинка» Воспитатель: Наши нарядные куклы, что-то заскучали. Может, в руки их возьмем, про их одежду рассказ заведем? Сначала расскажем о наряде Мани, а потом об одежде Вани. Описательный рассказ про одежду кукол.
Воспитатель: Молодцы! За это Ваня и Маня дарят нам вот такую игру, которая называется «Подбери одежду для кукол». Здесь картинки мужской и женской одежды не только старинной, но и современной. Нужно выбрать ту одежду, которая может пригодиться для Вани и Мани и прикрепить на доску возле мальчика и возле девочки. Готовы? Тогда начинаем играть: по одной картинке берите, рассмотрите, а потом куда нужно – отнесите. Дидактическая игра «Подбери старинную одежду для кукол».
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли. Но, нам пора возвращаться назад, потому что нельзя режим детского сада нарушать. Прощаемся с хозяевами и отправляемся в детский сад. Голос с экрана: До свидания, ребята. Было интересно с вами играть. «Ты катись, катись, клубок, через запад на восток Приведи наших ребят, прямо в детский сад опять. Раз-два, раз-два, в детском саду теперь детвора!» |
ответы детей
Дети: жешщину называли - крестьянка, а мужчину – крестьяни Дети: наши предки Дети: одеты они в старинную одежду
Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Дети: Мы хотим рассмотреть вашу одежду и узнать, кто ее носил.
Дети: сарафан
Ответы детей
Дети: понева
Дети: это фартук - завеска
Дети: это - брюки – порты Дети: рубаха
Дети: одежда
Дети: кушак или подпоясок Дети: Им женщины подпоясывали сарафан, а мужчины – рубаху
Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Дети: головные уборы
Дети: да
Дети: Метелица, метелица, снег по полю стелется, Кто кружится, вертится – тот заметелица!
Дети: да
Дети: рубашка
Дети: сарафан Дети: женщины Дети: пояс – кушак – подпоясок
Дети: кокошник Дети: брюки – порты
Дети: да
Дети, держа куклу в руках, говорят по одному предложению и передают другому
Дети: до свидания. Хоровое проговаривание текста |
13 мин.
|
5. |
Рефлексивно-оценочный этап |
Воспитатель: Ребята, скажите, а где же это мы побывали сегодня? Что вам больше всего понравилось? Молодец Оля, Дима, вы хорошо играли, одежду куклам подбирали. Да и все вы - молодцы, хорошо теперь знаете, как выглядит старинная одежда наших предков и чем мужской костюм отличается от женского. Воспитатель: Времена теперь другие, как и мысли, и дела. Далеко ушла одежда от такой, какой была. Ребенок: Мы невежами не будем, Историю русского костюма не забудем! Воспитатель: Так испокон сохранен на Руси Женский и мужской костюм небывалой красы!» Воспитатель: Ребята, пока мы путешествовали, к нам в окошко залетели вот эти снежинки: веселые и грустные. Если вам было интересно путешествовать и у вас хорошее настроение, предлагаю выбрать веселую снежинку, ну, а если кому-то стало вдруг грустно, то есть и грустные снежинки. Подумайте и выберите себе одну снежинку. Последующая работа: Воспитатель: Ребята, мы знаем старинные головные уборы и одежду, в другой раз мы попросим Ваню и Маню рассказать нам про обувь. Согласны? Ну, а сейчас пойдемте отдыхать, в разные игры будем играть. |
Ответы детей
Дети выбирают снежинки.
Прощаются |
3 мин. |