a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Автор: Бурцева Елена Викторовна Опубликовано: 2017-02-27 20:23:07

Документы для скачивания

Конспект образовательной деятельности по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль» Интеграция областей:  социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие. Виды деятельности:   познавательно- исследовательская. Цель:   расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность. Задачи:   Обучающие:  способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Развивающие:  Развивать умения обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы. Воспитывающие:  воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать. Предварительная работа:   Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах? » Просмотр видеоролика на тему: «Где и как добывают соль». Проведение опыта «Выращенные кристаллы соли». Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус». Рассматривание познавательных книг. Материал и оборудование: - Различные виды соли, - видеоролик: « Где и как добывают соль», - слайды о соли, - тарелочки с солью, - лупы, - сырые куриные яйца, - одноразовые стаканы и ложки, - влажные и сухие салфетки, - большая ложка, - фартуки детские. Ход занятия: Дети проходят в зал, встают в круг. Воспитатель: Придумано кем – то Просто и мудро. При встрече здороваться! — Доброе утро! — Доброе утро Солнцу и птицам! — Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера! - Здравствуйте, дорогие ребята, меня зовут Елена Викторовна. Сегодня перед вами распахнул двери научный центр. В этом центре проводится много опытов и экспериментов с различными предметами и веществами. Сегодня вы являетесь лаборантами этого научного центра. . А вот вещество, которое вы сегодня должны изучить вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно. Отдельно- я не так вкусна, Зато красива, солона, И в пище — каждому нужна. ( соль) В: Ребята, а вы догадались, о чем идет речь? ( Ответы детей) А что вы знаете о соли? ( ответы детей) Вы знаете, что соль быв ает разная? ( поваренная соль, каменная соль, йодированная соль( в такую соль добавлен йод) . Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. ( на подносе 4 вида соли) Когда готовят вам повара кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. А еще ребята, есть морская соль! Кто знает, зачем она нужна? Её используют как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной. А где используется поваренная и каменная соль? ( ответы детей) Ребята, а кто из вас знает, где и как добывается соль. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. ( Просмотр видеоролика « Где и как добывают соль») Посмотрев видеоролик, расскажите, как добывают соль? ( соль добывается из озёр методом всасывания при помощи соледобывающего комбайна, который двигается по рельсам, далее в специальной камере крупные куски соли отделяются от воды и дробятся. Затем соль попадает в железнодорожный состав, чтобы отправится на дальнейшую переработку) Где её перерабатывают? ( в специальном цехе) Мы с вами посмотрели один из способов добычи соли, но соль добывают и другими способами: Ещё соль производится бассейным способом из морской и озёрной воды, она выращивается людьми. При испарении солёной воды образуются кристаллы. В наше время поваренную соль добывают шахтным методом( этот метод считается наиболее распространенным) , применяя современную технику в виде специальных комбайнов, устройств передвижения соль добывают из шахты которая находится в недрах земли, затем её доставляют на поверхн ость и отправляют на переработку. – А с ейчас предлага ю вам пройти в нашу лабораторию, но прежде д авайте вспомним правила поведения и меры безопасности в ней. ( Схема на экране) Ребята, у каждого из вас как у настоящего лаборанта есть дневник, он находится у вас на столе, в нём вы будете отмечать все выводы по опытам. ОПЫТ № 1 «Из чего состоит соль» Воспитатель:  И так, начнем! Первый опыт называется «Из чего состоит соль». Ребята, у вас на столах стоят тарелочки с солью. Рассмотрите их. С кажите, на что похожа соль? ( на порошок, на снег) - А какого цвета соль? ( белого) - Потрогайте соль, какая она на ощупь? ( рассыпчатая, сыпучая) - Имеет ли соль запах? ( нет) - У вас на столах лежат ложечки, на кончик ложечки возьмите немного соли и попробуйте её. Что вы можете сказать про соль, какая ещё она? - Возьмите лупы, рассмотрите соль и скажите, из чего она состоит? ( из кристаллов) - А форма кристаллов одинаковая или разная? ( разная) В нашем детском саду дети старшей группы попробовали вырастить кристаллы соли в группе, давайте посмотрим, что у них получилось. Кристаллы получились в виде снежинок. А сейчас возьмите дневники и давайте сделаем первые выводы. Дети:  Соль белого цвета, рассыпчатая, на вкус очень солёная, не имеет запаха, состоит из кристаллов разной формы. Опыт №2 «Соль растворяется в воде». Для опыта понадобятся два стакана с холодной и теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить. В холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее. Давайте эти результаты отметим в ваших дневниках. Ребята, а вы любите рисовать? ( да) А вы знаете, что на соли тоже можно рисовать? Хотите, я вас научу? ( да) Для этого нам нужно подойти к столам. Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы не говорите, а сразу зарисовывайте, мы потом проверим, правильно ли вы отгадали. Слушайте внимательно: «Появился во дворе он в холодном декабре Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык, наш приятель…. »( снеговик) ( дети рисуют пальчиками снеговика на соли) Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно. Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку. «Ёжик на нее похож, листьев вовсе не найдешь, как красавица стройна, а на Новый год важна»( елка) Воспитатель: Нарисуйте, пожалуйста, отгадку. ( д ети рисуют елку) Воспитатель:  Молодцы, хорошо у вас получается. Разровняйте соль. Послушайте следующую загадку. «С неба падают зимою и кружатся над землею, Лёгкие пушинки, белые…( снежинки) ( дети рисуют снежинки) Воспитатель:  Как красиво вы рисуете, все справились с заданием, молодцы! ОПЫТ № 3 «Тонет – не тонет» Ребята, как вы думаете, в соленой воде тонут предметы или нет? Хотите это проверить? ( да) Следующий опыт ребята я проведу сама а вы будете наблюдать. Мне понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую( не солёную) воду. Что произошло с яйцом? ( яйцо опустилось на дно стакана) . Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом( оно плавает на поверхности) . Какой мы можем сделать вывод из этого опыта? ( в соленой воде предметы не тонут) Молодцы ребята! Отметьте этот вывод у себя в дневниках. Ребята, а какое сейчас время года? ( ответы детей) Правильно время года зима и н а улице холодно, мерзнут руки. Давайте возьмем мешочки и погреем наши руки( Дети встают возле столов) Мы мешочки с солью взяли, Крепко пальчики мы сжали. Очень холодно зимой, мерзнут руки ой, ой, ой. Надо руки нам погреть, посильнее разогреть! Будем снова их сжимать, ну а после разжимать. . А сейчас сделаем гимнастику для глаз, Перебрасывая соль с ладошки на ладошку, следите за движением мешочка глазами. И с ладошки на ладошку, будем с ними мы играть. Чудо соль ладошки греет, станут пальчики сильнее. Молодцы, поиграли, погрели руки. Скажите мне пожалуйста ребята, а зима у нас какого цвета? ( белого) . Я предлагаю вам сегодня добавить немного цвета нашей зимушке зиме, чтобы она засверкала яркими красками. Работать вы будете в парах. Посмотрите, я заранее приготовила разноцветную соль и чтобы получить вот такую композицию, вы аккуратно с помощью воронки наклоняя её в разные стороны засыпаете разное количество разноцветной соли слоями, перемешалась Соль нужно насыпать до горлышка баночки и плотно закрыть крышечкой. ( д ети самостоятельно выполняют работу) Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с работой, очень красиво получилось. Наша зимушка –з има обрела много радужных красок. Вам понравилась эта работа? ( да) Молодцы! Итог занятия: Наше с вами время работы в лаборатории подошло к концу. С чем мы сегодня работали? ( с солью) Какие опыты с солью мы проводили? Используя дневники наблюдения расскажите, к акие выводы мы с вами сделали? ( Соль белого цвета, рассыпчатая, на вкус очень солёная, не имеет запаха, состоит из кристаллов разной формы, соль растворяется в воде, в солёной воде предметы сплывают на поверхность, а в несолёной тонут) Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание « Научный сотрудник » и дарю в от такие значки отличия а ещё я приготовила для вас подарок вот этот кристалл, вы его должны вырастить самостоятельно, продолжайте свои опыты и эксперименты. Желаю вам удачи!

Оставить комментарий: