a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая рекомендация по составлению коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ

Автор: Горохова Татьяна Владимировна Опубликовано: 2017-03-02 19:55:58

Документы для скачивания

Методическая рекомендац ия по составлению коррекционно- развивающих программ для детей с ОВЗ На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу име ющихся особенностей развития. Но, несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам и со специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать. Такое право детей с ОВЗ возможно при инклюзивном образовании. Существенная роль в изменении ситуации для детей с ограниченными возможностями здоровья играет выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых до школьников, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принципиально новых подходов и технологий их воспит ания и обучения. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети и подростки, относящиеся к категории «детей с ограниченными возможностями», заслуживают пристального внимания и целенаправленной помощи целого ряда специалистов – психологов, педагогов, врачей, социальных работников. Дети с наличием дефекта имеют много общих черт, что определяет основные подходы для их обучения и воспитания. И, тем не менее, каждая составляющая указанной категории детей( с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно- двигательного аппарата, умственной отсталостью) отличается особыми психологическими характеристиками, особенност ями развития и социализации. Их личности находятся в процессе формирования, и неудовлетворительное качество жизни в это время может иметь серьезные последствия для их будущего. Нашу группу посещает ребёнок с ограниченными возможностями по зрению. В целях профилактики зрит ельного утомления у детей, имеющих ограниченные возможности по зрению предлагаю несколько комплексов, способствующих снятию напряжения с глаз. Упражнения зрительной гимнастики могут использовать как воспи татели детских садов так и родители. Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз принесут пользу только в том случае, если выполняются правильно, регулярно и длительно. Их цель- с одной стороны, включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении каких- либо операций, и, с другой –расслабить те глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка. Этим самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний. Гимнастику для глаз следует выполнять не менее 6 раз в течение дня во время бытовой, игровой деятельности, на прогулке, пе ред занятием, во время занятий. Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении. Комплекс №1- «Тик- так»: г оризонтальные движения глаз: вправо- влево. - Движение глазными яблоками вертикально вверх- вниз. - Круговые вращения глазами: по часовой стрелке и против неё. - «Зажмурились»: интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе. - Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол комнаты, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналоги чно в противоположном на правлении Комплекс №2- Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2- 3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на вдохе глаза. Повторить 5 раз. - Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями – от носа к вискам. - Закройте глаза, расслабьте брови. Вращение глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз. - Поставьте большой палец руки на расстоянии 25- 30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3- 5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз. - Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2- 3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Упражнения проводятся в течени и 2- 3 мин. Комплекс № 3- Исходное положение( и. п. ) – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох, наклонившись вперёд, выдох. По вторить 5- 6 раз. - И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаз, открыть веки. Повторить 4 раза. - И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. - И. п. – сидя, посмотреть прямо перед собой на классную доску 2- 3 сек. , поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15- 20 см. от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3- 5 сек. , отпустить руку. Повторить 5- 6 раз. - И. п. – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки ввер х( вдох) , следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустит ь( выдох) . Повторить 4- 5 раз. Комплекс №4- И. п. – сидя, крепко зажмурить глаза на 3- 5 сек. , а затем открыть глаза на 3- 5 сек. Повторить 6- 8 раз. - И. п. – сидя. Быстрые моргания в течение 1- 2 мин. - И. п. – стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2- 3 сек. , поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25- зо см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3- 5 сек. , опустить руки. Повторить 10- 12 раз. - И. п. – стоя. Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6- 8 раз. - И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течени и 1 мин. - Выполняется стоя. Поставить палец правой руки на средней линии лица на расстоянии 25- 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец 3- 5 сек. , прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3- 5 сек. , убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3- 5 сек. Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5- 6 раз. Комплекс № 5 Упражнения по методу У. Бейтса для укрепления глазных мышц, тренировки и массажа хрусталика, улучшения кровообращения и питания глаз. - Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. . в вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами. - Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний. Повторить несколько раз. - Ноги – на ширине плеч, руки – на поясе. Повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить несколько раз. - Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить несколько раз. - Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет и пристально рассмотреть его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить несколько раз. Комплекс № 6- Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. - - Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5- 6 раз. - Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. Повторить 3- 4 раза в каждую сторону Комплекс № 7- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1- 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз. - Не поворачивая головы: посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1- 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1- 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза. - Голову держать прямо. Поморгать, не напря гая глазные мышцы, на счет 1- 6. - Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1- 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 2- 3 раза. - Закройте глаза ладонями, чтобы они не пропускали свет. Моргайте «в темноте» 1- 2 минуты. Комплекс №8- Посмотрите вверх, не поднимая головы. Затем направьте взгляд вниз, налево и направо. Повторите 4- 5 раз. - Посмотрите в окно: сначала на стекло( можно приклеить на него круг из бумаги диаметром 1 см) , затем сквозь стекло- в даль. Повторите 5 раз. - Моргайте, не открывая глаз. " Закройте веки и моргайте в течение одной минуты. Повторите упражнение 5- 6 раз. - Зажмурьте глаза, а затем широко раскроите их. Повторяйте упражнение 7- 8 раз. - Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их. Согревать глаза центром ладони 30 секунд. - Погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать. Комплекс №9- В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справ а налево и обратно. Повторить 5 –6 раз. - Круговые движения глазами в одном и в другом направлении – 4 – 6 раз. - Расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20 – 30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд, затем убрать руку и перевести взгляд на предмет, расположенный на некотором удалении от глаз. То же с другой рукой. Повторить 5- 6 раз. - Повторные зажмуривания глаз на 3 – 5 секунд, а также массирование век и легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1 – 2 секунд. - Частое моргание в течение 20 секунд. Комплекс №10- На счет 1- 4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1- 6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4- 5 раз. - Посмотреть на кончик носа на счет 1- 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз. - Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх- вправо- вниз- влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 4- 5 раз. - Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1- 4 вверх, на счет 1- 6 прямо; затем аналогично вниз- прямо, вправо- прямо, влево- прямо. Также можно использовать зрительную гимнастику в стихах. Комплекс №1 «Мой веселый, звонкий мяч» Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой. Посмотреть влев о- вправо. Посмотреть вниз — вверх Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза. Комплекс №2 «Елка» Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. Комплекс №3 «Стрекоза» Вот какая стрекоз а- как горошины глаза. ( Пальцами делают очки. ) Влев о- вправо, назад- вперед- ( Глазами смотрят вправо- влево. ) Ну, совсем как вертолет. ( Круговые движения глаз) Мы летаем высоко. ( Смотрят вверх. ) Мы летаем низко. ( Смотрят вниз. ) Мы летаем далеко. ( Смотрят вперед. ) Мы летаем близко. ( Смотрят вниз. ) Комплекс №4" Снежинки" Мы снежинку увидали, Со снежинкою играли. Снежинки вправо полетели, Д ети вправо посмотрели. Вот снежинки полетели, Дети влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал… Дети смотрят вверх и вниз. Все на землю улеглись. Глазки закрываем, Глазки отдыхают. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто- часто, легко- легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Зрение детей — это одна из самых больших драгоценностей. Ослабление зрения в детском возрасте может привести к утрате уверенности в себе, плохо влияет на успеваемость, а значит, и на возможность получить хорошее образование в будущем. Зрение ребенка нужно защищать и оберегать, и гимнастика в этой борьбе занимает одно из самых важных мест. Литература: 1. А. Г. Арнаутов Здоровье наших глаз. Что важно знать о зрении Ростов- на –Д ону: Феникс, 2004. 2. В. П. Ермаков Развитие, воспитание и обучение детей с нарушением зрения. - М. , 2000. 3. Л. В. Сергеева. , Т. В. Лапшина. , О. П. Сапронова. , О. Н. Царева. , Е. А. Ярославцева АНОДО «Планета детства «Лада»

Оставить комментарий: