a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Логопедическая ритмика"

Автор: Иванова Ольга Фёдоровна Опубликовано: 2017-03-05 10:13:55

Документы для скачивания

Методы обследования состояния психомоторики                                                                                            у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми патологиями. Нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Обследование состояния психомоторики у детей по методике Г. А. Волковой  у детей с нарушением речевого развития включает 26 тестов: исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объёма и качества движений, чувства темпа и ритма речи.

Обследование  состояния моторных функций по методике Н. А. Рычковой у детей с заиканием состоит из 2 разделов по 5 – 14 тестовых заданий. Сначала обследуется общая и произвольная моторика, затем мимическая, речевая и мелкая моторика. Затем  обследование чувства ритма.

Обследование  состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией по методике Г.В Бабиной, Ю.Ф. Гаркуши, Т.В. Волосовец, Р.Е. Идес. Наиболее полное обследование всех сторон моторной сферы.

Нейропсихологическое обследование по методике А. Р. Сименович включает кенестетический, кенетический пространственный праксис.

Уже на стадии обследования дети получают  положительный  эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

Обследуем:

  • темп и ритм речи

  • речевую моторику,

  • слуховое внимание,

  • фонематический слух,

  • общую и тонкую моторику, мимику, пантомимику,

  • пространственную организацию движений,

  • физиологическое и фонационное дыхание,

  • словарный запас,

  • выразительность и грацию движений, умение перевоплощаться.

Обследование моторной сферы детей необходимо для выработки построения и проведения логоритмических занятий.

Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппарата.

Задача вводного этапа.

 Познакомить детей с таким явлением как письменная форма речи и выявить его специфические черты. На этом этапе решается еще и косвенная задача                                                                                                                                                           — уточнение обобщенных морфологических значений частей речи и формирование умения соотносить конкретное слово с его обобщенным лексико-грамматическим значением. С этой целью используется алгоритм определения морфологической соотнесенности слова,  опирающийся, с одной стороны, на наглядно-предметные представления учеников, а с другой — на формальный языковый анализ.

Картотека  упражнений.

  • Вводные упражнения на- развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, аналитических операций, операций сравнения и вывода;                                                                                                            - умение опознавать (узнавать),  различать (сравнивать) фонемы,                                                                                                                                                                                                 - формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков,                                                  - овладение правильным произношением и различением звуков,                                                                       - формирование ритмико-слоговой структуры слова.

  • Упражнения для развития мимики и орального праксиса.

Упражнения для губ

  1. Углы рта слегка оттянуты, видны передние зуба, объем движения, как при артикуляции звука И.                                                                                                                     2.   Губы нейтральны, как при произнесении А.                                                                               3.   Губы округлены, как при О, при У.                                                                                                              4.   Чередование движений от А к И, от А к У   и обратно.                                                                                                                         5.  Плавный переход от И к А, от О к И, от О к У  и обратно.

Артикулирование ряда гласных звуков с плавным переходом: и — а — о — у                                                                  и в обратном порядке. В момент артикулирования можно подключать проговаривание. В ходе выполнения упражнений  перед зеркалом даём пояснения ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении  звука. 

Упражнения для языка.

  1. Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам. Позиция углов рта и челюсти не  фиксируется в сознании ребенка как артикуляторная позиция: это положение  необходимо лишь для облегчения зрительного контроля.

  2. Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков; эта поза называется «язык желобком» или «язык трубочкой». Чтобы облегчить ребенку выполнение упражнения, можно предложить высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом  загнуть боковые края языка. Можно воспользоваться круглым зондом («спицей»), нажать им на основание языка (вдоль средней линии) и попросить ребенка округлить губы.                                                                                

  3. Язык поднят к альвеолам, боковые края прижаты к коренным (верхним) зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.                                                                              4.   Последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык  поднимается, плотно прижимается (присасывается) к верхней челюсти, вслед за этим резко отводится в нижнее положение. В момент отрыва языка издается щелкающее  звучание, упражнение называется «пощелкивание», «игра в лошадки».  При выполнении упражнения обращать внимание  ребенка на опущенную неподвижную нижнюю челюсть.                                                                                 

  4. Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам («язык ложечкой», или «чашечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикулировании которых средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.                                                                                                      6.     Ритмичные движения языком влево-вправо, кончик языка касается верхних альвеол или проходит по границе между верхними резцами и альвеолами.                                                                                                                                  7.      Совместным движения языка и губ: кончик языка упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты. Особое внимание обращается на сочетание положения языка с позицией  губ для звука и; кончик языка находится в верхнем положении, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой. Обращается внимание на сочетание верхней позиции кончика и передней части спинки языка с позицией губ для гласных (О и У).

Упражнения для развития слухового внимания и памяти,                                                                                  зрительного внимания и памяти для детей с ОНР.                                                                                                                       

  • Упражнения для развитии восприятия речи.

  1. Выделение заданного слова в ряду других слов. Педагог называет: машина, собака, кошка, а ребенок должен поднять флажок, если услышит слово собака;

  2. Различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (уточка — удочка); различение сходных по звуковому составу предложений (показать картинку: то купается, а кто катается). Для расширения объема слуховой памяти и удержания последовательности слов

  3. Задания двух-трех ступенчатых инструкций, запоминание ряда из 3—4 картинок.

  4. Членение слов на слоги, послоговое проговаривание слов.

  5. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными согласными звуками (ма-па, па-ма), закрытые  обратные слоги (пап-ап).

  6. Повторить в данной последовательности слоговой ряд, состоящий из 3—4 сочетаний, умение запомнить в данной последовательности 3—5 слов, заучивание наизусть стихов и  текстов.

  • Упражнения для развития ритмических способностей.

а).Топнуть правой ногой: топ.                                                                       Топнуть левой ногой: топ.                                    Вправо:  хлоп,                                                                Влево: хлоп.                                                                                                                                                         б) топ-хлоп, топ-хлоп.

Ходьба по кругу друг за другом.                                     Односложный ритм.

                                                                                                           Чередовать удар ногой с хлопками:

Ти-ти-ти — куда же нам пойти?                             Ать-ать-ать — в лес отправимся гулять.       Ать-ать-ать — будем прыгать и скакать. 

Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.

Шлепки ладонями по коленям.                                         Перетопы ногами.

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!                                                       Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!                               С барабаном за плечами: Бум-бум-бум!                           Ежик в сад забрел случайно.  Бум-бум-бум!                                                          Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!                                      Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!                             И удары раздавались: Бум-бум-бум!                                       Ой, как зайчики струхнули!   Бум-бум-бум!                                                                     Глаз до зорьки не сомкнули!  Бум-бум-бум!

Равномерно ударяют ладонями по коленям на слова: Бум-бум-бум!

 Молоточки. 

Туки-ток,  туки-ток!                                                                                -  Так стучит молоток.                                                   Туки-туки-туки-точки!                                                Застучали молоточки.

Ударять кулаком о кулак четвертями

 

Восьмыми стучать кулачками по бедрам.

Метелица.                                                                  Метелица, метелица,                                                                  Снег по полю стелется.                                                               Кто кружится, вертится,                                                        Тот заметелится.

Дети двигаютсяврассыпную, делая плавные движения руками перед собой.

 

Кружатся.                                                              Приседают на последний слог.

  • Упражнения, направленные на развитие подвижности, координации и точности движений общих, рук, кистей, пальцев.

                                                                    Фырка: Ф_______________.

Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки: быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки   вперед:        

Рыбке рак  не друг, не враг.         

Рыбке вряд ли страшен рак.   

Рыбке страшен червячок,                  

Что насажен на крючок. 

 Ладошки сложить «Лодочкой», руки в стороны, согнуть фаланги пальцев.                             Хлопнуть  ладошками    слева,   справа            Указательные пальцы  выполнить «крючки»   

Мышка в норке,   

Мишка на горке.  

Правая рука – «мышка»: пальцы собраны в  щепотку.  Левая рука – «норка» - прячет мышку, ловит правую.

Руки замком, развернуть ладонями вверх – «горка».

- Упражнения, направленные на развитие выдоха, сочетания выдоха и фонации; развитие навыков рациональной голосоподачи..

А – Э –  И – О  – У

МА – МЭ –  МИ – МО  – МУ

Пропевание гласных звуков по гамме с изменением силы голоса и тональности               (и слогов).                              

Вдох. Легкий удар кулачками на уровне талии: «ПА».                                                                Вдох .Сильно встряхнуть кулаками рук над головой: «ПА­­­­______».                                                               

Руки согнуть на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки.

Вдох. Руки, развести в стороны и поднять вверх -  «ПА».Вдох. Проговаривать слог начиная с тихого звучания и увеличивая силу голоса по мере поднятия рук: «ПА________!»

Самое верхнее положение рук соответствует самому громкому звучанию.

 

Вдох. Развести руки вверх в стороны, затем плавным движением подвести их к носу: А________М__________.                                     Вдох. Плавным движением руки отвести вперед от носа и затем развести вверх в стороны: М_________А___________.

И.п. Руки согнуть на уровне груди.                             Повторить 4 раза.

 

Повторить 4 раза.

Вдох. Правой рукой нежно гладить левую руку мягким, нежным голосом: А________М__________.                                     М_________А________.

Слегка вытянуть вперед прямую левую руку. Правой рукой от кончиков пальцев к запястью - 4 раза.                                                                                                                                                                             Левой рукой – правую руку 4 раза

 

Логоритмика влияет на формирование личности детей, влияет на их физическое и умственное развитие, расширяет кругозор. У детей появляется уверенность в своих силах. Они становятся самостоятельными, общительными,   расширяется словарный запас и, безусловно, улучшается звукопроизношение. 

учитель-логопед

            Иванова Ольга Федоровна

Оставить комментарий: