a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа в разновозрастной средней группе на 2016-17 уч. год

Опубликовано: 2017-03-11 10:48:06

Документы для скачивания

МБДОУ «Ударный детский сад» Принято на педагогическом Утверждаю совете заведующая МБДОУ «Ударный детский сад» Протокол №_ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. Т. Надёжкина Рабочая программа средней разновозрастной группе от 3- х до 5- ти лет на 2016- 2017 учебный год( на основе «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. , 2011. ) Составила воспитатель: Бабина Л. С. п. Ударный 2016 год СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения ОП. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1. Паспорт группы 2. 2. Учебный план ООП ДО в с редней разновозрастной группе детского сада МБДОУ «Ударный детский сад» 2. 3. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. 2. 4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. 2. 5. Календарно- тематическое планирование 2. 6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО. 2. 7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. 2. 8. Диа гностика уровня освоения детей 4- го, 5- го года жизни содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. 2. 9. Взаимодействие с семьёй, социумом. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1 Оформление предметно- пространственной среды. 3. 2 Режим дня( тёплый и холодный период) Список литературы Приложение 1 Перспективное планирование Приложение 2 Результаты диагностики детей 4 – го года жизни Приложение 3 Результаты диагностики детей 5 – го года жизни I. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей разви тия дошкольников в возрасте от 3- 5 лет и основных принципов построения психолого- педагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Семейный кодекс РФ от 08. 12. 1995 №223( доп. И изм. ) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24. 07. 1998 №124- ФЗ « Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13; Образовательная программа ДОУ. Согласно ФГОС ДОУ рабочая программа отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей и направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей. Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на: — развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; — создание условий развития ребенка, открывающих возможности дляего позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. задачи: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей( в том числе ограниченных возможностей здоровья) ; — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Принципы и подходы к формированию Программы. Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии дошкольной педагогики и выстроено по принципам: 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства( младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение( амплификация) детского развития. 2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования( соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) . 9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. Возрастные особенности детей. Характеристика особенностей развития детей 4- го года жизни На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам! ». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый- характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости- он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво- активное отношение к окружающему. Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами( «можно», «нужно», «нельзя») . В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания( становление предпосылок трудовой деятельности) - самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребёнка в движении( его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования) . Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию( быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др. ) . Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами( красный, жёлтый, синий, зелёный) . Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов( круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов( палочек, кубиков, мячей и т. п. ) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты( квартиры) , групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления( рядом, перед, на, под) . Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения( предлоги и наречия) . Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением( на стуле сидят, из чашки пьют и т. п. ) , с назначением некоторых общественно- бытовых зданий( в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь) ; имеет представления о знакомых средствах передвижения( легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п. ) , о некоторых профессиях( врач, шофёр, дворник) , праздниках( Новый год, День своего рождения) , свойствах воды, снега, песка( снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается) ; различает и называет состояния погоды( холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь) . На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два- три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий( понравившиеся стихи и песенки, 2- 3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его) . Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно- действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами( складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п. ) . В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул- машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка- носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни- это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну- две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к 4 годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития( артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по- прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух- трёх частей. Музыкально- художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности( проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др. ) . Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны( громко — тихо, высоко — низко и пр. ) . Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально- художественной деятельности( пению, слушанию, музыкально- ритмическим движениям) . Характеристика особенностей развития детей 5- го года жизни Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. 1. 2. Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры Социально- коммуникативное развитие Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов( ложки, расчёски, карандаша и пр. ) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения( бег, лазанье, перешагивание и пр. ) . ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) . Художественно- эстетическое развитие Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) II. Содержательный раздел программы 2. 1. Паспорт группы В группе разновозрастной общеразвивающей направленности детей 3- 5 лет 16 детей, из них 7 девочек, 9 мальчиков. № п/ п Фамилия, имя ребенка Год рождения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 2. 2. Учебный план ООП- ДО в средней разновозрастной группе МБДОУ «Ударный детский сад» Направление развитие Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность и количество в неделю Физическое развитие Двигательная Утренняя гимнастика Ежедневно6—8 минут Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости( до 3 мин. ) Игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно10—15 минут Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна Физкультурные занятия 3 раза в неделю по 20 мин. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно Спортивные праздники Летом 1 раз в год Физкультурные досуги и развлечения 1 раз в месяц Дни здоровья 1 раз в квартал Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно на прогулке Социально- К оммуникативное развитие Коммуникативная деятельность Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально- эмоционального опыта Ежедневно Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ежедневно Игровая деятельность Индивидуальные игры с детьми( сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) Ежедневно Совместная игра воспитателя и детей( сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) 3 раза в неделю Театрализованные игры 1 раз в 2 недели Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели Подвижные игры Ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Ежедневно Трудовые поручения( индивидуально и подгруппами) Ежедневно Трудовые поручения( общий и совместный труд) 1 раз в неделю Познаватель ное развитие Познавательно- исследовательская деятельность Наблюдения за природой( на прогулке) Ежедневно Опыты, эксперименты, наблюдения( в том числе экологической направленности) 1 раз в 2 недели Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг 1 раз в 2 недели Речевое развитие Развитие речи Беседы, дидактические игры рассматривание картин и иллюстраций Ежедневно Художественно- эстетическое развитие Музыкальная деятельность Музыкально- театральная гостиная 1 раз в неделю Музыкальные занятия 2 раза в неделю по 20 минут Изобразительная деятельность Творческая мастерская( рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в неделю Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение литературных произведений Ежедневно 2. 3. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. Направления развития Методическое пособие Наглядно- дидактическое пособие Рабочие тетради Физическое развитие Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», « Владос », М. , 2001 Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3- 5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Картотека подвижных игр. Социально- коммуникативное развитие Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. Печерога А. В. . - развивающие игры для дошкольников. – М. : ВАКО, 2010 Картотека сюжетно- ролевых игр. Картотека дидактических игр по социально- коммуникативному развитию. Я и мир. Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Мосалова Людмила, 2009 г. , Изд. : Детство- пресс Наглядно дидактическое пособие" Мир в картинках" : " Посуда" , " Одежда" , " Транспорт" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Раздаточные карточки" Профессии" ( 16 карточек) , ООО" ТЦ Сфера" , 2015. Серия демонстрационных картин: Все работы хороши. Нищева Н. В. , Изд. : Детство- Пресс, 2014 Познавательное развитие Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4- 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014 Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2015 Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. - М. : Мозаика – Синтез, 2006 Добро пожаловать в экологию Воронкевич Ольга, 2014 г. , Изд. : Детство- пресс Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. - Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. – М. : ТЦ Сфера, 2010 Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. – Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2- е – Волгоград: Учитель, 2015 Полынова В. К. – Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры –СПб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 Картотека дидактических игр по математическому развитию Картотека игр по правилам дорожного движения. Картотека игр по ОБЖ Картотека дидактических игр экологического содержания. Картотека дидактических игр по духовно- нравственному воспитанию. Картотека дидактических игр на развитие внимание, памяти, мыслительных процессов. Елена Колесникова: Демонстрационный материал. Математика для детей 4- 5 лет. ФГОС- Изд. : Сфера, 2014 г. Раздаточные карточки" Профессии" ( 16 карточек) , ООО" ТЦ Сфера" , 2015. Воронкевич Ольга. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4- 5 лет. Средняя группа. - Изд. : Детство- Пресс, 2015 Воронкевич Ольга. Добро пожаловать в экологию. Серия демонстрационных картин для занятий с детьми 4- 5 лет. - Изд. : Детство- Пресс, 2010 Бордачева И. Ю Безопасность на дороге( плакаты для оформления родительского уголка в детском саду) ФГОС- М. : Мозаика- Синтез, 2015 Стенд- гармошка «Правила дорожного движения» Наглядно- дидактическое пособие «Уроки безопасности» Обучающие карточки «Птицы»- Изд. : Проф- Пресс, 2012 Колесникова Е. В. Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 4- 5 лет. По ФГОС ДО- ТЦ СФЕРА, 2015 Речевое развитие Ушакова О. С. Занятия по развитию речи 3- 7 лет. М. «Сфера», 2015г. Щипицина Л. М. Азбука общения от 3 до 6 лет. С- Петербург. «Детство- Пресс», 1998г. Бахметьев Т. И. , Соколова Г. Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: «Академия развития», 1997. Синицына Е. Игры и упражнения со словами. Серия: «Дошкольное образование». М. : Юнвес, 2000. Картотека дидактических игр по речевому воспитанию Раздаточные карточки «Профессии»( 16 карточек) , ООО «ТЦ Сфера», 2015. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши- «Детство- Пресс», 2014 Развитие речи в картинках. Животные. Демонстрационный материал к пособиям Ушаковой О. С. - ООО" ТЦ Сфера" , 2013. Наглядно дидактическое пособие" Мир в картинках" : " Фрукты" , " Овощи" , " Деревья" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Художественно- эстетическое развитие Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991 Леонова Н. Н. Художественно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2014. Книга для чтения в детском саду и дома: 4- 5 лет сост. , Гербова В. В. и др. , Гербова Валентина, Ильчук Н. , Елисеева Л. , Изд. : ОНИКС, 2006. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». Образовательная область «Чтение художественной литературы»/ сост. Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд- во, 2013 Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. – М. : ТЦ Сфера, 2009. Малик О. А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009 Картотека загадок( грибы, транспорт, овощи, фрукты, деревья, птицы, времена года, животные, звери, посуда, мебель, человеческое тело) Картотека хороводных игр. Картотека стихов, потешек для режимных моментов. Картотека театрализованных игр. Картотека дидактических игр о ИЗО Краснушкин Е. В. " Пейзаж" , " Натюрморт" ( Мир искусства. Наглядно- дидактическое пособие) - М. : Мозаика- Синтез, 2010 Шайдурова Н. В. " Народные промыслы. Картотека предметных картинок. Выпуск 12" ( Оснащение педагогического процесса в ДОУ. Картотеки) - М. : Мозаика- Синтез, 2010 2. 4. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. Направления развития Формы реализации программы Способы Методы Приёмы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьёй Физическ ое развитие Утренняя гимнастика Подвижная игра( в том числе на свежем воздухе) Физическая культура Физкультурные упражнения Гимнастика после дневного сна Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья, каникулы Игра Игровое упражнение Подражательные движения Проблемная ситуация Беседа Открытые просмотры Встречи по заявкам Физкультурный досуг Физкультурные праздники Консультативные встречи Гигиениче ские факторы Физические упражнения Оздоровительный силы природы Наглядн ый Словесный Практический Наглядно –зрительный Наглядно- слуховой Тактильно- мышечный Социально- коммуникативное развитие Чтение художественной литературы Игра- экспериментирование Наблюдения Ситуативные разговоры с детьми Дидактические игры Беседы Упражнения Сюжетно- ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей Самообслуживание Рассматривание иллюстраций Творческие задания Дежурство Эмоционально- практическое взаимодействие( игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность) . Беседы. Чтение, рассматривание иллюстраций. Личный пример показ, совместный труд Игровые действия разной степени сложности и обобщённости Эмоционально- выразительные средства Речевые высказывания Приучение к размышлению, эвристические беседы; беседы на этические темы; - чтение художественной литературы ры; Рассматривание иллюстраций; рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций; Наглядный Словесный Практический Средства, специально созданные для игры; Средства в виде подручных игровых предметов; Материальные предметы; Ознакомление с трудом взрослых Собственная трудовая деятельность; Художественная литература; Музыка; Изобразительное искусство Речевое развитие Обучающие игры. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм. Сюжетно- ролевая игра. Игра- драматизация. Работа в книжном уголке. Чтение, рассматривание иллюстраций( беседа) . Дид. игры Настольно- печатные игры. Досуги Деятельность по- обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя- обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы( сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) - обучению пересказу по серии сюжетных картинок. - обучению пересказу по картине- обучению пересказу литературного произведения. Показ настольного театра или работа с фланелеграфом Содержательное игровое взаимодействие воспитанников Совместная предметная и продуктивная деятельность воспитанников( коллективный монолог) . Игра- драматизация с использованием разных видов театров( театр на банках, ложках и т. п. ) Игры парами Эмоционально- практическое взаимодействие( игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность) . Беседы. Чтение, рассматривание иллюстраций. Объяснение, повторение, исправление Дидактические игры. Чтение, разучивание стихов Имитационные упражнения Разучивание скороговорок, чистоговорок. Тренинги( действия по речевому образцу взрослого) . Открытый показ деятельности по обучению рассказыванию Информационная поддержка родителей Экскурсии с воспитанниками. Речевое сопровождение действий Договаривание Комментирование действий Звуковое обозначение действий Наглядный Словесный Практический Общение взрослых и детей Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Познавательное развитие Наблюдения Игровое моделирование и экспериментирование Проблемно- игровые ситуации; Труд в природе Рассматривание иллюстраций, картин Исследовательская деятельность Праздники, развлечения Экскурсии по территории МБДОУ Сюжетно- ролевые игры Рассматривание Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность Простейшие опыты, наблюдения; Показ способов действия. Прогулки по территории ДОУ Накопление впечатлений Беседы и разговоры с детьми, общение Целевые прогулки Проекты Загадки Проблемные ситуации Наглядный Словесный Практический Прогулки развивающая предметно- пространственная среда НОД Эксперимент Наглядное моделирование Художественно- эстетическое развитие Изобразительная деятельность ОД( рисование, аппликация, ручной труд, лепка) Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание. Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) . Тематические досуги. Выставки работ декоративно- прикладного искусства, Создание коллекций Опытническая деятельность, Дид. игра Инд. работа Обыгрывание незавершённого рисунка Коллективная работа Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Рассматривание объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность с материалами Проблемная ситуация Самостоятельная худ. деятельность Проблемная ситуация Создание соответствующей предметно- развивающей среды Экскурсии Прогулки Создание коллекций Консультации Мастер- класс Конкурсы Беседа Рассм. Участие в кол. работе Наблюдение Рассказы Выставки детских работ Открытые просмотры образовательной деятельности Рассматривание Обыгрывание незавершённого рисунка Индивидуальная работа Коллективная работа Наглядный Словесный Практический Эстетическое обобщение Природа Искусство Окружающая предметная среда Праздники Конструктивно- модельная деятельность Художественное слово, двигательный этюд, Рассказ Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Дид. игра Индивидуальная работа Наблюдение Рассматривание Чтение Обыгрывание конструкций Коллективная работа Украшение личных предметов Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная деятельность с материалами Проблемная ситуация Создание соответствующей предметно- развивающей среды Экскурсии Прогулки Создание коллекций Консультации Мастер- класс Конкурсы поделок Беседа Рассматривание Участие в коллективной работе Наблюдение Рассказы Выставки детских работ Открытые просмотры ОД Ситуативное обучение Обыгрывание конструкций Художественное слово Рассматривание Чтение Наглядный Словесный Практический Окружающая предметная среда Разнообразные виды игр Разные виды труда детей Физические упражнения Музыкальная деятельность ОД Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: - образовательная деятельность- театрализованная деятельность- слушание музыкальных произведений в группе- прогулка( подпевание знакомых песен, попевок) - детские игры, забавы, потешки- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Праздники, развлечения Создание условий для самостоятельной музыкальной дея- ти в группе: подбор муз. инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжений, элементов костюмов различных персонажей, Экспериментирование со звуком Создание игровых творческих ситуаций( сюжетно- ролевая игра) , способствующих импровизации в пении, движении, музицировании Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Импровизация на инструментах Музыкально- дидактические игры Игры- драматизации Детский ансамбль, оркестр Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ( включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность( концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр) Создание наглядно- педагогической пропаганды для родителей( стенды, папки или ширмы- передвижки) Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих Пение Слушание музыки Музыкально- ритмические движения Музыкально- дидактические игры Игры на музыкальных инструментах Наглядный Словесный Словесно- слуховой Слуховой Игровой Практический Музыкальные инструменты Музыкальный фольклор 2. 5. Календарно- тематическое планирование месяц недели Темы сентябрь 1 Вместе весело играть, танцевать, рисовать 2 Наши старшие друзья, наставники 3 Какой я? Что я знаю о себе 4 Осень- волшебница. ( Жизнь диких животных и птиц) октябрь 1 Осень – художница 2 В огород пойдем – урожай соберем 3 Моя семья 4 Мой дом – мой поселок. ноябрь 1 Мы живем в Мордовии 2 Россия – Родина моя 3 Земля – наш общий дом 4 Поздняя осень декабрь 1 Зимушка – зима 2 Неделя сказки 3 Новогодние чудеса 4 Неделя здоровья январь 1 Народное творчество, культура и традиции 2 Неделя доброты 3 Посуда, мебель, электроприборы. февраль 1 Неделя безопасности. ОБЖ 2 Труд взрослых. Профессии 3 Защитники Отечества 4 Масленичная неделя март 1 Весна. 2 Наши любимые мамы 3 Мальчики и девочки 4 Транспорт. ПДД 5 Неделя здоровья апрель 1 Водичка – водичка 2 Мир вокруг нас( птицы, рыбы, цветы, насекомые) 3 Пасхальная неделя 4 Искусство и культура май 1 Троица 2 День Победы 3 Друзья природы 4 Здравствуй, лето!   2. 6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса( взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской( равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации( возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности) . Предполагает формы организации работы с воспитанниками: Индивидуальную; подгрупповую; фронтальную. Включают в себя: НОД, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей. Совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач. Совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и оздоровления. Календарный план составляется на основе годового комплексно- тематического плана и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также бесед с родителями. Он пишется на каждый день и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе Программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку. В своей работе мы стараемся оптимально организовать различные виды и формы организации совместной детской деятельности в режиме дня, обеспечить оптимальное содержание: Образовательной деятельности; Индивидуальных заданий; Игр; Самостоятельной; Прогулок; Познавательно – исследовательской деятельности и т. д. , чтобы достичь высоких результатов в развитии и воспитании наших детей. Организованная образовательная деятельность с воспитанниками реализуется в режиме пятидневной недели, учитывая комплексно- тематический принцип планирования организованной образовательной деятельности, составляется перспективный план. ( Приложение 1) Распределение детей по подгруппам для организации ООД 1- я подгруппа 2- я подгруппа 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 12 Организация ОД по направлениям образовательных областей Понедельник 1. Развитиеречи 2. Физическая культура Вторник 1. Математическое и сенсорное развитие 2. Музыкальное занятие Среда 1. Изобразительная деятельность( рисование, лепка) ч/ н 2. Физическая культура Четверг 1. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения( 1 неделя) Чтение художественной литературы( 2, 4неделя) Исследование объектов живой и неживой природы, Экспериментирование( 3 неделя) 2. Музыкальное занятие Пятница 1. Изобразительная деятельность( аппликация) / Конструирование ч/ н 2. Физическая культура 2. 7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками( климатическая, демографическая, национально- культурная) Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений( листопад, таяние снега и т. д. ) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и тёплое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года организуется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год( сентябрь- май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. летний период( июнь- август, для которого составляется другой режим дня. Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в с редней разновозрастной группе дошкольного учреждения воспитываются дети из полных( 81, 3% ) , из неполных( 18, 8% ) и многодетных( 18, 8% ) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим( 63% ) и средним профессиональным( 47% ) образованием. Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: русские, мордва, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях сельской местности. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально- культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. 2. 8. Диа гностика уровня освоения детей 4- го, 5- го года жизни содержания образовательной программы по пяти образовательным областям Система мониторинга содержит пять образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года: «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года. Технология работы с таблицами включает два этапа. 1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке, указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку( среднее значение= все баллы сложить( по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей) . Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. 2 этап. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе( среднее значение= все баллы сложить( по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей) . Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций( в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико- психолого- педагогическому совещанию) , а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого- методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3, 8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2, 3 до 3, 7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/ или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Среднее значение менее 2, 2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. ( Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, т. к. получены с помощью применяемых в психолого- педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста. ) Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации. ( Приложение 2; 3) 2. 9. Взаимодействие с семьёй, социумом. Перспективный план работы с родителями в разновозрастной средней группе. № п/ п Период Мероприятия В течение года Оформление информационного стенда в группе с рубрикой «Наша жизнь сегодня». Организация встреч с родителями в групповой традиции «Наши гости». 1 Сентябрь Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 4- го года жизни» Тест на изучение семейной микросреды «Какой вы родитель? » Выставка подделок «Лучший букет», Родительское собрание. Консультация «Я и моя семья», оформление папки – передвижки «Осень», совместный труд по уборке листьев, конкурс совместных рисунков «Золотая осен ь». 2 Октябрь «Ребенок имеет право»- оформление информационного материала( извлечения из нормативных документов по правам ребенка) . Консультации: «Мой дом, моя улица», «Детское сквернословие», «Как воспитать любовь к природе», «Капризы ребенка», индивидуальная беседа с родителями Киры. «Девочки и мальчики», индивидуальные беседы «О традициях в семье», конк урс поделок «Осенние фантазии». 3 Ноябрь Консультации: «Мы – друзья природы», «Патриотическое воспитание в семье», «Личность формируется в семье», выставка рисунков «С чего начинается Родина», «Мы – друзья природы, выставка рисунков, оформление папки – передвижки «Зима», п омощь родителей в уборке снега. 4 Декабрь Консультации: «Сказка ложь…» «Воспитание любознательности у детей средствами природы», «Сказка ложь…», «Здоровье детей», конкурс снежных построек с участием родителей. Экологическая акция «Сбережем елочку! », помощь родителей к Новогоднему утреннику, родительское собрание, выставка совмес тных рисунков «Зимушка – зима». 5 Январь Консультации: «Безопасное поведение на льду», консультация «Как воспитать ребенка добрым», «Роль отца и матери в воспитании детей», помощь родителей в уборке снег а, сооружении снежных построек. 6 Февраль Консультации «Опасные предметы дома», «Об опасности незнакомых животных», «С любовью к природе» Папки- передвижки «Масленичная неделя», «День защитника Отечества» Выставка рисунков «Самый лучший па па мой! » 7 Март Консультации: «Безопасность и здоровье детей», «Девочки и мальчики – два разных мира». Оформление памятки для родителей «Поведение родителей на детских утренниках» оформление папок- передвижек: «Паводок», «Осторожно – дорога», «Весна» выставка рисунков «Мамочка любимая», помощь родителей в подготовке утренника, индивидуальная беседа с родит елями Тимура «Активный ребенок» 8 Апрель Консультации: «Приобщаем ребенка к книге», «Дремучие травы» анкетирование по выявлению степени удовлетворенности родительской общественности образовательной деятельностью ДОУ; удовлетворенность родителей работой воспитателей группы, 9 Май Консультации: «Осторожно- ядовитые растения и грибы! », «Клещевой энцефалит», «Детский травматизм летом», «Чем и как заниматься с ребенком летом», родительское собрание «Наши дос тижения и успехи 2016- 2017г. г». Работа с социумом Социальная сфера 4- 5 лет Образование Детский сад Здравоохранение Знакомство с кабинетом медицинской сестры Физкультура и спорт Спортивная площадка ДОУ Учреждения культуры и достопримечательности поселка Торговля Участие в творческих смотрах, конкурсах и худ. самод. в д/ с Магазин Сфера услуг Сфера услуг в детском саду Пожарная часть Сюжетно- ролевые игры III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ. Оформление предметно- пространственной среды. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовател ьного потенциала пространства г руппы, приспособленной для реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей( в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: • реализацию различных образовательных программ; • в случае организации инклюзивного образования- необходимые для него условия; • учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания( в том числе техническими) , соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем( в соответствии со спецификой Программы) . Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря( в здании и на участке) должны обеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой) ; • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; • возможность самовыражения детей. 2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3. Полифункциональностьматериалов предполагает: • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; • наличие в Организации или Группе полифункциональных( не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности( в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре) . 4. Вариативность среды предполагает: • наличие в Организации или Группе различных пространств( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5. Доступность среды предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования. 6. Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы( в том числе расходные) , игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно- развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно- развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни. Не менее важным условием является многофункциональность предметно- развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно- развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно- развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенкаво всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. При организации предметно- пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: - Организующей- воспитательной- развивающей Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно- развивающей среды необходимо: - избавляться от загромождения пространства мало функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук( масштаб" глаз – рука" ) , роста и предметного мира взрослых- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка. Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде: Организация развивающей среды вДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам( центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: - развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; - предметы для опытно- поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; - большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Активный сектор( занимает самую большую площадь в группе) , включающий в себя: центр игры центр двигательной деятельности центр конструирования центр музыкально театрализованной деятельности Спокойный сектор: центр книги центр отдыха центр природы Рабочий сектор: ( рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. центр познавательной и исследовательской деятельности центр продуктивной и творческой деятельности центр правильной речи и моторики. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия- интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам- детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов- веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. 3. 2. Режим дня( тёплый и холодный период) Гибкий режим дня Режим дня составлен с расчетом на 10, 5- часовом пребывание ребенка в детском саду. Режим скорректирован с учетом работы возрастной группы, контингента воспитанников, времени года. В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Дозированный объем образовательной нагрузки, не превышает максимально допустимую санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку( СанПиН 2. 4. 1. 2660- 10) . Режимные моменты Время Холодный период года( сентябрь—май) Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 08. 00- 09. 00 Завтрак 09. 00- 09. 3 0 Самостоятельные игры 09. 30- 09. 40 Непосредственно образовательная деятельность( образовательные ситуации на игровой основе) ( по подгруппам) 09. 4 0- 10. 00 10. 10- 10. 30 2- й завтрак 10. 30- 10. 40 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 40- 12. 15 Подготовка к обеду, обед 12. 15- 12. 5 0- Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном 12. 5 0- 13. 00 Подготовка ко сну, сон 13. 00- 15. 00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры 15. 00- 15. 30 Подготовка к полднику, полдник 15. 30- 16. 00 Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности 16. 00- 17. 0 0 Подготовка к прогулке, прогулка 17. 0 0- 18. 30 Уход домой до 18. 30 Теплый период года( июнь—август) Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 07. 30- 08. 35 Завтрак 08. 35- 09. 00 Самостоятельные игры 09. 00- 09. 25 Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность на прогулке 09. 25- 12. 00 Подготовка к обеду, обед 12. 00- 12. 40 Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном 12. 40- 13. 00 Подготовка ко сну, сон 13. 00- 15. 00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры 15. 00- 15. 30 Подготовка к полднику, полдник 15. 30- 16. 00 Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности 16. 00- 17. 00 Подготовка к прогулке, прогулка 17. 00- 18. 30 Уход домой до 18. 0 0 Список литературы 1. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования» Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. З. А. Михайлова и др. - СПБ «Детство- Пресс», 2014. 2. Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», « Владос », М. , 2001 3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. 4. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3- 5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. 5. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью 6. Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. 7. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4- 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014 8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2015 9. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. - М. : Мозаика – Синтез, 2006 10. Добро пожаловать в экологию Воронкевич О. С, 2014 г. , Изд. : Детство- пресс 11. Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. - Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. – М. : ТЦ Сфера, 2010 12. Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. – Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2- е – Волгоград: Учитель, 2015 13. Полынова В. К. – Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры –СПб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 14. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи 3- 7 лет. М. «Сфера», 2015г. 15. Щипицина Л. М. Азбука общения от 3 до 6 лет. С- Петербург. «Детство- Пресс», 1998г. 16. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991 17. Леонова Н. Н. Художественно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2014. 18. Книга для чтения в детском саду и дома: 4- 5 лет сост. , Гербова В. В. и др. , Гербова Валентина, Ильчук Н. , Елисеева Л. , Изд. : ОНИКС, 2006.

Оставить комментарий: