a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации для воспитателей

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2017-03-14 20:07:23

Консультация для воспитателей «КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ » Что делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с партнером, а в 5—6 лет не в состоянии поддержать простой разговор? Можно ли научить его общению? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, характер которых должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Индивидуальная работа с ребенком — необходимое условие развития общения. Однако, несмотря на большое разнообразие конкретных индивидуальных занятий с детьми по развитию общения, можно выделить общий принцип их организации: опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы общения. Следовательно, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому. Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребенком различные формы общения( познавательные, личностные) , а вести его за собой. Это возможно только в том случае, ели взрослый хорошо знает, понимает ребенка, опирается на достигнутый им уровень развития Занятия лучше начинать с того, что ребенок уже умеет и что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится малышу и которую он сам выбирает: подвижная игра, игра с правилами и т. д. В таких играх могут участвовать и несколько детей. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх ребенок учится ориентироваться на партнера, сдерживать свои эмоции при неудаче. Он ощущает радость от совместной деятельности со сверстниками и с взрослым, чувствует себя включенным в общее занятие. Кроме того, во время игры замкнутые и стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно. Если при выяснении уровня развития общения ребенок не проявил склонности к разговору с взрослым на познавательнее темы, следующим этапом занятий должно стать формирование этого вида общения. Нужно постепенно в ходе игры вовлекать малыша в разговор: рассказывать ему о ЖИЗНИ и повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д. Например, после игры в «кошки- мышки» можно спросить ребенком кошка отличается от мышки и от собаки( по внешнему и по характеру) , где она живет, рассказать о диких кошках. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирую- содержание рассказа. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные виды детского лото — зоологическое, ботаническое и т. д. Чтобы ребенок стал равноправным участником беседы, нужно чаще интересоваться его познаниями- ответы, стимулировать собственные вопросы. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность ребенка, его любознательность: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все высказывания, касающиеся основной темы разговора. Познавательная беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самого ребенка. Важно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора не менялась. Для этого нужно предварительно подобрать несколько познавательных тем, интересных и доступных для дошкольников. Например: «Из чего делают сыр? », «Как растут булки? », «От семечка до яблока» и т. д. В качестве основы для беседы можно использовать детские книги с иллюстрациями, в которых содержится дополнительная информация. Однако здесь важно помнить, что задача таких занятий — не только; сообщение ребенку новых знаний, но, главное, формирование у него способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные для данного, возраста вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самому ребенку и о которых у него уже есть знания и представления. Тогда малыш сможет стать интересным собеседником. Своеобразие этих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, сближает ребенка и взрослого. Активное участие малыша в обсуждении темы говорит о его привязанности и положительном отношении к взрослому. Нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия ребенка, которые имеют отношение к обсуждаемой теме. Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстративный материал, но и жизненный опыт самого ребенка. Малыш обычно сам делится своими впечатлениями, общаясь с взрослым. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких зверей или птиц, куда они ходили с родителями и т. д. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уклонился от основной темы разговора и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни. Как правило, после 8—10 подобных занятий ребенок достаточно легко поддерживает беседу и может в течение 10—15 минут разговаривать с взрослым на познавательные темы. Иначе должны строиться занятия по формированию личностного общения. Их можно проводить с несколькими детьми. В ходе таких занятий важно создавать условия, заставляющие ребенка оцепить и осознать свои действия и поступки. Сначала разговор может основываться на конкретных предметных действиях. Здесь подходит любая продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация и т. д. Давая конкретное задание( например, нарисовать птичку или вырезать домик) , взрослый может затем попросить ребенка оценить свой рисунок, сравнить с работами сверстников, выбрать самые лучшие, отметить недостатки остальных. Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений и достижений в хорошо знакомой ему деятельности. Важно, чтобы ребенок научился более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Взрослый при этом высказывает и обосновывает свое отношение к результатам детской деятельности, но его нельзя навязывать как единственно верное, чтобы не подавлять инициативу ребенка. Последующие занятия лучше проводить индивидуально. Желательно начинать с чтения и обсуждения книг, рассказывающих о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках. После прочтения такой книги спросите ребенка, кто из персонажей больше ему понравился и почему, на кого хотелось бы походить. Если он не может ответить на подобные вопросы, выскажите свое мнение и обоснуйте его. После этого следует предложить ребенку другую историю для обсуждения. Важно, чтобы он сам попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения. Постепенно можно переводить беседу с обсуждения конкретного случая, описанного в книге, к какой- либо общей теме, кающейся жизни ребенка и окружающих его сверстников. Так, спросите ребенка, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей о жизни, в отношениях со сверстниками возникают те же проблемы, о которых он узнал из книги. При этом взрослый должен высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых. Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется во взгляде ребенка, в его сосредоточенности, в готовности отвечать на вопросы. Отталкиваясь от конкретных историй, описанных в книгах, можно перевести разговор на общечеловеческие темы. При этом, как и в случае формирования познавательного общения, важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Это особенно трудно для пяти- шестилетних детей. Если в предыдущем случае тема удерживалась наглядным материалом( картинки, иллюстрации) , то теперь такой наглядной опоры нет и быть не может. Поэтому заранее продумайте и подготовьте несколько тем, связанных с реальной жизнью ребенка. Это могут быть беседы о поступках детей( о доброте, упрямстве, жадности) , о событиях из жизни ребенка( поход к папе на работу просмотр фильма и т. д. ) , о различных профессиях. Продолжительность беседы зависит от желания ребенка. Если вы почувствовали, что ребенок тяготится разговором, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру. Опыт показывает, что через 2—3 месяца такой работы с детьми у них формируется способность к речевому личностному общению. Многие могут сказать, что развитием общения хорошо заниматься, когда нет других забот, когда не надо одевать, кормить и приучать ребенка к порядку. А в нашей жизни такого не бывает. И какая разница родителю или воспитателю, каков уровень развития общения у ребенка, если его не заставишь ничем заниматься, если он не слушается, не уважает труд взрос лых и т. д. Вот они реальные, жизненные проблемы! А вы про свои формы общения. . . Вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные сеансы общения с ребенком. Ведь поговорить о чем- нибудь важном для него можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и за домашней работой, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение к его интересам, понимание его переживаний. Ведь многие наши претензии к детям, требования и обвинения возникают в результате того, что мы не знаем психологии ребенка и полагаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды, те же возможности и потребности, что и у взрослых людей. И нередко взрослый ругает ребенка из- за того, что малыш не разделяет его интересов, что он отличается от него. Литература: Галиузова Л. Н. , Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М. , Просвещение, 1992. Малетина Н. С. Содействие развитию диалогического общения дошкольников/ Сборник научных трудов кафедры педагогики и методик дошкольного образования. Вып. 1. / Отв. Ред. Н. С. Малетина, Е. В. Гончарова. Екатеринбург. , Уникум, 2002. Малетина Н. С. Развитие речевого общения дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания. Нижневартовск: Из- во Нижневарт. пед. инс- та, 2003. 4. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под. р ед. М. И. Лисиной, М. , 1985.

Методические рекомендации воспитателям, направленные на формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми, [ . Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми: обращайтесь по имени; занимайте позицию на уровне глаз ребёнка( он на стуле, вы на стуле. . . ) ; используйте тактильное прикосновение( однако помните, что когда вы гладите ребёнка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния) . Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребёнка. Проанализируйте своё поведение. Всегда ли вы способны дослушать ребёнка до конца? Не возникает ли желание его перебить? Не ловите ли вы себя на мысли, что то, о чем говорит ребёнок, это неважно, пустяки? Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребёнка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах. Следите за собственной речью. Помните, что она- отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь: исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт; обратите внимание на интонирование, помните, что неверно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат; постарайтесь избавиться от слов- «паразитов »( «ну», «значит», «в общем» и т. д. ) Помните, что ребёнок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому информация лучше воспринимается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой приём взаимодействия с детьми, как «демонстрация расположенности»: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребёнок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах? чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой: как часто вы улыбаетесь детям; способны ли вы смеяться вместе с детьми; как часто ваше лицо выражает усталость и заботу. Учитесь видеть себя со стороны: чаще анализируйте собственную деятельность; стремитесь ставить себя на место ребёнка; развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо: быть самому убежденным в том, о чем вы говорите; ясно и понятно излагать доводы детям; проявлять выдержку и терпение. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая раздражительность. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните, вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребёнок, а не его личность. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно отнеситесь к ребёнку. Избегайте следующих приёмов, помогающих разрешить детские ссоры, драки: требований( «Не мешайте», «Перестаньте ссориться») ; наказаний( лишения игрушки, изоляции от коллектива) ; нотаций( «Сколько раз тебе можно повторять? ») ; оценки, которые несут в себе характер иронии( «Ну я так и знала, что это сделал Петров») ; возмущения( «Вы только посмотрите, что вы наделали! ») ; предвосхищающей отрицательной оценки( «От тебя никогда ничего хорошего не дождешься! ») ; вопросов к детям: «Кто разрушил постройку? », « Кто ударил? ». Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребёнку, что вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы: предвосхищающую оценку( « Я уверена, что ты больше так не поступишь») ; ориентацию на самих детей( « Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват») ; выяснение мотива несправедливого отношения ребёнка к своему сверстнику( «Почему ты так поступил? », «Расскажи, как это произошло») ; разъяснение( «Я вам сейчас расскажу, что произошло») ; Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть: непонимание психологической ситуации, настроения детей; недостаточная саморегуляция; несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальности атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе; механическое копирование стиля общения коллег.

Семинар- практикум «Организация диалогического общения» Конспект практикума «Общение с ребенком в группе как диалог. Для чего? В чем его воспитательная ценность и секреты? » Цель. Дать возможность воспитателям поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своих воспитанников, сотрудничая с ними. Подчеркнуть, что знание множества способов воспитания и приемов их применения уже дает возможность сделать общение с ребенком более интересным и взаимоудовлетворяющим. Проведение практикума. В начале встречи подчеркнуть, что общени е- диалог, безусловно, реализуется с помощью ряда коммуникативных техник, таких как активное( эмпатическое) слушание, использование «Я- сообщений», разрешение конфликтных ситуаций и др. Рассмотрим это на примере разных игровых ситуации и заданий. 1. Игровое упражнение с мячом «Закончи предложение» Мяч бросается любому воспитателю, при этом произносится начло фразы. Поймавший мяч заканчивает фразу по своем усмотрению, возвращая мяч ведущему. Если затрудняется ответить, перебрасывает другому воспитателю. Примерные фразы для игры: Общение- диалог позволяет ребенку. . . Общение- диалог основано на понимании. . . Воспитатель через диалог с ребенком дает ему почувствовать. . . В диалоге важно, чтобы наше отношение не зависело. . . Общение- диалог- это, значит, предлагать ребенку. . . В диалоге взрослый не «судья» ребенку, а. . . Взрослому важно чувствовать в общении с ребенком. . . Упражнение «Я- сообщение» или « ты- сообщение? » Цель. Развитие умения ориентироваться в способах диалогического общения, используя технику «я- сообщений» и «активного слушания»( «ты- сообщений») . Учебная задача. На примере предлагаемых ниже высказываний определить, с какой из техник диалогического общения может быть соотнесена каждая из фраз: а) с техникой «активного( рефлексного) слушания», когда другому как бы «возвращается» то, что он вам поведал, вы поняли, что случилось с другим человеком, при этом обозначали его чувство; б) с техникой «я- сообщения», когда фраза произносится от первого лица( «я», «мне», «меня») , говорится о своих собственных ощущениях, переживаниях, а не о другом и его поведении. в) с традиционной вопросительной формой высказывания. Свои точки зрения надо обосновать. Примеры высказываний Что вы сейчас чувствуете? Чего вы сейчас боитесь? Вы боитесь, что я могу сказать что- то неприятное о вашем ребенке. . . Я правильно вас поняла, что вы боитесь моей оценки? А как я могу вас оценить или наказать? Мне тоже бывает неприятно, когда я чувствую, что меня оценивают. Вы неуверенны, что я к вам отношусь хорошо, и вам хотелось бы услышать от меня подтверждение этому? Мне не интересно, когда в общении ждут активности только от меня. Я хочу прервать нашу беседу, так как мне трудно сейчас понять, что происходит. Мне спокойно и приятно разговаривать с вами. Вам хочется, чтобы я помнила, что вы нуждаетесь в поддержке и снисхождении? Можете ответить, по поводу чего вы сейчас смеетесь? Ответы: 1- в; 2- в; 3- а; 4- а; 5- в; 6- б; 7- а; 8- б; 9- б; 10- а; 12- в. Упражнение «Выбор ответа, который больше всего соответствует «Я- сообщению» Ситуация 1. Вы в который раз зовете ребенка садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова: Да сколько же раз тебе надо говорить! Я начинаю сердиться, когда нужно повторять одно и то же. Меня сердит, когда ты не слушаешься. Ситуация 2. У вас важный разговор с коллегой по работе. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова: Мне трудно беседовать, когда меня прерывают. Не мешай разговаривать. Ты не можешь заняться чем- нибудь, пока я разговариваю? 4 Упражнение «Заблуждающиеся взрослые» Упражнение способствует тренировке умения воспитателей разбираться в скрытом содержании сообщений вступающих в конта кт взр ослого и ребенка, развивает навык «вживания» в контекст сообщения. Задание. Предлагается соотнести фразы, с какой- либо из следующих позиций: «опекающего», «отстраняющего», «виноватого» или «обвиняющего». Примерные фразы: «Что ты опять натворил, шкодник, признавайся! Нечего хорошего от тебя не жду! » «Не спорь со мной, я знаю, что тебе надлежит сейчас делать. Сиди, и занимайтесь тем, чем я сказала. Не вздумай отказываться, я буду наблюдать за тобой». «Ну, сделай милость, садись за стол- тебе давно уже налили суп. . . Я знаю, что ты это не любишь- Но что же делать? Ну, давай я выловлю из него то, что, ты не любишь. . . . Хочешь? » «Вечно ты не вовремя со своими просьбами почитать, порисовать. Кстати, вчера ты расстроил меня своим поведением. . . . Вспомнил? Так что найди себе дело сам и не вертись у меня под ногами! » В ходе выполнения упражнения важно обращать внимание воспитателей на особенности поведения «заблуждающегося» взрослого. Например, может вызвать недоверие к нему, у ребенка накапливается обида, злоба на взрослого. А «опекающий» взрослый сам не доверяет ребенку, его самостоятельности, лишает его чувства независимости, права на инициативу, не дает возможности сделать свой выбор в том, чем заниматься, как заниматься. Ребенок начинает привыкать, что им управляют, не учится «жить по своей программе». 5 П редложить проанализировать проблемную ситуацию. Какую из только что рассмотренных, «заблуждающихся» позиций напоминает вам поведение взрослого в следующей проблемной ситуации? Воспитатель( взрослый) ругает ребенка за то, что тот не убирает игрушки на место. Взрослый: «Ты опять устроил свалку игрушек, ну что за неряха! » Ребенок: «Они сами упали с полки, я искал солдатиков, не мог достать. . . . И пусть лежат так». Взрослый: «Что значит «пусть лежат»? Ты что, делаешь мне назло? Разбрасываешь игрушки- не подходи больше к ним! » Обобщение. Очень важно уметь слушать собственные обращения к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями. 6 Упражнение «Поиграем в «гармоничных» взрослых» Взрослые стремятся исходи ть в выборе способа реагирования на действие или поступок ребенка из понимания закономерностей его психического и возрастного развития. Задание. Прослушав два стихотворения, попробуйте определить, что явл яется причиной: у мышленный проступок, шалость, неумение ребенка предвидеть последствия поступков или другое? Ваза Вот беда, разбил я вазу. Но разбил ее не сразу, А сначала влез на стул И- буфет перевернул. Балкон Я бросил с балкона сначала стекляшку, Потом промокашку, потом деревяшку П отом разразился ужасный скандал: Наш дворник за что- то соседку ругал. Р. Сеф Вопросы для обсуждения, Как можно расценить детей: это шалость или проступок? Сформировано ли у детей умение предвидеть результаты своих действий. Каковы мотивы поведения детей? Обобщение: Не умея предвидеть результаты своих действий, дети не относятих последствия к себе, они не соотносятся как взаимосвязанные. Такие стихи полезно читать детям Вопросы воспитателям: Ваше отношение к таким поступкам? Кто имеет подобный опыт. ? Ч то побудило обратиться, расскажите об этом? «Гармоничные» взрослые постоянно размышляют над тем, что и как они говорят ребенку. Один из «секретов» связан с использованием «Я- высказываний», «Я- сообщений». В отличи и от «Ты- сообщений» они не звучат критично, обвинительно; позволяют ребенку узнать о чувствах взрослого по поводу своего поступка; учат ребенка ответной искренности и открытости в общении. Вывод: Используемые в практике воспитания способы общения- диалога не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Скорее, наоборот: запреты, угрозы, иногда шлепки, принуждения позволяют быстрее получить результат! Только какой Право выбора остается за каждым из нас!

План проведения дискуссии на тему «Педагогика сотрудничества»- как я её понимаю I. Творческая группа дошкольного учреждения предлагает для обсуждения программу реализации идей «педагогики сотрудничества» в детском саду. «Педагогика сотрудничества»- это прежде всего педагогическое творчество. Её значение в том, что это не только заметный шаг в утверждении новой, гуманистической и эффективной педагогики, но и сгусток творческой энергии воспитателей, платформа раскованного педагогического творчества. Сотрудничество- это не просто открытость и настроенность воспитателя на детей, это ещё и способность организовать совместное творчество через определённую систему принципов и методов: увлечение ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью; определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности; общие подходы предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и детей, то есть без ведущих и ведомых; уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности. Воспитатель выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлечённый творчеством человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу. Творческая коллегиальность- вот что определяет характер педагогического общения с детьми. II. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость поиска новых путей и подходов к воспитанию и обучению детей, к общению с ними? Какие идеи, принципы и методы «Педагогики сотрудничества» вы считаете основными? Заинтересовала ли вас идея «учения без принуждения»? Попробуйте для себя определить основные направления этой идеи. Расскажите о первых шагах в реализации идей «педагогики сотрудничества». Как вы понимаете проблему личностного подхода к ребёнку? В чём вы видите преимущество «педагогики сотрудничества» над традиционными методами обучения в детском саду? Сотрудничество с родителями: как его развить? По результатам обсуждения педагогический коллектив дошкольного учреждения вырабатывает решение и рекомендации для внедрения их в практику работы с детьми раннего и дошкольного возра ста.

Консультация для воспитателей «КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ » Что делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с партнером, а в 5—6 лет не в состоянии поддержать простой разговор? Можно ли научить его общению? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, характер которых должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Индивидуальная работа с ребенком — необходимое условие развития общения. Однако, несмотря на большое разнообразие конкретных индивидуальных занятий с детьми по развитию общения, можно выделить общий принцип их организации: опережающая инициатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы общения. Следовательно, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому. Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребенком различные формы общения( познавательные, личностные) , а вести его за собой. Это возможно только в том случае, ели взрослый хорошо знает, понимает ребенка, опирается на достигнутый им уровень развития Занятия лучше начинать с того, что ребенок уже умеет и что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится малышу и которую он сам выбирает: подвижная игра, игра с правилами и т. д. В таких играх могут участвовать и несколько детей. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх ребенок учится ориентироваться на партнера, сдерживать свои эмоции при неудаче. Он ощущает радость от совместной деятельности со сверстниками и с взрослым, чувствует себя включенным в общее занятие. Кроме того, во время игры замкнутые и стеснительные дети чувствуют себя более легко и свободно. Если при выяснении уровня развития общения ребенок не проявил склонности к разговору с взрослым на познавательнее темы, следующим этапом занятий должно стать формирование этого вида общения. Нужно постепенно в ходе игры вовлекать малыша в разговор: рассказывать ему о ЖИЗНИ и повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д. Например, после игры в «кошки- мышки» можно спросить ребенком кошка отличается от мышки и от собаки( по внешнему и по характеру) , где она живет, рассказать о диких кошках. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирую- содержание рассказа. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные виды детского лото — зоологическое, ботаническое и т. д. Чтобы ребенок стал равноправным участником беседы, нужно чаще интересоваться его познаниями- ответы, стимулировать собственные вопросы. Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность ребенка, его любознательность: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все высказывания, касающиеся основной темы разговора. Познавательная беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самого ребенка. Важно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора не менялась. Для этого нужно предварительно подобрать несколько познавательных тем, интересных и доступных для дошкольников. Например: «Из чего делают сыр? », «Как растут булки? », «От семечка до яблока» и т. д. В качестве основы для беседы можно использовать детские книги с иллюстрациями, в которых содержится дополнительная информация. Однако здесь важно помнить, что задача таких занятий — не только; сообщение ребенку новых знаний, но, главное, формирование у него способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные для данного, возраста вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самому ребенку и о которых у него уже есть знания и представления. Тогда малыш сможет стать интересным собеседником. Своеобразие этих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, сближает ребенка и взрослого. Активное участие малыша в обсуждении темы говорит о его привязанности и положительном отношении к взрослому. Нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия ребенка, которые имеют отношение к обсуждаемой теме. Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстративный материал, но и жизненный опыт самого ребенка. Малыш обычно сам делится своими впечатлениями, общаясь с взрослым. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких зверей или птиц, куда они ходили с родителями и т. д. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уклонился от основной темы разговора и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни. Как правило, после 8—10 подобных занятий ребенок достаточно легко поддерживает беседу и может в течение 10—15 минут разговаривать с взрослым на познавательные темы. Иначе должны строиться занятия по формированию личностного общения. Их можно проводить с несколькими детьми. В ходе таких занятий важно создавать условия, заставляющие ребенка оцепить и осознать свои действия и поступки. Сначала разговор может основываться на конкретных предметных действиях. Здесь подходит любая продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация и т. д. Давая конкретное задание( например, нарисовать птичку или вырезать домик) , взрослый может затем попросить ребенка оценить свой рисунок, сравнить с работами сверстников, выбрать самые лучшие, отметить недостатки остальных. Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений и достижений в хорошо знакомой ему деятельности. Важно, чтобы ребенок научился более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями сверстников, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Взрослый при этом высказывает и обосновывает свое отношение к результатам детской деятельности, но его нельзя навязывать как единственно верное, чтобы не подавлять инициативу ребенка. Последующие занятия лучше проводить индивидуально. Желательно начинать с чтения и обсуждения книг, рассказывающих о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках. После прочтения такой книги спросите ребенка, кто из персонажей больше ему понравился и почему, на кого хотелось бы походить. Если он не может ответить на подобные вопросы, выскажите свое мнение и обоснуйте его. После этого следует предложить ребенку другую историю для обсуждения. Важно, чтобы он сам попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения. Постепенно можно переводить беседу с обсуждения конкретного случая, описанного в книге, к какой- либо общей теме, кающейся жизни ребенка и окружающих его сверстников. Так, спросите ребенка, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей о жизни, в отношениях со сверстниками возникают те же проблемы, о которых он узнал из книги. При этом взрослый должен высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых. Интерес к мнению взрослого обычно ярко проявляется во взгляде ребенка, в его сосредоточенности, в готовности отвечать на вопросы. Отталкиваясь от конкретных историй, описанных в книгах, можно перевести разговор на общечеловеческие темы. При этом, как и в случае формирования познавательного общения, важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Это особенно трудно для пяти- шестилетних детей. Если в предыдущем случае тема удерживалась наглядным материалом( картинки, иллюстрации) , то теперь такой наглядной опоры нет и быть не может. Поэтому заранее продумайте и подготовьте несколько тем, связанных с реальной жизнью ребенка. Это могут быть беседы о поступках детей( о доброте, упрямстве, жадности) , о событиях из жизни ребенка( поход к папе на работу просмотр фильма и т. д. ) , о различных профессиях. Продолжительность беседы зависит от желания ребенка. Если вы почувствовали, что ребенок тяготится разговором, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру. Опыт показывает, что через 2—3 месяца такой работы с детьми у них формируется способность к речевому личностному общению. Многие могут сказать, что развитием общения хорошо заниматься, когда нет других забот, когда не надо одевать, кормить и приучать ребенка к порядку. А в нашей жизни такого не бывает. И какая разница родителю или воспитателю, каков уровень развития общения у ребенка, если его не заставишь ничем заниматься, если он не слушается, не уважает труд взрос лых и т. д. Вот они реальные, жизненные проблемы! А вы про свои формы общения. . . Вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные сеансы общения с ребенком. Ведь поговорить о чем- нибудь важном для него можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и за домашней работой, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение к его интересам, понимание его переживаний. Ведь многие наши претензии к детям, требования и обвинения возникают в результате того, что мы не знаем психологии ребенка и полагаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды, те же возможности и потребности, что и у взрослых людей. И нередко взрослый ругает ребенка из- за того, что малыш не разделяет его интересов, что он отличается от него. Литература: Галиузова Л. Н. , Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М. , Просвещение, 1992. Малетина Н. С. Содействие развитию диалогического общения дошкольников/ Сборник научных трудов кафедры педагогики и методик дошкольного образования. Вып. 1. / Отв. Ред. Н. С. Малетина, Е. В. Гончарова. Екатеринбург. , Уникум, 2002. Малетина Н. С. Развитие речевого общения дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания. Нижневартовск: Из- во Нижневарт. пед. инс- та, 2003. 4. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под. р ед. М. И. Лисиной, М. , 1985.

Оставить комментарий: