a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение из опыта работы "Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие воспитанников младшего возраста"

Автор: Ревусова Людмила Петровна Опубликовано: 2017-03-20 06:05:16

Документы для скачивания

Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие воспитаннико в младшего возраста( сообщение из опыта работы) Ревусова Л. П. , воспитате ль МАДОУ ДС №5 «Росток» «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Исследованиями многих крупнейших ученых( И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мел кой и речевой моторики. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейш их психических функций. Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Сенсорные игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой и пр. Они способствуют развитию сен сорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища». Работа по развитию общей и мелкой моторики строится на основе предметно- игровой деятельности. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Поэтому в качестве наглядных пособий использую натуральные предметы и муляжи для чувственного опыта детей. Отправляясь, в гости к белочке, мы несем для нее угощение. Из «Волшебного мешочка» дети на ощупь выбирают орех или гриб. Катают предметы между ладонями, определяют поверхность предмета( гладкий, шершавый и т. д. ) . Пуговицы, бусины, камешки … К ак много таких важных мелочей собирают дети! «Это мои билианты », - говорит трёхлетний малыш, с трудом удерживая в ладонях горсть разноцветных камешков.   Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, которые и игрушками- то не назовешь можно найти в каждом доме, где есть дети. Взрослые лишь вздыхают, потихоньку втягивая пылесосом весь этот «мусор», с которым нашим детям так нелегко расстаться. Не стоит выяснять, зачем ребенку нужны все эти «богатства», разумнее использовать их в развивающих целях.   Такого рода материал принято называть «бросовым»: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества.   М елкие детали, перебираемые детским пальчиками, дадут не только возможность  развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей.   Цитирую популярный информационный ресурс: «учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.   Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики». Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки- ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая»  и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».   Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.   Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.   Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.   Пальчиковые игры- это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.   В своей практике использую элементы игр и занятий методики Марии Монтессори — педагогики, позволяющей ребенку развиваться в собственном темпе, соответственно своим способностям. Игры с крупными камешками и пуговицами помогают развивать мелкую моторику, знакомиться с такими понятиями, как «величина», «цвет», «пространственное расположение», координацию движений и творческую фантазию. Рисование пуговицами. Нужно взять пуговицы разного размера и цвета. Нарисовать схему и выложить на ней рисунок. Сначала малышу трудно, пуговицы разъезжаются в разные стороны. Поэтому, первое время, пуговицы для игры необходимо брать большие, бумагу для схемы с шероховатой поверхностью, а схемы рисовать толстым фломастером, чтобы контур был ярким и широким. Каждую схему прораб атываю несколько раз — в течение нескольких дней: сначала объясняя и помогая малышу, потом, давая ему свободу и наблюдая, как он работает самостоятельно. Пересыпание пуговиц. В большую ёмкость ссыпаются пуговицы разного цв ета и размера. Ребёнку предлагаю мерной ложкой насыпать пуговицы в кружки( закрепление умения правильно держать ложку тремя пальцами правой руки) , а затем пересыпать пуговицы из кружки в большую ёмкость( развитие предпосылок переливания жидкости) . Сортировка пуговиц по величине и цвету. На поднос высыпаю пуговицы разного цвета и размера. У ребёнка 2 кружки( или коробочки, тарелки и пр. ) разного размера и одного цвета. Предлага ю в большую кружку выбрать большие пуговицы, в маленькую – маленькие( закрепляется понятие «величина») . В другом случае ребёнку предлагаются 2 – 3 тарелочки разного цвета. Необходимо выбрать и положить в тарелочку того или иного цвета пуговицы тем же цветом( закрепляется понятие «цвет») . Игры с пуговицами требуют большой концентрации внимания, поэтому необходимо, чтобы ребенок сначала выполнил задание, а потом поиграл в свое удовольствие. Если сделать наоборот, то малыш откажется выполнять задание. Манипуляции с ложкой вылавливание плавающих предметов из воды черпачком, перекладывание предметов ложкой из ёмкости в ёмкость способствуют координации и владению правильно держать ложку Пересыпание и просеивание крупы способствует развитию мускульной координации, умение аккуратно пересыпать, обретение уверенности в своих силах. Взрослому необходимо показать все предметы на столе и назвать их и действия с ними( «кружка», «миска», «пересыпать», «просеять» и т. д. ) . Игры с тренажёрами- застёжками. Навыки застёгивания – расстёгивания полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу провожу как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда учу раздеваться и одеваться, в игре, используя специальные дидактические игрушки. Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки и пр. На плотный кусок ткани приш иты большие и маленькие пуговицы, кнопки, крючки и петли, застежки из ремешков, застежки- " липучки" . Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс. Прищепки – отличная игрушка, которая поможет ребёнку научиться владеть своими пальчиками. Для игр выбираю прищепки не слишком тугие, чтобы малышу было удобно ими пользоваться. Варианты игр могут быть самые разные. Можно вырезать цветные шаблоны из картона и заодно изучать цвета. Можно круг превращать в солнце, а треугольник – в елочку, ежику надевать иголки, к тучке прикреплять дождик, разным животным – приделывать ножки. Из готовых фигурок всегда можно разыграть сказку. Например, росла в лесу ёлочка( сделали иголки) . Около ёлочки любил собирать грибы ёжик( сделали иголки) . Вдруг пошёл дождик( тучке из прищепок сделали дождь) . Грибочков стало ещё больше. Вдруг выглянуло солнышко( сделали лучики) и т. д. Ребёнку такая инсценировка очень понравится и он не только тренирует пальчики, но и учится сам разыгрывать и составлять простой сюжет, что помогает развитию речи. Более слабые прищепки дети прикрепляют на пальцы, тем самым массируя кончики пальцев. Игры – шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование. В играх со шнуровками развивается глазомер ребенка. Заметила из практики, что особый интерес вызывают у детей «сухие бассейны» – это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой. Я использую фасоль, горох, шишки, пробки и т. д. Опустив кисти рук в «сухой бассейн» из фасоли и гороха, дети помешивают содержимое, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук, я приговариваю: “В миску насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили”. Так же дети зачерпывают рукой( “ковшом экскаватора”) крупу и пересыпают ее в стоящий рядом пустой таз, ищут маленькие «клады»( игрушки киндер – сюрпризов, фишки, конфеты и пр. ) Благотворное влияние на развитие мелкой моторики, а следовательно и развитие речи оказывает песочная( манная) терапия. Предлагаю детям «пройтись» ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке( манке) ( солнышко, домик и т. д. ) , «шагают» каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние. Упражнения с пробками. Манипуляции с пробками способствуют развитию мелкой моторики, наблюдательности, закреплению понятий «величина», «цвет», «пространственное расположение». Игра состоит из предметной карточки со стержнями к пробкам и самих пробок разного цвета и размера. Ребёнку предлагается открутить пробки, а затем закрутить их на место, подбирая по размеру и цвету. При этом тренируется координация движений, повышается подвижность пальцев. Дети постарше могут с помощью пробок изучить понятия «больше- меньше, такой же – разные», научиться группировать предметы по различным признакам. Цвета. Дети н е только уч ат названия цветов, но и уч атся находить предметы одного цвета, раскладывать игрушки( бусины, камешки и пр. ) на соответствующие цветные карточки. Осваиваем губку. Уч у собирать губкой воду с подноса и выжимать ее, переносить воду, таким образом, и протирать поверхности. Сортировка. Сортируем столовые приборы, кубики, что угодно по форме, по размеру, по цвету. Разложи правильно. Предлагаю разложить в формочки для льда или кексов по одной игрушке, камешку в каждое отделение. Ребенок должен научиться видеть пустоты и выполнять задание правильно – только по одному предмету в каждое отделение. Простейшие пазлы. В возрасте двух лет дети начинают интересоваться простейши ми пазл ами. Д ля этой игры разреза ю картинки животных, овощей, фруктов и бытовы х предметов на 2, 3 или 4 части и предлагаю по образцу составить целое. Копилка( «Покорми Хрюшу ») . Учу детей опускать различные предметы небольшого размера( пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках. Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Многие исследователи( Р. Е. Левина, Г. А. Никишина, Г. А. Каше и другие) ведущее место в коррекции речевых нарушений отводят формированию фонематического слуха и восприятия. Поэтому работаю над развитием фонематических процессов. Начинаю с самого легкого – с привлечения внимания детей к различным неречевым звукам( звучащие игрушки, звучащие коробочки, заполненные различными материалами и т. д. ) . Спрашиваю у детей: “Что шумит? что гудит? где стучит? ”. После того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам и выделять наиболее характерные их признаки, приступаю к более сложным упражнениям по различению фонем. Дети учатся произносить один и тот же звук с изменением тембра и эмоциональной окраски( « а – а – а» – плачет девочка, мама укачивает малыша и т. д. ) . Работая над проблемой речевого и сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это педагоги и родители. Их действия должны быть согласованными, а требования постоянными. Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное и речевое воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность. Работая над проблемой сенсорного развития, п одготовила и предложила родителям ряд консультаци й на темы: «Сенсомоторные игры в организации детской жизни» «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома» «Развиваем речь через игру» «Игры и упражнения по системе Марии Монтессори в повседневной жизни» Родители принимали активное участие в подборе материала для изготовления сенсомоторных игр, мама Захара М. сшила для книжки – раскладушки дидактической направленности Реализуемые мной мероприятия по профилактике речевых нарушений в младшей группе эффективны и необходимы. Если на начало года у двоих детей наблюдалось полное безречие, малыши в основном общал ись с помощью жестов, то к середине года стало доступно произношение отдельных звукокомплексов и звукоподражаний. Речь у пяти детей состояла только из звукоподражаний и лепетных слов. Благодаря систематичной коррекционной работе в речи появились отдельные слова и простые предложения. Если профилактическую работу своевременно проводить с детьми младшего возраста, то среди речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте реже будут встречаться стойкие нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, бедный словарный запас. Работая с детьми в данном направлении, подтвердила мою гипотезу: соединение сенсорного опыта со словом, является первой ступенью познания мира. Речевая недостаточность имеет мозаичный вид и сопряжена с обилием сопутствующих нарушений в двигательной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребенка. Коррекция сенсорной сферы ребенка младшего дошкольного возраста способствует активизации речи и развивает психические процессы в целом. Литература: 1. Беляковская Н. Н. , Засорина Л. Н. , Макарова Н. Ш. Учим ребенка говорить правильно: Здоровьесберегающие технологии. Методические рекомендации. М. : Сфера, 2009. 2. Власова Ж. А. Развитие пальцевой моторики в коррекционно- логопедической работе с детьми дошкольного возраста. / / Логопед в детском саду. 2009. № 6. Гамова С. Н. Некоторые подходы к оздоровлению дошкольников в логопедической группе. / / Логопед в детском саду. 2008. № 9. 3. Галанова Т. В. Развивающие игры до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М. : 1973. 5. Киселёва В. Развитие тонкой моторики. / / Дошкольное воспитание. 2006. №1 Микляева Н. В. ,

Оставить комментарий: