a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на Рождественские чтения

Автор: Шульга Ирина Николаевна Опубликовано: 2017-04-17 07:20:29

Документы для скачивания

Шульга И. Н. , старший воспитатель м униципальн ого бюджетн ого дошкольн ого образовательно го учреждени я «Детский сад № 23 «Золотой петушок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей Корсаковского городского округа Сахалинской области( МБДОУ «Детский сад № 23 « Золотой петушок») Приобщение дошкольников к русской народной культуре М ы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, , а не только передачей знаний" . Академик Д. С. Лихачев. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно- нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, “информационным накопител ь ством. ” Происходящие в современном обществе процессы роста бездуховности, сниж е ние нравственного уровня, вызывают все большую тревогу. Родители, занятые постоя н ным добыванием денег, очень мало уделяют внимания детям, дети обеспечены лишь м а териально. А и зобилие иностранных передач на телеэкране не может обеспечить духо в ное развитие детей. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и д е ды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здор о вое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные ос о бенности. В связи с этим перед педагог ами встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным обр а зом приобщающего ребенка к основам культуры. Необходимость обращения к истокам народ ной культуры не случайн а. Нарушились традиции, порвались нити, которые связ ы вали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человек а ». [ 7, с. 291] . Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания, это – период становл е ния личности, когда закладываются базовые системы ценностей. В этот период начинают развиваться те чувства и ч ерты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере оп ределяют последующий путь жизни. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы еще и потому, что н ациональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит от родителей, п е дагогов и окружающих детей взрослых, от того как они его воспитают, какими впечатл е ниями обогатят. Задача воспитател ей соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность воспитанников духовным наследием прошлого. Педагоги че с кий коллектив нашего учреждения для успешного решения выш е указанной проблемы определил следующие задачи: Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной кул ь туры; Привлекать родителей в воспитательно- образовательный процесс, оказывать п о мощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе пр и общения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нра в ственно здоровой и духовно богатой личности ребенка. С оздать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми; Установить сотрудничество с другими учреждениями окружающего социума: библиотекой, музеем, домом детства и юношества и т. д. Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской кул ь туры, с лучшими образцами устного народного творчества мы начинаем в группах ранн е го возраста. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью нач и нают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общ е ния – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Зн а комство ребенка с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек, пест у шек, пр и бауток. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме- таят в себе немалые жанровые богатства. [ 2, с. 106] . Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок «Водичка, водичка», «Травка- муравка» превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. П отешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и но ж ками( “Ладушки” и “Сорока”) имеют уже “педагогическое” наставление, “урок”. В “С о роке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького( миз и нец) , но лентяя. [ 6, с. 95] . Знакомя с потешками: «Курочка- рябушечка », «Наши уточки», «Кисонька – мурысен ь ка », «Дай молочка, Бурёнушка », со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспит а тель привлекает детей к подражанию крик ам птиц, животных. Лучшему пониманию ск а зок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки, плоскостные ф и гурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В прибаутке “Петушок – петушок” – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, жи вописный, и поёт он “голосисто” При отборе фольклорного материала мы учитываем возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются" малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением" малых форм" , большее место педагоги уделяют народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Рассказывая детям сказки содействуем развитию познавательной сферы, развиваем способность детей отличать хорошее от плохого, умение делать нравственный выбор. Через пословицы даем детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми, воспитываем в детях послушание старшим, терпение. Старших детей знакомим с более сложным фольклорным материалом- былинами, ск а заниями и обрядовыми песнями. Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в восп и тании ребёнка. Она имеет такое же непроходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. С педагогической то ч ки зрения народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, формируется эмоциональная сф е ра, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются нав ы ки общения. В народной игре имеется весь арсенал необходимых сре дств дл я формир о вания человека, гражданина. « Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно изучить, «просеять их сквозь сито» важнейших педагогических задач » говорил К. Д. Ушинский. [ 5, с. 318] . Более того, каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживани я ми. В образовательную деятельность с детьми мы включаем игровые перемены с испол ь зованием народных игр. Суть организации перемены заключается в создании игровой среды, переключении на деятельность творческую, динамичную, способную снять физ и ческое и умственное напр я жение, повысить эмоциональный тонус организма. Р ешая задачи духовно- нравственного воспитания, мы применяем в работе с дет ь ми игровые приемы и технологии, которые важны для повышения познавательной а к тивности детей. Например, встречаем деда Архипа со старинным сундуком, в котором лежат предметы русского быта, скомороха с изделиями хохломской, дымковской росп и си, так в игре дети узнают историю появления народных промыслов, знакомятся с ос о бенностями росписи. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Уд и вительное и загадочное явление народной культуры- праздники и обряды. Если в праз д никах сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Народные праз д ники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Организация народных праздников «Масленица», «День Земли», «Русская бере з ка», «Веселая ярмарка» стала традицией нашего дошкольного учреждения. Во время по д готовки к праздникам воспитанники знакомим с красотой народной поэзии, произведен и ями народного творчества. Через синтез игры, песни и танца дети знакомятся с традици я ми, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культ у ры. [ 4, с. 86] . Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются разли ч ные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой- нибудь сюрприз, подарки, которые дети делают вместе воспитателем имениннику. Так как наш детский сад использует в работе инновационную технологию – метод прое к тов, мы думаем, что именно эта технология помо гает нам организовать работу по пр и общению дошкольников к русской народной культуре более эффективно. Метод прое к тов позволяет интегрировать сведения из разных образовательных областей, охватывает все виды деятельности, специфические для дошкольников, c пособствует вовлечению р о дителей в образовательный процесс. В младшей группе мы реализовали проект, который получил название «Ладу ш ки». В ходе реализации проекта дети не только слушали потешки, песенки, пестушки, но и рассматривали яркие красочные книги. Чтобы малыши могли наглядно представить ж е сты, мимику, позу того или иного персонажа, мы использовали «живые картинки»- это помогало правильно передать содержание русского фольклора. Инсценировка потешек помогает передавать движения персонажей. Постепенно стали переносить полюбившиеся потешки в игры. Выполняя ту или иную роль, дети приобретали уверенность, сближаясь с товарищами, преодолевали робость и нерешительность. Закрепление малых фольклорных форм проводили в организованной непосредственно образовательной деятельности «Поиграем с ложкой», « Курочка- ряба », в дидактических играх «Кто как кричит», Кто к нам пришел» и др. Реализуя п роект «Чайники и чайнички» в средней группе, познакомили детей с ру с ским самоваром, искусством заваривания целебного чая из трав, посудой умельцев ру с ских народных промыслов, частушками, итогом проекта стал мини- музей с экспонатами чайников и чайничков для заваривания чая, в том числе отражающих историю русского народа. П резентаци я проекта- открытое мероприятие для педагогов и родителей восп и танников «Приходите к нам на чай» закончил а сь совместным чаепитием из самовара. Сколько радости это принесло детям! Целью проекта «Люблю березу русскую…» стало ознакомление с березой – си м волом России. В ходе реализации проекта дети знакомились с произведениями русских поэтов и художников, которые воспевали красоту русской березы, разучивали хороводные игры, наблюдали за сезонными изменениями березы, и т. д. Итогом работы по проекту стал праздник «Именины березки» и совместная( детей и родителей) выставка рисунков «Люблю березу русскую». Реализация долгосрочного п роект а «Русь моя любимая» в группе старшего возраста дала возможность глубже познакомить детей с бытом, праздниками, народными традиц и ями, обычаями и промыслами, символами России, произведениями фольклора и произв е дениями искусства. Дети выступили в роли мастеров, расписывая матрешек, посуду, и г рушки. Для реализации цели проекта были использованы разные формы работы с воспитанн и ками: Экскурсии: - виртуальная в Московски й кремль( с помощью мультимедийного оборудования) , - в городской краеведческий музей( знакомство с бытом) ; НОД по о знакомлени ю с историей появления русских народных промыслов и расписыванию посуды; Инсценировка песенок- небылиц; Вечер поэзии( чтение стихов русских народных поэтов о природе) ; Народные праздники « Масленница », «Ярмарка», «Рождество»; Организация н ародны х игр в игровых переменах, на занятиях по физической культуре, на прогулочной площадке; Изготовление оберегов для родных и близких. Родители воспитанников- активные участники проект ов. Они принимают непосре д ственное участие в сборе информации, иллюстративного материала для проектов, в с о здании предметно- развивающей среды: например уголка русских народных промыслов, экспонатов для мини- музея, изготовлении альбом ов по теме проектов и т. п. Родители готовят костюмы к праздникам, сами принимают участие в праздниках, участвуют в ре а лизации мероприятий проектов. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его де я тельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Духовно- нравственное во с питание- процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение кажд о го человека, который може т найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой де я тельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Литература: 1. Князева О. Л. , Маханева М. Д. , - Приобщение детей к истокам русской народной кул ь туры. Учебно- методическое пособие. – СПБ. Детство – Пресс, 2004, с 120. 2. Куприна Л. С. , Бударина Т. А. , Знакомство детей с русским народным творчеством. - Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПБ, . Детство – Пресс, 2004, с. 106. 3. Лихачев Д. С. , - Русская культура. Сборник. – М. Искусство. 2000, с. 228. 4. Пугачева Н. В. , Есаулова Н. А. , Потапова Н. Н. , Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста – Учебное пособие. – М. Педагогическое общество России, 2005, с. 86. 5. Ушинский К. Д. , Педагогические сочинения в 6- ти томах. - Педагогика, 1988, с 318. 6. Хроменко А. В. , - Язык фольклора. - Детство – Пресс, 2005, с. 95. 7. Шелгунов Н. В. , Из бранные педагогические сочинения – Издательство: Академия п е дагогических наук РСФСР, М. , 1954. С 291.

Оставить комментарий: