a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обучение дошкольников составлению сказок.

Автор: Извекова Галина Михайловна Опубликовано: 2017-04-23 19:14:54

Документы для скачивания

Воспитатель: Извекова Г. М. , I к. к. Анна 2014г. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создаёт условия, при которых знакомые главные герои попадают в совершен- но другие обстоятельства – фантастические, невероятные( лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках) или реальные лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказа – лись в одной клетке городского зоопарка, или застряли в лифте многоэтажного дома) . Одним из вариантов этого метода будет изменение ситуации в знаком- ых сказках. Мы рассказываем детям сказку и договариваемся что – то изменить в ней. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем ребёнка придумы – вать. Например, «Золушка убегала от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое. Что же потеряла Золушка? » И как нашёл её принц? Путём рассуждений, проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья. Постепенно дети сами учатся менять ситуации в сказках. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Коллаж из сказок. Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям продумать сюжет новой сказки, в которой Баба – Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к Лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, Важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получит- ся «коллаж из сказок». Детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игро – вой ситуации. Например, так. У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось: в книге перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна – лягушка». Только собрался Иван – царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея Бессмерт- ного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошёл Иван – Царевич по страни- цам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Чем же ему помогли герои других сказок? Приведём ещё один пример «коллажа из сказок». Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили ста – рика Хоттабыча, но он забыл заклинание. Дальше ребята вместе с воспитателем придумывают, как помочь сказочным героям. А если предположить ещё необычную картинку( например, изображение хвостов разных животных) , дети смогут придумать неожиданный вариант развития действия. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из стихотворений. Сущес твует множество коротких стихотворений, которые словно просят сказочного продолжения. Например, стихотворения А. Барто. Начало сказки. Проснулась хозяюшка ночью…или: Бежала собачка мимо. . , или: один прохожий вдруг увидел на Скамейке комочек… Стихотворение. Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка, Со скамейки слезть не смог- Весь до ниточки промок. Начало сказки. Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный… Стихотворение. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Ниже приведён пример из опыта работы воспитателя детского сада – школы «Декарт» О. Н. Головчанской. Для начала она предложила детям вспомнить текст песенки «В лесу родилась ёлочка…», а потом( дело было весной) про- читала своё продолжение к ней: Пришла весна – красавица, Растаял снег вокруг, И на зелёной ёлочке Арбузик вырос вдруг. Таким образом известная всем песенка послужила отправной точкой для создания необычной ситуации. Теперь уже шестилетние дети под руководством педагога сочиняли сказку, исходя не только от запутан- ных обстоятельств( что само по себе служит испытанием на прочность детских знаний) , но и придумывая, как зайчику, медведю, ёжику( и т. д. ) удалось снять( не разбив) арбузик, что служит развитию творческой рече- вой деятельности дошкольников. Вспомните своё удачное стихотворение, прочитайте его детям и сочините вместе сказочное продолжение. ха Смешные стихотворения, как правило, короткие, тоже помогают сочи- нять невероятные сказки. Во – первых, они развивают чувство юмора, а во – вторых, текст стиха послужит отправной точкой для сочинитель- ства, завязкой сказки. Начало сказки. Полетел наш шар спросонок, Где Нуф- Нуф жил, поросёнок. Заглянул он к Колобку, Разрумяному бочку. Не зыбыл он побывать И у деда с бабой, Ну а там потолковать С Курочкою Рябой. Стихотворение. Шар воздушный, шаловливый, Непослушный и строптивый, Вместе с ветром убежал. А куда – нам не сказал. Начало сказки. В лесу заповедном жил мудрый питон, Любил он природу и розы бутон, Съедал он на завтрак свежайший батон. Однажды в тот лес прикатили бидон. А в нём был со стройки крепчайший бетон. Залили бетоном дорогу в лесу И погубили природы красу. Стерпеть безобразья питон наш не смог, Он очень расстроился и занемог. Собрались все звери и вывезли вон Огромный бидон и убрали бетон. Почистили лес, посадили цветы, Питон всем «спасибо! » сказал за труды. Стихотворение. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаю повторять, В печке выпечен бутон, А в петлицу вдет батон, По траве ползёт бидон, Молоко течёт в бетон, А на стройке есть питон. Нет, не так! Нет, не так! Подскажите сами, как? Разберитесь сами в том, Где бутон, а где батон, Где бидон, а где питон, Ну а где лежит бетон? А вот, к примеру, удачные для завязки к сказкам стихи Э. Стефановича: Однажды ночью, когда шнурки отдыхали, язык пропутешествовал… Зачем шнурки ботинку? Если напрямик, Чтоб он не очень Распускал язык. Ранним утром Ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой. Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всём, что в Миске, знает Ложка. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из считалки. Считалка лаконична, рифма её, как правило, легка. И главное – сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же – мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем её несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадоч- ное начало, идущее от её содержания. Начало сказки. Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку… Считалка. Чижик в клетке сидел, Чижик громко песню пел, Гу – гу- гу, чу – чу – чу, Я на волю полечу. Начало сказки. Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в…, а злых в … Считалка. Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из пословиц. Краткая по объёму, меткая и ёмкая по содержанию пословица прекрасно может служить основой для сказки. Начало сказки. Однажды мальчик- охотник увидел сразу двух зайчиков. Они были такие маленькие…. Пословица. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Пословица. Не всё коту масленица. Начало сказки. В одном доме жил ленивый – преленивый кот. Дошло до того, что мышки его полюбили. И тогда хозяева попросили кота уйти… Начало сказки. Жили – были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка…. Пословица. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из загадок. Загадка как элемент малого фольклора интересна всем, но особенно дошкольникам: в ней в завуалированной форме, часто рифмованно, преподносится предмет или явление. И это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты, значит быть чутким к родному языку. Но если мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, то создаём возможность испол ьзовать её в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом для развивающего обучения. Вначале мы обычно работаем с загадкой: выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, в случае затрудне- ния отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик- перекладинку от загадки к началу сказки. Загадка. Начало сказки. Чем вата ниже, Вата спускалась всё ниже и ниже, Тем дождик ближе. А дождя всё не было. И вот…( Тучи или облака. ) Попробуйте составить начало сказок к другим загадкам. Крылья распластала, Солнышко застала. ( Туча. ) Сперва – блеск, За блеском – треск, За треском – плеск. ( Молния, гром, дождь. ) Рассыпался горох на семьдесят дорог, Никто его не соберёт: Ни царь, ни царица, Ни красная девица. ( Град. ) Ждали, звали, а показался – Все прочь побежали. ( Дождь. ) Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из фразеологизмов. Стойкие слова и словосочетания из сказок сами довольно часто служат житейских ситуаций сами довольно часто служат удачной отправ- ной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, а с другой – стимулирует словесное творчество. Детей, начиная с 5- 6 лет, мы знакомим с фразами, которые часто встречаются в рас- сказах и сказках, затем помогаем понять их настоящий смысл и только потом начинаем вместе сочинять. Фразеологизм. Начало сказки. Балбес. Жил – был на свете Балбес. Он всех не Л юбил и его все не любили… Крокодиловы слёзы. Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слёзы. Это всем ужасно надоело… Лакомый кусочек. Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек – шоколадное яйцо с игрушкой внутри… Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из потешек, кричалок, и других форм малого фольклора. В качестве отправного пункта для сочинения сказок можно использовать потешки, кричалки, дразнилки и страшилки. Потешка. Начало сказки. - Что ж ты, ёж, такой колючий? В одном лесу жил ёж, у которого весной- Это я на всякий случай: почему – то пропали все иголки. Оглянулся Знаешь, кто мои соседи? он… Лисы, волки и медведи! В лесу одна смешная птица Однажды летом встретились кукушка и Весь день поёт: «Ку- ку! Ку- ку! » петух и начали разговаривать каждый на Никак не может научиться своём языке… Петь, как петух: «Ку- ка- ре- ку! » Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из шуточных вопросов. Шуточные вопросы могут подсказать детям сказочный сюжет на его начало. Иногда шутка в вопросе видна сразу же. Но зачастую такой вопрос как бы провоцирует спрашиваемого, или, говоря словами Ш. Амонашвили, в нём заложена «запрограммированная ошибка». Например: что медведь ест зимой? Смышлёный ребёнок 5 лет и старше ответит, что медведь зимой спит, и при этом хитро улыбнётся: как это так – взрослые не знают такой простой истины. Вот тут – то и следует перейти к сказке: «А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, потому что любил есть…». Подобных вопросов можно придумать очень много. Шуточный вопрос. Начало сказки. Что можно увидеть с закрытыми Необычную фантастическую конфету, глазами? которая внезапно позвонит в дверь и скажет… Какой звонок не звенит? Волшебный, потому что он играет любимые мелодии. Вот однажды… Что лягушка ест зимой? У меня была подружка – необыкновен- ная лягушка. Она… Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из одного слова. Дж. Родари рекомендует составлять сказочные истории, отталкиваясь от родного слова. Рассказчик( взрослый или ребёнок) сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Первым словом может быть «привет»( …сказала лиса зайцу) , или популярные слова «жили – были»( …на свете старик) , или загадочное слово «однажды»( …всё в лесу перепуталось) . Приведём примеры более сложных слов, с которых можно начать повествование. Слово. Начало сказочной истории. Мальчик Жил – был на свете мальчик, который… Три Три товарища договорились: кто из них быстрее принесёт то, не знаю что, тот и женится на прекрасной царевне… Лес Лес однажды поспорил с речкой, кто из них важнее… Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из «грамматической арифметики». «Грамматическая арифметика»- загадка, представленная в виде двух сла- гаемых. Первое слагаемое – первая часть слова, второе слагаемое – зашифрованное объяснение второй части слова сумма – распространённое пояснение значения слова, которое нужно отгадать. Например: Ба+ пресноводное животное с клещами= временное жилище. ( Барак. ) Но ведь «барак» совсем не сказочное слово. Давайте придумаем другое: от слова «Лариса» отнимем часть слова «иса» и добавим часть слова «пальчик»- «чик». Получится «ларчик». И вот уже складывается начало сказки: «Одной девочке на день рождения подарили ларчик. Долго она не решалась его открывать…». Сочините сказки от таких вариантов грамматической арифметики: С+ спрятанные ценности= ? ( склад) ; С+ тонкая ветка= ? ( спрут) . Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из задачек. Есть задачи традиционные, а есть нестандартные, направленные на развитие элементов логического мышления. Вот они – то и призваны сослужить добрую службу в развитии речевого творчества дошкольников. Сам текст необычных задачек вызывает интерес и желание их решить. А после решения взрослый предлагает из такой задачки придумать сказку. Модель начала сказки в первое время лучше предложить детям, но в дальнейшем следует отказаться от образцов. В качестве задачек целесообразнее использовать шуточные, стихотворные тексты. Задачка. Начало сказки. Барсучиха – бабушка Взбунтовались однажды барсучата, Испекла оладушки. решили убежать от бабушки и искать Угостила двух внучат, счастья по белу свету… Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С рёвом блюдцами стучат. Ну – ка, сколько барсучат Ждут добавки и молчат? Купила мама десять яиц Все девять яиц разбились, а одно нет. и несла их в корзине Когда мама взяла его в руки, оно почему- зимой. А дно упало. то начало двигаться… Сколько яиц осталось? ( Игра слов дно – одно. ) Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Из сказок – задачки. Не менее важна обратная работа: на основе знакомых сказок состав- лять интересные задачки. Сказочного материала много, главное – научить детей преобразовывать сказки в задачки. Для дошкольников это происходит не столько путём объяснения, сколько с помощью образца. Сказка. Задачка. «Волк и семеро козлят» Если бы один козлёнок побежал за мамой, двое других за ним, а ещё двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашёл бы волк в избушке? «Три медведя» Если бы девочка вела себя примерно, то сколько бы героев сказки за неё пережи- вали? Придумайте сами вариант задачки на сказку «Колобок». Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки от ММА( метод морфологического анализа) . Для овладения этим методом воспользуемся табличкой, в которую занесём некоторые особенности новых предметов и образов( живых и неживых, реальных и фантастических) , придуманных нами. А сочиним их путём соединения различных параметров. Допустим, мы хотим изобрести новый карандаш. Для этого в первом столбце таблички по вертикали укажем материалы, из которых он может быть сделан, а в остальных столбцах по горизонтали – варианты его возможной формы( круглый, ребристый и т. д. ) . На пересечении избранных параметров и будет найден вариант необычного карандаша. Мы придумали пластилиновый карандаш в виде указки, а он оказался Волшебным и …- это уже начало сказки. Материал Форма предмета Круг лая Ребрис тая Оваль ная Зигзаго образная Цилинд рическая С угла ми В виде указки Дерево Металл Пластмасса Пластилин Стекло По аналогичной схеме можно соорудить домик для зверей. Например. Матер иал Место нахождения домика Небо Лес Горы Море Пустыня Болото Глина Бетон Дерево Стекло Металл Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Экстремальные ситуации в сказках. Взрослые, используя этот метод, придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Это будет началом новых сказок. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять ребёнок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств. Однажды зайка решил поплавать. У спасателей есть: блюдце, ведёрко, Заплыл он довольно далеко от бе- деревянная палочка, воздушный шарик, рега. Вдруг началась буря, и он лист бумаги. Они решили вначале стал тонуть… Предложите свои бросить зайке палочку, но она его не варианты спасения зайки. выдержала. Зайка стал кричать: «Ой, тону- у- у». Тогда… Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из странных историй. Мы предлагаем вашему вниманию темы странных историй, в которых уже заключена завязка сказки, а её развитие зависит от сотворчества взрослых и детей. Вам решать, какие из них лучше использовать в виде свободных продолжений и переложений: «Как поссорились чашка с ложкой», «Путешествие в страну чистюль», «Сказка о капризной пуговице», «Сказка о левом башмаке», «О царе Беспорядке и царице Ленивице», «Почему стоит темноты бояться». Вот несколько примеров начала сказок из странных историй. Однажды девочка проснулась, мамы нет. Она начала так горько плакать, что слёзы залили её платье, кровать и через дверь вылились на лестничную площадку… Жили – были стеклянные игрушки: папа, мама, сын и дочка. Они умели смеяться, бегать, прыгать, кататься, звенеть, становиться на голову. И всегда боялись разбиться. Однажды… Жила – была одна семья. Как – то ночью к ним влез Магнит. Он украл… Приходит пап, видит пропажу, берёт увеличительное стекло и выходит на балкон… Сочините сказку вместе с детьми. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из фантастических явлений. Фантастические умения( то, чего не бывает в реальной жизни) также могут послужить важным отправным моментом для сочинения сказки. Но при этом не следует забывать о двух правилах: - дать понять детям, что они сейчас будут фантазировать; - предложить им разнообразие фантастических явлений. Рекомендуем начинать примерно так. Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья…( Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался? Захотел бы ты стать прежним? и т. д. ) Представь, что из крана на кухне полился мандариновый сок; из тучи вместо дождя стал падать изюм; люди придумали таблетки от сна. Постепенно диапазон таких явлений расширяется. К нам в гости пожаловал пришелец со дна морского… Летел над нашим посёлком НЛО с волшебником на борту. А волшеб- ник был добрый, но очень странный. Он бросил подарки: пять шапочек, три сапога, два красивых хрустальных волшебных башмачка, одну куклу…. ( Кому бы вы отдали все эти подарки? А как быть с третьим сапогом? ) Мама с папой купили ковёр. Но никто не знал, что это волшебный ковёр – самолёт из страны Сочиняйки. Провисел ковёр – самолёт на стене один год, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он…( расскажите о приключениях ковра – самолёта) . Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Случайные сказки. Рассказы о забавных случаях из реальной жизни также важны для развития фантазии у детей. Следует лишь умело подбирать их с учётом возраста дошкольников, их настроения и ряда других факторов. Когда дети научатся продолжать сказочный сюжет, крайне важно направлять их внимание на использование случаев из реальной или воображаемой жизни. Однажды девочка упала с дерева и дала папе слово никогда больше не лазать по деревьям. Но как – то раз она увидела маленького котёнка, который никак не мог слезть с рябины и жалобно пищал. ( Как он там оказался? ) очень хотелось девочке и помочь котёнку, и в то же время сдержать данное слово… Гуляла однажды мама курица с цыплёнком на поляне. Пока курица доставала червячка, цыплёнок исчез. Бросилась мама искать сыночка и видит: её цыплёнок стоит на другом берегу ручья. Но ни детёныш, ни его мама не умеют плавать …( Как вернуть цыплён- ка маме? Как он попал на другой берег? А может, в это время прошёл дождь и появился ручеёк? Значит, нужно подождать, пока он замёрзнет. А как вы думаете? Темнело, шёл мелкий дождь. На автобусной остановке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг…( Закончите рассказ. ) Мы стоим на перекрёстке трёх дорог возле большого камня, а на камне том надпись: «Прямо пойдёшь – доброе дело сделаешь своему другу; направо пойдёшь – с другом расстанешься навсегда; налево пойдёшь – красивую игрушку найдёшь»…( Какую из дорог мы выберем? Почему? Какое доброе дело можем сделать для своего друга? ) Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из мусора. Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор – никому не нужные отходы – порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использования отходов – оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко всему нужно относиться экономно и изобретательно. Конечно же, вначале сами взрослые показывают и рассказывают сказки из мусора. Мусор. Начало сказки. Пустые коробки, бумажные Этот случай произошёл зимой. Взбунто- пакеты, кусочки цветных вался мусор. Холодно, голодно и скучно мелков, стружки от дерева, было ему лежать на свалке. И решили оби- полиэтиленовые пакеты с татели свалки сами друг дружке помочь: дырочками, пластмассовые пустые коробки превратились в театр; коробочки из – под варенья цветные мелки – в человечков; стружки и т. д. помогли человечкам обрести волосы; полиэтиленовые пакеты стали красивыми салфетками; пластмассовые коробочки- зверятами. Начался пир на весь мир… Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки о бытовых предметах. Дошкольники не часто имеют дело с бытовой техникой. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов для детей о технике и бытовых устройствах со сказочным продолжением. Реальное начало. «Солнечные часы». Давным – давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко – людям вставать пора. И так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на тень: она также движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему? И. Мельников. Сказочное продолжение. Один мальчик опаздывал в школу, но все часы вдруг остановились. Он вспомнил про солнышко и … Девочка пошла гулять на луг. Мама велела ей вернуться домой вовремя. Как же ей не опоздать, чтобы не быть наказанной? Девочка вспомнила, что ей может солнышко помочь… Реальное начало. «Часы – петух». Узнают люди время и по «живым часам». Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: »Ку- ка- ре- ку! » Ещё солнце не взошло, а петух уже дерёт горло: «Скоро утро! Довольно спать! ». Но по пению петуха трудно определить точное время. То он во сне с жёрдочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать. И. Мельников. Сказочное продолжение. Во дворе одного дома жил капризный петушок. Он начинал кукарекать, только когда ему давали «киндер – сюрприз». Один раз… У одной старой женщины был петух. Она очень гордилась, ведь вся деревня благодаря ему узнавала, когда пора работать, а когда- отдыхать. И вдруг петух загордился… Реальное начало. «Водяные часы». В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны чёрточки – отметины, которые показывали, сколько времени прошло с тех пор, как в сосуд налили воду. Водяные часы оказались тоже неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком? И. Мельников. Сказочное продолжение. Стояло жаркое лето. Катя решила узнать время по молочным часам, поставила их на солнышко и заснула… Была лютая зима. Мальчику велели следить за огнём в печи: «Дрова ты будешь подкладывать по водяным часам, да следи внимательно, а то весь дом замёрзнет». Мальчик поставил часы ближе к печи, а сам стал играть рядом. И вдруг… Реальное начало. «Песочные часы». Стали люди думать, как бы сделать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днём и ночью, и летом и зимой, и в любую погоду. И придумали. У этих часов ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колёсиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит, прошло 3, 5, 10 мин. Часы переворачивают, и счёт времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больным проводят лечебные процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы варить яйца всмятку или вкрутую. М. Ильин, Е. Сегал. Сказочное продолжение. Дед Знай решил придумать свои песочные часы и взял для этого стаканы из стекла… У Айболита были песочные часы. Он по ним определял, сколько держать градусник его пациентам. Но однажды обезьянка Чи – Чи решила поторопить время… Реальное начало. «Часы – цветы». Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днём закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днём они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в «своё собственное время». Так появились цветочные часы. Но «ходят» они только в солнечную погоду. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки одуванчики, а за ними раскрывают лепестки гвоздика полевая, шиповник, лён и др. В пасмурную погоду цветочные часы не «работают» совсем. Цветы у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. Ю. Дмитриев. Сказочное продолжение. Однажды одуванчики обиделись на людей за то, что… В начале лета все цветы перессорились: стали решать, кто из них самый красивый, и совсем перепутали, кому когда просыпаться. Пришла девочка на луг и видит… Можно усложнить задачу и предложить детям отгадать загадку про какое – либо бытовое устройство, а потом сочинить сказочное продолжение. То назад, то вперёд И придумал Дед Знай волшебный Гладит волны пароход. утюг – самоотключатель… Остановишь – горе: Задымится море. ( Утюг) . Висит без дела днём, В одном доме появилась необычная А ночью освещает дом. ( Лампочка. ) лампочка: она зажигалась только для добрых людей… Если пуговку нажмёшь Вместо мамы однажды появился И немного подождёшь, жирафёнок Гунька… Дверь приотворяется, Мама появляется. ( Звонок. ) Отгадайте загадку и придумайте продолжение для «реального» начала. Ей набили мясом рот, И она его жуёт, Жуёт, жуёт И не глотает, В тарелку отправляет. ( Мясорубка) . Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из живых капель и клякс. Интересно сочинять сказки на основе кляксографии. Главная задача здесь – научить детей делать кляксы( чёрные и разноцветные) . Даже трёхлет – ний ребёнок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. На что похожа твоя или моя клякса? Кого или что она тебе напоминает? – эти вопросы очень полезно задавать, так как они развивают мышление и воображение ребёнка. После этого, не принуждая малыша, а показывая ему, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведению или дорисовке клякс. В результате может получиться целый сюжет. А «живые» капли получить ещё проще: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните её в разные стороны – тотчас же появится какой – то образ. Попросите ребёнка описать его и сочинить историю с этим героем. Какую бы сказку по этой картинке сочинили вы? Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки о чудищах. Вначале мы придумываем необычное живое существо – чудище, затем побуждаем малышей представить себе его и ответить на следующие вопросы. Как оно передвигается? ( Ползает, прыгает, скользит…) Представь, что ты сам это чудище. Как ты будешь причёсываться и умываться? Какие звуки оно издаёт? Как оно выглядит? На кого похоже? Нарисуй его. Где оно живёт? ( В норе, на деревьях, в воде…) Чем питается? ( Мороженным, мясом, корой деревьев…) Как ты его встретишь, если оно придёт к тебе в гости? Так, постепенно, мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире, таком знакомом и таком неизвестном. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки о фантастических странах. Фантастические страны взрослые придумывают сами, а затем дети дают им название( «Тили – тили – тряндия», «Небывандия» и т. д. ) и рассказывают об этих странах примерно по такому плану. Кто живёт в этой стране? На чём ездят? Что едят? С кем и как мы попадём в фантастическую страну? Что будем делать, с кем дружить, играть, воевать? Что привезём из этой страны? Сочинению историй о фантастических странах сопутствует игра «Бывандия – Небывандия». Она научит детей различать реальные и сказочные явления, поможет в рисовании выдуманныхи настоящих предметов и т. д. Воспитатель заранее обговаривает с детьми, в какую они отправятся страну – Бывандию или Небывандию, и в зависимости от выбранной темы решают, какие предметы понадобятся в таком сказочном путешествии? Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки по смешанным образам. Что такое смешанный образ? Один предмет, образ соединяем с другим и в результате получается несуразица, парадокс. Мы советуем преподносить детям такие явления в игровой ситуации. Например. Однажды Бабе Яге надоел порядок на море, и на земле, и в лесу, и высоко в небе. Решила она перепутать всех зверей, рыб, птиц. Когда все спали, она с помощью злого колдовства выполнила задуманное: соединила рыбу с черепахой, медведя с зайцем, оленя с быком и т. д. ( Где же будут жить новые животные? Как мы их будем называть? Что может случиться с ними в новых обстоятельствах? ) Детям интересно сочинять о необычном. Но ещё важнее давать смешанные образы другого, более целесообразного плана и тоже в игровой ситуации. Например. Одна девочка не любила молоко и поэтому часто болела. И вот однажды знаменитый доктор Айболит решил ей помочь. Он соединил корову и пчёлку: молоко стало слаще и полезнее. Девочка стала его пить и выздоровела. ( Только где же жить корпчёлке – так она назвала новое животное: в сарае для домашних животных или… Чем корпчёлка будет питаться, как двигаться? ) Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. «Перевирание» сказок. Дж. Родари предлагает ещё один очень интересный и увлекательный метод – перевирание сказки. В этом случае сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера он приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила – была девочка, которую звали Жёлтая Шапочка», - начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Жёлтая, а Красная», - спешит поправить вас ребёнок. «Да – да, я забыла, конечно. Красная…Так вот отправилась Красная Шапочка в гости к тёте». – Нет, не к тёте, а к бабушке! Ты опять всё перепутала», - сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана правильно. В то же время дети охотно принимают новую игру. Разве это не замечательно для дошкольников! И малыши просят маму ещё раз рассказать смешную, весёлую сказку. Перевирание сказки развивает у детей чувство юмора, они начинают понимать иронию, лукавство, исходящее от близких. Кроме того, такой подход к известным сказкам ставит ребёнка в активную позицию, заставляет сосредотачиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях и их действиях. Например: «Катится, катится Колобок, а навстречу ему тигр»- «Нет, не тигр, а заяц», - поправляет ребёнок». Важно во время перевирания стать по возможности актёром – удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься детской находчивостью и памятливостью. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки по – новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Разве не привыкают дети к тому, что Колобок – добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и Крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные? Привычные, любимые образы, много раз слышанные и видные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно бывает их ломать. За основу берётся известная сказка, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик – в хитрого и злого… подойдут любые варианты переделки сказки. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Бином фантазии. Дети последовательно просматривают картинки или игрушки, затем выбирают два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Сочинение истории про них и называется «бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, на которых изображены кошка и сумка, и предложить придумать сказку. Конечно же, легче представить себе отношения между кошкой и собакой, кошкой и мышкой. Но необходимо специально создать обстановку повышенной сложности. Только размышляя, изобретая, находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, могут развиваться дети. Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для их соединения методом «бином фантазии». Пары. Слон и ручка. Обезьяна и очки. Волк и коньки. Начало сказки. Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу. Но писать он не умел… Бабушка – обезьянка решила связать носочки внучке, да забыла, куда дела свои клубки. А волшебные клубочки тем временем… Однажды волк решил стать фигуристом… Приведём пример одной такой сказки. «Слон в шкафу». В доме жил фарфоровый слон. Скучно было ему и одиноко, не было у него друзей. Пошёл он однажды погулять и вдруг увидел, что в конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы тут стоите, разве у вас нет дома? »- «Нет у меня ни дома, ни друзей – я совсем один! »- ответил шкаф. Слон предложил: «Давайте дружить! » Шкаф согласился. Стали они разговаривать, да так и подружились. С тех пор шкаф живёт у слона дома, они охраняют друг друга. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Эксперименты в сказках. Вы уже заметили, что мы стараемся приучить детей быть активными, ломаем привычные стереотипы. Это развивает не только детскую речь, творческое мышление, но и нравственную и чувственную сферы. Можно заметить, что часто в сказках герои злом отвечают на зло или остаются равнодушными к понёсшим наказание. Давайте смелее проводить эксперименты, проповедуя гуманизм и добро, менять содержание знакомых историй. Вспомним сказку «Морозко». Жили – были дед и баба. Были у бабы родная дочка и падчерица. Когда дед уехал в город, баба послала падчерицу в лес за хворостом. Повстречала девушка там Морозко. После того как он а выполнила все его поручения, М орозко одарил дедову дочку сундуком с драгоценностями, и та благополучно возвратилась домой. Завидно стало бабе и послала она в лес свою дочь Ленивицу. Но нагрубила Ленивица Морозко, и тот поднял такую вьюгу, что снег накрыл её навсегла. То же самое произошло и с бабой. Остались дед и его дочка одни. Но посватался к дочери один добрый молодец, справили они свадьбу и зажили счастливо. Вроде бы всё по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с её дочкой Ленивицей? Чтобы выяснить, кому дети сопереживают в том или ином эпизоде, используем карточки – символы или кружки различных цветов: - красный кружок – радуюсь; синий кружок – мне жалко; - жёлтый – хочу помочь; - зелёный – сп раведливо; - - коричневый – справедливо; - коричневый – несправедливо. Вначале определим с их помощью, как ребята оценивают поступки героев. Сами возьмём жёлтый кружок, объяснив детям: «Хочу помочь бабе и её дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко». Далее предложим подумать, как ещё, более мягко, можно было перевоспитать злую мачеху и её ленивую дочку. В качестве примера приведём сказку «Лиса и журавль»( о том, как герои ходили в гости и угощали друг друга) . Заканчивается она тем, что лиса и журавль раздружились и перестали навещать друг друга. Как аукнется, так и откликнется – такова идея сказки. В данном случае можно тоже использовать карточки – символы, чтобы дети смогли выразить своё отношение к героям, а потом предложить сочинить другой конец: «Как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями? ». Есть замечательная сказка английского писателя О. Уайльда «Мальчик – звезда». Автор изображает в ней сложный мир добра и зла. Напомним её краткое содержание. Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как снеба упала яркая звезда. На месте её падения они обнаружили маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя к себе в дом, несмотря на бедность и голод. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями, не захотев поверить, что нищенка – его мать. Но после того как женщина ушла из селения, Мальчик – звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо, и три года искал по свету свою мать. Много злоключений испытал герой, пока опять не стал красивым. Он встретил мать и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре Мальчик – звезда стал властелином города. Он был справедливым, по – доброму относился к сиротам, бедным и больным. Сказка длинная, но некоторые несущественные детали при чтении можно опустить. Она, конечно, обязательно взволнует детей 5- 6 лет. Но однажды был проведён такой эксперимент. Перед детьми поставили изображения нищенки и Мальчика – звезды, под ними сделали кармашки. Перед чтением воспитатель раздала ребятам картонные сердечки. После того как она прочитала, что Мальчик – звезда прогнал свою нищенку – мать, детям предложили подарить свои сердечки тому герою сказки, который им понравился. Конечно, все воспитанники поместили сердца в кармашек под портретом нищенки. И ни одного сердечка не было в кармашке у М альчика- звезды. Незаметно для детей воспитатель поставила две тарелочки под портретами героев, у нищенки на тарелочке лежали серые треугольники, а у Мальчика – звезды – красивые настоящие конфеты. При этом воспитатель сказала: «Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Выберите их себе сами, но только у того героя, который вам очень нравится». Первая группа детей, самая маленькая, ( примерно 5% общего числа) , подошла к нищенке и взяла в подарок серые треугольники, вторая часть( примерно такая же по численности) решительно, не сомневаясь ни в чём, подошла к мальчику звезде и взяла из тарелочки конфеты. Третья( самая многочисленная группа) сомневалась, смотрела по сторонам и, уже непонятно по каким мотивам, пошла за серыми треугольниками. Затем воспитатель спросила: «Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же некоторые из вас решились взять конфеты у жёстокого Мальчика – звезды? » нужно было видеть смятение детей. Ведь искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Когда воспитатель дочитала сказку до конца, все дети радостно вздохнули оттого, что Мальчик – звезда изменился, с тал добрым и вновь красивым. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Цветные сказки. Цвет в жизни человека имеет важное значение: он и его оттенки несут определённую информацию об окружающем мире. Чтобы научить детей ярче и образнее воспринимать цвета, мы рекомендуем рассказать «Сказку о волшебных красках». Воспитатель. Жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска обитала в своём сказочном замке. Красная краска – в красном замке. Рисует на мольберте красное пятно. И в нём всё было … какого цвета? Дети. Красного. Воспитатель. Рядом стоял замок синей краски, и у неё всё было… какое? Дети. Синее. Воспитатель. Чуть дальше – замок зелёной краски. Там всё было…какое? Дети. Зелёное. Воспитатель. А ещё дальше стоял замок жёлтой краски, в нём всё было жёлтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получилось. Как – то раз пошла красная краска в гости к жёлтой. Набирает красный цвет и добавляет его в жёлтую краску. Что получилось? Дети. Оранжевый цвет. Воспитатель. А синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось? Дети. Зелёный цвет. После этого воспитатель с детьми сочиняет «Жёлтую сказку»- в ней должно быть очень много предметов жёлтого цвета: «Жило – было солнышко, оно было жёлтое – прежёлтое и любило всё вокруг такого же цвета. Поэтому и подружилось с одуванчиком. Однажды они шли по дорожке и встретили девочку в синем платьице. Она горько плакала оттого, что хотела иметь жёлтое платьице. И тогда…» Также можно сочинять вместе с детьми «Красные сказки», «Зелёные сказки». Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Семейные сказки. По аналогии с «Цветными сказками» строятся «Семейные сказки», в которых главный персонаж – какой – либо литературный герой, к примеру, Кузя, Незнайка, Буратино. Сочинение конца «Семейной сказки» ещё более сплотит взрослых и детей – а это, пожалуй, и есть самое важное в семейном воспитании. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сериал в сказках. Жизнь убедительно доказала нашу стойкую любовь к сериалам. Герои многосерийных мультипликаций и художественных фильмов становятся почти членами нашей семьи. Мы переживаем за них, болеем и страдаем вместе с ними. Поэтому возникла мысль брать за основу любимые сказки и составлять множество так называемых серий. Причём важно, чтобы этот метод использовался в семье циклично. Скажем, первые три недели мы составляем различные сказки о Золушке, вторые три – о Колобке, далее о Красной Шапочке и т. д. Например, сказка «Золушка»: 1 серия – традиционная; 2 серия – Золушка становится великаном; 3 серия – Золушка – невидимка; 4 серия – моя сказка о Золушке( твоя, папина…) ; 5 серия – сделаем книжку с рисунками о Золушке и т. д. Сказка «Колобок»: 1 серия – традиционная; 2 серия – как спасти Колобка; 3 серия – у Колобка появляется рюкзачок с сюрпризом; 4 серия – Колобок меняет шапочки( красные, зелёные, белые) ; 5 серия – у Колобка появляется нос Буратино; 6 серия – моя сказка о Колобке. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Решение противоречий в сказках. Мы постоянно сталкиваемся в жизни с проблемами и противоречиями в делах, явлениях, поступках. Конечно, есть они и в сказках. Научить видеть, понимать, разрешать противоречия – значит научить детей думать и придумывать, т. е. творить. Скажите, разве не проблемная ситуация: принцесса всю ночь лежит на горошине( в сказке «Принцесса на горошине») . Нужно разрешить это противоречие, а значит, изобрести что – то такое, что поможет принцессе спокойно заснуть. Ломается при этом всё привычное содержа- ние сказки. Ведь горошина для того и нужна, чтобы узнать, настоящая ли принцесса? Но ведь дети знают эту сказку, видели не один раз её экранизацию. Гораздо важнее сотворить маленькое добро, научиться придумывать. И дети могут превратить горошину, например, в кусочек льда, а лёд, как известно, под тёплыми перинами растает или… Да мало ли есть способов помочь принцессе. В сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» петушок очень хотел съесть зёрнышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие – хочется, но нельзя. А ведь можно было решить вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зёрнышко на мелкие кусочки. Яркий пример противоречий есть в сказке К. Чуковского «Бармалей»: знали ведь дети, что нельзя в Африку идти, а пошли… Разрешить эту проблему можно было иначе. А как? Изменить ситуацию в значительной степени помогают проблемные вопросы. Находить и решать их нужно применительно к сказкам, хорошо знакомым и любимым детьми. Важно поставить вопрос, который побудил бы детей помочь любимым героям найти выход из сложной ситуации, придумать на ходу несколько возможных версий и выбрать самую оптимальную, подходящую, у д обную. Например, чи тая сказку «Кот в сапогах», можно задать следующие вопросы: а если бы людоед не захотел или не смог превратиться в мышку? Как иначе избавиться от людоеда? Если мы не поможем коту, он не сможет вовремя выручить своего хозяина( ведь к замку подъезжает карета короля) . Или пример сказки «Гуси – лебеди»: а если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, как спастись самой и спасти братца? Или она сама что- нибудь придумает? Можно тренироваться в составлении и решении проблемных вопросов на примере многих известных сказок. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки о любимых игрушках. Любимые игрушки – довольно веский повод сочинять о них сказки. Многие дошкольники думают, что жители города Игр – самый весёлый на свете народ. Но иногда игрушкам бывает очень скучно. Послушай, что рассказала однажды кукла Катя. Меня подарили на день рождения одной девочке. Сначала она обрадовалась и играла со мной целый день. А потом положила в большую – большую коробку. Там скучали другие куклы: маленькие и большие, старые и новенькие. Они и рассказали, что у их хозяйки очень много игрушек и каждый раз ей покупают новые. – И тут вдруг кукла Катя заплакала. – Может быть, девочка никогда не будет со мной играть? Я, наверное, умру от скуки. Что же теперь делать? Попробуйте, ребята, помочь огорчённой кукле Кате. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки о путешествиях. Каждое путешествие – предпосылка для сказочных сюжетов. Однако при сочинении подобных сказок необходимо ввести ряд правил – взять только определённое количество предметов( например, 5) , придумать препятствия и способы их преодоления и т. д. обыграв таким образом сюжет – путешествие, ребёнок легче сочинит сказку. Приведём два примера. «Путешествие в Австралию на воздушном шаре». Предметы. Препятствия и способы их преодоления. Спички, нож, палатка, верёвка, В Австралии начался ливень – ставим па- аптечка, заварной чай. латку; захотелось кушать – с помощью ножа делаем удочку и ловим рыбу; кусаются комары – спички помогают разжечь костёр; отсырел заварной чайник – собираем травы и готовим лечебный напиток; поранили ногу – аптечка помогает сделат ь дезинфекцию. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. «Путешествие с другом в Америку на воздушном шаре». Предметы. Препятствия и способы их преодоления. Компас, русские сувениры, Компас испортился, сбиваемся с пути и лупа, зажигалка, ружьё. поэтому встречаемся с индейцами – дарим им сувениры, становимся добрыми знакомы- ми; зажигалка случайно упала в море – лупа и солнце помогают добыть огонь; в заповеднике нельзя стрелять в животных – дарим лесничему ружьё в обмен на продукты. Сочинение сказок – путешествий органично связано с обучающими занятиями, так как формирует у детей полезные навыки( ставить палатку, разводить костёр, ориентироваться по звёздам и т. д. ) , способствует развитию фантазии и побуждает к дальнейшему сочинительству, а также учит письму, счёту, рисованию. Например, придумывая путешествие на воздушном шаре, дети на листе бумаги рисуют большой шар. Затем записывают на нём названия необходимых в дорогу вещей. В зависимости от направления полёта( север, юг и т. д. ) , места действия( море, горы, пустыня и т. д. ) в дороге встречаются препятствия( акула, ветер, молния, пираты, река, горы и т. д. ) . Чтобы их преодолеть, нужно составить схему слова или подобрать к готовой схеме соответствующие слова, расставить ударения( схемы и слова пишутся на доске или листе бумаги) . Можно усложнить путешествие, включив в него решение задач: посчитать и написать, сколько в лодке разбойников или сколько птиц сидит на шаре( если решение неверно, разбойники могут взять вас в плен, а птицы клювами проколоть шар) и т. д. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки от превращений. Уметь в воображении превратиться в кого или во что угодно – это показатель развития фантазии ребёнка, начало новой сказки. Например. Я превращаюсь… Начало сказки. В кота Скучно мне стало всё время находиться возле хозяйки, и я набрёл на подворье… В бабочку Как хорошо летать над цветочками – всё видно сверху. Но однажды… В цветок Жили – были я( ромашка) и василёк… Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Краткие истории. Как известно, краткость – сестра таланта. Говорить кратко нужно уметь. Сказки учат не только оригинально мыслить, но и кратко говорить. Перед началом сочинительства мы сразу же договариваемся, что истории должны быть короткие, но сказочные. Взрослому лучше самому начать рассказ. Например, воспитатель осенью приносит красивый кленовый листочек и говорит: «Наступила осень. Зелёный кленовый листочек затосковал. Не хотел он желтеть, но начал. Ведь меньше с светило солнышко, прохладнее стали дни. И решил он улететь… Куда? Что с ним случилось? » Воспитатель сочиняет продолжение уже вместе с детьми, следуя основному условию – сказка должна быть короткой. Интересно придумывать истории камешков, палочки или коряги, напоминающей чей – то образ или предмет. Поводов может быть множество. Особенно полезны повседневные наблюдения и составление к ним коротких историй. К примеру, на прогулке дети видели стаю птиц, улетающих в тёплые края, или грустного кота – чем не повод сочинить о них истории. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки из загадочных объявлений. Инициативой начала сочинения новой сказки может стать любое интересное объявление. Взрослый читает обращение какого- либо сказочного героя, не называя его. Дети связывают то, что говорят персонажи с реальным образом( животного, растения) или придумывают невероятную фантастическую историю. Приходите ко мне гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? Помогу всем, у кого сломался будильник. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. Что – то очень стало скучно одному выть на луну. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени – отчеству. Патрикеевной больше не называть! Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку – ку! Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Сказки о временах года, запахах, звуках. Вы, наверное, уже согласились с нами, что поводов для составления сказок может быть множество. Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа: её звуки, запахи, времена года. Мы рекомендуем составлять сказки как о каждом запахе или звуке, так и о возможных и невозможных их сочетаниях. Например, весенние запахи: воздух пахнет свежестью, подснежник землёй, вкусно пахнет первая зелень, сладко – цветы яблони, сирень; весенние звуки: журчат ручьи, шумит тёплый весенний ветер, слышны капли дождя, поют птицы и т. д. А затем переходить к сказкам с более обобщённым смыслом. Например, «Сказка весны» может начинаться так: «Жила – была весенняя девочка, звали её Веснянка, была она светлая, лучистая и всегда весёлая. Голосок её журчал как весенний ручеёк. Но однажды…» Или 6 «В одном царстве – государстве перепутались весенние запахи и осенние звуки…». Аналогично подбираются запахи и звуки других времён года( осени, лета, зимы) и сочиняются о них истории. Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г. Аналогии известных сказок. Научить детей сочинять аналогии – несомненный шаг в творческом развитии дошкольников. Можно взять за основу любые известные сказки. Но лучше, если это будут сказочные сюжеты с ярко выраженной нравственной проблемой. Прежде чек перейти к совместному творчеству, воспитатель должен предложить детям уже готовую историю, созданную по аналогии с известными сказками, вопросами для размышления по ходу чтения. Например. «Торжественный обед». На берегу реки стоял замок Кирбашмур. В нём жили отважный рыцарь артур и его жена прекрасная Эннабел. Каждый год в первый понедельник первого месяца со всех концов страны съезжались в Кирбашмур храбрые рыцари, чтобы померяться силами в честном рыцарском турнире. Первым прибыл рыцарь Айвенго. За ним прискакал рыцарь Бартоломео. Следом приехали рыцари Клиффорд и Айвор. И, наконец, рыцарь, назвавшийся Рудольфом. Поздно вечером Артур и Эннабел сидели в удобных креслах перед пылающим камином. - Среди рыцарей есть переодетый разбойник. Как нам найти его? – с тревогой спросил Артур. - Мы узнаем его ещё до начала турнира! – уверенно ответила Эннабел. На следующий день хозяева замка устроили в честь прибывших торжественный обед. Вопрос для размышления. Как прекрасная Эннабел узнала, что Бартоломео не рыцарь, а разбойник? Ответ. Рыцарь всегда рыцарь, в том числе и за столом. Он никогда не засунет салфетку за воротник, а аккуратно положит её на колени. Он дождется, когда хозяйка начнёт есть. И только потом сам возьмётся за ложку. Рыцарь ни за что не будет дуть на суп, он подождёт, когда блюдо остынет. Только разбойники откусывают мясо от целого куска, а не разрезают его. Конечно, им неведомо правило: нож – в правой, а вилка – в левой руке. И уж, конечно, рыцарь не спутает салфетку с собственной одеждой. Задание детям. Придумайте похожую сказку. Может быть, она будет о честности? О скромности? О чуткости? Литература: Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок. ТЦ Сфера. М, 2008г.

Оставить комментарий: