a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных групп "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Автор: Видякина Ирина Ивановна Опубликовано: 2017-04-23 22:44:55

Тематическая консультация для родителей старших и подготовительных групп" Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем" 33204151509395 Цель:   оптимизация процесса обучения грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков. Форма проведения: практикум. План проведения: 1. Теоретическая часть: Об успешности в школе. Основные задачи речевого развития 2. Практическая часть: Демонстрация процесса звукового анализа слова ребенком( видеозапись) Непосредственное ознакомление с речевыми играми 3. Ознакомление с выставкой литературы, дидактических материалов и пособий. 4. Обсуждение и выводы. Оборудование: мяч мольберт( для демонстрации) столы( для выставки методических пособий) Список использованной литературы: Журова Л. Е. , Варенцова Н. С. , Дурова Н. В. , Невская Л. Н. «Обучение дошкольников грамоте» М. – 2001. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. с ада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2- е изд. , испр. – М. : Просвещение, 1979. Ушакова О. С. «Речевые игры для дошкольников» М. ТЦ «Сфера» – 2002. Вполне понятно, что не все родители дошкольников озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу. И все же я считаю необходимым затронуть основные моменты речевого развития которые обеспечат вашему ребенку максимальный шанс на успешное овладение чтением, письмом и другими науками в школе. Основные задачи развития речи у старших дошкольников формулируются следующим образом: расширение словарного запаса правильное звуковое оформление речи освоение навыков звукового анализа( подготовка к обучению грамоте) развитие связной речи. В рамках нашей встречи я планирую остановиться подробнее на вопросах окончательного правильного звукового оформления речи. Каждый из нас улыбнется, вспомнив как говорится «народное» правило русского языка «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно – навряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем. И здесь необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука( исправить ее поможет только логопед) , но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать каждый звук в слове. Это навык вырабатывается в ходе систематической работы воспитателей как на занятиях, так и в игровой деятельности. И сейчас я предлагаю вам посмотреть на видеозаписи, как должен выполнять звуковой анализ слова ребенок подготовительной к школе группы к концу учебного года. Просмотр видеозаписи. Обращу ваше внимание: ребенок не только самостоятельно дифференцирует и обозначает цветом гласные и согласные, твердые и мягкие согласные но и делит слово на слоги, определяя ударный слог. Мудреная наука, верно? ! Смею вас заверить, что к концу учебного года все ребята ее освоят. Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так в общем то непростой процесс рискует затянуться. Все вы знаете, что дошкольник – это «человек играющий», и сейчас я раскрою глубокий педагогический смысл некоторых на первый взгляд, несложных игр, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат. Тем не менее именно эти игры помогут вашим детям с вашей же помощью закрепить полученные в садике знания, «просто беседуя» по дороге домой. Я настаиваю на вашем участии в предлагаемых мною играх. Сначала я буду пояснять цели и ход игры, а потом возьму в руки мяч и мы вместе поиграем несколько минут. Игра 1. «Назови первый звук в слове» Цель:   выработка навыка определения первого звука в слове. Ход игры:  взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук К, кит – в слове «кит» первый звук Кь, сад – в слове «сад» первый звук С, сено – в слове «сено» первый звук Сь и т. д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук( гласный- согласный, мягкий –т вердый) , а так же назвать последний звук в слове. Игра 2. «Подбери словечко» Цель:  учить подбирать слово с заданным звуком. Ход игры:   взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш » – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь » – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции( вначале, середине и конце слова) . Например: «Назови мне слово  зо  звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т. д. Игра 3. «Поймай звук» Цель:  выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду. Ход игры:  взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А » далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т. д. Игра 4. «Замени звук» Цель:  выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу. Ход игры:  взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т. д. Сложновато было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим малочитающим и многосидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной. А сейчас я приглашаю вас к демонстрационным столам для ознакомления с имеющимися на сегодня методическими пособиями и играми на формирование и закрепление навыков звукового анализа в рамках подготовки к обучению в школе. Демонстрация и обсуждение. Проанализировав наше выступление, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако упусти мы хоть что- нибудь из вышеперечисленного – и не видать ребенку «5» по чтению и письму… Более подробно я готова осветить эту тему и ответить на вопросы относительно особенностей Вашего ребенка в ходе индивидуальных консультации. Подводя итог нашего практикума, скажу, что так хотелось бы, встретившись с вами через несколько лет, услышать «А у моего Сережи по русскому языку пятерка! »

Оставить комментарий: