a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методический семинар "Развивающая игра как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"

Автор: Полетайкина Дарья Сергеевна Опубликовано: 2017-04-25 13:10:33

Документы для скачивания

« Развивающие игры как средство формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» «Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».                                                                                                    В. А. Сухомлинский   Повышение качества  дошкольного  образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей  дошкольного возраста. Нормативные документы представлены на слайде. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования ( ФГОС ДО)  и Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития  математического  образования в Российской Федерации. ФГОС ДО в качестве основного принципа   дошкольного   образования рассматривает   формирование   познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств   дошкольников. Следует помнить, что бы научить детей   дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с   математическим содержанием. Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и   форм   организации процесса воспитания детей в   дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый   план выходит игра, как основной вид деятельности детей   дошкольного возраста. Игра- это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений. Можно выделить следующие особенности занимательных игр,  предлагаемые детям для усвоения математических представлений. ( на слайд) Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально- волевых качеств. Все психологические новообразования берут начало в игре. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей    дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности ребенка, рост активных познавательных действий, выполняя которые ребенок осваивает окружающий мир – связи и зависимости предметов и явлений, освоение таких свойств как форма, цвет, размер, площадь, масса, емкость и т. д. Успешное развитие мыслительной деятельности ребенка происходит при развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые( исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования, объективно оценивать результат. Успешность осуществления деятельности зависит от умения ребенка анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и т. д. В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно- исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений педагогами ДОУ    широко используются развивающие логико- математические игры. Принципы организации игр Отсутствие принуждения Развитие игровой динамики( от малых успехов к большим) Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей Взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности Постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к сложным. Методика организации и проведения логико- математических игр Создание предметно- игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры. Создание игровой или проблемной ситуации( завязка) Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры. Подведение итогов( содержательный     или эмоциональный) В дошкольной дидактике имеется большое количество развивающих игр. Однако возможность формировать в комплексе все важные для математического развития умения, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются: Дары Ф. Фрёбеля. К средствам, с помощью которых предполагается стимулировать развитие природных задатков ребенка, выдающийся немецкий педагог, автор идеи общественных заведений для маленьких детей,   Ф. Фребель   относил игру и ручной труд. В основу деятельности детского сада, по мнению этого педагога, следует положить игры- занятия. Среди основных предметов для игр Ф. Фребель предложил мяч, шар, валик, кубик, дощечки и т. д. Связь между этими предметами заключается в их материальной основе, с их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания. На этой основе Ф. Фребель ввел для занятий детей новый дидактический материал, назвав его « дарами ». Их описание заслуживает отдельного материала, поэтому ограничимся перечислением «даров», которых насчитывается 6. «Дар 1»- мяч. «Дар 2»- деревянные куб, шар и цилиндр. «Дар 3»- куб, разрезанный на 8 кубиков. «Дар 4»- куб, разделенный на 8 плиток. «Дар 5»- куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. «Дар 6»- куб, разделенный на 27 «кирпичиков». Итак, Ф. Фребель определил свой дидактический материал отправной точкой в умственном развитии ребенка, в частности математического мышления. Разработал ряд методических правил организации игр детей с «дарами», указывая которые воспитатели могут формировать у дошкольника элементарные математические представления о пространстве, числе, геометрических фигурах, форме предметов, времени. Технология саморазвития М. Монтессори. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию сам остоятельности, развитию чувств и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. Главный принцип системы Монтессори- «Помоги мне сделать это самому! ». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Технология развивающих игр Б. П. Никитина. Технология игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора- механика и т. д. Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов. Игра- это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования( от 2- 3 лет до взрослой жизни) . Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным. Счетные палочки « Кюи зенер ». Палочки Кюизенера- это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», « цветными линеечками ». Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы. С помощью счетных палочек Кюизенера дети во всем мире с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память, познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет. Комплект состоит из палочек разного размера и цвета, благодаря которым дети быстро запоминают состав чисел и познают основу математических действий. Логические б локи « Дьенеша ». Основная идея методики Дьенеша состоит в том, что для успешного обучения азам математики детям вовсе не п ридется решать скучные примеры- вместо этого они будут играть! С помощью блоков  ребенок  знакомится с эталонами геометрических форм и основными цветами, научится конструировать на плоскости узнаваемые изображения и кодировать информацию с помощью условных обозначений, разовьет пространственное воображение и отточит св ои логические способности. Б локи учат ребенка не только счита ть, но и думать. Занятия с этим пособиям разовьё т у него навыки решения логических задач, аналитические и конструкторские способности, пространственное, абстрактное и образное мышление.   Ребенок научится сравнивать, классифицировать и противопоставлять предметы по различным признакам, логически объяснять свой выбор, делать выводы из своих умозаключений. Играя в эти игры, дети осваивают: умение пользоваться  эталонами познания: цвет, форма, мера( размер, масса) , модель, образ; владение способами познания: сравнение, обследовани е, счет, классификация и др; полу чают логико- математический опыт; развивают мышление, сообразительность, смекалку. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его  познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение.   Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Задание – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей. Развивающие игры являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассужде ний, желание проявлять умственную направленность, сосредоточенное внимание н а проблеме. В. А. Сухомлинский писал: «…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, что бы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что – то неизведанное, что бы хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Оставить комментарий: