a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Нарушение речи у дошкольников", Смирнова О.Л.

Опубликовано: 2014-10-02 09:43:00

Документы для скачивания

 

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 г. Шебекино»

 

Консультация для воспитателей

 

Тема: «Нарушение речи у дошкольников»

 

Подготовила:

воспитатель МАДОУ

«Детский сад комбинированного

 вида № 8 г. Шебекино

Белгородской области»

Смирнова О. Л.

 

2013 год

 

         Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

          Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

¾   Они не соответствуют возрасту говорящего;

¾   Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

¾   Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

¾   Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

¾   Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

¾   Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

         Причины нарушений: слабое соматическое состояние; замедленное психофизическое развитие; отягощенная наследственность, травмы; неправильное строение органов речевого аппарата; невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте; двуязычие в семье и др.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте двух лет должно следующее:

  • Ребенок не говорит простых предложений («Дай мяч»);
  • Не показывает на картинках знакомые предметы;
  • Говорит «в нос»;
  • Воспринимает не речевые звуки (стук, свист), но не понимает речь;
  • Не задает вопросов («Где мама?»);
  • Ему не интересно слушать сказки, песни, стихи;

· Когда малыш говорит, у него раздуваются щеки, кончик языка высовывается между зубами, а речь получается с хлюпающим или свистящим оттенком.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте трех лет должно следующее:

  • У ребенка хлюпающая речь;
  • Ребенок заикается;
  • Очень мало говорит, старается объясняться мимикой, жестами;
  • Не составляет предложений, состоящих из нескольких слов;
  • Ребенок не понимает, что ему говорят;
  • Всегда внимательно смотрит на рот говорящего, не слышит, когда его зовут из другой комнаты;
  • Не различает звуки (телефона, телевизора);
  • Ребенок неохотно общается со сверстниками, замкнутый.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте четырех лет должно следующее:

  • Ребенок не задает вопросов;
  • Не может пересказать то, что ему читают, рассказать, что было в детском саду;
  • Неправильно произносит большинство звуков;
  • Другие люди не понимают речь малыша;
  • Речь ребенка неразборчивая, невыразительная, гнусавая;
  • Ребенок не отвечает на вопросы: «что?», «когда?», «почему?»;
  • Не строит предложения из трех-четырех слов;
  • Не рассказывает, что он нарисовал;

· Ребенок не может объяснить словами, что он хочет или что с ним случилось.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте пяти лет должно следующее:

  • Речевое развитие осталось на уровне ребенка четырех лет;
  • Ребенок не может запомнить наизусть короткое стихотворение, считалку;
  • В речи допускает много ошибок (типа: два глазов, много ротов);
  • Не составляет предложения из 5-6 слов;
  • Не рассказывает сверстникам или взрослым, что он нарисовал или хотел нарисовать;
  • Даже с помощью картинок плохо пересказывает знакомые сказки, рассказы;
  • Неправильно понимает смысл слов или фраз окружающих.

         Вызывать тревогу в речевом развитии ребенка в возрасте шести лет должно следующее:

  • Речь ребенка монотонная и невыразительная;
  • Допускает в речи ошибки характерные для детей более младшего возраста;
  • Не может сам пересказать знакомую сказку;
  • Не хочет играть в речевые игры («Доскажи слово», «Угадай звук»);
  • Не может составить рассказ по картинкам или описать событие из своей жизни;
  • Не может удерживать внимания на теме разговора, перескакивает с одной темы на другую.

         Для предупреждения недостатков речи необходимо: следить за общим состоянием ребенка, укреплять и закалять его организм; своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки; не допускать хронического насморка, следить, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос и т.д.; создавать все условия для правильного речевого воспитания ребенка в семье; не следует наказывать детей за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

         Артикуляционная гимнастика – самый важный этап в формировании правильного звукопроизношения. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

         Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

         Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, шишек, соломы, бисероплетение, конструкторы, мозаики и т.д.)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» и пальчиковая гимнастика. Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания (штриховка, «обведи по контуру», «нарисуй такую же картинку», «продолжи узор» и т.д.)

 

Оставить комментарий: