a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Доклад "Современные пути оздоровления дошкольников", Смирнова О.Л.

Опубликовано: 2014-10-02 09:47:47

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 г. Шебекино»

 

Доклад к семинару

 

Тема: «Современные пути оздоровления дошкольников»

 

                  Подготовила:  Смирнова О.Л.,

                                                                              воспитатель МАДОУ «Детский

                                                                              сад комбинированного вида №8

                                                                              г.Шебекино Белгородской

                                                                              области»

 

2013 г.

 

         Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

         Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

         Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, внедрили в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении.

         Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

         В настоящее время арттераия в широком понимании включает в себя:

- изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)

- музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки).

- сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).

         Один из видов арттерапии является сказкотерапия.

         Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

         Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок на  фланелеграфе, используется  запись фонограммы. Можно придумывать  новые персонажи к знакомым сказкам, сочинять самостоятельно сказки.

         По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

          Также в  работе с детьми применяется метод  игротерапии - игры, которые лечат. Это игры на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц.

         Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Для песочной терапии используем световой модуль для рисования песком. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

         Песочная терапия  применяется в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия, изотерапия. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется  возможность создать в песочнице все, что задумал.

 

         Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

         После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.

         Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление), рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

         Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Для работы с детьми  предоставляется порисовать ладошками, используется нетрадиционная техника рисования, предоставляя ребёнку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки.

         Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.

         Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.

         Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Метод музыкотерапии хорошо применять в организованной образовательной деятельности  «Художественное творчество», во время релаксаций  на снятие усталости, напряжения, после двигательной деятельности детей лёжа на спине.

         Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии. Цветотерапия – наука, изучающая цвета.

         Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

Один из видов цветотерапии «Сухой дождь» – шатёр из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой «дождь», три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным), «шустрики» заметно успокаиваются, а «мямлики» (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому), наоборот, - активизируются. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За «струями» можно спрятаться от внешнего мира.

         Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.

         Также  применяются различные другие нетрадиционные методы оздоровления детей: разные виды дыхательной и гимнастики (А.Стрельниковой), игрового массажа (А.Уманской и К.Динейко), пальчиковая гимнастика, психогимнастика «Колос растёт», «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Золотые капельки» по методике М.И. Чистяковой, оздоровительные минутки. Перед организованной образовательной деятельностью можно включать упражнения на единение и эмпатию такие, как «Подарим улыбку друг другу», «Здороваемся друг с другом», тем самым желаем здоровья друг другу передача по кругу «волшебного» клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг к другу.

         Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду, направлены  на оздоровление детей, на  снижение простудных заболеваний, на  улучшение посещаемости детей в группе.

 

  

 

 

Документы для скачивания

Предыдущие материалы
Следующие материалы