проект "Волшебный мир П.П.Бажова"

Опубликовано: 08:31:57 07-05-2017

Автор: Мусина Лариса Дамировна

г. Екатеринбург

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Проект

«Волшебный мир

П.П. Бажова»

Автор проекта:

Мусина Л.Д.

Краткая аннотация работы

База внедрения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Тип проекта: познавательный, творческий, среднесрочный.

Сроки реализации:

 I этап.  Подготовительный (организационный) (23-27 января 2017г.)

II этап.  Основной (30 января – 24 февраля 2017г.)

III этап.  Заключительный (27 февраля – 3 марта 2017г.)

Участники проекта:

 воспитанники 6 -7 лет, родители (законные представители), воспитатель.

Цели проекта:

Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы,  через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи проекта:

  1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей.
  2. Приобщать к культуре и быту народов Урала.
  3. Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.
  4. Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
  5. Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.
  6. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Актуальность.

Воспитание патриотических чувств - задача каждого педагога. А начинать это воспитание нужно с малого – прививать любовь к родному городу и краю.

Уральцы любят свой край и природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь многие писатели рассказывают о красоте нашего края, знакомят с его прошлым, бытом и обычаями предков.  Одним из писателей был Павел Петрович Бажов, он  своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой.

Знакомя детей с творчеством П.П. Бажова мы создаем основу для формирования патриотических чувств.

Содержание реализации проекта.

Создание условий для ознакомления детей с произведениями П.П. Бажова;

Формирование чувства гордости за родной край;

Развитие творческих способностей воспитанников;

Создать у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к рассматриванию иллюстраций, книгам.

План реализации проекта

Этапы внедрения проекта

Содержание деятельности

  I этап

Подготовительный

(Организационный)

Педагоги

Воспитанники

Семья

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова

 

Знакомство детей с темой проекта.

Выяснение уровня знаний детей о произведениях П.П. Бажова.

Посещение дома - музея П.П.Бажова.

Знакомство  родителей с темой проекта.

Анкетирование родителей «Читаете ли детям?»

Привлечение родителей к оформлению выставки в группе.

II этап

Основной

Организация выставки книг П.П. Бажова.

Разработка НОД, дидактического материала для закрепления пройденного материала.

НОД, беседы, подвижные игры, просмотр, мультфильмов, иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, творческая работа для закрепления материала

Консультация, беседы.

Сбор информации и помощь в создании лэпбука, выставки.

 

 

III этап

Заключительный

Проведение анализа проекта.

Организация выставки творческой деятельности детей во время проекта.

Представление опыта работы над проектом для педагогической и родительской общественности.

Викторина по сказам П.П.Бажова

 

 

Презентация проекта на общем родительском собрании.

Интервьюирование.

 

             

Перспективный план работы.

неделя

Содержание работы с воспитанниками

Содержание работы с семьей

1 неделя

30.01-03.02

Беседа «Красота родного края»

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова 

Чтение сказов  «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок»

заучивание стихов о сказах П. Бажова

Изготовление картины «Медной горы хозяйка в образе змейки» в технике пластилинография

Консультация

Помощь в оформлении книжного уголка.

Сбор информации для создания лэпбука: стихи про родной край, биография П.П. Бажова

2 неделя

06.02-10.02

 Беседа «Правда или вымысел?»

Чтение сказов «Огневушка - Поскакушка», «Малахитовая шкатулка»

рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу)

Изготовление «Малахитовой шкатулки» в технике пластилинография

Сбор информации для создания лэпбука: словарь незнакомых слов из сказов Бажова

3 неделя

13.02-17.02

Беседа: «Как жили люди на Урале»

Чтение сказов   «Голубая змейка», «Серебрянное копытце»

заучивание стихов о сказах П. Бажова Изготовление «Серебрянное копытце» в технике бисероплетение

Консультация

Сбор информации для создания лэпбука: персонажи сказов, загадки.

4 неделя

20.02- 24.02

беседа «Что мы знаем о П. Бажове»

Чтение сказов  «Синюшкин колодец»

рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу)

Создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова

Изготовление бус из бумаги в технике скручивания.

 

Создание лэпбука


Материально – техническое обеспечение.

Методические материалы и оборудование по проекту

Микро – методический кабинет группы

·        Методическая литература

·        Картотеки игр

·        Консультации для родителей

·        Наглядно – дидактические пособия

·        Конспекты занятий по проекту

·        Книги П.П.Бажова.

·        Тематические альбомы.


Ожидаемые результаты.

расширение кругозора детей в области знаний творчества уральских писателей,  развитие творческих способностей ребят, приобщение  родителей и детей к совместной деятельности,  установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Используемая литература:

  1. З. И. Смирнова, О. В. Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
  2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
  3. Сказы: «Серебряное копытце»,    

                        «Голубая змейка»,

                       «Медной горы хозяйка»,

                        «Малахитовая шкатулка»,

                        «Синюшкин колодец»,

                        «Каменный цветок».

  1. Интернет – ресурсы:

kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/inf...roiekt-skazy-bazhova

infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-nash-baz

 

Анкета для родителей на тему:

"Читаете ли Вы дома ребенку и что?"

1.Читаете ли вы ребенку книги?

 Если да, то как часто:

 — ежедневно;

— несколько раз в неделю;

— редко, когда есть время.

2.Вы читаете детям книги:

 — по просьбе ребенка;

— по своей инициативе.

  1. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребенком?

 ________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка домашняя библиотека?

Сколько книг (приблизительно) она включает?

Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)? 

_________________________________________________________

  1. Какие книги предпочитает ваш ребенок:

— сказки;

— стихи;

— литературу о природе;

— энциклопедии, книги познавательного содержания;

 — нет определенных предпочтений.

  1. Рассказывает ли ваш ребенок о книгах, которые прочитали в детском саду?

 ______________________________________________________

  1. Ходите вы с ребенком в библиотеку?

______________________________________________________ 

  1. Читаете ли вы с ребенком произведения для длительного чтения?

 Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

 ______________________________________________________

  1. Читаете ли вы сами литературу?

Если да, то какую предпочитаете:

— периодическую (журналы, газеты);

 — познавательную;

— художественную

Беседа с детьми

«Красота родного края»

Задачи: Познакомить детей с природой родного края. Дать детям знания о лесах нашего края. Показать роль природы в жизни человека; воспитывать заботливое бережное отношение к природе как источнику красоты и доброты. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Ход беседы:

 Воспитатель читает стихотворение поэта Татьяничевой Людмилы«Малахит»

Когда-то над хребтом Урала,

Солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла

Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе

С разбегу устремляться ввысь.

Отхлынуло, исчезло море,

И горы в небо поднялись.

Но своенравная природа

То море в памяти хранит:

В тяжёлых каменных породах

Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен,

И кажется: слегка подуть —

Проснутся каменные волны

И морю вновь укажут путь.

 

-Ребята, о чём говориться в этом стихотворении?

-А вы знаете, что такое природа?

Сегодня мы поговорим с вами о природе родного края. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас (ответы детей)

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза

Люблю берёзку русскую

Под моим окном

То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом,

В зелёном сарафанчике

Точно серебром

С платочками в карманчиках

И стоит берёза

С красивыми застёжками,

В сонной тишине

С зелёными серёжками.

И горят снежинки

Люблю её, нарядную,

В золотом огне.

Родную, ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Если сверху с самолета посмотреть на нашу землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему?

Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется … (березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины ит. д.).

- Лес выделяет кислород, нужный для дыхания. Он защищает почву от размыва. Из древесины можно изготовить более 20 тысяч изделий и продуктов. В лесу растет много полезных лекарственных растений. Лес – это дом животных, птиц. Лес – это место отдыха для человека. Вот почему лес называют зеленым другом.

- Как вы понимаете словосочетание «охрана природы»?

- Это хозяйское использование ее богатств, бережное отношение к природе.

Для восстановления лесов ежегодно высаживаются деревья. Большую роль в охране природы играет современная техника. С космических аппаратов ведутся съемки земной поверхности, которые помогают предотвратить лесные пожары, стихийные бедствия, например: наводнения.

Ребята, в нашей крае очень много разных растений и животных. Какие животные обитают на нашем Урале? Птицы? Насекомые? (Ответы детей) .

Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей) .

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России.

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.

На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

  1. На природезапоминать увиденное.
  2. Ходить по тропинкам.
  3. Не ломать ветки деревьев.
  4. Не топтать цветы, травы.
  5. Не кричать, не включать громко музыку.
  6. Не лезть в птичьи гнезда.
  7. Не ловить насекомых.
  8. Не разрушать грибницы.
  9. Не оставлять не затушенных костров.
  10. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. И тогда природа в нашем крае будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Беседа с детьми

«Как раньше жили люди на Урале»

Задачи:  познакомить детей с жизнью первобытных людей Урала: их жилище, охота, пища, одежда; расширять знание детей о внешнем облике и быте первобытного человека; формировать умение использовать мимику и жесты в соответствии с ситуацией; расширять словарный запас введением новых слов; развивать познавательный интерес, речь, память, воображение, мелкую моторику

Ход:

- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необыкновенное путешествие, в самое начало нашей истории – в древний мир. Это время было очень и очень давно, на нашей планете жили уже разные птицы, животные, насекомые и растения, а потом появился человек. Откуда он появился, как вы думаете?

(ответы детей)

Жил на свете первобытный человек.

Он впервые в жизни видел даже снег.

Строил хижины и убивал он дичь,

И бросал он обезьянкам громкий клич,

Чтоб ему отдали самый спелый фрукт

И еще какой-нибудь тропический продукт.

Эти люди назывались первобытными, потому что они были первыми. Их быт, порядок жизни являлся первым. До этого времени на территории Урала люди не жили.

Слайд1 «Первобытная природа»  

-Посмотрите, как выглядела природа, когда жили первобытные люди?

-Есть ли здесь знакомые вам растения? (ответы детей)

-Каких животных вы видите? (мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь). Дети сравнивают животных (ответы детей)

Слайд 2 «Первобытный человек».

- Посмотрите, как выглядели древние люди, на кого они были похожи?

- Что можно сказать о том, как они ходили, какие у них были руки (длинные, свисали до колен), для чего они были им нужны?

-Древний человек был совсем голый. Могли ли эти люди говорить? (ответы детей)

- Древние люди говорить не умели, а издавали лишь звуки, которыми выражали гнев, страх, радость. С помощью мимики и жестов они указывали друг другу на источник опасности.

-Сейчас мы с вами пообщаемся с помощью жестов и мимики. Например, как сказать языком жеста, чтобы было тихо (прижать палец у губам), как принято приветствовать друг друга – здороваться (протягивать друг другу руку, махать), как выразить свое одобряющее отношение к чему-либо (поднять большой палец вверх)?

- И только позже древний человек научился говорить. Мы с вами очень хорошо владеем речью, давайте попробуем проговорить скороговорки.  (Дети проговаривают скороговорки)

-Как вы думаете первобытные жили по одиночке или племенами? (ответы детей)

- Первобытные люди жили племенами. Т.к. среди диких зверей первобытным людям было трудно выжить. Среди них всегда был кто -то умнее, сильнее, мудрее. И этого человека выбирали вождем.  

-Как вы думаете, где расселялись первобытные люди? (Около рек, озер, ручьев). Почему? (В реках, ручьях вода, рыба)

 Еще что нужно было им, чтобы выжить? (жилье)

Слайд 3 «Жилища первобытных людей».

-Посмотрите, какие были жилища (в виде землянок прямоугольной формы с очагом на полу). Позже люди строили их, используя ветки деревьев, бивни и кости мамонтов, укрывали их шкурами животных, для тепла.  

- Сейчас, давайте сами, построим жилище первобытного человека. (Дети строят из палочек, шкурок, меха, шерсти)

-Первобытные люди, живущие у нас на Урале, устраивали свои жилища в пещерах, поэтому первобытного человека еще называют пещерным человеком.

- Почему люди прятались в пещеры, а не оставались на земле? (укрывались от дождя, ветра, диких животных)

Динамическая пауза «Первобытный человек»

Вот бы жить до эры нашей (дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки)

Не жизнь, а просто шик! (разводят руки широко в стороны)

Есть не заставляют кашу (наклон головы влево и на право)

Жарят каждый день шашлык. (мельница)

 Ешь шашлык из мамонта! (двумя руками гладят живот)

Абу- тубу- тубу-та! (ходьба на месте)

Жизнь такая - просто класс! (руки вперед, большой палец вверх)

Жалко только не у нас. (обхватили руками колени)

Слайд 4 «Охота первобытного человека»

- Посмотрите на экран, и скажите, как охотились первобытные? (они ходили на охоту на мамонтов, тигров загоняли мамонта в яму, забрасывали его  

копьями, камнями)

Слайд 5 «Орудия труда, охоты»

-Вы правы, но чуть позже люди научились делать оружие из разных материалов: из камня- ножи, дротики, наконечники копий, скребло, ручное рубило; из дерева- ручки топора, костей. Каменное острие привязывали к дереву с помощью растений –лиан.

- (Дети рассматривают слайд, выбирая орудие первобытного человека: нож из камня, лук и стрелы, копье из дерева, рогатку, заостренные кости животных и рыб…)

-Из какого материала они сделаны?

-  Сейчас, у нас с вами есть картонные наконечники и ниточки с палочками.  Мы займемся изготовлением орудия охоты первобытного человека. (дети изготовляют самостоятельно)

-Что можно было использовать в пищу из в реках, озерах? (Рыбу).

Игра «Кто быстрее поймает рыбу»

-Как же можно было приготовить рыбу? (ответы детей)

-Первобытные люди ее просто вялили на солнце, жарили на костре. Они очень быстро поняли, что приготовленная таким образом пища очень полезная и вкусная.

 Поэтому, когда люди впервые увидели огонь, то они его очень   боялись, но потом приручив его поняли, какую пользу приносит огонь т.к. они могли около него и согреваться в холод и защитится от диких зверей.  Всегда в племени был человек, который следил за огнем, не давая ему угаснуть. А позже люди научились сами добывать огонь. Может кто из вас, знает, как это делали первобытные люди? (ответы детей)

Экспериментирование. Добывание огня с помощью трения палочек (дети пытаются добыть огонь, вставив палочку в отверстие с мхом, быстро вращая ее)

-Видите, как трудно добыть огонь, поэтому древние люди его берегли и боготворили. Они понимали, что огонь- это жизнь.

Жизнь первобытных людей была очень тяжелой. Стихийные капризы природы уничтожали посевы, урожаи. А когда люди научились использовать в пищу зерна и протирая их заметили, что упавшие зерна прорастают, тогда и появилось земледелие. А когда с охоты мужчины стали приносить разных животный (поросят, козлят, щенков…), то появилось скотоводство. И собака была первым животным прирученным человеком.

Слайд 6 «Человеческое стадо»

-Чем занимались женщины, когда мужчины были на охоте? (собирали ягоды, нянчили детей, готовили пищу, шили одежду).

-Из чего они шили одежду? (из шкур животных)

-Да они сшивали ее рыбьими костями и заостренными костями животных. Позже они научились украшать одежду камешками, ракушками. Стали делать ожерелье, бусы, браслеты из слоновой кости и звериных зубов.  

-Когда первобытные люди отдыхали после трудного дня, как вы думаете, чем они могли еще заниматься? Они рисовали.

Слайд 7 «Наскальные рисунки»

Как вы думаете, чем они рисовали? Что рисовали? (дети рассматривают слайд)

- Рисовали они пальцами, углем, камешками, красками из толченого камня на потолке и стенах пещер. Рисовали животных, сцены охоты, людей. Эти рисунки очень прочные, поэтому они сохранились до сегодняшнего времени. И сейчас в Игнатьевской пещере, на Южном Урале, эти изображения можно увидеть.

- Сейчас мы возьмем угольки и попробуем нарисовать что-нибудь из жизни первобытных людей (дети рисуют, устраивая выставку)

 Подведение итогов, анализ.

- Наше путешествие в начало нашей истории- древний мир закончилось

-Где мы сегодня с вами побывали? Что нового и интересного мы узнали?

Кто такие первобытные люди? Чем они занимались? Что вам больше

всего понравилось в нашем путешествии?

Беседа с детьми

«Что мы знаем о П.П. Бажове»


Задачи:  знакомить детей с биографией и творчеством писателя Павла Петровича Бажова; формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; воспитывать у детей интерес к книге и ее героям.


Воспитатель: Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г., в городе Сысертский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния в семье рабочих.

Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером. Руки у Петра Васильевича были золотые. Характер был волевой и крепкий, за что его в народе прозвали «Сверло». 
Его мать Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием, она вязала удивительной красоты кружева. 
Маленький Павел с раннего возраста видел тяжелый труд взрослых людей. По вечерам, отдыхая от трудной работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Сюжеты этих сказов хранили в себе народные предания о тяжелом труде людей в старых рудниках, легенды о несметных сокровищах Уральских гор, которые охраняет «тайная сила» - Малахитница. 
Павел был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли дать ему образование. Пашу отдали учиться в духовное училище в городе Екатеринбурге. 

Учился мальчик очень хорошо, он был одаренным ребенком, за что и был переведен в духовную семинарию города Перми. 

Но смерть отца перевернула судьбу Павла Бажова. Ему пришлось пойти работать, чтобы продолжать свое обучение и помогать матери, у которой начались проблемы со здоровьем, она стала слепнуть. 
Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе возле заводов. 
История родного края всегда влекла Павла Бажова. Каждый год во время школьных каникул он странствовал по Уралу, беседовал с людьми рабочих профессий: рудокопами и литейщиками, камнерезами и старателями. Все эти рассказы он старательно записывал. В свою записную книжку он заносил словечки и людскую речь, которая передавала характерные черты быта и жизненного уклада горнозаводских рабочих. Писатель любовался красотой Уральских камней. 
Школьным учителем Павел Петрович Бажов проработал 18 лет. Затем его пригласили в духовное училище города Екатеринбурга, то самое которое он когда то и закончил. 
Писатель построил в Екатеринбурге небольшой дом, в котором и поселился с мамой и женой. Павел Бажов стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
Павел Петрович Бажов долго и тщательно собирал материал для своей первой книги. В 1939 г. вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка» Главная ее героиня, хозяйка Медной горы, допускает в недра Земли- матушки и отдает свои богатства только честным, смелым и работающим людям, которые не на богатства зарятся, а на красоту камня любуются.

Хозяйка Медной горы.

В Медной горе Хозяйка сурова,
Не проронила лишнего слова.
Ящеркой малой являлась на свет,
В шкатулке Малахитовой хранила секрет!
 
Павел Петрович написал для детей сказы: «Огневушка - поскакушка», «Серебрянное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка» и многие другие.
На 60-летний юбилей Павлу Петровичу Бажову друзья подарили большую книгу, в которую вошли 14 сказов. 
За книгу «Малахитовая шкатулка» Бажов получил орден и государственную премию. 
Сказы Павла Петровича Бажова умны и красивы. Композиторы сочиняли музыку, художники рисовали иллюстрации по мотивам сказов. По сюжетам любимых сказов поставлены спектакли, сняты кинофильмы и мультфильмы. 
Писатель П.П. Бажов большой мастер слова, он вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить миру тайны Уральских гор. 
Павла Петровича Бажова помнят и чтят у нас в стране, его именем названы улицы, сквер и библиотека. «Центральная городская библиотека имени П.П.Бажова». Свердловская область, г.Лесной, ул.Ленина, 69.
В городе Москве есть район Ростокино, в котором располагается улица Бажова и улица Малахитовая. Есть красивый жилой комплекс, который носит название Каменный цветок. Самой главной достопримечательностью района Ростокино, является Сквер Бажова. Украшением сквера бесспорно можно считать скульптуры героев сказов. 
3 декабря 1950 года Павла Петровича Бажова не стало. Ему было 71 год. Похоронили писателя на кладбище в городе Екатеринбурге. 
В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи. 
Каждое лето, начиная с 1993 года в Чебаркульском районе проводится Бажовский фестиваль, на котором собираются поклонники таланта, тем, кому дороги культура и народные традиции Урала. 
Тайная сила сказов Павла Петровича Бажова хранится в описанных исторических событиях жизни простых рабочих добывающих камень. Отличают сказы Бажова поэтичные образы главных героев, перекликающие с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи. Павел Бажов подарил читателю неповторимый загадочный мир. 

Конспект НОД по пластилиннографии

«Хозяйка медной горы»

Задачи:  

закреплять знания детей о персонажах сказов Бажова, развивать мелкую моторику, продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином, воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

Ход:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные.

Воспитатель: Правильно, ребята, это Хозяйка Медной горы. А в каком образе она появлялась на людях?(Ответы детей) 

Правильно, в образе ящерицы.

Ребята, у нас сегодня будет необычная лепка. Мы будем рисовать пластилином ящерицу. Сначала мы с вами возьмем прозрачный файл и прорисуем контур нашей ящерицы. Теперь мы можем взять пластилин и начать заполнять этот контур. Возьмем небольшой кусочек пластилина и сделаем глаз у ящерицы, теперь крапинки на спинке нашей героине. Чем отличалась Хозяйка Медной горы в образе ящерицы от других ящерок? (Ответы детей). Каким цветом бывает ящерица? Берем зеленый  пластилин, им мы будем заполнять туловище нашей ящерицы, размазывая пластилин тонким слоем. Сначала отщипываем маленький кусочек пластилина, делаем из него шарик, кладем на основу (голова, хвост) и размазываем. Аккуратно делаем, не выходя за контур. Затем пластилином размазываем лапки ящерки. Вот и наша ящерица готова! Посмотрите, какие у вас красивые работы получились! Вы наверно очень устали? Давайте отдохнем и поиграем. Проведение физминутки.

Конспект НОД по бисероплетению

«Серебрянное копытце»

Задачи: закреплять знания детей о персонажа сказов Бажова, познакомить детей с новой техникой бисероплетение, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, усидчивость, способность доводить начатое до конца.

Ход:

Дети, отгадайте загадку:

Звонкое копытце,

рожки в пять ветвей,

Дружит он с Мурёнкой,

называй его скорей.

Правильно, это персонаж сказа Бажова Серебряное копытце. А кто расскажет о нем? Чем Серебряное копытце отличался от других козликов?

Сегодня мы с вами займемся бисероплетением, а для этого нам понадобится:

  • 10 бусин маленьких (1 - серебряная)
  • 16 бусин перламутровых средних;
  • 4 бусины перламутровые крупные;
  • бисер коричневого цвета для рожек;
  • проволока.

Внимательно изучите те схемы, которые лежат у вас на столах. Начнем плетение с туловища козленка, а именно с небольшого хвостика. На проволоку наденем 1 маленькую бусинку и закрепим ее. Далее на проволоку одеваем еще 6 маленьких бусин и формируем левую заднюю ножку. Закрепляем, оставив одну последнюю бусинку и проведя проволоку через 4 следующих. Для самого туловища одеваем 3 больших бусины и для левой передней ножки – 5 маленьких бусинки, закрепляем ножку как предыдущую. Для шеи и головы – одеваем 3 маленьких, 1 большую, 1 маленькую, закрепляем, проведя проволоку обратно через 4 бусины. Формируем правую переднюю ножку: 4 маленьких, 1 серебряная, закрепляем. Проводим проволоку обратно через туловище и формируем правую заднюю ножку.

Мы с вами сделали нашего козленка, осталось сделать ему рожки. Но прежде мы с Вами немного отдохнем.

Проведение физминутки.

Рожки для нашего олененка плетем из пяти полосок, отдельно от самого тела. Затем соедините их с тельцем при помощи концов проволоки, проведя их сквозь бисер и закручивая с другой проволокой. Схема содержит рисунок только одного рога, но как вы понимаете, нужно сплести два.

 Посмотрите, какие красивые козлята у вас получились.

Викторина по сказам Бажова

Воспитатель: Весь месяц мы знакомились с творчеством П.П. Бажова, а сегодня мы узнаем, хорошо ли вам теперь знакомы сказы Бажова.

Конкурс

  1. Что мечтал сделать из камня Данило – мастер? (цветок)
  2. Прозвище старика, взявшего на воспитание сиротку.(Кокованя)
  3. Как звали сиротку?(Даренка)
  4. Как звали кошку Даренки?(Муренка)
  5. В каких случаях Огневушка – поскакушка показывалась людям? (когда хотела показать, где лежит золото)
  6. Сколько раз Огневушка показывалась Федюне?(три раза)
  7. В кого превращалась Хозяйка Медной горы?(в ящерку)
  8. Как наказали Степана за то, что он передал слова Хозяйки приказчику? (выпороли и приковали цепью в забое)
  9. Откуда появилась малахитовая шкатулка в семье Степана?(её подарила Хозяйка Медной горы)
  10. Почему жена Степана Настасья не могла носить украшения из малахитовой шкатулки?(потому что кольца ей жали, от бус было холодно, а серьги оттягивали мочки ушей)
  11. Кому досталась малахитовая шкатулка?(дочери Степана Танюшке)
  12. Где козлик скакал, люди камешки находить стали. Какие? (хризолиты)

 

Конкурс «Угадай сказ по вещи»

Дети вытаскивают из шкатулки вещь и называют сказ, в котором она встречается.

  1. Кошка.(«Серебряное копытце»)
  2. Голубенький платочек.(«Огневушка – поскакушка»)
  3. Лопатка.(«Огневушка – поскакушка»)
  4. Ящерка.(«Медной горы Хозяйка»)
  5. Перстень с малахитом. («Малахитовая шкатулка»)
  6. Пуговка. («Малахитовая шкатулка»)
  7. Молоток.(«Каменный цветок»

 

Конкурс  «Из какой сказки слова»
- «Это филин помешал. Наше счастье обухал и обхохотал» (Огневушка –Поскакушка)
- «Весь балаган горит – переливается разноцветными огнями» (Серебряное копытце)
- «Объявись, покажись! Колесом покрутись» (Голубая змейка)
- «А одежда такая, что другой такой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье» (Медной горы Хозяйка).


Конкурс «Кто знает?» 
- Каким копытцем выбивал камни козлик? (серебряное копытце на правой передней ноге)
- Во что одета Огневушка – Поскакушка? (сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба).
- Зачем подарила женщина Танюшке пуговку? (Как что забудешь по работе либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку. Тут тебе ответ и будет).
- Как можно отличить Голубую змейку от человека? (Как идет, так даже на самом мелком

Комментарии:

Наталия
написано 27 марта 2018 в 19:45:29
1
Большое спасибо за такой интересный проект.

Ответить

Надежда Халимовна
написано 01/16/19 в 08:35:04
0
Наталия,огромное спасибо за интересный проект

Ответить

Марина
написано 27 января 2019 в 20:44:17
0
спасибо, очень интересно.

Ответить

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: