a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

урок 7 класс " Сила трения"

Автор: Абидова Пирдауз Касумовна Опубликовано: 2017-05-13 10:30:40

Документы для скачивания

МКОУ « Аймаумахинская СОШ» 2016 г Предмет: Физика, урок изучения нового материала. Тема: Сила трения. Тип урока:   комбинированный Материалы и оборудование: динамометры, деревянные бруски и цилиндры, деревянные доски, стеклянные пластинки, кусочки наждачной бумаги, компьютер, экран, презентация. Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, установить, в чём заключаются причины трения, выяснить, какие виды трения существуют, рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения. Задачи: продолжить отрабатывать умение строить предположение, подтверждать его опытом и самостоятельно делать вывод. Ход урока: 1. Организационный момент Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. 2. Математический диктант Что такое сила? К чему приводит действие силы? Почему изменяется скорость движения тела? Какие силы мы уже знаем? Укажите название прибора для определения силы Укажите единицы измерения силы Какие силы действуют на тело, лежащее на столе? Со стороны какого тела действует сила тяжести? Куда направлена сила тяжести? Дайте определение силы тяжести. Как действует сила упругости и куда она направлена? Что понимают под весом тела? В чем различия между силой тяжести и весом тела? 3. Изучение нового материала Целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения, её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения; рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения; определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека. Опыт 1 Наблюдение явления трения. ( Демонстрация) Перед вами на столе лежит динамометр, деревянный брусок, цилиндр и деревянная доска. Деревянный брусок толкните по деревянной доске, сначала по одной стороне доски, затем по другой и наблюдайте за его движением. Прикрепите к бруску динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое. Что вы можете сказать о скорости движения тела? Как она изменялась в опытах? Какая сила возникает? В результате чего она возникает? Вывод: При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Сила трения векторная величина, обозначается F тр. Опыт 2. Выяснение причин возникновения трения Возьмите две стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть? Возьмите два кусочка наждачной бумаги, проведите один по другому. Назовите причины возникновения трения. Вывод: Причины возникновения трения: Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел Опыт 3 Презентация с элементами беседы Какие виды сил трения существуют в природе? Сила трение скольжения. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют  трением скольжения. Сила трение качения. Если одно тело катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения. Сила трения покоя. Сила трения покоя препятствует началу движения, но она может служить причиной движения. Благодаря силе трения покоя между подошвой и полом человек может идти, колеса автомобиля двигаться. Как уменьшить силу трение? Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники; Смазка. Чтобы увеличить силу трение, необходимо … Увеличить шероховатость трущихся поверхностей Увеличить нагрузку( вес тела) Трение в природе и технике. В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным. Приведите примеры полезного и вредного трения. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Объясните следующие поговорки. Пошло дело как по маслу. Угря в руках не удержишь. Не подмажешь, не поедешь. 4. Закрепление 1.   Силой трения называют силу … A. … с которой Земля притягивает к себе тела. Б. … действующую  на тело со стороны деформированной опоры и направленную против деформирующей силы. B. … с которой  тело вследствие земного притяжения действует на опору или подвес. Г. … возникающую при движении одного тела по поверхности другого и направленную в сторону,  противоположную движению. 2.   Сила трения всегда направлена … A. … противоположно движению тела. Б. … противоположно деформирующей силе. B. … вертикально вниз. Г. … влево или вправо. 3.   Силу трения можно уменьшить … А. … заменяя один вид трения другим. Б. … заменяя скольжение качением. В. … смазывая трущиеся поверхности. Г. … увеличивая скорость тела. 4. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки? А…. сила трения качения Б…. сила трения скольжения В …. сила трения покоя Г…. все силы трения 5. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед…. А …. увеличивается Б…. не изменяется В…. уменьшается 5. Домашнее задание. § 31- 32 Заключительное слово учителя:   Ребята, вы сегодня ознакомились с ещё одной силой, силой трения, которая играет немаловажную роль в нашей повседневной жизни, в технике, природе.

Оставить комментарий: