a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Автор: Лачинова Пери Аликперовна Опубликовано: 2017-05-17 19:24:14

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Росток» Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  дошкольного  возраста» Подготовила Лачинова Пери Алекперовна инструктор по физической культуре Радужный Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  дошкольного  возраста» Неопределенность современной окружающей среды, постоянно появляющиеся новые угрозы для человека, требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. То, что эту работу необходимо начинать в дошкольный период уже бесспорно. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно- игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая, правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир, формирует у них культуру безопасного поведения, в основе которой лежит сознательно выбранное ценностное отношение ребенка к личной безопасности и безопасности окружающих. Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Основная цель п ри ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности- это формирование основ по сохранению и укреплению здоровья. В ключает целый комплекс задач: - знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; - воспитание грамотного участника дорожного движения; -   воспитание  безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости- действовать. - воспитание чувства взаимопомощи и товарищества. Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов: - системность и последовательность( любая новая ступень в  обучении  детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ; - доступность( усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ; - включение в деятельность( игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ; - наглядность( техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ; - динамичность( интеграция задач в разные виды деятельности) ; - психологическая комфортность( снятие стрессовых факторов) . Существует комплекс методов ознакомления детей с основами безопасности: Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что- бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает( поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми) . Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Важна и специальная организация наблюдений за поведением носителей нормы. Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать- со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т. д. Метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. В младшей группе я предлагала элементарные проблемные ситуации, но всякий раз усложняла для детей задачу. Детей старшего дошкольного возраста целесообразно научить составлять план- карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и даже модель микрорайона. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту в процессе заданий типа «Составим план- карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками». Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. От детей требуется умение говорить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность. Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие в лес, какая- нибудь нестандартная ситуация в которую попали персонажи. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке? » Повышению эмоциональной активности помогают игры- драматизации, которые можно включать в занятия( после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта) . Придумывание сказок и историй на разные темы. Придумаем сказку «Как я был светофором на перекрестке…». Повышению активности детей помогают игры- драматизации, которые можно включать в занятия( после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения) . Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка. Следует сказать о средствах ознакомления детей с основами безопасности В первую очередь это- сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения( школа, магазин, библиотека, детская поликлиника) ; перечень улиц. Предметы рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока не ука зать на них, не созд ать условия для действий с предметами. Лишь в этом случае предмет субъективно- для данного ребенка- станет средством познания мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Художественная литература. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. Изобразительная деятельность( рисование, лепка, аппликация) . Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. Одной из основных задач, которые должен решить педагог, ставящий перед собой целью формирование основ безопасного поведения у дошкольников, это – создание определенных условий. Именно деятельностный подход является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Формы организации учебно- воспитательного процесса: занятия, заучивание стихотворений, сбор фотоматериалов, игры – занятия, заучивание правил безопасного поведения, беседы, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, экскурсии, театрализованные представления, сюжетно – ролевые игры, игры – тренинги, просмотр мультфильмов, трудовая деятельность, отгадывание загадок, развлечения, досуги, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, встреча с интересными людьми, участие в различных конкурсах, личный пример взрослых. Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят: Уголок безопасности: макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. ; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», « Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др. Игротека, которая содержит: дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ; настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», « Чрезвычайные ситуации дома» и др. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. В каком бы направлении не велась работа, педагог должен помнить, что она должна носить здоровьесберегающий характер. В рамках данной технологии решается задача формирования представлений о здоровом образе жизни и потребности соблюдать нормы здорового образа жизни. Дошкольникам необходимо объяснить, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставаниями в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы( хочу, есть) , ( хочу спать) , ( нуждаюсь в свежем воздухе) . Способствовать формированию у старших дошкольников осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и знакомить с приемами не медикаментозного лечения, используя для этого целебные силы родной природы. Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме: ознакомление с правилами безопасности на специально- организованных занятиях; ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед; организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок; использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр и пособий; встречи с интересными людьми профессии «пожарный», «милиционер», «врач», и др. ; экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре МЧС; просмотр презентаций по данной тематике; игры- драматизации, развлечения; познавательные минутки; проекты. Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Работа с родителями- одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. В работе с родителями использу ю тся: проведение опросов, анкетирование, родительские собрания, семинары- практикумы, организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки- передвижки, разработка памяток, совместное проведение праздников, досугов, экскурсий, выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала. Рекомендуемая художественная литература для чтения детям: Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; В. Житков «Пожар», «В дыму»; С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»; Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»; К. Зайцева «Уроки Айболита»; Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», « Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др. Ю. Соколова «Правила безопасности»; И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»; Е. Пермяков «Торопливый ножик»; Потешки « Тили- тили- тили- бом! Загорелся Кошкин дом! », « Огуречик »; А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», « К ак неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»; И. А. Яворская «Дети и дорога»; И. Лешкевич «Светофор»; Н. Носов «Автомобиль»; Г. Юрмин «Любопытный мышонок»; А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»; Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»; А. Дмоховский «Чудесный островок»; В. Семернин «Запрещается – разрешается»; А. Северный «Три чудесных цвета». Литература 1. Агаджанян Н. А. , Алексеев С. В. , Ананьев В. А. , Андреев Ю. А. Валеология человека: здоровье –л юбовь –красота: В 2 кн. , 5 т. – 2- е изд. , доп. и откорректир. – СПб. : Petroc, 1998. –( Валеол. семинар акад. В. П. Петленко) . 2. Актуальные вопросы валеологии: ( Экспресс- диагностика индивид. п сихофизиол. параметров личности) : Материалы регион. Науч. - практ. конф. , г. Екатеринбург, 27- 28 марта 1997 г. – Екатеринбург, 1997. 3. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук/ / Н. А. Андреева. - Екатеринбург, 2005. – 22 с. 4. Баранов А. А. Окружающая среда и здоровье/ / Педиатрия. - 1994. –N5. 8. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. д окл. VМеждународной науч. - практ. конф. – Ижевск: Изд- во Удм. ун- та, 1996. 9. Воспитание и обучение в детском саду/ П од ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М. : Педагогика, 1976. 1 0. Добротина Н. А. , Швец И. М. Введение в экологию человека. – Нижний Новгород, 1994. 11. Дьяченко О. М. , Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольника. - М. : Просвещение, 1984. 12. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. СПб. , 1995- 1999. 13. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. СПб. , 1994- 1999. 14. Зайцев Г. К. , Насонкина С. А. Уроки Знайки. СПб. , 1999. 15. Зверева О. Л. , Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М. : Академия, 2000. –160с. 16. Зверева О. Л. Проблема развития домашнего воспитания в России/ / Дошкольное воспитание. – 1997. –№ 3. –С. 100–103 17. Кабанов А. А. , Габовская Л. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. – М. : 1989. 18. Касьянова Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат, дис. канд. пед. наук/ / Л. Г. Касьянова. – Екатеринбург, 2004. 19. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. п ед. учебн. завед. – М. : Академия, 2000. – 232 с. 20. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе. М. : - Новая школа, 1993. 21. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : 1998. 22. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М. : ФиС, 1991. 23. Столяров В. И. , Быховская И. М. , Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания( инновационный подход) / / Теор. и практ. физ. культ. . 1998, 5, с. 11- 15. 24. Фонарев А. М. Ребенок и среда. - М. : 1974. 25. Шлозберг С. , Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. - М- СПб. – Киев: Диалектика, 2000. 26. Юрко Г. П. , Спирина В. П. , Сорочек Р. Г. , Уварова З. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - 2- е изд. - М. : Просвещение, 1978.

Оставить комментарий: