a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок "Музыка - главный герой басни", 5 класс

Автор: Голубова Елена Николаевна Опубликовано: 2017-06-20 20:03:00

Документы для скачивания

Технологическая карта урока открытия нового знания 5 класс Учитель: Голубова Елена Н иколаевна Кантемировская СОШ №2 Цели ученика: 1. О пределить роль музыки в литературном жанре- басня, н а примере басни Крылова «Квартет». 2. Познаком ить с творчеством А. П. Бородина – фрагментом из 3 части Квартета №2. 3. Закрепить понятие “квартет”. Педагогические задачи: Образовательные( учебные) : Формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня. Развивающие: Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Воспитательные: Воспитание творческой личности ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства. Тип урока Урок изучения нового содержания Форма урока: Фронтальная Опорные понятия, термины Басня; Ансамбль( коллектив музыкантов от двух до десяти) ; квартет- музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов- исполнителей( вокалистов или инструменталистов; Струнные смычковые инструменты. Новые понятия: Ноктюрн; камерная музыка. Формы контроля Работа в группах. Выполнение творческих заданий: «Какой инструмент звучит? », «Выбери картину». Домашнее задание Прочитать рассказы К. Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками». Используемые методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный. Используемые приемы: слушание, исполнение, сопоставление со смежными видами искусства. Этапы урока Задания, выполнение которых учащимися приведет к дости жению планирован ных результатов Деятельность учителя Деятельность обучающихся Планируемые результаты Предметные Познавательные Коммуникативные Регулятивные I. М отивация к учебной деятельности- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Слайд №1. Слайд 2. - Начнём наш урок с музыкального приветствия- Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Узнали, что под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи, в которых выражены чувства и мысли поэтов. Но музыка часто звучит не только в сказка х, стихах, а и в других жанрах л итературы. - Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения, которые вы когда- нибудь слышали или хорошо знаете: ВИКТОРИНА. Ты все пела? Это дело… А вы, друзья, как ни садитесь… Кукушка хвалит петуха… Чем кумушек считать трудиться… Ах, Моська, …- Строки из каких произве дений вы услышали и продолжили? - К к акому литературному жанру можно отнести эти произведения? - Кто автор этих строк? Да, это Иван Андреевич Крылов, великий русский баснописец. Его портрет перед вами. Музыкальное приветстви е– «Музыка, здравствуй! » Учащиеся отвечают на вопросы викторины: «Так, пойди же попляши! »; «Всё в музыканты не годитесь»; «за то, что хвалит он кукушку»; «знать она сильна, ко ль лает на с лона». К басне. И. А. Крылов. Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. Усвоение понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идол ы Личностные УУД: - Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: - Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. II. Актуализация учебной деятельности Подготовка учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; - выполнение учащимися учебных действий; - организация постановки цели урока; Активизирует учебную деятельность учащихся для определения цели урока, задач, которые надо решить. Слайд №3- Как вы думаете, что объединяет перечисленные мною басни «Стрекоза и муравей». « Квартет », «Кукушка и петух», «Слон и Моська»? - Верно. Тогда назовите нашу тему урока. - А чтобы узнать, о какой именно басне пойдёт речь, вспомните, как называется музыкальный ансамбль, состоящий из четырёх музыкантов- исполнителей( вокалисто в или инструменталистов- Молодцы! Получилось название еще одной басни И. А. Крылова “Квартет”. Музыка. - «Музыка – главный герой басни». - КВАРТЕТ. Регулятивные УУД: - Обнаруживать и формулировать учебну ю проблему совместно с учителем; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценки своих музыкально- творческих возможностей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные УУД: - выражать своё отношение к музыкальному произведению, - уметь слушать и понимать высказывания собеседников. III. Создание проблемной ситуации( анализ басни И. А. Крылова “Квартет”) . IV. Поиск решения проблемной ситуации. Слайд 4. СЛАЙД № 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. - К какому литературному жанру можно отнести эти произведения. Сначала давайте вспомним, что называется басней? - Отличительными особенностями басни от других эпических и поэтических жанров является аллегория( иносказание) – приём, когда автор, изображая животных, подразумевает под ними определённые характеры людей. Другим часто используемым приёмом в басни является олицетворение( перенос свойств человека на неодушевлённые предметы) . Главная цель басн и- высмеять человеческие пороки, недостатки. Поэтому басня – это сатирическое произведение. Так же часто в басне используется диалог. Особенный басенный стих( строчки разной длины) , передающий разговорную речь. Герои – чаще всего животные и растения. - Обращаясь к жанру басни, мы проследим, существует ли взаимосвязь музыки и литературы, действительно ли эти оба искусства рождены жизнью. - Назовите басни И. А. Крылова, в которых звучит музыка? - Кто главное действующее лицо? - Верно, в этих баснях – музыка является главным действующим лицом. Квартет( от лат. Слова квартус – четыре) 1) ансамбль из четырёх исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты. _ А чтобы лучше запомнить этот термин, мы сейчас прочитаем небольшое стихотворение. Соло буду петь один, А дуэт с товарищем. Трио с Сашей будем петь, Нам двоим не справиться. А квартет весёлый, звонкий Будем вместе петь с Алёнкой. ( Повторение значения терминов – соло, дуэт, трио, квинтет) . - Прослушайте аудиозапись басни «Квартет» И. Крылова. - Кто участвует в басне? - На каких инструментах играли звери? - К какой группе симфонического оркестра они относятся? - Какой инс трумент не называется Крыловым? - Почему виолончель Крылов называет «басом»? - Какую роль играет музыка в басне и с какой целью она здесь использована? - Можно ли назвать это музыкой? - Может у такой музыки быть композитор? - Что мо жно узнать о квартете из басни? Как должны сидеть музыканты? К басне. Ответ учащихся: Басня – эпический жанр, небольшое повествовательное произведение в стихах или прозе, состоит из двух частей: основной( повествования) и морали( нравоучения) . - КВАРТЕТ Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет». «Музыка». Животные. 2 скрипки, альт и виолончель. ( струнно – смычковой) . ( контрабас, он не входит в состав струнного квартета, а басом Крылов называет виолончель) . Потому что виолончель самый низкий по звучанию инструмент в квартете. Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора. Нет. Это не квартет и даже не коллектив. ( я, прима, сяду против вторы) . Коммуникативные УУД: 1. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД 1. Формирование умения извлекать информация. 2. Анализ и интерпретация информации. Регулятивные УУД: . - Умение работать коллективно Регулятивные УУД Формирование умения высказывать саоё мнение, предположение на основе прослушанного текста, музыкального произведения. Коммуникативные УУД: 1. Формирование умения слушать и понимать других. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. V. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VI. Рефлексия учебной деятельности Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Слайд 10. Слайд 11. Слайд 12. Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15. Слайд 16. Мартышка первая предложила «музыкантам» поменяться местами. Вероятно, она где- то слышала, что надо как- то по особенному садиться. - Действительно, чтобы квартет лучше звучал и музыканты хорошо слышали друг друга, надо садиться следующим образом. - Достаточно ли этих знаний, чтобы играть в квартете? - Получился квартет? Почему? Может ли такая музыка творить чудеса? - Могли ли герои басни стать настоящими музыкантами? - Обратите внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент. - В чем же смысл басни? - Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое- нибудь отношение к музыке? Действительно, И. А. Крылов был хорошим музыкантом с тонким музыкальным слухом. Современники вспоминали, что он очень любил играть в квартете и обычно брал на себя партию альта. Таким же замечательным музыкантом был и Александр Порфирьевич Бородин, хотя музыка не была его основной профессией. Он известен был и как учёный – химик. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. - Давайте познакомимся с некоторыми фактами из его жизни… Биография Александра Порфирьевича Бородина Музыка не покидала его даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и по коридору неслись стройные и чудесные звуки его волшебной музыки. В историю музыки Бородин вошёл как создатель произведений, рассказывающих о военной мощи России, её богатырях и защитниках. Таковы его 1- я симфония, 2- я, под названием «Богатырская». Мировое признание получила опера «Князь Игорь». Бородин создал не только вокальные партии, но и целое действие посвятил танцевальной восточной музыке( «Половецкие пляски») . Слушание и анализ фрагмента из квартета №2 А. П. Бородина. Работа в группах. Выполнение творческих заданий. «Какой инструмент звучит? ». Каждой группе учитель выдает карточки с изображениями инструмен т ов. Ребята должны выбрать те карточки, на которых изображены инструменты, исполняющие произведение. «Выбери картину». Каждой группе выдается по две иллюстрации. Дети должны выбрать ту картину, которая вызвала у них ассоциацию с прослушанным произведением. ( И. К. Айвазовский «Море ночью», А. И. Куинджи «На острове Валааме», А. А. Рылов «В голубом просторе», И. К. Айвазовский «Вид Одессы в лунную ночь») - Какие инструменты поют главную мелодию? - Как звучала музыка? - Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? - Кто исполнял эту музыку? - Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни? Квартет №2 А. Бородина – произведение программное, камерное, то есть в его основе лежит программа: 1 –я часть – без названия, но есть обозначение темпа – Allegro( не очень быстро) . 2 – я часть – скерцо( шутка) . 3 – я –н октюрн( произведение, музыка которого создаёт образы ночи) ; 4 –я часть – финал. Камерная музыка- музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей( от лат. Camera – комната) ( слайд 12) . Учи тель: - М ы с вами слушали фрагмент ноктюрна. Что же такое ноктюрн? На экран е( слайд 13) Ноктюрн( от французского – ночной) – напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Произведение, музыка которого создает образ ночи. д) повторное слушание с комментарием. Вторая скрипка и альт сыграли вступление, и не успел ещё отзвучать и затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет чёрного бархата, голос виолончели. Медленно плывёт мелодия, полная какой- то особой, ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Кажется, что её окутало серебристое сияние луны. Снова и снова мелодия повторяется. Меняется только её сопровождение то спокойное, то взволнованное, почти тревожное. Перекликаются голоса. Какую – то часть спела скрипка, а продолжает её виолончель. Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, то проплывают мимо. Но вот в последний раз, прощальным приветом звучат отголоски красавицы мелодии, и замирающий протяжный аккорд заканчивает одно из великих созданий А. Бородина – ноктюрн Второго квартета. Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни? Учитель: В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно. - Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека Поёт про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив Его выводит …( щелчок) - Вспомните, как называется песня, в которой музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни. - Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему? . - Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песни. Исполнение песни “Волшебный смычок”. – Работа над правильным интонированием мелодии. – Работа над чёткой дикцией текста песни. - Реб ята, давайте вспомним, какой характер этой музыки? - Как должны исполнять эту песню? Исполнение детьми. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки? Назовите фамили ю великого русского баснописца. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это … Назовите автора струнного квартета Состав струнного квартета. Что такое ноктюрн? - Итак, что такое «квартет»? - С каким муз. п роизведением мы с вами познакомились? - Появились бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки? Прочитать рассказы К. Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками». Перед вами плакат с изображением дуба и кота на нем, а чего не хватает? Н а столе перед вами кольца для цепи разного цвета: красные – очень понравился урок; желтые – понравился, но не очень; синие – не понравился. Выберите одно кольцо и приклейте на дуб так, чтобы получилась цепь. Нет. Только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям) . Нет. Мартышка – непоседлива. Чтобы научиться музыке надо много трудиться. Осёл, козёл – тоже неудачные музыканты. Косолапый Мишка – неуклюжий, неповоротливый. Можно ли лапам и играть, да ещё и косолапыми? ) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье! ») Вывод: Чтобы сделать какое- либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда. Да. Выступление детей. Учащиеся: Медленно, тихо, протяжно, нежно. Учащиеся: скрипка, виолончель. Инструментальный ансамбль. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Учащиеся: скрипка. Учащиеся: песня «Волшебный смычок». Учащиеся: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища. Учащиеся: песенно- танцевальный Учащиеся: легко, энергично, живо. - Басня. - И. А. Крылов. - Квартет. А. П. Бородин. Скрипка, виолончель. Напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Коллектив, со стоящий из четырёх исполнителей Квартет №2, фрагмент из 3- й части. ( Вывод учащиеся делают самостоятельно) . Регулятивные УУД Фо рмирование умения высказывать св оё мнение, предположение на основе прослушанного текста, музыкального произведения. Коммуникативные УУД: 1. Формирование умения слушать и понимать других. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения и учебной деятельности. Регулятивные УУД: Формирование умения высказывать своё мнение, предположение на основе прослушанного текста, музыкального произведения. Коммуникативные УУД: 1. Формирование умения слушать и понимать других. 2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: Анализ, обобщение. Регулятивные УУД: Рефлексивный контроль и оценочная деятельность.

Оставить комментарий: