Дополнительная программа «Краеведение в детском саду» (средний дошкольный возраст 4-5лет)

Опубликовано: 14:47:59 22-06-2017

Автор: смирнова галина борисовна

                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                        детский сад №4

                         Дополнительная программа

                      «Краеведение в детском саду»

                  (средний дошкольный возраст 4-5лет)

 

Оглавление.

  1. I. Пояснительная записка.
  2. Актуальность программы.
  3. Цель и задачи.
  4. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.
  5. Педагогические принципы программы.
  6. II.  Структура программы.
  7. Разделы программы.
  8. Тематическое планирование.

    III. Взаимодействие с родителями.

  1. IV. Материально – техническое сопровождение программы.
  2. V. Ожидаемые результаты реализации дополнительной  программы.
  3. VI. Список литературы.

             Пояснительная записка

 Дополнительная программа «Краеведение в детском саду» построена на местном материале с целью  приобщения ребёнка среднего  возраста  к  национальному и культурному наследию, традициям, произведениям Любимских поэтов, писателей, художников.

Программа предусматривает развитие у ребёнка волевых усилий, умение следовать социальным нормам и  правилам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

В соответствии с требованиями ФГОС и основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ №4 в дополнительной программе уделяется особое внимание воспитанию у дошкольников таких качеств: патриотизм, гордость за свой родной край,  активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям, единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

Главным критерием отбора программного материала является его воспитательная ценность, высокий уровень произведений культуры классической и народной.

В программе определены цель, задачи, педагогические принципы, структура по трём разделам.

                 Актуальность программы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город.  Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

               Цель и задачи программы

Цель: формирование  у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

- формировать представления об истории и достопримечательностях родного края

- развивать художественный вкус и любовь к прекрасному через знакомство с талантливыми людьми края

- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился

                Возрастные особенности

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как  педагоги ДОУ учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

Семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

            Педагогические принципы программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

             Структура программы

Программа составлена по трём  разделам.

1 раздел -   «Вместе дружная семья» (семья, детский сад)
2 раздел  - «Город, в котором я живу»
3 раздел -   «Наши люди - наше богатство»

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

 Задачи:

  • Дать первоначальные представления о родственных отношениях (родители, дети,  другие родственники).
  • Знакомить с традициями детского сада.
  • Развивать чувство общности с другими детьми и взрослыми .

2 раздел «Город, в котором я живу»

Цель: дать элементарные представления об истории родного города и его достопримечательностях.

 

Задачи:

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях города.

3 раздел «Наши люди – наше богатство»

Цель: познакомить с выдающимися людьми  Любимской земли.

Задачи:

  • Формировать  уважительное отношение к землякам.
  • Воспитывать эстетические и нравственные чувства через художественные произведения  и живопись.

2.Тематическое планирование

Месяц, тема

Содержание

Сентябрь

«Детский сад»

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Целевая прогулка  по участкам ДОУ

     

      Октябрь

«Моя семья»

 

Беседа «Моя семья» (по фотографиям)

 Рисование «Моя  семья»

Знакомство с трудом  родителей (профессии)

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

 

Ноябрь

«Животные нашего края»

 

Экскурсия в Любимский краеведческий музей

Беседа «Как готовятся животные к зиме»

Лепка «Животные нашего края»

 

Декабрь

«Птицы в городе»

 

 

ОД «Как живется птицам зимой»

Аппликация «Птицы на кормушке»

 

 

Январь

«Мой город»

 

Беседа «Мой родной город» (по  фотографиям)

Экскурсия по улицам города (Карла Маркса, Воронина, Ленина, Октябрьская)

Конструирование «Мы построим новый дом»

 

 

Февраль

«Защитники Отечества»

 

ОД «Богатыри земли русской»

Беседа о папах  «Как стать сильным?»

 

 

Март

«Женский день»

 

Выставка рисунков «Самая красивая на свете»

Экскурсия в картинную галерею

Апрель

«Выдающиеся люди Любимского края»

Экскурсия в детскую библиотеку «Знакомство с писателями и поэтами Любимского края»

Чтение произведений С. Воронина

 

Май

«Праздничный город»

 

Целевая прогулка по украшенным к празднику улицам.

Беседа о Дне Победы

Рисование  «Праздничный салют»

Рассматривание фотоальбома «Город Любим»

III. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Главное, что приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, создает общность интересов и сближает их духовно, а любое общение – это обогащение детей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эта заповедь А.С. Макаренко используется при работе воспитателя и с детьми и с их родителями. Совместная деятельность педагогов и родителей организуется в разнообразных формах:  встречи в  клубе  «Семья», экскурсии, целевые прогулки, консультации, родительские собрания, проекты, беседы (о традициях, русской культуре,  народных промыслах, достижениях страны и отдельных людей – родственников), развлечения: игры, КВНы, викторины, встречи с интересными людьми («Мои знаменитые предки», «Спасибо деду за Победу», «Наши земляки – наша гордость»);

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

IV. Материально-техническое сопровождение

  • дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • фотоальбомы «Мой город»;  «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • карты, атлас Ярославской области;
  • символика Ярославской  области и г. Любима, глобус и т.д.

V.Ожидаемые результаты реализации программы

Дети:

- рассказывают о своей семье, родственниках, семейных традициях;

- рассказывают об истории возникновения города, его достопримечательностях и символике;

-  активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, сотрудничают;

- проявляют интерес к стихам, сказкам, картинам местных поэтов и художников.

Родители:

- активно участвуют в различных мероприятиях;

- оказывают поддержку в работе по краеведению.

VI. Используемая литература

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дополнительная программа на местном материале для детей старшего дошкольного возраста «Любимоведение»
  4. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  5. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  6. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  7. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  8. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.; // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  10. «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года»
  11. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования МДОУ детского сада общеразвивающего вида №4
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  13. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  14. Региональная программа «Я и моя Родина» (автор Л.В.Кокуева)
  15. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  16. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  17. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007
  18. Указ  Президента РФ (№ 1416 от 20 октября 2012 г.) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
  19. Устав МДОУ детский сад  общеобразовательного вида  №4 г. Любима
  20. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155)
  21. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 23.07.2013г. №203-ФЗ
  22. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ
  23. http://nsportal.ru/
  24. http://dohcolonoc.ru/
  25. http://yandex.ru/clck/

Комментарии:

Мамдуда
написано 09 сентября 2018 в 19:19:58
0
хороший материал

Ответить

Оставить комментарий: