a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Организация двигательной активности детей в летний период»

Автор: Лачинова Пери Аликперовна Опубликовано: 2017-07-07 04:55:38

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Росток» Организация д вигательн ой активност и детей в летний период Подготовила: П. А. Лачинова инструктор по физической культуре г. Радужный Консультация для воспитателей Организация двигательной активности детей в летний период На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность. Двигательная активность   – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.   В теплое время года значительно улучшаются условия для развития движений детей. Природа создает такое многообразие условий для двигательной активности детей, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромном количестве вариантов. Двигательная активность детей в летний период состоит в основном из подвижных игр, спортивных игр, спортивных упражнений. В процессе игр дети совершенствуют ранее изученные упражнения, учатся применять их в самостоятельной деятельности. Занятия по физкультуре игрового характера проводятся ежедневно на спортивной площадке. Содержание занятий включает в себя: - использование различных видов движений; - включение подвижных игр разной интенсивности; - игры с бегом, прыжками, лазанием, бросанием, метанием; - игры соревновательного характера, игры – эстафет ы, спортивные игры и упражнения; - народные игры; - игры на ориентировку в пространстве; - игры на развитие внимания, ловкость и точность выполнения различных движений. Дети младшего возраста довольно активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лестнице, однако их двигательный опыт еще невелик, движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе, ориентировка в пространстве затруднительны для них. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно. Для повышения двигательной активности и обогащения движений малышей большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек( мячей, обручей, кубиков, скакалок) , побуждающих их к различным двигательным действиям, организация двигательного внимания педагога, его помощи и участие в играх и упражнениях малышей. Дети очень любят играть с мячом, игры способствуют развитию координации, точности движений, глазомера, а также укреплению различных групп мышц. Игры с мячом: «Поймай мяч», «Брось дальше», «Мяч по кругу», «Мяч через сетку», «Подбрось- поймай». Катание на велосипеде и самокате – виды спортивных упражнений способствуют созданию у детей бодрого жизнерадостного настроения, развитию ориентировки в пространстве, умения управлять, соблюдать равновесие, воспитывая такие качества: ловкость, смелость, уверенность в своих силах. Катание на велосипеде делает пребывание детей на воздухе более интересным и содержательным – способствует повышению их двигательной активности. Дети старшего возраста более самостоятельны и активны, их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими. Они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе. Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений. Игры- соревнования очень любят дети этого возраста. Прогулки, экскурсии и походы очень благотворно влияют на все системы организма ребенка, повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям. Развивается выносливость, ориентировка на местности, чувство товарищества коллективизма. На прогулке дети выполняют несколько видов движений самостоятельно. Это способствует повышению д вигательной активности у детей, улучшается сердечно- сосудистая система, дыхательная система. Ведь солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Подвижные игры – являются важным средством физического воспитания детей. Они привлекают своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Движения стимулируют работу разнообразных групп мышц, усиливают обмен веществ. Игры на свежем воздухе способствуют закаливанию и оздоровлению. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15- 20 подвижных игр( включая игры эстафеты) , при этом разучено 3- 4 новые игры. Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим. Поэтому вашему вниманию предоставляю несколько подвижных игр, которые будут интересны. Картотека летних игр: Светофорчики После того как будет выбран водящий, все встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать на противоположную сторону, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим. Дедушка Водяной Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми или завязанными глазами: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выйди на минуточку! Поиграем в шуточку! » После чего Водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать- кто это. Если угадал, то угаданный становится «Водяным». Плетень В игре участвуют команды по 4- 5 человек. Дети встают в шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого скрещивают руки перед собой и соединяют правую руку с левой рукой соседа слева, а левую- с правой рукой соседа справа. Обе шеренги, опустив руки, идут навстречу друг другу со словами: Раз, два, три, четыре, Выполнять должны приказ. Нет, конечно, в целом мире Дружбы лучше, чем у нас! После этого дети расходятся или разбегаются по веранде. По сигналу взрослого они должны встать в шеренги и образовать плетень. Выигрывает шеренга, выполнившая действие первой. Удочка Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит скакалку, которая должна проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку. Сделай фигуру Дети бегают, прыгают по всей площадке, а один ребенок( судья) - стоит в стороне. По сигналу воспитателя «Раз, два, три- замри! » все дети останавливаются и делают «фигуру». Судья осматривает все «фигуры», выбирает ту, которая ему нравится, и этот ребенок становится судьей. Играющие останавливаются по сигналу и каждый раз изображают новую «фигуру». Судья, выбирая «фигуру», должен оценивать красиво и точно выполненное движение. Ручеек Количество участников- нечетное. Дети становятся в ряд парами, берутся за руки и поднимают руки над головой. Получается «коридор». Оставшийся участник, хватая за руку любого человека, стоящего в паре, пробегает с ним по «коридору», и они вместе становятся в начале. Участник, оставшийся без пары, в свою очередь проделывает то же самое. В течение игры у каждого участника должен поменяться партнер. Коршун и клуша Выбираются двое водящих: «коршун» и « клуша ». Остальные играющие становятся цыплятами. Они выстраиваются в колонну по одному за « клушей » и крепко держатся друг за друга. «Коршуну» нужно утащить «цыпленка», а « клуша », разведя руки в стороны, защищает свое потомство. Тот, кого коршун поймает, становится водящим Найди флажок Дети сидят на веранде, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей( Или один флажок – кто быстрей найдет) . «Пора! »- говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места! » дети садятся на лавочку и игра начинается снова. Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора! ». Вместо словесного указания использовать колокольчик. Летом прячут флажки в кустах, за деревьями. Можно, чтоб кто- то из детей прятал, а другие искали. Пузырь Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп! » и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется. Говорить хором «Хлоп! » и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул». Варианты: Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой – широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся! » воспитатель говорит «Полетели пузыри! », дети разбегаются, кто куда хочет. Говорить громко, шёпотом. Лиса в курятнике. На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте( на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест( скамейку) , а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса! ». Можно увеличить число ловишек – 2 лисы. Лошадки Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей! ». Конюхи бегут к конюшне и запрягают лошадей( кладут руки на плечи одной из «лошадей». Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали! » конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать! ». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей! » конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2- 3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню! ». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их. Мышеловка Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и прис едают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями. Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух. «Угадай, кого поймали» Дети сидят на веранде, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого- нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес. Сова С одной стороны площадки место для" бабочек" и" жучков" . В стороне начертан круг- " гнездо совы" . Выделенный ребенок- " сова" встает в гнездо. Остальные дети- " бабочки" и" жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: " день" бабочки и жучки летают( дети бегают по площадке) . На слово воспитателя: " ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились( отводит их в гнездо) . На слово воспитателя: " день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2- 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо. Запретное движение Воспитатель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещается выполнять движение «поставить руки на пояс» или «одна руки вверх». Воспитатель делает разные движения, играющие повторяют их. Неожиданно он делает запрещенное движение. Кто из играющих ошибется и выполнит его, тот делает шаг назад и продолжает игру. Победителями считаются те игроки, которые остались на своем месте. Все играющие должны повторять движения за воспитателем. Игрок, не повторяющий движения, делает шаг назад. Упражнения следует делать быстро. Капканы Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т. е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан. Летающая тарелка. Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой( фрисби) . В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом. При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру Снайпер: на расстоянии 5 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы — кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки. Игры с обручем и скакалкой. Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю. Надувание мыльных пузырей. Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри. Игра с камешками Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое- то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую- то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями. Подвижная игра с дидактической направленностью. Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно- познавательное и игровое двигательное. В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности. На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей д/ сада/ Е. Н. Вавилова. - М. : Просвещение, 1986. 2. Змановский Ю. Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях/ / Дошкольное воспитание. - № 9. - 1993. 3. Иващенко О. Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке. / / Дошкольное воспитание. - № 11. - 2007. 4. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. / / Дошкольное воспитание. - № 6. - 2000. 6. Теплюк С. Работа с детьми на прогулке/ / Дошкольное воспитание. - №1. - 1990. 7. Шишкина В. А. Движение+ движения: Книга для воспитателей д/ сада/ В. А. Шишкина. - М. : Просвещение, 1992 8. Трушкин А. Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Автореф. дис …. д- ра пед. Наук. - Ростов- на Дону, 2000 9. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 10. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012 11. Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Оставить комментарий: