a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в летний период в контексте ФГОС

Автор: Назаренко Людмила Ивановна Опубликовано: 2017-07-31 16:45:29

Документы для скачивания

" Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в  летний  период в контексте ФГОС» Семинар- практикум для воспитателей.   Цель:  расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком- дошкольником. Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности. Планируемый результат:  Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста дошкольного возраста. Теоретическая часть. Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. В ФГОС ДО в п. 1. 4 Основные принципы дошкольного образования отмечено, что одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности В п. 2. 7 отмечено что, конкретное содержание ОО может реализовываться в разных видах деятельности: общение, игре, познавательно- исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка. Рассматривая Целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Предполагаемые нововведения воспитательно- образовательной работы с детьми заключаются: - в преобразовании предметно- развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей; - в использовании игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах; - в создании «Детской лаборатории», для проведения контрольно- диагностических занятий и для самостоятельной деятельности; - в организации совместной проектной деятельности с детьми и кружковой работы. Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является  тесное сотрудничество с родителями воспитанников,  вовлечение их в дела ДОУ. Для этого планировать привлечение родителей к реализации совместных детско- родительских проектов, консультации и др. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Принципы построения предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Развивающая среда должна обеспечивать: - развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций( анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; - формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования( с распределением материала по разделам: " Песок, глина, вода" , " Звук" , " Магниты" , " Бумага" , " Свет" , " Стекло" , " Резина" «Дерево» и т. д. ) Рекомендации для воспитателей В центрах познавательно- исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей Постоянно пополнять центры познавательно- исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, схемами для самостоятельной работы. Методика  и технология организации самостоятельной деятельности детей- новое направление в соответствии с ФГОС ДО: - создание картотеки игр- опытов по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в каждой группе согласно возрасту, которые отражают цели, содержание, оборудование, форма фиксация результата эксперимента- схемы для самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности дошкольников. Формы работы по поисково- экспериментальной деятельности занятия; постановка и решение вопросов проблемного характера;  занятия; беседы познавательно- эвристического характера; знаково- изобразительные средства; моделирование( создание моделей об изменениях в неживой природе; ; )  опыты; лабораторные работы; киносеансы; прослушивание аудиозаписей;  дидактические  игры,   игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, упражнения; сюжетно- ролевые игры; эксперименты и опыты; рассматривание картин; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки;  работа в уголках природы; экологическая тропа экскурсии и целевые прогулки; акции добрых дел; предметные недели; кружковая деятельность; конкурсы;  праздники,  развлечения,  вечера досуга; театрализованная деятельность;   Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;  подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова;  трудовые поручения, действия. Формы фиксации опытов и экспериментов. Календарь погоды. Календарь природы. Дневник наблюдений. Составление устного рассказа о рассматриваемом объект е( явлении) . Сравнение с уже известными детям объектами. Изучение взаимообратных процессов. Включение в сюжетно- ролевыеигры. Картинки,  фотографии, схематические зарисовки. Объемные изображения или игрушки. Отдельные буквы и слова. Натуральные объекты. Циферблаты. Записи звуков. Зарисовывание  объекта. Схематическое  зарисовывание. Использование условных знаков. Обведение объектов. Планы- схемы. Подсчет количества объектов. Рисунки- прогнозы. Фотографирование. Запись воспитателя.   Воспитатели составляют алгоритм проведению занятия- экспериментирования и в соответствии с ним проводят опытно- экспериментальную деятельность Примерный алгоритм проведения занятия- экспериментирования Предварительная работа ( экску рсии,  наблюдения,  чтение, беседы,  рассматривание,  зарисовки)  по изучению теории вопроса Определение типа вида и тематики занятия- экспериментирования. Выбор цели задач работы с детьми ( познавательные, развивающие,  воспитательные задачи) Игровой тренинг внимания,  восприятия,  памяти,  мышления Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы Обобщение результатов наблюдений в различных формах( дневники наблюдений,  таблицы,  фотографии,  пиктограммы, рассказы,  рисунки и т. д. )  с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.   Алгоритм организации детского экспериментирования. Видеть и выделять проблему. Принимать и ставить цель. Решать проблемы. Анализировать объект или явление. Выделить существенные признаки и связи. Сопоставлять различные факторы. Выдвигать гипотезы, предложения. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Осуществлять эксперимент. Делать вывод. Оборудование для исследовательской деятельности Микроскопы,  лупы,  зеркала,  магниты термометры,  бинокли,  весы, компас, веревки,  пипетки,  рулетка, линейки,  глобус,  лампы,  фонарики,  венчики, взбивалки,  мыло,  щетки,  губки,  желоба,  одноразовые шприцы, пищевые красители,  песочные часы,  ножницы,  отвертки, винтики,  терка,  наждачная бумага,  лоскутки ткани,  соль,  клей, колесики,  дерево,  металл,  мел,  пластмасса Резиновые груши разного размера. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки. , свечи, термометр. Пластиковые, резиновые трубочки. Цветные прозрачные стеклышки. Лопатки, грабли, лейки. и  т. п. Емкости:  пластиковые банки,  бутылки,  стаканы разной формы,  величины,  мерки,  воронки,  сита,  лопатки,  формочки. Материалы:  природные ( желуди,  шишки,  семена,  спилы дерева и т. д. ) ,  бросовые ( пробки,  палочки,  резиновые шланги, трубочки и т. д. ) Неструктурированные материалы:  песок,  вода,  опилки, листья,  пенопласт и т. д. Фартуки клеенчатые, щетки, совки. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности. Материал, подлежащий исследованию. 1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь. 2. Растворимые ароматические вещества( соли для ванн, де тские шампуни, пенка для ванн) . 3.  Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель. 4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, вет очки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. 5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина. Правила безопасности детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений. Работа под наблюдением взрослого. Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники. Все вещества эксперимента брать  только ложечкой. Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками; Аккуратно пользоваться емкостью для воды; Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте( подтирать разлитую на пол или стол воду) ; Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы; Не брать руки в рот. Грязными руками не трогать глаза. На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло; Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать; Нельзя брать в рот лед; Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить; Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус; Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование; После опыта убирать   Вместе с детьми составляют  правила работы  с различным материалом: - с водой: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок.  - со стеклом: Со стеклом будь осторожен- Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, брат – совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут.  - с песком: Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок.  - с огнем: Помни правило: огонь Никогда один не тронь!  - по окончании работы: Ты работу завершил? Все на место положил?   Примерный перечень опытнической деятельности: Вода: Тема: «Круговорот воды в природе» Опыт 1. Куда уходит вода. Опыт 2. Путешествие капельки. Ветер – воздух: Тема:  «Обнаружение воздуха» Опыт 1. С водой и соломинкой. Опыт 2.  Со стаканом и тазиком с водой. Опыт 3.  Поймай воздух. Опыт 4.  Воздух в игрушке. Песок. Глина. Камни. Тема:  «Растворимость веществ» Явления неживой природы: Наблюдение за солнцем ( несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи) . Наблюдение за небом, облаками ( за разным состоянием) . Живая природа: Тема: «Мы- друзья леса» Наблюдение за мхом( на деревьях и на земле) . Наблюдение за водоемом. Наблюдение за ягодами. Наблюдение за птицами. Тема:  «Деревья, кустарники» Наблюдение за березой. Взаимодействие с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Рекомендации по работе с родителями  воспитанников по созданию условий организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Педагогам возрастных групп вовлекать родителей в организацию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, через совместные проекты с привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности Оформить на стендах в приемной материал для родителей по познавательно –   Проведённый семинар- практикум: - Расширил знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста. - Сформировал представления о правильной организации экспериментирования с ребенком- дошкольником. - Уточнил знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.  

Оставить комментарий: