a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер -класс на семинаре – практикуме для педагогов детского сада на тему: «Знакомство дошкольников с историей и традициями народов земли Пензенской»

Автор: КОЗЛОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА Опубликовано: 2017-09-20 21:08:18

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка Сообщение на семинаре – практикуме для педагогов детского сада на тему: «Знакомство дошкольников с историей и традициями народов Поволжья» Выполнила: воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка Козлова Татьяна Владимировна Кузнецк 2017г. Мы – многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле … И менно с этих слов начинается Конституция Российской Федерации. Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины создают культуры более чем 180 народов, в том числе культуры народов Поволжья( мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, казанских или поволжских татар) , имеющие много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Культуры этих народов взаимодействовали и взаимообогащали друг друга, в том числе и русскую культуру. Исторически сложилось так, что наш Пензенский край является многонациональным, в нём проживают мордва, русские. Пензенская земля привлекла и тюркские народы – татар и чувашей. Поэтому и становление культурных аспектов Пензенского края проходило при коллективном участии многих народов, населяющих сегодня Приволжский федеральный округ. Народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Её утрата влечёт за собой потерю нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле. Дошкольная образование в условиях развития поликультурного образования выступает одним из социальных институтов трансляции этнокультурного наследия народов Поволжья. Её миссией является передача ребёнку культурного опыта, в том числе этнических традиций, отражающих культурные особенности населения родного края. Дошкольное образование как начальная ступень поликультурного образования решает задачи содействия накоплению ребёнком первичных представлений об историко- культурных ценностях и наследии своего народа, развития у детей устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирования этнокультурной компетентности дошкольников. Общей основой поликультурного образования является духовно- нравственное развитие ребёнка с принятием моральных норм и национальных ценностей, становление его национально- культурной и гражданской идентичности. Трансляция культурных традиций народов Поволжья( мордвы, чувашей, татар) даёт возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные, этнические. Организация этнокультурного образовательного пространства в условиях ДОУ предполагает создание развивающей предметно- пространственной среды и организацию совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком. Развивающая предметно- пространственная среда групп наполняется игровыми и учебно- методическими материалами этнического содержания. Например, широкие возможности для решения задач поликультурного образования предоставляет дидактический комплект «Многоликая Россия»( серия «Мир на ладошке. Россия») , позволяющий познакомить дошкольников с особенностями различных народов, проживающих на территории нашей страны, в том числе народов Поволжья( мордвы, чувашей, татар) . Часть развивающей среды создаётся в совместной деятельности всех участников образовательных отношений( детей, педагогов, родителей) : это и коллекции кукольных народных костюмов, и альбомы иллюстраций, и коллажи, отражающих этнокультурные традиции мордвы, чувашей, татар. Культурное содержание, на котором осуществляется приобщение дошкольников к этническим традициям, составляет фольклор( пословицы, сказки, загадки, заклички) , народные праздники и народные подвижные игры. Важно отметить, что, демонстрируя уникальность культурного наследия каждого из народов, необходимо акцентировать внимание детей на основах, объединяющих народные культуры мордвы, чувашей, татар. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому одним из способов приобщения детей к этнокультурному наследию выступает использование народных подвижных игр, которые играли большую роль в жизни любой национальности. Народные игры самобытны, они несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствуют детской природе, удовлетворяя потребность ребёнка в познании и двигательной активности. Подвижные игры схожи у многих народов, не имеющих ничего общего между собой. В образовательном пространстве ДОО могут быть использованы игры народов Поволжья, похожие на знакомые детям русские народные подвижные игры: мордовские( «В курочки», «В ворона», «Ключи от замка», «Волк») ; чувашские( «Хищник в море») ; татарские( «Займи место», «Хлопушки») . При организации подвижных игр целесообразно использовать методический приём «Платочек»: воспитатель предлагает детям поиграть, но прежде отгадать, в игру какого народа будут играть дети. Воспитатель демонстрирует детям платочек с народным узором( мордовским, чувашским, татарским, русским) и спрашивает, какой это узор. Когда дети отгадают, воспитатель сообщает о том, в чью игру они будут играть( например: «Верно, узор на платочке мордовский. Значит, мы с вами будет играть в мордовскую игру «Ключи от замка») . Этот методический приём позволяет в увлекательной форме сформировать первичные представления детей об особенностях орнаментов народов Поволжья. Народная мудрость, накопленная веками, отражена в пословицах – самом интересном и загадочном фольклорном жанре. В работе с детьми старшего дошкольного возраста могут успешно использоваться пословицы народов Поволжья, созвучные с русскими народными, например: 1) мордовские пословицы: «Красивей родины места не найти», «Человек без родины что птица без гнезда», «Дереву нужны корни, а человеку –д рузья», «На чужой печке бок не согреешь», «Гость в дом – Бог в дом», «Зимой за малиной не ходят» и др. ; 2) чувашские пословицы: «Натворил дел – не исправишь», «Родина- матушка родная – чужая сторона- мачеха»; 3) татарские пословицы: «Без родины милой будешь птицей бескрылой», «Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернешь», «Без труда и зайца не поймаешь». Загадывание загадок – одно из любимых развлечений многих народов. Можно привести следующие варианты загадок народов Поволжья, используемых в этнокультурном образовательном процессе: 1) мордовские: «Старик в земле, а борода снаружи»( свёкла) , «Белая словно снег, чёрная словно земля, ходит, только прыгая»( сорока) и др. ; 2) чувашские: «Под низким небом снег идёт»( сеют муку) , «Меня ждут- не дождутся, а как увидят – разбегутся»( дождь) , «Зимой раздевается, а летом одевается»( лиственное дерево) и др. ; 3) татарские: «Старик шутит, на улице стоять не велит, за нос домой тянет»( мороз) , «Полна печь ватрушек, в середине – один калач»( звезды и месяц) и др. Усилению воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования способствует разучивание с дошкольниками закличек, широко используемых на народных праздниках. Так, во время Святок можно использовать мордовские заклички, например: «А дай Бог тому, кто в этом дому. Ему рожь густа да ужимиста, Из зерна ему коврига, из полузерна – пирог»; « Коляд- коляда, весела да богата. Сейся, родися, жито да пшеничка, Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка». А во время Масленицы – мордовскую закличку следующего содержания: «Солнышко выйди, выйди, Получишь ложку каши. Солнышко выйди, выйди Получишь красного петушка». Неотъемлемую часть народной культуры составляют праздничные обычаи и обряды. Как и у русских, почитаемыми новогодними праздниками у мордвы были Рождество, Святки, Крещение. Период с праздника Рождества до Крещения повсеместно являлся временем отдыха, игр, развлечений, гуляний молодежи. В день Крещения мордовский народ славил Христа: люди ходили к друг другу в гости и дарили подарки. Большое участие в праздниках принимали дети: они наряжались в шкуры и маски зверей, ходили по дворам и колядовали. Считалось, что чем больше колядующих в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году.  Празднование Крещения( кашарни) у чувашей было схоже, но и отличалось от мордовского. Чувашская молодежь праздновала в течение недели: от Рождества до Крещения. За день до Крещения девушки собирались в одном из домов, варили напитки( пиво) и стряпали пироги. Вечером собиралась в дом вся деревня. Девушки сначала угощали стариков и родителей. Как и русские, и мордва, чувашская молодежь проводила вечер в увеселениях, девушки гадали на суженного.   Во время празднования кашарни по деревне ходили ряженные: они разыгрывали сценки из жизни деревни. Знакомство дошкольников с народными традициями празднования Крещения можно осуществить через организацию досуга( развлечения) «Раз в Крещенский вечерок» с активным участием родителей воспитанников группы. Во время досуга дети «идут в гости» сначала к Хозяюшке русской избы, затем к хозяюшкам других жилищ( мордовского, чувашского) и, через обрядовые действа, пословицы, заклички, получают представления об этнических обычаях, их сходстве. Весенний цикл у народов Поволжья начинался с призыва тепла, солнца, прилёта птиц. Для этого выпекали из теста «Жаворонки» или «Ласточки», с которыми дети поднимались на крыши домов и пели заклички. Во время проводов зимы, на Масленицу, мордва, как и русские, всю неделю угощалась вкусными блинами, люди ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы. Поскольку блин у мордовского( как и у русского) народов считается символом солнца, в мордовских поселениях устраивалась карусель в виде солнца.   Зимний цикл также завершался праздником Саварни( масленицей) и у чувашских народов. Чтобы ускорить движения солнца и приход весны, на праздник было принято печь блины, кататься на санках вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни ». К сходным( у русских, мордвы, чувашей) этническими традициями проводов зимы и встречи весны детей старшего дошкольного возраста можно приобщать посредством фольклорного праздника «Широкая Масленица», проведение которого стало традиционным для многих современных ДОО. С отличительными особенностями обычая встречи весны у татар детей можно познакомить во время познавательного вечера «Сейчас узнаем» или «Встречи с интересными людьми», когда гость группы рассказывает о народных традициях. «Смотреть лёд»( « Боз карау, боз багу») – это праздник прихода весны, отмечаемый у татарских народов и связанный с ледоходом: смотреть ледоход на берег реки выходили все жители; молодежь шла наряженная с гармонями; на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому, что символизировало приход весны. Иногда из соломы изготавливали чучело, которое устанавливали на одну из последних льдин, поджигали и пускали вниз по течению; это символизировало утверждение весны и тепла. Знакомство детей с традициями поволжских народов осуществляется и через сказки с полиэтническим содержанием. Подбор сказок целесообразно осуществлять в соответствии с народным календарём. Коммуникативное изучение сказки носит поликультурный характер: каждая национальная сказка изучается по одному общему алгоритму, пронизывается одними и теми же интеграционными связями, анализируется и сравнивается с содержанием других национальных сказок, а затем рассматривается в диаде со сказкой другого народа, построенной на схожем сюжете[ 6] . Знакомство дошкольников с этническими традициями народов Поволжья, представителями которых является часть семей воспитанников ДОУ( мордвы, чувашей, татар) , позволяет комплексно решать задачи поликультурного образования и познавательного развития ребёнка, формируя первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Оставить комментарий: