a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный опыт на тему «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего возраста в образовательной области «Коммуникация»

Опубликовано: 2014-10-07 18:41:49

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний»

К.Д.Ушинский

 

Часто приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается к взрослому уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет», или как разгорается конфликт между детьми только из-за того, что играющие не смогли договориться друг с другом? Действительно, в наше время подрастающему поколению нужна особая способность, помогающая жить в современном мире. Такой способностью является коммуникативность.

В последнее время нас педагогов беспокоит то, что:

- многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками;

- дети все меньше и меньше пользуются словом, как средством общения;

- они не могут поддержать и развить установившийся контакт;

- не умеют по собственной инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо;

- дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.

Поэтому, формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к обучению в школе.

Актуальность вопроса и обусловила выбор мной инновационного проекта на тему:»Развитие коммуникативных способностей у детей старшего возраста в образовательной области «Коммуникация»

В основу моей системы работы легли следующие цели и задачи:

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Эти задачи и определили мой подход к организации воспитательно-образовательной работы по этому направлению.

Непременным условием развития коммуникативных способностей у дошкольников является предметно-развивающая среда. Поэтому, я свою работу начала с создания предметно-развивающей среды в своей группе. Я старалась создать в группе естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную речевую деятельность всех детей группы.

Исходила из того, чтобы у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Развитие коммуникативных способностей детей осуществляю в течении всего времени пребывания детей в детском саду. Коммуникативная деятельность детей организуется: при проведении непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в ходе совместной деятельности детей и педагогов, как самостоятельная деятельность детей и отражается в календарном планировании воспитателя.

Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных тестов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.

Чтение художественных произведений привлекает детей не только содержание, но и образной формой. Поэтому все произведения прочитываю выразительно. Обязательно чтение сопровождаю разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, расстановка силуэтов, игрушек. Учу детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами(сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами), которые были использованы в тексте

. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений. При заучивании стихов, малых фольклорных форм, особое внимание уделяю интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чистоговорок, потешек и развитию образной речи.

Формирование лексической стороны речи происходит на занятиях по ознакомлению с окружающей действительностью, оно занимает одно из важных мест в работе по развитию речи. На этих занятиях дети усваивают словесные обозначения - это названия предметов, материалов. Знакомя детей с окружающей действительностью: лесом, полем, садом, понятием об овощах и фруктах, о съедобных несъедобных грибах, транспортом, семьей, свойствами материалов(металл, дерево, пластмасса), профессиями и т.д., стараюсь пополнить словарный запас. Учу детей образовывать слова в роде, числе и падеже; называть родственные слова, определять и называть признаки предметов, а так же уметь объяснять многозначность слов. Например дерево: ствол-ветви-хвоя-листья-зеленое-пушистое-растет-стареет и т.д или слово игла: нить-вышивать-острая-тупая-тонкая-мелаллическая-длинная-узор-шить-платье-одежда. На этих занятиях стремлюсь к тому, чтобы речь детей приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность.

Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть.

В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В играх приходится выбирать ведущего, используя  считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели, все прогрызли, все поели..), «Окошечки» -(вокруг домика хожу и в окошечки гляжу…),»Дед Мазай»(здравтвуй дедушка Мазай, из корзинки вылезай), «Золотые ворота»-(тра-та-та, тра-та-та открываем ворота..), «Бояре»-(бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли…). Предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевые игры:»Путешественники», «Дочки-матери», «Больница» и при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание детей к объяснению содержания, обращая внимание на то , что одну и ту же мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа. Например, игра «Светофор». В соответствии с игровой ситуацией на светофоре» загорится» красный свет и машины остановятся, можно произнести следующие фразы: «На светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре загорелся красный свет». Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре-зеленый свет, машины двинулись). Спрашиваю детей: «О чем и как вы скажете?» Дет высказываются, строят предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаю на новые высказывания. Активно использую дидактические игры.

«Потерялся поясок»-  упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета, совершенствуется навык описания предметов одежды.

«Кто как двигается» - расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.

«У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т.д.

Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и с взрослыми. Это сопряжено с развитие двух форм речи- диалогической и монологической.

При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог(спрашивать, отвечать, объяснять…), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого использую беседы на разнообразные темы: «Любимая детская передача», «Твоя семья», «Как ты провел выходной», «Твой лучший друг» и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи.

В процессе развития коммуникативных способностей ребенка использую следующие формы организации детей: беседы, дидактическая игра, игра-драматизация, ситуативный разговор с детьми, наблюдения на прогулке, разучивание стихов, потешек, чтение художественных произведений, все виды самостоятельной детской деятельности, предполагающие общение со сверстниками.

Таким образом, развивая речь ребенка я стараюсь:

  1. Создать условия для развития устному речи детей в общении с взрослыми и сверстниками.
  2. Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребенок излагает свои мысли.
  3. Задавать детям образцы правильной литературной речи: речь должна быть четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета
  4. Обеспечивать развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
  5. Наблюдать за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправлять их.
  6. Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами, учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
  7. Развивать у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей, поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания, организовывать диалоги между детьми и с взрослыми.
  8. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи детей. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.

Работу по этому направлению провожу в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещаю информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направляю свои усилия на создание благоприятных развивающих речь условий для детей в группе. Приглашаю на открытые занятия, чтобы они видели успехи своих детей. В индивидуальных доверительных беседах с родителями информирую их о результатах обследования детей, делая акцент на положительные моменты. Рекомендую родителям организовывать совместные с детьми словесные игры, постепенно создавать домашнюю библиотеку.

Я работаю над этой проблемой в течение трех лет,т.е со 2-младшей группы и можно уже говорить о некоторых положительных результатах. Если во второй младшей группе уровень речевого развития детей в начале года был 18%, то к концу года повысился до 57%. А в средней группе уровень речевого развития воспитанников в начале года составлял 32%, в конце года 79%.

Построенная таким образом работа позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания дошкольника об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм.

Оставить комментарий: