a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Автор: Симахина Наталья Владимировна Опубликовано: 2017-09-25 08:28:29

Документы для скачивания

Игра – как одна из важных форм логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и формированию понятий о лексико- грамматических средствах языка, а также навыков словообразования у детей с ОНР. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Дидактическая игра занимает важное место на занятиях не только с логопедами, но и с педагогами, и с родителями. Дидактические игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности у детей дошкольников с ОНР. Самый эффективный метод – использование дидактической( обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дида ктической игры две цели: – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.   Дидактические игры в педагогических системах Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно- образовательной работы с детьми дошколятами. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами( мячом, кубиками, цилиндрами, шнурочками и т. д. ) , расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр. Эти же стихи, музыкально- ритмические разминки, используются логопедами и являются ведущим логопедическим воздействием. И находят эмоциональный отклик у детей, которые благодаря этим стихам, прибауткам, совершенствуют речь, решается и ряд других задач, связанных с нарушениями речи. И дети с помощью игры обучаются. Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затем и в других странах высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Также известна и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра» не оказывающая влияния на развитие ребенка. Монтессори создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания, что по её мнению основу обучения составляет основу обучения ребенка. Это такие материалы как клавишные доски, рамки с застежками, кубы вкладыши, они устроены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, упражняя свою активность. Развивается мелкая мускулатура рук, что является важным для коррекционного обучения. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева выделила новый подход к играм. По её мнению они являются лишь одним из компонентов воспитательно- образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в этих играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций( сравнение, классификация, обобщение) , совершенствование речи( обогащение словаря) , описание предметов, составление загадок. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно- печатные игры, которые используются воспитателями, логопедами( парные картинки, мозаики) . В педагогике система дидактических игр создана в 60- е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер; А. П. Усова; В. Н. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительный процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети становятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы называют эти игры развивающими. Они используются логопедами в практике при: исследовании словаря и словообразовательных процессов; исследовании грамматического строя речи; исследовании связной речи( картинки с фабульным развитием) ; исследовании звукопроизношения; исследовании понимания логико- грамматических отношений и т. д. Настольно- печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы. Среди дидактических игр преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых( две книжки, два яблока …) . Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу( найти две машинки( легковую, грузовую) и т. д. ) . Старшим предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственных расположением, формой. В лото ребенок должен по картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких картинках. Тематики лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Сказки». Логопедическое лото- мозаики помогает закрепить правильное произношение звуков. В процессе игры воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру может проводить взрослый( педагог, логопед, один из родителей) с группой детей и индивидуально. Во время игры ведущий обращает внимание на речь детей, добивается правильного произношения звуков. С помощью игры можно быстрее научиться красиво, правильно говорить, учиться дружно играть вместе и радоваться успехам товарищей. В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает закрепить произношение звуков. Особое место занимают сюжетно- дидактические игры- инсценировки: – дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье»; – игры- инсценировки помогают разговорить ребенка при обследовании, при постановке звуков, если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях( «кукла заболела», «покормить Машу» и т. д. ) ребенок незаметно для себя ответит на вопросы логопеда и отработает( автоимитирует) звуки. Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера( игры с вкладышами, разборными шарами, башенками) . Для детей 4- 6 лет предназначены игры для развития координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. И логопед может провести консультацию с родителями, воспитателями о помощи таких игр в развитии ребенка. Ведь в них воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве, это поможет при исследовании логико- грамматических отношений( поставь предмет за, перед – кеглей; правый верхний угол и т. д. ) . Во время логопедического обследования эти развивающие игры помогут, играя выявить речевые нарушения у детей с ОНР. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно- образовательные задачи: развивать мыслительные операции( анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация) , совершенствовать речь( умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи) , воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, отличаются воспитательно- образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы, их признаки, среднего – определять предмет на ощупь( логопед может положить в мешочек игрушки с различными звуками( на определенный звук) дети, доставая, называют и педагог оценивает и анализирует речь ребенка) , старшие – составляют описательный рассказ, классифицируют предметы по заданным признакам. Настольно- печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение предметов, сюжетов которые делятся на части. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время популярны пазлы( от англ. – игра на выдержку) , где картинки разделены на множество частей( от 32 до 250) . Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому их лучше проводить с более старшими детьми. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор( потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге) . Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу( узнают время года, признаки и т. п. ) при восприятии фрагментов из литературных произведений( стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, Д. Родари) . Учат детей слушать, воспитывает эстетические переживания, развивает образное мышление. Огромное педагогическое значение имеют игры- предположения( «что было бы, если бы …? была все время весна? не было воды? и т. д. ) разработанные А. И. Сорокиной: они развивают логическое мышление, воображение. Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры лучше начать с создания игрового образа, по окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой ребенка, подчеркнув, как интересно или было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто выиграл. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть и являются составной частью занятия, а в раннем возрасте – основной формой организации учебного процесса. Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи Играя ребенку, предоставляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения нужно проводить в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребенку заданий должно соответствовать его индивидуальным возможностям и рекомендациям логопеда. Ни в коем случае не следуем форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего- либо не умеют. Важно не только чему- то научить ребенка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков, умений, на формирование умственной способности, поведения и личностных качеств. Существуют различные классификации методов обучения: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно- логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально- психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Самый эффективный метод – использование дидактической( обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельность старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Поэтому задания логопеда, направленные на развитие речи лучше использовать в игровой форме. Поэтому задания, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза обучение чтению, развитие речи, преподается в игровой форме. Ряд дидактических игр, основан на следующих принципах: дидактическая игра должна опираться на программный материал; дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов( зрительного и тактического) ; назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям; пособия, используемые логопедами при проведении игр, должны быть внешне привлекательными; условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс. Систематизированные дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие речи и обучение чтению детей, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфии( нарушение письма) , дислексии( нарушение чтения) . Для подсказки детям и для развития у них наглядно- образного мышления необходимо использовать специальные панно. Игровые задания для детей предназначаются для развития речи и в то же время ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Ребенок, играя, будет развивать свою речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, а также приобретать графические навыки, не догадываясь об этом. Это достигается вовлечением ребенка в определенного рода игровые и речевые ситуации, где он( ребенок) – активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Обучение чтению – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита. Эта знаковая система для ребенка не имеет никаких зрительных ассоциаций, а также с кропотливым обучением навыкам слияния бу кв в сл ова и слова при чтении. Особенно важен вопрос смыслового чтения. Часто из- за механического чтения, не понимая при этом ничего прочитанного. Часто из- за этого процесс обучения чтению становится не только тяжелым для обучающего, но и трудным, малопонятливым и, следовательно, неинтересным для обучаемого. Поэтому система обучения чтению содержащая игры, используя которые, можно сделать этот процесс не только эффективным и простым, но и интересным для ребенка. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними. Когда взрослый говорит: «Расскажи мне об этом», он ставит, таким образом, ребёнка в неинтересную для него учебную ситуацию, но если необходимый речевой материал подается в игровой форме, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети начинают чувствовать себя почти наравне со взрослыми. Игры, формирующие целостное восприятие предмета, пальцев рук, формирование словарного запаса, получение навыков словообразования. Поэтому пальчиковая игра, важна для развития речи. Играя пальчиками, развиваем речь   У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно- коррекционные мероприятия в данном направлении. Такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и у детей с ОНР. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинес те тических импульсов от рук, а точнее от пальцев, и этот факт используется в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где есть отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук начинается в возрасте 6- 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2- 3 минут. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам дают катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Вовлекаются в движение все пальчики. Для этого используются шарики из пластилина, бусы. Заниматься конструированием из кубиков, собирать пирамидки, перекладывать пуговки, карандаши, спички. Затем более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание, развязывание узлов, шнуровка( Дидактические игры «Зашнуруй маме сарафан» «Шнуровка сюжетных картинок») . Очень хорошую тренировку движений пальцев дают народные игры- потешки. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания воспитатель- логопед демонстрирует все на себе: – «Пальчики здороваются», «Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу; – «Слонёнок», «Корни деревьев». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая влияет благоприятно на развитие речи( так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи) , но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, ( пальчиками) изображая предметы, животных, птиц. То эти упражнения можно усложнять: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти рук и пальцев рук. Например, такой рассказ. «Кот Барсик увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики( изобразить фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками) и т. д. » Логопед, воспитатель, родитель, проявляя фантазию, придумывают рассказы, сказки. Чтобы добиться, выполнения заданий ребенком с легкостью, без труда, чтобы эти занимательные занятия приносили ему радость. Также выполняются упражнения из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки также сопровождают стихи, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какое- либо её нарушение( заикание и т. д. ) . Все эти игровые занятия способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций( память, внимание, мышление, оптико- пространственное восприятие, воображение, наблюдательность) ; также знакомят детей с геометрическими фигурами в легкой неназидательной форме развивается речь ребёнка.

Оставить комментарий: