a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Исследовательская работа "Патриотическое воспитание дошкольников посредством систематической работы в детском сада" Воспитатель - Рыжкова Б.Ю.

Опубликовано: 2014-10-08 11:48:00

Документы для скачивания

« Утверждаю» Заведующая МДОУ Детский сад «Рябинка» с. Б ерезина Речка_ _ _ _ _ _ _ _ Н. Н. Плюхина Исследовательская работа Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством систематической работы в детском саду» Воспитатель разновозрастной подготовительной группы: Рыжкова Юлия Борисовна Са ратов 2014г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. . Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников в современной науке 1. 1. Понятие патриотизма и патриотического воспитания дошкольников……………………………………………………………………. . 1. 2. Принципы, задачи и содержание работы по воспитанию патриотической культуры дошкольников ……………………………………… 1. 3. Пути и средства патриотического воспитания дошкольников…………………………………………………………………… Глава 2. Эмпирическое изучение уровня патриотической культуры дошкольников 2. 1. Организация и проведение исследования ………………………………. . . 2. 2. Игры и упражнения для развития патриотической культуры старших дошкольников( личностный компонент) ……………………………………… 2. 3. Выводы и результаты исследования……………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – конспект праздничного мероприятия «Как на матушке Руси…»- диагностика. Введение: В нашем детском саду «Рябинка» села Березина Речка одной из главных задач на учебный 2013- 14г. является привитие подрастающему поколению н равственно- патриотического воспитания. Ощущение себя неотъемлемой частью Отечества- это сложное чувство, возникает еще в дошкольном детстве. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравствен ных чувств, к которым и относит ся чувство патриотизма. Через ряд, проведенных мероприятий: беседы, развлечения, проекты, исследования удаётся воскресить человеческие ценности доброта, любовь к ближним, родным, сопереживание, познание истории своей страны. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, Русь, гордость за свою страну. Ч увство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В феврале 2014 года в нашей стране прошло великое мероприятие – ОЛИМПИАДА. Состоялось это масштабное событие в городе СОЧИ. Олимпи́йские и́гры  — крупнейшие международные комплексные   спортивные соревнования, которые п оказали силу и мощь нашего народа, сплоченность, гордость за нашу страну, наших спортсменов. И это важное событие мною также было отра жено в проекте. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. К настоящему времени рассмотрены различные аспекты патриотической темы. Теоретические и методологические основы патриотического воспитания подрастающего поколения получили освещение в трудах М. Н. Аплетаева, Н. И. Болдырева, А. В. Беляева, И. А. Долголевой, Р. Г. Гуровой, И. С. Кона, Э. И. Моносзона И. С. Марьенко, Г. М. Филонова и ряда других авторов.   Цель: Раскрыть теоретические основы патриотического воспитания дошкольников в современной науке, выяснить на основе эмперического исследования уровень патриотической культуры дошкольников. Объект исследования:   Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования:   Уровень сформирован ости патриотической культуры старших дошкольников. Гипотеза: С истема тические календарные мероприятия – одна из ведущей деятельности детей дошкольного возраста, является как средством формирования, так и средством коррекции личностной составляющей патриотической воспитанности дошкольников. Методы исследования: изучение и обобщение теоретического материала по проблеме исследования; анкетирование, тестирование, наблюдение; анализ результатов опытно- экспериментальной работы. Задачи: Раскрыть смысл и значение понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание». Выделить принципы, цели, задачи и содержание работы по воспитанию у патриотических чувств у дошкольников. Обосновать пути и средства патриотического воспитания дошкольников в семье, на занятиях и в повседневной жизни. Провести эмпирическое изучение уровня патриотической культуры старших дошкольников. Подобрать игры и упражнения на развитие личностного компонента патриотической культуры детей старшего дошкольного возраста. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 1. 1. Понятие патриотизма и патриотического воспитания дошкольников В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.   Достаточно полным является такое определение патриотизма: Патриотизм  - это любовь к своему отечеству; к родным местам( «земле отцов») , к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм- это беззаветная преданность своей Родине, гото вность защищать ее независимость. Современная педагогика рассматривает патриотизм и как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству. Ещё один подход к пониманию патриотизма: относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает: - содержательный компонент- овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни белорусского народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны; - эмоционально- побудительный компонент- переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру( любви к родному городу( селу) , краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края) , проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде. - деятельный компонент- реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности( оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности) , наличие комплекса нравственно- волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему. Под   патриотическим воспитанием дошкольников   понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Критерии и показатели патриотизма: Эмоционально- чувственный( выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины) ;   когнитивный( наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности) ;   мотивационный( желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности) ;   практический( умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим) .   Итак, патриотическое воспитание дошкольников-   это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на всех этапах дошкольного детства. 1. 2 Принципы, задачи и содержание работы по воспитанию патриотической культуры дошкольников Р ассмотрим основные принципы патриотического воспитания дошкольников:   1. Принцип личностно- ориентированного общения   предусматривает индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. 2. Принцип культуросообразности-   «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного( с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. 3. Принцип свободы и самостоятельности.   Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия( деятельности) и самооценке. 4. Принцип гуманно- творческой направленности.   Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др. , полезность, новизна; а с другой- создающий условия для проявления разнохарактерных отношений( дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др. ) 5. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно- развивающие условия организации( среду) . Предметно- развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно- развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации. Цель   воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста- формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.   Задачи патриотического воспитания:   формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;   формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;   формирование духовно- нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;   воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей( сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Сензитивный этап в патриотическом воспитании дошкольников- это старшее дошкольное детство. Содержанием   патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является:   приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно- прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.   З накомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;   проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;   формирование бережного отношения к природе и всему живому; организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;   воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; воспитание уважения к труду развитие интереса к национальным традициям и промыслам;   расширение представлений о городах России;   развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;   формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;   формирование элементарных знаний о правах человека Для более эффективной работы детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.   Эвристическая среда   характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.   Тесное сотрудничество   воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолог о- педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Подготовленность педагогов   к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач. Воспитание любви к родному краю у дошкольников- это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально- положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. Решение данных задач и обусловливает соответствующие направления воспитательной работы: вооружение детей знаниями о родной стране и формирование эмоционально положительного отношения к явлениям общественной жизни; стимулирование проявления старшими дошкольниками активного отношения к окружающему в процессе творческой игровой и изобразительной деятельности; организацию общественно полезной деятельности дошкольников, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему Выделение в едином педагогическом процессе формирования начал уважительного отношения к родному краю у старших дошкольников названных выше направлений работы в определенной мере условно, поскольку овладение детьми знаниями о родной стране, формирование положительного отношения к ним происходит одновременно с накоплением практического опыта соответствующего поведения. Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родной страной. Для реализации патриотического воспитания и формирования любви к родному краю дошкольников необходимо:   создание благоприятных материально- технических и социальных условий;   обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;   последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;   тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.   последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;   тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт. 1. 3. Пути и средства патриотического воспитания дошкольников   В младшем дошкольном возрасте необходимо воспитывать привязанность к детскому саду, как к «звену» в цепи институтов воспитания любви к Родине. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит детей с сотрудниками. Проводятся   беседы о том, кто работает в детском саду, знакомят с трудом взрослых. Показывают и рассказывают, какие здания находятся рядом с детским садом, как называется улица, на которой находится детский сад. Привлекают детей к уборке на своем участке делая, акцент, что детский сад это второй дом детей. Читают стихи к праздникам, разучивают песенки, знакомят со сказками. Большие возможности для патриотического воспитания имеют календарно- обрядовые праздники. Ребёнку будет очень интересно участвовать в празднике Ивана Купалы, рождественских колядках, Масленицы, Олимпиады и т. д. Это не только веселые праздники, но и кладезь народной мудрости и педагогических возможностей в формировании патриотических чувств ребёнка. Целесообразно   проводить   беседы с родителями о важности приобщения детей к явлениям общественной жизни. У старших дошкольников акцент делается на формировании чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому страны средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово. Воспитание гражданско- патриотических чувств посредством изучения государственной символики России. Реализация воспитания нравственно- патриотического воспитания в группе детского сада предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Большое внимание стоит уделять тематическому планированию. Примерный тематический план: Родная семья. Родной город. Родная природа. Родная страна. Родная культура. Неоспоримо значение правильно организованной предметно- развивающей среды. Необходимо оформить в группах зоны гражданско- патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков. У детей старшего дошкольного возраста продолжают воспитывать любовь к Родине. Старшим дошкольникам сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны и побуждать ребенка к практической деятельности. Следует знакомить детей со странами мира, но акцент делается на изучение родной страны. Название страны закрепляется в играх, «Кто больше стран назовет», «Из разных названий стран определи нашу страну». Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, а также экскурсии, рисование, игры- путешествия – все это помогает решить поставленную задачу. Также детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представление о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину: художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, путешественников, врачей. Нужно познакомить детей с понятием «защитник отечества» и конкретизировать его с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных войн, полководцев, рядовых воинах, смело защищавших Отечество. Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом одни из них «приходят и уходят», а другие существуют веками. Еще одно направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству. Для выполнения поставленных задач широко используется иллюстративный материал( картины, фотографии, слайды) , позволяющие познакомить детей с тем, чего они не могут увидеть сами.   Проводятся   экскурсии, знакомят с произведениями   художественной литературы, рассматриваются иллюстрации. Уточняются и систематизируются полученные знания детей в беседах: - «Легок ли путь хлеба к нашему столу» и т. д. Знакомя детей с трудом взрослых, ребенок овладевает умениями употреблять обобщенные названия профессий, у него воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им. На праздничных мероприятиях: Важную роль в осуществлении патриотического воспитания дошкольников играют специально организованные мероприятия – развле чения, праздники, конкурсы в детском саду: - «Мамой второй тебя мы зовём», «Богатыри России», «М ы- будущие Защитники Отечества», «Олимпиада в России», «Мамины глаза», «Праздник русской берёзы», «Полёт в космос», «Народные промыслы», «Трудовой народный подвиг». «Борьба за мир в песнях», «Спасибо за ПОБЕДУ! ! ! …», «Как на Руси нашей матушке…», « Праздник славянского алфавита», «Будущее нашего села, глазами детей » и так далее. Целью этих мероприятий является познавательный интерес ребёнка, положительные эмоции от участия в мероприятии, умение перенести понравившиеся моменты в мир. В праздниках применяются различные игры, постановки сказок, былин, Применяются элементы по развитию речи, и музыкальные игры, игры с использованием изодеятельности и др. Участие в конкурсах муниципальных, региональных, международных также даёт свои результаты. Дети учатся выражать свои чувства и мысли, применяют свои знания в рисунках, используя разные техники. Моя задача, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным и патриотическим нормам.   Загадки, пословицы, поговорки- эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Пословицы и поговорки- особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности( сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети обогащают свой словарный запас, впитывают народную мудрость, узнают много исторических сведений из жизни предков- всё это вызывает чувство гордости за свою страну и сопричастности с великой славянской культурой. Хорошо, когда пословицы и поговорки включаются в детскую речь. Старшие дошкольники, конечно, чаще улавливают их прямой смысл, заключающийся в конкретно- образном содержании: «Любишь кататься- люби и саночки возить». Дети подготовительной к школе группы способны понимать пословицы и поговорки и более широко; например, что пословица: «Семь раз отмерь- один раз отрежь»- может быть сказана в связи с любой деятельностью, требующей расчета, четкости. Похвала, выраженная поговоркой: «Ты маленький, да удаленький», несет особую эмоциональную окраску. Когда же дети пяти- шести   лет   наконец- то завершили трудное дело, затеянное ими, то такие пословицы, как «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», сказанные воспитателем, для них служит положительной оценкой. Необходимо широко использовать все виды фольклора( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. ) . В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким- то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.   Загадка- одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Загадка учит ребёнка думать, сравнивать, анализировать, чувствовать красоту русского слова, запоминать яркие образы и выразительные средства. Загадка, как и пословица, является копилкой информации по различным разделам- бытовому, семейному, военному и др. Сказки- своего рода нравственный кодекс народа- это воображаемые примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия- удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека. Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме( «Курочка ряба», «Репка») , и сказки с острым захватывающим сюжетом( «Кот, петух и лиса», «Гуси- лебеди») . С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевные сил. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было. Тем же целям нравственно- патриотического воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их. Сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.   У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, гордость за своих героев и свой край. В свои развлечения, праздничные мероприятия я часто использую сказки, в которых дети с удовольствием играют любимых героев: - « Сказка про овощи », «Алёша Попович и Тугарин змей», «Былины о богатырях», «Сказка о том, как мишка, зайка, леопард стали олимпийцами», «Земляное яблоко или как Царь Пётр в Россию картофель привёз», «Кирилл и Мефодий », «Сказка о рыбаке и рыбке», «Волк и лиса» и т. д…. . Героический эпос( былины) - замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей( часто неграмотных) , воспринявших их по традиции от прежних поколений. Источником каждой героической песни был какой- то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри- люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку.   Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины об Илье Муромце, Никите Кожемяке; о Алёше Поповиче, о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа. Былинный эпос- это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо- татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её.   Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, частушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.   Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Фольклор является уникальным средством для передач и народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Приобщение к народным праздникам и традициям- важная особенность патриотического воспитания. Фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Так, подготовка к Рождеству, как и было в народе, начинается заранее- еще в декабре. Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку дети знакомятся с русской духовной поэзией. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки. Мы рассм а тр иваем с детьми икону Рождества Христова, рассказ ывае м, что святки- это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые должны быть сшиты по этнографическим образцам. И это не просто слепое следование традиции. Такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. Это очень органично для психики детей, дети от яслей до самых старших с удовольс твием включаются в это действо. Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество- оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков- мужчин- защитников, а из девочек- женщин- матерей. И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков( город, народ) . Это чувство сопричастности- основа будущего патриотизма и гражданственности. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников. Большие потенциальные возможности нравственно- патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.   Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах Я широко использует в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка должна звучать при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкальн о- ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п. , активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости, любви к родному краю. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им. Знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге( «Пограничники» В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Мы пока что дошколята» Ю. Чичкова, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Подводная лодка» М. Славкина, «Стал солдатом» И. Арсеева, « Наша армия родная» З. Левиной, «Любим Армию свою» В. Волкова, «Мы- солдаты» Слонова, «Кремлевские звезды» Р. Бойко) . « Россиночка- Россия ». Таким образом, музыкальное искусство «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. Формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны. Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка- дошкольника Родина- это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственно- патриотическое воспитание ребенка- дошкольника- это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама»- самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Задачи воспитателя- раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Необходимо придавать большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения( этимологии) и исторического значения. Знакомство с декоративно- прикладным искусством нашего народа является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом создан н ого ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он- творческая личность, связанная духовно со своим краем; он- образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом. Особым жанром, влияющим на духовно- нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Ё мкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно- эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многовариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина мать- умей за неё постоять» …. . Любовь к Родине и любовь к матери- чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине- матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля- круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др. Большое значение в нашей группе придается героико- патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят- это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех   лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых. Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал сердцем родной народ, стал духовным наследник ом его традиций, а значит, вырастит настоящим человеком. Таким образом, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско- патриотических чувств. Рассмотрим основные направления организации патриотического воспитания старших дошкольников- в семье, на занятиях и в повседневной жизни.   В семье Семья- это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних   лет   жизни ребёнка. Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.   Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гр а жданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии( ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д. ) , идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая свою землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда- то. . . », «Здесь строится. . . », «Это музей знаменитого писателя. . . » и т. д.   Рассматривая иллюстрированные книги по истории родного края, фотографии народного костюма, предметы быта наших родственников, дошкольники учатся видеть и ценить старину, понимать как много   лет   нашему народу и сколько накоплено знаний, культурных памятников за всю историю родного города, страны.   При работе с родителями использовались такие формы работы как: - А нкетирование родителей «Мой ребенок»- Инди видуальные консультации, беседы, родительские собрания. - «Роль моей семьи в жизни нашего села», « М ы- будущее России», « Я в ответе за свой край». - «Праздники и развлечения в детском саду»- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи( создание рисунков, аппликаций) . Создание праздничных проектов в нашей группе с участием родителей: «Мамой второй тебя мы зовём», «Олимпиада в России», «Полёт в космос» «Город, В повседневной жизни Дошкольники познают окружающий мир и помогает ему в этом игра. Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры- своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков- их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых- охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д. Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых. Пересчету придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались, - стали пересчитываться и дети. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно- дидактический материал( иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно- прикладного искусства) .   Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу- значит охранять Родину. Периодически все вместе, воспита тели, дети и родители должны вы ходить с «экологическим патрулем» для очистки прилегающей территории. Тем самым, давая ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.   Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.   Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом- это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей( занятиями, трудом, игрой) , а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Игры, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развиваю- щуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.   Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя- поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление. Одним из главных условий гражданско- патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка- дошкольника не велик и не сложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что- то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Воспитание любви к родному краю у дошкольников- это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, а также посредством календарно- обрядовых праздни ков с привлечением родителей. Т олько в совместной работе детского сада и семьи можно воспитать полноценного гражданина нашей страны. . Выводы и результаты исследования Данные, полученные в результате диагностики патриотической культуры старших дошкольников представлены № Ф. и. р ебёнка возраст Результат исследования В- высокий С- средний Н- низкий 1 Безрукова Катя 6 лет В 2. Багудский Дима 6лет С 3. Виноградова Вера 6лет В 4. Васильев Артём 6лет В 5. Курт Атакан 6лет В 6. Клокова Маша 6лет В 7. Морозов Артём 6лет В 8. Никишин Дима 6лет С 9. Пешехонов Илья 6лет В 10. Сауть Ульяна 6лет В 11. Стадников Кирилл 6лет В 12. Токарев Кирилл 5лет С 13. Тарасов Максим 6лет В 14. Туктаров Т аир 6лет В 15. Храмов Денис 6лет В 16. Хан Артём 5лет В 17. Токарев кирилл 5лет С 18. Иванов Рамин 5лет С Динамика формирования нравственно- патриотического воспитания дошкольников № Ф. и. р ебёнка Результат В начале года Результат исследования В- высокий С- средний Н- низкий 1 Безрукова Катя с в 2. Багудский Дима н с 3. Виноградова Вера в в 4. Васильев Артём н в 5. Курт Атакан н в 6. Клокова Маша с в 7. Морозов Артём в в 8. Никишин Дима н с 9. Пешехонов Илья с в 10. Сауть Ульяна н в 11. Стадников Кирилл н в 12. Токарев Кирилл н с 13. Тарасов Максим с в 14. Туктаров Таир н в 15. Храмов Денис с в 16. Хан Артём с в 17. Токарев кирилл н с 18. Иванов Рамин н с Диаграмма уровня повышения патриотического воспитания у дошкольников Начало года: низкий уровень- 10 воспитанников средний уровень- 6 воспитанников высокий уровень- 2 воспитанника Конец года: Высокий уровень 13 воспитанников 72% Средний уровень 5 воспитанников 28% Низкий уровень 0 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование- чувство любви к своему Отечеству. На основании глубокого изучения проблемы и анализа научно- методической литературы и практического исследования, мы можем сделать следующие выводы: - Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельном уровне.  - Воспитание патриотизма успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.  - Воспитание патриотических чу вств пр онизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре своей Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним.   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 374 с. 2. Аполлонова, Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре/ / Дошкольное воспитание, 1992, № 5. 3. Батурина, Г. И. , Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М. : Педагогика, 1995. - 146 с.   4. Вересов, Н. Н. Мы- земляне/ / Дошкольное воспитание, 1994, № 12.   5. Виноградова, Н. Ф. , Жуковская Р. И. , Козлова С. А. Родной край. - М. : Просвещение, 1990. - 212 с. 6. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. з аведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6- е изд. , испр. - М. : Академия, 2006. - 468 с.   7. Евдокимова, Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников/ / Дошкольное воспитание, 2005, № 3. 8. Загрутдинова, М. , Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм/ / Дошкольное воспитание, 1991, № 9. 9. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников( Старшая группа) [ Текст] : Пособие для воспитателя ДОУ/ Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. - М. : Издательство Скрипторий 2003, 2008. - 104 с. 10. Зубко, Д. П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности. / / Праблемы выхавання, 2005, № 1. 11. Иванова, Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [ Текст] : Пособие для воспитателе ДОУ/ С ост. Т. В. Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96с. 12. Клименко, Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми( подготовительная к школе группа) / / Дошкольное воспитание, 1983, № 5. 13. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина. : Практическое пособие для работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003. - 178 с. 14. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М. : Академия, 1998. - 160 с.   15. Комратова, Н. , Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников/ / Дошкольное воспитание, 2005, № 10.   16. Лукина, Л. И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении/ / Управление ДОУ, 2004, № 1. 17. Маханева, М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников/ / Управление ДОУ, 2005, № 1. 18. Народное искусство в воспитании детей/ П од ред. Т. С. Комаровой. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 255 с.   19. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - Мн. : Народная асвета, 1991. - 112 с. 20. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М. : Линка- Пресс, 2003. - 114 с. 21. Орлова, Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми/ / Дошкольное воспитание, 1984, № 4. 22. Патриотическое воспитание детей 4- 6  лет  / К ом атова Н. Г. , Грибова Л. Ф. , - М. : Владос, 2007. - 144 с. 23. Патриотическое воспитание[ Текст] : Нормативные правовые документы. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с. 24. Патриотическое образование/ П од ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина. - М. : АПК и ПРО, 2000. - 100 с. 25. Писарева, А. Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [ Текст] : Методическое пособие/ А. Е Писарева, В. В. Уткина. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 128 с. 26. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ / Дошкольное воспитание, 2003, № 6.   27. Сакавиченя, О. Патриотическое воспитание дошкольников/ / Ребёнок в детском саду, 2006, № 2.   Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинка» с. Б ерезина Речка Саратовского района Итоговое развлечение по исследовательской работе на тему: «Как на Руси нашей – матушк е…. . » Подготовила воспитатель подготовительной разновозрастной группы: Рыжкова Юлия Борисовна 2014год ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ: Воспитатель: Очень часто за событиями И за сумотохой наших дней, Стороны своей не помним, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны На м полёты на Луну, Не забывайте русские обычаи, Ценить умейте старину! ! ! Дети под музыку песни: «Я рисую на окне. . » входят в зал. Все одеты в русские народные костюмы. Атакан: О чём мечтают дети? У нас мечта одна: Пусть будет на планете Мир – добрый, как весна! Денис: - Человек открыл весну: За порог он вышел- И увидел ручеёк, И капель услышал, Таир: - И услышал, как в саду Распевает зяблик. И тогда он из коры Смастерил кораблик. Артём: - Ты всем людям расскажи, Что зима устала, Что состарилась она, Что весна настала! Ксюша: - Как же ясно солнышко припекло И повсюду золото разлило Ручейки по улице всё журчат Жур авли курлыкают и летят. Ульяна: У ромашки белый цвет У гвоздики – красный Цвет зелёный у листвы Это так прекрасно! Ксюша: Ветерок с берёзкой шепчутся, Пробивается трава Нам с тобой весна- волшебница Снова дарит чудеса! Воспитатель: Да, много сказочных чудес мы с вами увидим весной! Денис: Миллион чудес загадочных Мы встречаем каждый час Словно самый добрый сказочник Сочиняет их для нас. Под музыку: Танцуют Вера и Катя( одетые в русские народные костюмы) Сказочницы: Здравствуйте, ребятушки! Вера: Я – добрая сказочница Василиса. В мире много сказок – грустных и весёлых. И прожить на свете, нам нельзя без них. Катя: Я- добрая сказочница Марьюшка В сказке может всё случиться, Наша сказка впереди. Сказка в двери к нам стучится Скажем гостью: «Заходи! »( Звучит сказочная м узыка. Сказочницы ведут рассказ) - Солнце яркое встаёт, спешит по улице народ. Ну, а в лавках- то товары: расписные самовары, И баранки, овощи, платки… А вот и торговцы идут со своими товарами! ? Ну, что тут толковать, пора товары покупать …( Под весёлую русскую народную песню, приплясывая, входят торговцы с дымковскими, филимоновскими игрушками, платками, товарами…. . ) Артём В. : Покупайте, покупайте, подходите, выбирайте! Кирилл, Илья: - Мы из Дымково, а вы? Артём В, А ртём Х: - А мы из Тульской области. Деревня Филимонова, надеемся, знакома вам? - Промысел у нас старинный- Игрушки лепим мы из глины. А игрушки разные и все своеобразные. Илья: - Удивит ваш чудо- взор этот Дымковский узор. Линии волнистые, оборки, клетки, точки. Кирилл: - Здесь колечки всякие, тут разные кружочки Артём В: - Вот так чудо- красота! ( дети подходят покупают товар) - Эх, разойдись народ, Меня пляска берёт, Пойду попляшу, Себя людям покажу! ( торговцы танцуют танец «Калинка- малинка» 1 Сказочница: По широкой Руси нашей – матушке, Песни славные разливаются. А вот грамоты люди не ведали. И явились на свет два просветителя, Два брата мудрых Кирилл и Мефодий. 2 Сказочница: Долго речь они русскую слушали, А потом, её стали записывать. И придумали они буквицы, А из них сочинили Кирилицу( азбуку) ( За столом в русских народных костюмах сидят Кирилл и Мефодий, сочиняют алфавит) Кирилл: Каждая буква особенная. Каждая буква напоминает слова, о которых забывать нельзя! Аз- хороший, светлый Буки – тёмный, пустой Веди – про всё ведает Глаголь – говорить Д- добро дарить: Доброт а- это самое главное, светлое, доброе! Л- люди: Люди, вы в ладу живите, Ласку и любовь несите! Мефодий: Буквы шипящие, буквы свистящие И только одна из них – Буква рычащая: Рцы, Русь, Родина, родная сторона, родимая матушка Кирилл: Русь талантами богата, Русь талантами сильна! Если есть красивые девчата, значит будет жить она! ! ! ( Под песню Н. Бабкиной «4 двора» дети исполняют русский народный, хороводный танец «ручеёк», участвуют девочки и мальчики) Кирилл и Мефодий: - Что- то мы проголодались. - Я блинов бы съел с вершок. - Глянь, в углу стоит мешок. ( мешок скачет, все удивляются) Мефодий: - Что за чудо- скок да скок, Гляньте, к нам идёт мешок! Кирилл: - Да, много мы наблюдали, Но, чтоб мешок пришёл в Россию? Такого не видали! 1 Сказочница: Да, вот так чудеса! 2 Сказочница: Слушайте, слушайте, смотрите, смотрите! ? ( входит Царь Петр, вызывает к себе бояр и дворян) - Здравствуйте, бояре, дворяне Это чудо- лакомство я привёз из самого Ротемсдама- с. Приглашаю вас отведать его. За границей его едят с сахаром. ( бояре и дворяне пробуют морщуются. ) Царь: - Ну, если всем нравится, издаю указ! Посадить на царском поле этот картофель. Вырастить, ухаживать, поливать, а придёт время – выкопать, собрать в мешок. Выставить царскую охрану. Охране днём охранять, чтобы весь народ видел, а ночью можно спать недалеко от мешка с картошкой. ( Бояре и дворяне удивились. ) Бояре и дворяне: - Что за странный приказ? Ведь ночью народ утащит картофель! Царь: - Вот и пусть. Наш народ находчивый, придумает, как этот овощ употреблять в пищу! Да нам с вами и подскажет. Сказочница: - так и сделали! ( Под музыку бояре и дворяне сажают чудо- овощ, ухаживают, поливают. Сказочница: - Пришло время собирать урожай. ( Урожай собрали в мешок и выставили охрану) Народ всё время гадал, что это такое странное растёт на царском дворе? Да ещё и охраняют! Однажды, когда охрана крепко уснула. Народ решил попробовать этот овощ. ( под музыку дети выполняют действия) Царь издаёт указ: - принести на царский двор блюдо из картофеля на пробу. ( под музыку дети несут чашки царю на пробу. Царь пробует и хвалит) Царь: - Какой талантливый русский народ на Руси. Придумал картошку есть не с сахаром, как за границей, а с солью. и варить, и тушить, и жарить…МОЛОДЦЫ! Мудрецам давно известно, там, где русским людям место, там и сила, и сноровка, и смекалка, и находка! Устроим пир, да на весь белый мир! ( русский народный танец) Воспитатель приглашает родителей принять участие и присоединиться к нашему пиру 1- русская народная игра «Царь- картошка», 2- «Яшка» 3- «Веретено» Сказочницы: Нашей сказочке конец, а кто слушал – молодец! 1 сказочница: - Сказка наша не простая, сказка наша это быль. А кто слушал нас внимая – мудрости Учились Вы! 2 сказочница: - Доброту несите миру. Радость, счастье и покой. Постарайтесь не лениться, создавайте мир свой! Стихи: Максим: - С детства мы любим играть и смеяться, С детства мы учимся добрыми быть. Вот бы такими всегда оставаться, Чтоб улыбаться и крепко дружить. Артём В. : - Все лучшие песни и сказки на свете Отдать бы всем детям земли. Чтоб добрыми, добрыми выросли дети, Чтоб храбрыми дети росли! Вера: - Если песня в небе кружится Веселимся вместе мы, Если все вокруг подружатся – Будет больше красоты! Таир: - И друзья возьмутся за руки И сойдутся в хоровод Пусть наш мир из цвета радуги Никогда не отцветёт! ! ! ! ! ( Все дети встают в полукруг и поют песню) Песня под фонограмму «Я рисую на окне мир почти такой как наш» Воспитатель всем детям и родителям раздаёт призы. , Д иагностика Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний в патриотическом воспитании у детей 5- 6 лет. Задание 1. «Родной город» Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае( знать название своего города, района, села, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов) Предварительная работа: Беседы, занятия. Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник, цирк, театр, п арк? » ­Карта- схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки. Методы: Беседа, игра. Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, найти нужный памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение. Оценка результатов. Высокий уровень( З балла) Ребенок без особого труда называет название города, района, села, д омашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, села, где они расположены. Называет 4- 5 улицы, площадь. Средний уровень( 2 балла) Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Низкий уровень( 1 балл) Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города, села. Н а поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Задание 2 «Символика» Цель: Определить уровень сформирован ости характерных знаний о гербе родного города, страны. Материалы: Герб города Саратова, страны Россия, флаг. Методы: беседа, наглядный материал. Ход проведения: занятия, беседы и рассматривание герба города Саратова, страны Россия, флага города Саратова, страны Россия. Оценка результатов. Высокий уровень( 3 балла) . Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города, страны. Может объяснить символику герба. Проявляет интерес. Средний уровень( 2 балла) Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Низкий уровень( 1 балл) Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Задание 3 «История народной культуры и традиций» Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа. Предварительная работа: Беседы, занятия, русские народные игры, танцы, п есни, обычаи. Представление театра «Карамелька», участие в конкурсе Александровского округа «М ой любимый край» Условия: Рассматривание альбомов, видеосюжетов в ДОУ «Люблю тебя, мой край родимый » Д\ игра «Русские народная игрушка» Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию «Русская народная игрушка», рассмотреть этапы создания игрушки, отнести к нужному стил ю( Филимоновская, Городецкая, Гжель, Дымковская…. . ) Оценка результатов: Высокий уровень( 3 балла) Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту. Знает название народных праздников, их значение, обычаи. Средний уровень( 2 балла) Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить. Низкий уровень( 1 балл) Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого. Задание 4. «Историко- географический и природный компоненты родного края» Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Саратовского края; о историко- географическом расположении родного города. Предварительная работа: Беседы, наблюдения. Д/ игра «Обитатели реки Волга» Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки? Оценка результатов: Высокий уровень( 3 балла) Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе. Средний уровень( 2 балла) Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу. Низкий уровень( 1 балл) Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе, не проявляет интерес. Задание 5 «Личностное отношение к родному городу» Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить. Ход проведения: Беседа, конкурс рисунков. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы: - Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Саратове? - Что интересного о родном городе ты запомнил? - Что понравилось особенно? Оценка результатов: Высокий уровень( 3 балла) Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал. Ребёнок передает настроение, впечатление. Средний уровень( 2 балла) Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами. Низкий уровень( 1 балл) Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины. Высокий уровень( 13- 15 баллов) Знает название города, края, страны, свой адрес; называет и узнает( по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, с ела, 4- 5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Саратова, страны, может объяснить символику герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает своё настроение, проявляет интерес к историческим событиям, народной культуре. Средний уровень( 8- 12 баллов) Знает название города, свой домашний адрес, герб города Саратова, страны Россия; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города( делает это после пояснений взрослого) ; затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами. Низкий уровень( 5- 7 баллов) Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины. Работа с родителями: - Повышение интереса к работе ДОУ- Активное участие в конкурсах, выставках- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок Предметно- развивающая среда: - Уголок по краеведению в группе. ВЫВОД: Я уверена, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если воспитатель, зна ет и люб ит исто рию своей страны, своего города, интересуется историей своего села. Нужно уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайон а, своей малой родины, истории своей страны.

Оставить комментарий: