a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Воспитание культурно-гигиенических навыков и правил поведения за столом у детей дошкольного возраста Игры- ситуации, дидактические и пальчиковые игры.

Автор: Серебрякова Светлана Александровна Опубликовано: 2017-09-28 10:53:39

Документы для скачивания

Воспитание культурно- гигиенических навыков и правил поведения за столом у детей дошкольного возраста Игр ы- ситуации, дидактические и пальчиковые игры. Закрепление правил сервировки стола в игре «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол». Программное содержание: учить детей правильно и красиво сервировать стол. Воспитывать у них бережное отношение к предметам. Ход. Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает Чебурашку и спрашивает: - Дети, кто у нас сегодня в гостях? Посмотрите, что- то наш Чебурашка унылый, грустный. Спросим, что с ним случилось. Чебурашка, что с тобой? Почему ты такой печальный? Оказывается, Чебурашка ждет в гости своего любимого друга- крокодила Гену, а не знает, как красиво и правильно накрыть на стол. Давайте мы ему поможем. Что надо расстелить на стол? ( Скатерть) . Иди, Женя, помоги Чебурашке расстелить скатерть. Как Женя расстелил скатерть? ( Ровно, гладко, без единой складочки) . Что теперь надо сделать? ( Поставить стаканчик с салфетками) . Иди, Миша, поставь. Что делает Миша? ( Ставит стаканчик с салфетками) . Куда надо поставить стаканчик с салфетками? ( На середину стола) . А теперь надо принести чай, ведь Гена захочет попить. Правильно, Чебурашка. Но куда же мы будем наливать чай? Скажи, Игорь. ( Надо поставить чашку с блюдцам) . Но ведь крокодил Гена ехал долго и хочет не только пить, но и есть. Угостим его винегретом. Что надо еще поставить? ( Мелкую тарелку, ложку) . Ребята, Чебурашка просит поставить тарелку и положит 1, ложку. Дети, посмотрите, все ли Чебурашка сделал правильно. А что он сделал не так? ( Ложку надо положить справа и выемкой кверху) . Иди, Валя, сделан правильно. Что мы еще не поставили? Верно, мы не поставили хлебницу. Оля, поставь хлебницу рядом с тарелкой. Молодец! Вот видите, какой красивый стол мы накрыли, чтобы угостить крокодила Гену! Расскажем еще раз Чебурашке, как мы накрывали стол, чтобы он все хорошенько запомнил. Расскажи, Аня, все по порядку. ( Расстелили ровно скатерть, поставили стаканчик с салфетками, чашку с блюдцем, мелкую тарелку, ложку, хлебницу) . Раздается стук в дверь. Ой, это, наверное, Гена приехал! Входит крокодил Гена, здоровается с детьми. Чебурашка приглашает его к столу, угощает. Гена ест, пьет, благодарит. Чебурашка поет песенку: «Я был когда- то странной, игрушкой безымянной. . . » Закрепление навыков умывания в игре. Тема: «Научим Хрюшу умываться». Программное содержание: учить детей процессу умывания. Обогащать словарь детей. Воспитывать у них вежливость, умение уступать друг другу. Предшествующая работа: чтение произведения К. Чуковского « Мойдодыр », рассматривание иллюстраций к этому произведению, прослушивание его в грамзаписи, заучивание стихотворения «Полотенце»( перевод с грузинского В. Приходько) . Дидактическая игра «Постираем кукле платье», рассматривание фотоальбома «Умывайся правильно». Дидактическая игра «С добрым утром, кукла Катя», ролевые игры, например: «Детский сад». «Дочки- матери» и др. Ход. Дети сидят полукругом. В руках у воспитателя грязное полотенце. Показывает детям и читает стихи: Кто не мылся с МЫЛОМ? От среды и до среды. На мохнатом полотенце Отпечатаны следы В: ну- ка, дети, покажите свои ладошки, я посмотрю кто испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто- то к нам приходил, пойдемте его поищем. Вот он. Это. о казывается, поросенок Хрюша испачкал наше полотенце. А нашли и позовем. То, что было, позабудем. Позабудем то, что было. А научим мыться с мылом. В: дети, вот сегодня мы научим Хрюшу умываться чисто, с мылом. Что нам для этого надо? ( Вода, мыло, полотенце) . В: где это все у нас находится? ( В умывальной комнате) . Куда мы привели Хрюшу? ( В умывальную комнату) . Принеси, Алла, все, что нам необходимо для мытья рук. Хрюша: А я сам умею умываться. В: Ну, умойся. ( Хрюша сильно открывает кран с водой. ) Дети, разве так открывают кран( Нет. ) А почему? ( Брызги летят на пол и на детей. ) Правильно, надо открывать так, чтобы вода текла маленькой струйкой, вот так. Открой, Валя, кран, чтобы пода текла маленькой струйкой. Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к умывальнику? ( Закатать рукава, чтобы не замочить рубашку, платье) . Покажите, как надо закатывать рукава, помогайте друг другу. Хрюша, ты тоже закатай рукава. Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем Хрюше, как надо мыть руки. Вот так, круговыми движениями, одна ладошка гладит другую. ( Дети показывают) . Но сначала надо смочить руки водой и намылить их мылом. Понял Хрюша? Тогда мойся, а вы, дети, смотрите, правильно ли он все делает. Что сейчас делает Хрюша? ( Мылит руки мылом) . Теперь что надо ему делать? ( Смыть мыло водой) . - Хрюша смыл мыло. Что ему делать дальше? ( Закрыть кран. Отжать капельки и вытирать полотенцем сухо- сухо. Отжал, Хрюша, капельки. Иди бери полотенце, расправь его и вытирай сухо- сухо, каждый пальчик одной ладошки, потом другой. Вот так. Повесь полотенце на место. Дети, каким стал теперь наш Хрюша? ( Чистым) . Как об этом сказано в произведении К. Чуковского « Мойдодыр »? Кто напомнит? Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец- то, ты, грязнуля, Мойдодыру угодил! - Дети, теперь Хрюшино полотенце всегда будет чистым. Правда, Х рюша? Давайте и мы помоем руки с мылом, а сделаем это все по порядку. Расскажи, Марин а( дети по очереди) . Закатываем рукава, О ткрываем кран, чтобы вода текла маленькой струйкой, С мачиваем руки водой, Б ерем мыло, намыливаем руки мылом до «белых перчаток», Положим мыло. М оем ладошкой ладошку круговыми движениями, Колобок, колобок Через лесок на пенек Катился, катился Умылся, умылся И остановился С мываем мыло, Отжимаем с рук лишнюю воду. З акрываем кран, Б ерем полотенце, расправляем его, вытираем руки сухо- сухо, вначале каждый пальчик одной ладошки, затем другой, В ешаем полотенце на место. Опускаем рукава. - Молодцы, дети, теперь у всех руки чистые. Пройдите в группу и сядьте на свои места. Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам- Стыд и срам! Стыд и срам! - Что мы сегодня, дети, с вами делали? ( Учили Хрюшу правильно умываться) . Верно. Все помогали Хрюше, сами чисто вымыли руки, только Вове, Жене надо не задерживаться долго у воды, а Ире лучше намыливать руки мылом. Игру можно закончить стихотворением Ю. Тувима «Письмо польского поэта Ю. Тувима ко всем детям по одному очень важному делу». Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо: Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Все равно, какой водою, Кипяченной, ключевой, Из реки иль из колодца, Или просто дождевой! Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем – Перед каждою едою, После сна и перед сном! Тритесь гу бкой и мочалкой! Потерпите- не беда! И чернила, и варенье Смоют мыло и вода. Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу: Мойтесь чище, мойтесь чаще – Я грязнуль не выношу. Не подам руки грязнулям, Не поеду в гости к ним! Сам я моюсь очень часто, До свиданья! Ваш Тувим Обучение детей правилам умывания и поведения за столом. Игр а- ситуация « Чаепитие ». Педагог с ообщает детям, что сегодня хочет угос тить их чаем с пирожным и. Большой стол заранее сервирован чаю, пирожны е- « бисквитное » уже ждут ребят. , К детям выходит Мойдодыр: — Дорогие друзья, надеюсь, вы помните, что должны еде вежливые дети перед едой? ( Помыть руки. ) — Зачем? ( На грязных руках живут микробы. ) Дети вместе с педагогом осваивают технику мытья повторяя за ним все движения. 1. Закатить рукава. 2. Открыть кран. 3. Намочить руки и мыло. 4. Намылить руки, приговаривая: Чтоб чисты ладошки были, Славно их намылим мылом. Три ладонями, давай, Грязь с них оттирай. 5. Положить мыло на место. 6. Тереть руки и приговаривать: От простой воды и мыла У микробов тают силы! Прокомментировать те хнику мытья: сначала потереть л а дош ки, потом ладошки моют кулачки, потом пальчики трут « пальчиками( замочек) , далее обхватить запястье и потере ть его. 7. Смыть пену под краном, продолжая тереть ручки. 8. Отжать с рук лишнюю воду( не стряхивать! ) . 9. Закрыть кран. 10. Вытереть руки полотенцем. 1 1. Опустить рукава. Педагог приглашает всех к столу. Мальчики пропускают впе рёд девочек. Дети усаживаются за стол. Манеры поведения за столом. 1. Обратить внимание на осанку детей. Если сел ты за стол – Не стучи ногой об пол! Аккуратен будь везде, И особенно в еде! 2. Познакомить со спасательной салфеткой. Берём её в руки, рассматриваем. Она из ткани. . Ею не вытирают ротик и ручки. Для этого есть бумажные салфетки. А эта салфетка кладётся на колени и спасает наши штанишки и юбочки от кро шек и капелек. 3. Педагог: — Ой, а куда же мы будем класть пирожное — в чашку, что ли? Освободить десертную тарелочку: снять с неё блюдце с чаш кой и поставить их справа от тарелочки. 4. Желаем друг другу: «Приятного аппетита! » — и отвеча ем друг другу: «Спасибо! ». 5. Разливаем чай. Вежливо просим и передаём друг другу чайники и молочники. 6. Педагог знакомит детей с сахарницей и общей сахарной ложкой. Сахарницу надо подвинуть к себе, насыпать сахар общей ложкой в свою чашку, но мешать ею в чашке нельзя. Предложить детям подумать почему. Объяснить: если общая ложка намокнет, то: * капли с неё попадут в сахарницу, сахар слипнется в комочки, а это некрасиво; * на мокрую ложку налипнет сахар, и её неприятно будет брать другим людям. 7. Научить детей правильно мешать сахар в чае. Показать, как это делать легко( чтобы не разлить чай) и •( чтобы не разбить чашку и не издавать неприятных звуков) . 8. Выяснить, куда девать мокрую сладкую ложечку: * оставить в чашке; * положить на скатерть; * положить на десертную тарелочку, ею мы будем куш ать пирожное. 9. Научить кушать пиро жное( бисквит ное) . Ручкой берём пирожно е из общей тарелочки и кладём его на свою. Думаем, как его кушать. - Можно ли его кусать? Нет, так как оно высок ое и в рот не поместится; а если поместится, то испачкает нам нос. Поэтому берём « пирожное » в руку и снимаем с н её ложечкой кремовую массу. Вари ант: рукой придерживать «корзиночку» на тарелке, а ло жеч кой снимать крем. 10. Показать детям, как правильно держать чашку: • двумя руками брать чашку некрасиво; • просовывать пальцы под ручку невежливо; • оттопыривать мизинец некрасиво; • держать чашку над о за ручку, сложив пальчики «щепо точкой». 11. Поинтересоваться у детей, можно ли за столом разго варивать. Рассказать им о ст аринных правилах поведения за сто лом. Люди ели молча и даж е придумали по этому поводу посло вицы: Когда я ем, я глух и нем( пояснить! ) . Когда я кушаю, я никого не слушаю. Сейчас разговаривать за столом разрешается. Говорить м ож но о чём- то интересном и приятном. Современное правило зву чит так: Если в гости ты пришёл, Руки вымыл, сел за стол, Просто молча не сиди, Угощенье похвали. Но говорить можно, только когда рот свободен от пищи. Иначе говорить опасно, непонятно и некрасиво. Предложить детям объяснить — почему? Не набивай ты полный рот, А то подавишься вот- вот. 12. Обратить внимание на детей, которые уже поели. Вы яснить, могут ли они выходить из- за стола. Пояснить, что этого делать нельзя. Надо ждать всех. 13. По окончании еды вытираем рот и пальчики. . . Чем? — Спасательными салфетками? — Краями скатерти? — Об себя? — Об друга? — Бумажными салфетками! 14. Выяснить, куда потом девать бумажную салфетку. Предложить детям варианты: * незаметно бросить под стол; * спрятать в карман; * пойти выбросить в мусорное ведро; * затолкать обратно в салфетницу; * положить в чашку; * оставить на скатерти; * засунуть под тарелку; * положить в десертную тарелочку! 14. Благодарим за угощение. 15. Рассказать детям, что первой из- за стола встаёт хо зяйка. Для гостей — это сигнал к тому, что застолье оконче но, можно вставать. Педагог встаёт, берёт спасательную сал фетку, слегка сворачивает её и вешает на спинку стула( вари ант: кладёт слева от тарелки) . Предложить детям сделать то же самое. Подвижная игра с игрушками: «1, 2, 3, — свою игрушку сбереги! ». Игра « Съедобное- несъедобное». Пальчиковая гимн астика «Стали гномы гостей пригла шать». Стали гномы гостей приглашать. Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. Стали гномы гостей угощать. То же самое, наоборот. Каждому гостю досталось варенье К аждый пальчик правой руки, поочерёдно трётся подушечкой о большой палец этой руки. Одновременно, то же самое проделывают пальцы левой руки. Пальчики склеило то угощенье, Последовательно, начин ая с боль шого, «склеить» соответствующие пальцы на руках. Плотно прижалась ладошка к ладошке, Прижать ладошки одна к другой. Гости не могут взять даже ложки! Плечи приподнять, локти слегка развести в сторож «удивиться». Накрываем стол к чаю. Закрепление правил сервировки стола к чаю. Знакомство с новым персонажем. Педагог: — Ребята, я хочу представить вам куклу Юлю. Она гостеприимная. А кто знает, что это значит? Правильно, она любит принимать у себя гостей. Кукла Юля: — Здравствуйте, дети! Я очень рада нашему знакомству. Се годня я пригласила в гости своих друзей. Испекла пирог, доста ла красивую посуду, заварила чай. . . А вот как это всё крас иво правильно расставить, не знаю. Вы сможете мне помочь? Педагог: — Ребята, вы видели, как это делают мамы? А кто из вас помогал маме в этом деле? Прекрасно! Юля, мы поможем тебе накрыть стол к чаю; Сервировка стола к чаю. Педагог: — Итак, у нас есть стол( показать кукольный столик) . Давай те изобразим его на пальчиках. Пальчиковая гимнастика «Стол». У стола четыре ножки, Показать 4 пальца на правой руке и сжать их в кулачок. Сверху крышка, как ладошка. Накрыть кулачок левой ладошкой: Проделать несколько раз в медленном темпе, попеременно ме няя руки. — Можно ли на этот стол сразу ставить посуду? ( Нет! Его надо накрыть скатертью! ) Предложить детям на выбор две скатерти: клеёнчатую и по лотняную. Пояснить: красивая клеёнчатая — на каждый день, а приём гостей не рядовое событие, поэтому для такого случая нужна только полотняная скатерть. Она сделает наш обычный стол праздничным, нарядным, красивым. К сожалению, полот няная скатерть быстро пачкает ся, поэтому каждая хозяйка меч тает, чтобы её гости были аккуратными. — Что ставим дальше? Дети вспоминают праздничный стол на предыдущем занятии и обращают своё внимание на отдельный столик с чайным сер визом, приборами и салфетками. Пояснить, что посуду на празд ничный стол надо ставить одинаковую, красивую. Такие наборы посуды называются сервизами. В данном случае нам потребует ся чайный сервиз. Вот он. С полки к нам спустился вниз, Чайный праздничный. . . ( сервиз) . I. Десертные тарелочки для сладкого. Тот, кто вспомнит первым о десертных тарелочках, получает право поставить и х на стол. Остальные дети оценивают его действия: топают или хлопают. 2. Блюдечки. Их ставит один из детей, остальные оценивают. ) 3. Чашечки. Пояснить, что чашечка не может жить без блюдечка, они всегда вместе. Чашка без блюдца — это уже кружка. Два ребёнка ставят чашки. Обратить внимание, кок дети не сут чашки, как ставят их: кто правильно, а кто нет. Объяснит ь: * чашку надо брать за ручку, а не за ободок; * ставить на блюдечко ручкой вправо. 4. Полотняные салфетки( спасательные) . Кладутся справа от собранных чайных наборов. 5. Чайные ложечки. Предложить детям вспомнить, куда их класть, просмотреть нескол ько детских предложений, остановиться на двух: • ложка справа на салфетке; • ложка в блюдце параллельно краю стола, ручкой вправо. 6. Чайник, молочник. 7. Сахарница с общей сахарной ложечкой. 8. Салфетницы с бумажными салфетками. 9. Пирог. Педагог: — Ребята, чему мы научили куклу Юлю? ( Накрывать стол к чаю. ) Кукла благодарит детей за помощь и за науку. — Ну а пока не пришли гости, предлагаю всем размять ся Игра с воздушным шариком. Дети стоят в кругу и пер сывают друг другу воздушный шарик, причём желательно! сходя со своего места. Задача: не дать коснуться ему пола. ; Пальчиковая гимн астика «Стали гномы гостей приглашать ать ». Продолжение сервировки стола к чаю. Педагог: — Как вы думаете, сколько гостей ожидает кукла Юля? По чему? ( Стол накрыт на 3 пер соны, у стола стоит 3 стула: один для хозяйки, два — для гостей. ) Пальчиковая гимнастика «Стул». Ножки, спинка Вертикально поставленная правая ладошка. И сиденье — Прижать к ней кулачок левой руки. Вот вам стул на удивленье. Вращение «стула» в вертикаль ной плоскости. Проделать несколько раз в медленном темпе, меняя руки. Поведение кукол за столом. Педагог представляет Юдиных гостей, рассаживает их за столом и начинает мини- спектакль. Юля: — Дорогие друзья, приятного вам аппетита! Куклы( за них хором отвечают дети) : — Спасибо! Действие. . . . • Незнайка схватил спасательную салфетку и засунул её себе за воротник. • Буратино начинает качаться на стуле и падает. • Незнайка стучит по тарелке и столу ложкой, изображая музыку. Потом переворачивает кружку и бьёт по ней как по барабану. * Буратино ёрзает на стуле, бегает смотреть телевизор, вы глядывает в окно. • Незнайка пьёт прямо из чайника. • Буратино наливает чай из чашки в блюдце и, громко при хлёбывая, начинает пить. • Незнайка разговаривает с набитым ртом. • Буратино надел чашку на голову. Поев, гости встали, попрощались и ушли. На столе остался беспорядок, стулья опрокинуты, салфетки разбросаны. Обсуждение увиденного. — Красиво вели себя Юлины гости? — Какое настроение стало у Юли после такого чаепития? — Пригласит ли она ещё этих гостей? — Как такие гости называются? ( Невежи. ) — Что вас возмутило в их поведении? Кукла Юля: - Оказывается, игрушки тоже бывают вежливыми и не невеж ливыми. И их тоже надо воспитывать. Придётся мне за няться их в оспитанием. А вы, друзья, воспитывайте свои игрушки! Физминутка «Буратино». Кукла прощается с детьми. Прощание. Накрываем стол к обеду. Обучение правилам сервировки стола к обеду. Педагог объявляет, что сегодня мы будем учиться накрывать стол к обеду и провер им, как наши куклы ведут себя во время еды. Накрываем стол. Педагог: - — Итак, у нас есть стол и стулья. Давайте их изобразим на пальчиках. Пальчиковые гимнастики «Стол» и «Стул». Скатерть. — Как вы думаете, посуда у нас будет та же самая, что и при чаепитии? — Что надо сделать со столом в первую очередь Вызвать ребёнка и дать ему право выбрать скатерть. Проком ментировать его выбор: отметить, что он выбрал не повседневную скатерть, а праздничную, нарядную, красивую, и стол сразу стал. . . ( Дети хором продолжают: Праздничный, нарядный, кра сивый. ) Аплодируем этому ребёнку. Мелкие столовые тарелки. — Сегодня я буду угощать ваши игрушки пловом. Поэтому я ставлю на стол мелкие столовые тарелки. Показать их, прокомментировать: они плоские, как блин. Пред ложить детям повторить название тарелок хором и по одному. — Тарелки должны быть чистые, целые, без наколов и тре щин, желательно одинаковые. Ставить их надо ближе к краю стола, но так, чтобы они не выходили за его пределы. Педагог показывает, как правильно расставлять тарелочки. Вилки. — Чем едят плов? Первобытный человек съел бы всё руками, японцы и китайцы специальными палочками( показать) , наши прапрабабушки деревянными ложками( показать) , а мы. . . ( Дети хором заканчивают: Вилками. ) — Вилки — это уже не посуда, а приборы. Куда же их поло жить? Вызывать детей по одному и предлагать им правильно разло жить вилки. Удачным вариантам — аплодировать. Обратить вни мание на то, как нести вилку( за ручку) и как её класть( зубчи ками вверх) . Глубокие столовые тарелки. — Первое блюдо у меня — лапша с курицей. Для этого мне понадобятся глубокие столовые тарелки. Показать их, сравнить с мелкими столовыми тарелками. Прокомментировать, почему они названы глубокими: для мухи или муравья — это настоящий океан, в котором можно утонуть. Предложить детям повторить название тарелок. Столовые ложки. — Чем же мы будем ест ь лапшу? Обратить внимание, что ложки бывают четырёх видов: кофей ные, чайные, десертные, столовые. Показать их все, сравнить меж ду собой. Сделать вывод, что для обеда нужна столовая ложка. Дети раскладывают ложки. Обратить внимание, как держать ложку( за ручку) и ка к её класть выпуклой стороной к столу) ; — Скажите, ложки — это посуда? — А что? ( Приборы. ) Тарелочки для хлеба. — Ребята, скажите, вы жидкое блюдо с хлебом едите? Пра вильно: плох обед, коли хлеба нет. — Ку да вы кладёте хлеб во время еды? — Прямо на скатерть? ! Это неправильно! Хлеб надо класть на специальные маленькие тарелочки или на блюдца. Их ставят слева от столовых тарелок. Стаканы. — Бывает обед без компота или с ока? ( Нет. ) Значит, буд ем ставить стаканы. Интересно, куда? ( Дети предлагают свои вари анты. ) А за столом нам об э том подскажут вилка с ложкой. Они как указательная стрелка, показывают и приказывают: «Ста вь стакан над нами! » Салфетки. — Может ли стол обойтись без бумажных салфеток? Один ребёнок ставит салфетницу с салфетками. — А спасательные салфетки нужны? Куда же их класть? Показать два варианта: под приборы или на тарелочку. Ра с сказать об искусстве склад ывания салфеток. Показать несколь ко готовых вариантов. Хлеб. — В конце ставим тарелочку с аккуратно нарезанным хлебом. Итог. — Что мы с вами сделали? ( Накрыли стол к обеду. ) Да, правильно и красиво расставили посуду и приборы. Аплодируем сами себе. Игр а- ситуация « Обед для кукол ». Закрепление правил поведения за столом. Поведение кукол за столом. Пригласить трёх кукол к сто лу. Напомнить, что вначале они должны вымыть руки. Хозяева берут своих кукол, « моют» им руки, усаживают за стол, шёпотом напоминаю т им, как себя вести, и садятся на свои места( выполнять действия за кукол далее будет педагог Педагог просит детей помо чь ему провести для кукол вкус ный урок: если куклы ведут себя хорошо, их надо хвалить — хлопать, а если плохо, то возмущаться — топать и делать заме чания. 1. Педагог желает куклам приятного аппетита, а они отвеча ют. . . ( Дети хором за кукол: «Спасибо! ») Аплодисменты. 2. Куклы кладут на колени спасательные салфетки. Апло дисменты. 3. Куклы начинают крутиться и вертеться на стульях. Дети топают и делают им замечание. Куклы исправляются. 4. Одна из кукол хватает ложку, бьёт ею по тарелке и кри чит: «Есть хочу! Давай лапшу! » Дети топают, делают замечание. Кукла исправляется. 5. Педагог разливает по тарелкам лапшу, и куклы говорят ему. . . ( Дети хором за кукол: «Спасибо! ») Аплодисменты. 6. Одна из кукол сильно мешает суп ложкой, пытаясь ос тудить его. Дети топают, делают замечание. Кукла исправля ется. 7. Другая кукла берёт кусочек хлеба и начинает крошить его в суп. Дети топают, делают замечание. Кукла исправляется. 8. Кукла начинает кусать хлеб. Дети аплодируют, а педагог делает замечание и знакомит всех с новым правилом: хлеб нельзя кусать, его надо положить в специальную хлебную тарелочку и, отламывая по кусочку, класть в рот. 9. Доедают лапшу все куклы по- разному: * одна допивает ос татки супа через край тарелки; * вторая отклоняет тарелку от себя и собирает ложкой по следние капли; * третья наклоняет тарелку к себе и собирает ложкой ос татки. Дети топают, делают замечание. Предложить детям выска заться, кто из кукол делает правильно. Пояснить, что тарелку желательно вообще никуда не отклонять. Если же суп очень по нравился, попроси добавку или, в крайнем случае, отклонить тарелку от себя. 10. Третья кукла, доев суп, положила ложку на стол. Дети топают, делают замечание. Кукла исправляет ситуацию. 11. Педагог забирает тарелки, а куклы говорят ему за лап шу. . . ( Дети хором: «Спасибо! ») Аплодисменты. 12. Педагог рекламирует второе блюдо: Кастрюля- хитрюля Нам плов сварила, Нам плов сварила, Платочком накрыла, ( Платочком накрыла И ждёт нас пождёт, И ждёт нас пождёт, Кто первым придёт? Раскладывает плов по таре лочкам, а куклы говорят ему. . . ( Дети хором: «Спасибо! ») Аплодисменты. 13. Плов куклам очень понравился, и они решили похвалить повара. Куклы хвалят плов с набитыми пищей ртами. Дети топа ют, делают замечание, вспоминают правило: Не набивай ты полный рот, а то подавишься вот- вот. Куклы исправляются. 14. Куклы решили устроить соревнование: кто быстрее доест плов. Они стали быстро заглатывать пищу не жуя. Дети топают; делают замечание, педагог говорит правило: Если будешь торопиться, Ты кушай не спеша, тогда Можешь подавиться. Вкусней покажется еда. Куклы исправляются. 15. Доев плов, одна из кукол даже облизала тарелку. Дети! топают и делают замечание. Ку кла извиняется и обещает боль ше так не делать. 16. Куклы пьют компот, а одна из них, дурачась, пуск ает в компот пузыри. Дети топают и делают замечание. Кукла ис правляется. 17. Поев, куклы вытираю т губы и пальчики салфетками( на помощь приходят хозяева кукол) . Аплодисменты. 18. Благодарят за обед. ( Хозяева за своих кукол: «Спасибо, всё было очень вкусно! ») Аплодисменты. 19. Вставая из- за стола, куклы не обращают внимания на упав шие на пол спасательные салфетки. Дети топают и делают заме чание. Куклы исправляются и получают аплодисменты. Подведение итогов. — Чем мы сегодня занимались? ( Накрывали стол к обеду и учили кукол правильному поведению за столом. ) — Всегда ли куклы вели себя красиво? — Какой вывод мы можем сделать? ( Поведению за столом надо учиться. ) — А в тех домах, где дети не умеют красиво и аккуратно кушать, заводятся. . . тараканы! Как вы думаете почему? — Как вам кажется, тараканы — приятные соседи? Конечно, нет! Особенно их боятся наши мамы. Давайте вспомним одну историю. Физминутка «Тараканы». Тараканы- усачи П одняв руки над головой, показать длинные усы. Вылезали из щели. Крадущиеся движения с оглядкой. Всё понюхали, присели, Понюхать по сторонам, полуприсесть. Видят крошку — Указать рукой вперёд. Крошку съели. Прыгнуть вперёд. А потом пошли гулять, Неторопливо ходить. Стали на столы влезать. Залезть на стульчики. К нам в тарелки прыгали, Спрыгнуть со стульчиков. Там ногами дрыгали. Сидя на коврике, дрыгать ногами перед собой. Чисто всё подъели, Встать на коленки, имитировать поедание всего вокруг себя. Сами растолстели. Ходить вперевалку, округлив руками бока. Мама в кухне появилась, Кокетливая походка мамы. Пообедать примостилась, Сесть на стульчик. Тараканов увидала, Изобразить ужас: поджать под себя ноги, голову обхватить руками. Сразу в обморок упала. Расслабиться на стульчике: Прощание. Закрепление правил поведения за столом с помощью художественного слова. Сказка «Как вести себя за столом» Жила- была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из её от крытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живёт? Можно войти? » — Входи! — ответила старушка, выглянувшая в окно. — Я здесь живу с моими внуками. Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на, валявшихся на полу, макаронах. А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все сторо ны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко сту ча вилкой, старался пронзить её насквозь. Наконец, он наколол котлету на вилку и стал её обкусывать с разных сторон. При этом он измазал себе нос и щёки и вытер их рукавом. «Фу, как противно! — подумала Даша. — Лучше сяду с де вочкой, которая пьёт компот». И тут же вскрикнула, потому что. д евочка стала выплёвывать вишнёвые косточки так далеко, что] попала ей прямо в лоб. . . — Как вам не стыдно так некрасиво есть! — в слезах крикну ла Даша. Все разом стали что- то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что они говорили с набитыми ртами. — Извините, — вздохнула Даша, — но за столом с вами си деть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла. Обсуждение услышанного. — Вам понравился конец сказки? — Поч ему? ( Девочка осталась голодной, а дети т ак и не на учились красиво себя вести. ) — Как бы вы поступили на месте девочки? — А давайте подумаем, почему эти дети такие невоспи танные? Правильно, они живут с бабушкой. Она старенькая, и у нее не хватает сил на их воспитание. Они, просто, не знают, как надо себя вести. Им никто об этом не рассказывал. Поэтому они не понимают, что их поведение безобразно и опасно! — Чем оно опасно? * Разговаривая с набитым пищей ртом, можно подавиться и даже умереть. * Разговаривая с набитым ртом, человек роняет пищу изо рта, она может попасть на соседа, да и просто видеть пере жёванную пищу неприятно. — И я бы не ушла, а осталась и попыталась научить их веж ливости. Кто бы из вас рискнул мне помочь? — Что бы вы сказали мальчику, который сильно дул на горя чий суп? — Как бы вы ему посоветовали остудить суп? ( Немного по дождать, набирать в ложку по чуть- чуть, положить сметану. . . ) — А как правильно кушать котлету? Практика. Отработать движения вилкой. Можно раздать од норазовые вилки, а можно изобразить вилку на пальчиках( ука зательный+ средний) . Проговаривая фразу «отломил, наколол, съел», несколько раз делать соответствующие движения. — А какой совет надо дать девочке, выпившей компот? Выслушать все предложенные варианты и познакомить с пра вильным: вишню из компота надо доставать ложечкой, съедать, а косточку выталкивать язычком на эту же ложечку и класть на тарелочку или блюдечко. Игра «День- ночь». А теперь мы, как и Даша, отправимся в лес. Вы будете лесными зверятами, а я лешим. Днём вы резви тесь, а ночью крепко спите. Я буду ночью вас пугать, дразнить. Кто проснётся, того утащу на болото, а кто нет, тот проспит до утра целым и невредимым. Возвращение к сказке. — Ребята, как вы думаете, если эти дети не изменятся в бли жайшее время, что с ними может произойти? — Ой, мне кажется, с ними уже что- то происходи т! Смотри те, что у них с носами? ( Они превратились в пятачки. ) — Я уже знаю об одном таком превращении. . . Отрывок из сказки И. Сыроваткиной «Чтоб не звался ты невежей». Коля чавкает, жуёт, В супе ложкою везёт, Взять салфетку он не хочет И с набитым ртом хохочет. И в сердцах сказала мама: «Ты как поросёнок прямо! » За столом, где был ребёнок, Вдруг захрюкал поросёнок. Нос — весёлый пятачок, Хвостик — загнутый крючок. Плачет мама: «Что за с вин? Где же Коля? Где мой сын? » — Страшная история? Я думаю, очень. Ребята, вы так себя не ведёте? Молодцы! — Давайте вернёмся к нашей сказке. А как вы думаете, кто, помимо бабушки и её внуков, непременно живет в этом грязном доме? ( Тараканы, мыши, муравьи. ) Сказка « Федорино горе» — Почему тараканы, мыши и муравьи поселились в этом доме? Физминутка «Тараканы». Пальчиковая гимнастика «Десять очень славных мышек». Десять очень славных мышек П оказать десять пальцев, затем на обеих руках показать «мышек»: пальцы, собранные в щепоть. Десять взять решили пышек. Показать десять пальцев, затем ладонями изобразит ь « пирожок». Печь горячую открыли, Имитация кистью: открывание печи( кисти вниз и на себя) . К сковородке подскочили, Пальцы «бегут» по столу. Лапки все пообжигали, Каждый палец по очереди отскакивает от стола. В норку к маме побежали. Неплотно сжатый кулак левойруки — «норка», туда по очереди «забегают» пальцы правой руки. При повторе гим настики менять руки. Стала мама всех лечить, Каждый палец правой руки по очереди прижимать к центру ладони левойруки, Лапки в маслице мочить. з атем наоборот. Педагог: — Мышки обожгли лапки. А что ещё можно обжечь, пробуя очень горячую еду? Первым пробовать привык Угощенья все. . . ( язык) . Всегда надо помнить: с пылу- жару хватать — не наесть ся, а обжечься. ( Выучить с детьми эту пословицу. ) Воробей. Обратить внимание детей на появившегося воробья. Воспитатель предлагает ему крошек, а он отказывается, говорит, что не голоден. — Интересно, где он успел пообедать? Давайте узнаем! Спро сите у него: «Где обедал, воробей? » Дети спрашивают, воробей( педагог) отвечает текстом стихот ворения С. Маршака «Где обедал воробей? », попутно педагог выкладывает карточки с называемыми животными. Работа с карточками над текстом. 1. Убрать иллюстрации животных и предложить детям вспом нить, у кого побывал воробей. 2. Восстановить иллюстрационный ряд. 3. Вспомнить, что у кого воробей ел. 4. Игра «Что изменилось? »: * убрать одну карточку; * поменять карточки местами; * подложить новую карточку. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА Воробей не Может обходиться без пищи более двух суток: он потребляет много энергии, так как постоянно двигается, темпера тура его тела более 40 градусов, а особых жировых запасов нет. Слон ежедневно употребляет в пищу 230 килограммов сена и выпивает 270 литров воды. Прощание. Игра- ситуация «Завтрак для всех» Методика проведения. Воспитатель держит в руках кастрюлю. Воспитатель. Сварю на завтрак кашу. Какая больше понравится моим дочкам, овсяная или гречневая? Сварю гречневую, с мясом. ( Выполняет действия, изображая варку каши и комментирует их. ) Возьму побольше крупы гречки. Промою, чтоб крупа была чистая. Теперь поставлю кастрюлю с водой на огонь. Закипела вода, но рн гречку бросать. Помешаю, пену сниму. Пусть варится. Сварилась. Добавлю отварное мясо. Масла побольше. Посолю. Попробую. Вкусно! Надо снимать с плиты. Дети, давайте кушать! ( Кормит кукол кашей. ) Кому еще дать? ( Дети подходят с игрушками и кормят их. ) Все наелись, а каши еще много осталось. Кто будет кашу есть? Все рав но осталась каша. Кому же ее предложить, как вы считаете? ( Дети предлагают варианты. ) Каша с мясом, поэтому не только людям, но и зверям она понравится. Слышите? Кто- то мяукает под дверью( под ходит к игрушке. ) Да это же котенок, он потерялся. Нет у него хозя ина. Кто тебя покормит, бедняга? ( Дети вызываются кормить котен ка. ) А там соседский песик тоже учуял кашу с мясом. Иди- иди сюда, Рекс. Лена тебя не боится, покормит. Вот какой получился необыч ный завтрак — завтрак для всех. Игра- ситуация «Что у нас на обед? » Методика проведения. Воспитатель берет на себя роль мамы. Воспитатель. Сегодня в нашей семье праздник. У дедушки день рождения. На обед придут гости. Соберемся »а общим столом. Что приготовить на обед? Сначала надо сходить в магазин. Было бы хорошо, если бы мои дети мне помогли. ( Дети подходят к маме. ) Вы мои дети? Хорошо, детки, вовремя пришли. Я как раз собиралась ид ти в магазин. Вы знаете, что у нашего дедушки сегодня день рожде ния? Что будем готовить? ( Суп. ) А еще? ( Салат, торт, компот. ) Хо рошо. Кто пойдет в магазин? Вот тебе, Ира, сумка. Купи капусты на щи. А ты, Сережа, купи хлеба. А ты, Кира, принеси муки, будем печь торт. А ты, Злата, купи овощей на салат. ( Дети уходят в магазин. ) Пришли? Давайте выкладывать продукты. Что у тебя, Ира? ( Ка пуста. ) У тебя, Сережа? ( Хлеб. ) У тебя, Кира? ( Мука. ) У тебя, Злата? ( Овощи. ) Давайте готовить. Кто будет овощи мыть? Девочки, вымойте. Ира и Кира, сварите щи. Мы с Сережей будем резать хлеб. Злата, возьми, пожалуйста, овощи и порежь их. У тебя есть нож? Какие у тебя ово щи? Помидоры, огурцы. А сладкий перец будешь класть в салат? По ложи, будет вкусно. Сережа, какой ты купил хлеб, белый или черный? Я забыла, что нет белого. Миша, помоги нам, у нашего дедушки день рождения. Мы те бя приглашаем в гости. Пожалуйста, сходи в булочную. ( Мальчик идет за хлебом. ) Вот спасибо. Ты не спешишь? Тогда помоги, пожалуйста, Сереже резать хлеб. Белый хлеб выкладывайте на отдельную тарелку. Как у нас дела? Кира и Ира, щи готовы? Вы их посолили? А пе рец нужен? Если надо, то добавьте. Теперь посмотрим, что мы сдела ли. Хлеб порезали. Салат готов. Что еще? Забыли про торт. Миша и Оля, замесите тесто. Злата, давай с тобой сделаем крем. Надо яйца с сахаром взбить. Готово. Теперь — в печь. Украсим торт вишней. Все готово? Дети, мы закончили приготовления. Что у нас получилось? Что у тебя, Ира? ( Щи. ) У тебя, Сережа? ( Красиво нарезан хлеб. ) У те бя, Злата? ( Салат. ) У вас, Миша и Оля, готов торт. Тогда можно на лить компот, его не надо варить, он уже в холодильнике. Возьми, Оля. Давайте накроем на стол. Скоро придут гости. Игра- ситуация «Варя- повариха» Программное содержание. Побуждать детей к вхождению в роль; привлекать к подготовке предметной среды для игр; заинтересовы вать разнообразием сюжетных линий в игре на одну тему; побуждать к интонационной выразительности в роли. Материалы. Предметная среда для игры в повара, костюм повар; ! . Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, разви тие речи. Ход игры Воспитатель приносит кастрюльку и говорит: «У нас есть новым повар — Варя. Она готовит еду на весь детский сад». Воспитатель проводит инсцениро вку( стихи А. Шибаева, Н. Губа новой) , используя необходимые атрибуты( сковорода, тарелки, чаш ки, стол, плита и др. ) Инсценировка «Варя- повариха» Воспитатель. Наша Варя —п овариха. И печет, и жарит лихо. Варя. Заходите на блины, Говорят, они вкусны. Воспитатель. Варя масла подливает, Снова тесто наливает. Варя. Вы попробуйте блины, Говорят, они вкусны. Воспитатель. К Варе раз пришел Барбос. Он в тарелку сунул нос. Барбос. Чую, запах превосходный! Дай блинка, ведь я голодный! Воспитатель. А потом пришел Тимошка, Попросил блинков немножко. Тимошка. Мяу! Теплые блины Мне, пожалуй, не нужны, Но сметанка превосходна. Дай сметанки, я голодный! Воспитатель. Варя чаю наливает, Всех блинами угощает. Варя. Заходите на блины, Говорят, они вкусны. В этой инсценировке могут участвовать как игрушки( Барбос, Т| мошка, Варя) , так и дети. Если инсценировка проводилась в первый раз в виде показа( сне такля) с использованием игрушек, то желательно после ее окончат побеседовать с детьми по ее сюжету( кто были герои, что они дел ли, кто просил блинов, чем угощала Варя) . Если инсценироика ч Игра «Водичка, умой мое личико! » Дидактическая задача. Формировать доброжелательное отношение друг к другу; приучать к вежливости. Игровая задача. Помочь Буратино выполнять правила поведения. Игровые правила. Имитировать правила поведения так, чтобы все узнали, какие это правила. Ход игры Воспитатель показывает ребятам картинку, на которой изображе но, как дети умываются: с удовольствием намыливают и ополаскива ют руки, лицо, при этом не мешают друг другу. Потом показывает другую картинку: дети толкаются возле умывальника, брызгают друг на друга водой, пол мокрый, дети ссорятся, их волосы взлохмачены. Воспитатель просит детей сравнить картинки и сказать, какая картинка им нравится больше. Дети отмечают, что первая картинка им нравит ся больше, а вторая им не нравится, и объясняют почему. Неожиданно в группу приходит Буратино, у которого порваны шта ны, испачкан длинный нос, сбит набок колпачок — таким он пришел с улицы. Воспитатель спрашивает: «Буратино хочет кушать, можно ли ему идти за стол? » Дети объясняют, что сначала надо умыться. Начинается игра «Умоем Буратино». Все штанишки в черных пятнах, ( Дети переглядываются и грозят пальцем. ) Ты, дружок, не аккуратен. Сбит в полосочку колпак. Нам в ответ: ( Буратино отмахивается рукой. ) — Сойдет и так! Весь в песке, в болотной тине( Буратино садится за стол. ) Был испачкан Буратино, ( Дети возмущенно переглядываются. ) Как чумазый он пришел, Так уселся он за стол. Все ребята это знают —( Дети имитируют умывание. ) Так никто не поступает, Перед каждою едой Непременно руки мой! ( Дети показывают чистые ладоши. ) Два часа от грязной тины( Дети моют Буратино. ) Отмывали Буратино, Стал наш мальчик так хорош, ( Дети хвалят Буратино. ) Так красив и так пригож. Повязал себе салфетку, ( Буратино повязывают салфетку. ) Аккуратно съел котлетку, ( Буратино дают тарелку с едой. ) Суп не вылил на кафтан И «спасибо» всем сказал. ( Буратино встает из- за стола и раскланивается. ) Дети участвуют в инсценировке, которую можно проводить как с по мощью куклы, так и с участием ребенка, играющего роль Буратино. Далее дети играют с воспитателем в игру «Что мы делаем, пока жем»: ребята выполняют движения, а Буратино отгадывает, что они делают; затем Буратино показывает движения, а дети отгадывают( мо ют руки, копают лопаткой, здороваются, прощаются, благодарят, из виняются) .

Оставить комментарий: