a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Народы, населяющие наш край»

Автор: Шугурова Наталья Евгеньевна Опубликовано: 2017-09-28 20:47:18

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 города Кузнецка

 

 

 

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей старшего возраста: «Народы, населяющие наш край».

 

 

 

 

 

Составил: музыкальный руководитель

Шугурова Н.Е.

Кузнецк, 2016г.

 

Конспект организованной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей старшего возраста: «Народы, населяющие наш край».

 

Цели и задачи занятия:

Знакомить детей с традициями, бытом ,культурой мордовского, татарского, чувашского, русского народов, воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми. Развивать расширять представления об окружающем мире, развивать музыкальные способности, формировать исполнительские навыки в области пения, движения.

Предшествующая работа: Проведен комплекс занятий на данную тему. Дети знакомились с обычаями, традициями, песенным и танцевальным творчеством. В проведении занятий помогает тесное взаимодействие с родителями, которые принесли элементы национальных костюмов, сувениры, предметы домашнего быта, выполненные в национальных традициях.

Материал и оборудование: Мультимедийная установка, красочная коробка с глобусом и картой, выставка вещей и предметов быта в национальном стиле.

Ход:

Музыкальный руководитель: Ребята посмотрите, как много к нам пришло гостей. Все собрались в нашем зале. Сегодня нас, наверное, ждет что-то очень необычное. Да и гости к нам пришли не случайно. Так в чем же дело? (Обращает внимание детей на красивую большую коробку, стоящую посередине зала). Интересно, что это за коробка?

Звучит негромкая музыка.

Голос (в аудиозаписи). Это говорю я, ваш детский сад «Дружная семейка» В этой коробке мой подарок для детей.

Музыкальный руководитель: Вот так сюрприз! Наш детский сад прислал что-то интересное нам в подарок. Спасибо тебе. Давайте посмотрим, что там? (Развязывает ленту, которой перевязана коробка, и достает глобус.) Посмотрите, какой красивый шар. А кто знает, что это такое? (Ответы детей.) Правильно это глобус. А что на нем изображено? Какие страны вы знаете? Слайд 1

-В какой стране мы живем?

- Значит мы…. (россияне).

На свете очень много стран. В каждой стране живут люди. Люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи, но все равно очень похожие друг на друга. Слайд 2 А какие представители национальностей проживают у нас в Пензенской области? (Ответы детей: русские, мордва, чуваши, татары). Поэтому звучат разные песни: и мордовские, и татарские, и русские. Попробуйте отгадать, чья музыка звучит? Звучит татарская мелодия, затем русская и мордовская - дети угадывают. Музыкальный руководитель: А на каких языках разговаривает мордовский народ? (На эрзянском и мокшанском языках). На этих языках много детских песенок, считалок, прибауток Ведущая: Традиционный костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов, образец красоты, способный поведать о старинных традициях. Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.

Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным историческим памятником. Игра «В какой одежде ходили прежде?»

Вопросы: Назовите главные части русского мужского костюма (косоворотка, порты). Как называется основная часть русского женского костюма? (сорочка, сарафан) Слайд 3 Что обозначает слово «панар»? (мордовское национальное женское платье) Слайд 4 Назовите предметы татарского народного костюма (рубаха-платье, шаровары, камзол). Слайд 5 О чем могут «рассказать» женские головные уборы? (богата или бедна владелица головного убора, замужем она или нет, где она живет)

—Я предлагаю игру «Чей головной убор?» (картинки) Слайд 6 Кокошник — …. русский женский головной убор. Калфак —…. татарский женский головной убор. Тюбетейка — …. татарский мужской головной убор. Панго —… мордовский женский головной убор. Тухья —…. чувашский женский головной убор.

Музыкальный руководитель: А сейчас – музыкальная пауза. Как будет музыка звучать, Предлагаю в круг вам встать. И под музыку народную Всем потанцевать. Дети выполняют народные танцевальные движения в соответствии с музыкой определенного народа. Музыкальный руководитель: Чем же занимались женщины Вечерами долгими в пору бездорожья? Ткачеством и вышивкой славился наш край, И трудились женщины с октября по май.

Мастерства секреты в семье передавались, И следили, чтобы они не забывались. И в наши дни узоры из старины седой Нас радуют, волнуют волшебной красотой.

Мы с вами «окунемся» в далекие года, Узорами украсим одежду без труда.

Игра «Укрась предмет национальной одежды». Татарские сапоги – ичиги. Чувашский женский головной убор – тухья. Русская мужская рубаха – косоворотка. Мордовское женское платье – панар.

Музыкальный руководитель: — Ой, я ходила на базар, принесла домой товар. Посмотри, какой платок – посередочке цветок. Ах, каким узором вышит! Вам ведь нравится такой?! Сейчас девицы – девицы станцуют танец непростой.

Исполняется «Танец с платками» («Русская плясовая» обр. Г,Короткова. Слайд 7 Музыкальный руководитель: А в танце можно выразить красоту человека? Через что? (Ответы детей: Через движения, костюм, осанку, мимику). А какие мордовские танцевальные движения вы можете назвать и показать? (Ответы и показ детей: «Вертушок», «Лепешки», «Солнышко», «Замочек» и т.д.). Посмотрим, как это делают девушки из ансамбля «Морденс». DVD – просмотр Музыкальный руководитель: А какая музыка живет в нашем крае? (Ответы детей: Народная, профессиональная). Кто ее сочиняет? (Ответы детей: Народ, композиторы). Вы любите ее слушать и петь? (Да!) И в народной музыке и в авторской все напоминает нам о самом главном – только здесь родимая земля, здесь мы родились и живем, здесь наши близкие и здесь наши корни. И недаром говорят: «Человек без Родины – что соловей без песни!». Так давайте каждый день встречать новый рассвет, который несет мир нашему дому, дому наших друзей и близких, в том месте, где мы живем! Слайд 8

Музыкальный руководитель: — Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышим в детстве. И на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где все ему кажется особенным и родным.

Ребенок: «О, край ты мой! О, Родина моя! Как ты мила мне, как прелестна! Как ты красива и чудесна!» — Скажу я это не тая. О, Родина, ты славилась веками! Тебя народы славили твои Поэмами и прозою, стихами И песни в дар тебе несли. Когда смотрю я вдаль на чудо, На красоту земли твоей, И понимаю я, что в мире

Нет места ближе и родней. Я знаю, что ничто на свете Не разлучит меня с тобой. Мы все твои навеки дети, Гордимся мы родной землей! (Н. Агишева) Дети исполняют песню «Родина» муз. И сл. Н.Орлровой..

Музыкальный руководитель: Очень много людей разных национальностей живут у нас в Пензенском крае. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. И в нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, играют. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат».

Что для жизни нужно? Солнце! Солнце! Что для дружбы нужно? Сердце! Сердце! Что для сердца нужно? Счастье! Счастье! Что для счастья нужно? Мир! Мир! (М. Садовский) А сейчас, честной народ, Всех приглашаю в большой хоровод! Исполняется «Большой хоровод» сл. А.Жигалкина и А.Хайта; муз. Б.Савельева.

Музыкальный руководитель: Ну что ребята вам понравилось сегодняшнее занятие?

Голос (детского сада) Я очень рад, что вам понравился мой подарок. Живите дружно, изучайте нашу планету, берегите ее, дружите со всеми людьми.

Оставить комментарий: