a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дошкольное образовательное учреждение как открытая социально- педагогическая система. Содержание и формы взаимодействия детского сада с социумом.

Опубликовано: 2014-10-08 18:17:33

Документы для скачивания

Дошкольное образовательное учреждение как открытая социально- педагогическая система. Содержание и формы взаимодействия детского сада с социумом. Современная социально- политическая ситуация диктует определенный социальный заказ образовательным учреждениям, которые являются одним из институтов социализации подрастающего поколения. Вследствие этого одной из актуальных задач становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей. Успех социально- педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от того, насколько эффективно происходит его взаимодействие с окружающим социумом и как используется его положительный потенциал. Дошкольное образовательное учреждение — это открытая социально- педагогическая система, в которой происходит взаимодействие с окружающей микросредой( социумом) , различными социальными институтами( семья, учреждения дополнительного образования, клубы, библиотеки, общественные организации, учреждения местной власти и т. п. ) . Взаимоотношения участников социально- педагогической системы строятся на основе совместной деятельности, которые выполняют социализирующую функцию. И именно такое учреждение обеспечивает необходимые условия для самореализации личности, формирует свободного гражданина и патриота своей Родины. В дошкольном образовательном учреждении жизнь детей выстроена таким образом, что она подчиняется законам целенаправленного процесса социализации личности, тогда как детсадиковская среда стихийно влияет на социализацию ребенка, следовательно, ее последствия невозможно предугадать. А возникающие проблемы ребенка, семьи, социума заставляют учреждение образования и социальных педагогов становиться действенными защитниками интересов детей. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения с тановится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.   На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка- дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружа ющие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотноше ния — родственные, дружеские, профессионально- трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в об ществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жиз ненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.   Современная социализация имеет свою специфику, обуслов ленную как глобальными процессами, происходящими в миро вом сообществе( разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, ком пьютеризация всех сфер жизни и т. д. ) , так и особенностями со циально- экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.   В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школой и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы.   Знакомство с   родным селом начинается с дет ского сада, который является час тью их социальной инфраструкту ры. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. Детский сад представляет собой «социальный мир в ми ниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, меди цина, физкультура и спорт и т. п. Поэтому детский сад является весьма важ ным этапом в их ознакомлении с со циумом. Мы, учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стара емся максимально стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.   Проведение экскурсий и прогулок по селу  является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы, но, к сожалению, в настоящее время это стало весьма проблематичным и даже опасным. В решении этой проблемы большую помощь оказывают родители. Мы провод им беседы и консультации для родителей, знакомят их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Оно:  осуществляет взаимодействие со средой;  гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;  предоставляет широкий спектр образовательных услуг. При этом задействованы два направления:  использование средств и взаимодействие детского сада  возможностей педагогического с различными социальными коллектива институтами Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов: 1. учета запросов общественности, 2. принятия политики детского сада социумом, 3. формирования содержания обязанностей детского сада и социума, 4. сохранения имиджа учреждения в обществе, 5. установления коммуникаций между детским садом и социумом. Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно- образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Система организации совместной деятельности МДОУ с социальными институтами:  заключение договора о совместной работе  составление плана совместной работы  информирование родителей о проводимых мероприятиях  активное участие родителей в запланированных мероприятиях  проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений  совместные совещания по итогам учебного года Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:  семья;  образовательные учреждения: средняя школа, музыкальная школа,  культурно- общественные учреждения: библиотека, спортивный комплекс, Дом детского творчества,  медико- оздоровительные организации: детское поликлиническое отделение. Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой, врач- педиатр информируют родителей и педагогов о необх одимости оказания помощи детям. В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую. Взаимодействие детского сада и школы носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с центральной детской библиотекой. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Задачи художественно- эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства музыкальная школа- это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Педагоги и учащиеся музыкальной школы проводят огромную творческую работу со своими маленькими зрителями, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник. Хотелось бы наладить связь со спортивным комплексом, который способствует не только развитию и популяризации детского спорта, но и повышению уровня интеллекта воспитанников детского сада. Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно- воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада. Объединение усилий детского сада и родителей в процессе воспитания детей составляет непростую задачу, решение которой заключается в создании особой формы общения" доверительный деловой контакт" . Эта работа предполагает несколько этапов: 1. Трансляция родителям положительного образа ребенка способствует возникновению доброжелательных отношений с установкой на будущеесотрудничество. Цель: установление доверительных отношений с родителями. 2. Трансляция родителям знаний, которые могли бы быть полезными в семье. Цель: формирование и подкрепление установки к сотрудничеству. 3. Ознакомление воспитателем родителей с проблемами семьи в воспитании ребенка. Цель: ознакомление воспитателя с проблемами семьи. 4. Совместные исследования и формирование личности ребенка под девизом: " Давайте узнавать вместе" . Цель: перестройка собственных стереотипов общения с ребенком. Детский сад работает в тесном контакте с родительским комитетом, задачами которого являются:  изучение социума,  выявление неблагополучных семей,  посещение семей на дому,  индивидуальные беседы с родителями по необходимости. Система сотрудничества педагогов и родителей:  Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье.  Сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций.  Разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей.  Оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы взаимодействия.  Накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей.  Развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи.  Эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей. Мы активно изучаем формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества. В планировании работы мы учитываем\ уровень педагогической культуры семей, а также социальный запрос родителей( интересы, нужды, потребности) . Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОУ как" помощника" семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление к диалогу. Родители с каждым годом активнее принимают участие в жизни дошкольного учреждения, в укреплении и расширении материально- технической базы. Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка- дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.  

Оставить комментарий: