Положение о работе "Музея русского быта".

Опубликовано: 19:06:57 11-10-2014

 

                                                                Принят педагогическим советом                 

                                                                МБДОУ д/сад «Теремок»

                                                                Утвержден:                                                                     

                                                                 Заведующая: Руденок Елена Александровна

Положение о работе «Музея русского быта»

  1.    Настоящее Положениепризванно регулировать организацию работы "Музея русского быта" в МБДОУ д.с    "Теремок".

      1.2.  В свой деятельности по организации работы музея ДОУ руководствуется Типовым Положением ДОУ, 

            Уставом ДОУ.

      1.3. Основные задачи: использование культурных ценностей города и края для развития детей дошкольного 

             возраста; содействие в организации и проведение учебно-воспитательного процесса; охрана и пропаганда

             памятников истории, культуры, родного края; активная экскурсионо-массовая работа с детьми дошкольного

             возраста, воспитание патриотизма, бережного отношения к традициям, истории своего народа.

      2.  Порядок организации музея ДОУ:

      2.1.Создание музея является результатом творческо-поисковой работы педагогов ДОУ по теме,связанной с 

             историей, культурой родного края при наличии: руководителя- старшего воспитателя; активного участия 

             педколлектива; экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям; 

             специально оборудованного места для музея в ДОУ;

      2.2. Профиль музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций.

             Дошкольный музей имеет профили: исторический, краеведческий, литературный, художественный, 

             наролного творчества.

      2.3. Вопрос об открытии музея решается педагогическим советом.

      3.   Организация образовательного процесса.

      3.1.- включает гибкое содержание, обеспечивающие индивидуально-личностно-ориентированное развитие 

              детей;

      3.2.-организация воспитательно-образовательной работы предусматривает создание условий для развития

             различных видов деятельности с учётом возможностей, интересов, потребностей детей.

 

 План  мероприятий

 

п/н

Тема

Группы

Цель

Сроки проведения

 1

«Здравствуй, музей»

Средняя, старшая, подготовительная к школе группы

Формировать элементарные представления о музеи, изучить основные правила поведения в музеи

октябрь

 2

Чтение сказок, пение русских частушек, заучивание стихотворений, скороговорок

Все

Приобщать к русскому фольклору, развивать речь

В течения года

 3

Знакомство с русским бытом

«Как жили наши бабушки и дедушки» (экскурсия в музей ДОУ)

II младшая – подготовительная к школе группы

Познакомить к русским бытом

декабрь

 4

Рассматривание иллюстраций на тему «Русская изба»

Старший возраст

Познакомить с предметами быта (утварь, одежда и т.д.)

январь

 5

Рассматривание экспонатов музея, связанных с трудом людей в старину

Старший возраст

Воспитывать уважение к труду людей, интерес к истории родного края

январь

 6

Фольклорное развлечение

Старший возраст

Знакомить с русскими народными традициями, обогащать словарь детей

Февраль

 7

Вечер загадок. Викторина «Угадай, что это?»

Старший возраст

Закреплять новые слова в речи детей, развивать мышление, логику

Апрель

 

 Темы:

   I   Здравствуй, музей !

Цель: формировать элементарные представления о музее; изучить основные правила поведения в музее; воспитывать познавательную активность.

Ход экскурсии.

Что такое музей? Что там делают? Как называют людей, которые приходят в музей? (Посетители)  Кто из вас бывал в музее? Как он назывался? Что вам там запомнилось?

Музеи бывают разные. Есть большие музеи, есть маленькие. У нас в д/с тоже открылся музей. Как вы думаете, большой он или маленький? Наш музей называется так: «Мини – музей русского быта». Как вы понимаете слово «быт»? Быт – это необходимые для жизни предметы. В нашем музее собраны некоторые предметы русского быта, которыми пользовались в старину ваши прабабушки и прадедушки. Эти предметы собирали многие люди, чтобы вы знали историю нашего края, научились правильно называть предметы, и знали их назначение. В музей обычно приходит много людей и каждый рассматривает то, что его интересует. Как же нужно вести себя в музее, чтобы не мешать  другим? Как вы думаете, можно ли брать в руки музейные экспонаты? Не всегда, некоторые экспонаты находятся за стеклом, их можно только рассматривать.  Почему?  (Некоторые очень ценные, некоторые очень ветхие, поэтому на них можно только смотреть). В нашем музее можно будет подержать в руках любой предмет, чтобы лучше его рассмотреть, но по разрешению взрослого.

Сегодня мы с вами рассмотрим и назовем все экспонаты нашего музея, а в следующий раз вы услышите историю экспонатов.

Показ всех предметов музея. Дети называют их, при затруднении предметы называет педагог.

Итог: как называется наш маленький музей? Что в нём находится? Какие экспонаты вы запомнили? Понравилось ли вам в музее?

II «Как жили наши  бабушки и дедушки» 

        образовательные задачи:

познакомить детей с русским бытом; показать экспонаты музея: кухонную утварь, посуду; дать представления о ней, обогатить словарь детей;

Воспитательные задачи;

Воспитывать уважения к истории родного края, патриотические чувства, бережное отношения к традициям.

                                Ход занятия

Педагог вносит иллюстрации с изображениями русской избы, кухонной утвари. Предлагает  детям назвать предметы, при затруднении – называет сам.

Читает стихотворение:

 

Спрашивает детей, кто из них видел такие предметы? Где? Почему они выставлены в музее? Для чего музей приобретает их? Эти предметы – часть нашей истории, культуры. Они рассказывают нам о том, как жили наши предки, когда не было  современной кухонной техники, посуды. Они использовали эту кухонную утварь в повседневной жизни. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться ею хозяйкам? Могли ли они быстро приготовить обед, постирать и погладить бельё, сшить одежду? Предлагаю вам пройти в музей детского сада и рассмотреть некоторые экспонаты, использовавшиеся в русской избе. Вспомним правило поведения в музее.

Педагог показывает предметы кухонной утвари, дети рассматривают, называют предметы. Дидактическая игра « Что раньше – что сейчас». Педагог называет предмет старины, дети – современный аналог.

Итог: где мы побывали сегодня? Что вам запомнилось в музее? Почему? Предлагаю вам нарисовать запомнившиеся экспонаты в подарок для музея или создать коллективный коллаж. 

III  Рассматривание экспонатов музея, связанных с трудом людей в старину.

 

Образовательные задачи: знакомить  с предметами, орудиями труда, использовавшимися в старину; расширять кругозор детей, обогащать словарь.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к народным русским традициям, пробуждать интерес к историческому прошлому родного края.

 

                        Ход экскурсии.

Педагог спрашивает детей, какие профессии людей они  знают? Какие предметы, инструменты, орудия труда нужны людям  таких профессий: швеи, вязальщицы, ткачихи, парикмахера,  повара? Отгадайте загадки и найдите отгадки к ним, в нашем музеи.

 

            1. Маленький кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок)

            2. Нос стальной, хвост льняной.          (Иголка с ниткой)

            3. Четыре ноги, два уха, один нос да брюха.   (Самовар)                                                           

            4. Был я на копане, был я на топане,

               Был на пожаре, был на базаре,

               Молод был – сколько душ кормил,

               Сколько лет терпел, ничего сам не ел,

               А как упал, так и пропал.            (Горшок)

           5. Деревянная подружка, без неё мы как без рук,

               На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.

               Кашу носит прямо в рот и обжечься не даёт.          (Ложка)                               

           6. В полотняной стране по реке Простыне

              Плывёт пароход то назад, то вперёд,

              А за ним такая гладь –

              Ни морщинки не видать.         (Утюг)

 

Дети отгадывают загадки, находят отгадки на полках музея.

Рассматривают экспонаты, слушают рассказ педагога о названных экспонатах.

Беседа по вопросам:

а) Для чего нужен утюг?   Похож ли он на современный?   Чем отличается?

б) У кого дома есть самовар? Для чего он служит? Как вы думаете, как нагревалась вода в самоваре? Быстро это происходило или нет? Почему? Вкусным ли был чай из самовара?  Что подавали к чаю?

в) Приходилось ли кому из вас видеть такие горшки? Где? Для чего служил горшок? А что сейчас служит для этой цели?

В горшке молоко дольше не прокисает, остаётся свежим. В горшках хранили и другие продукты питания.

Рассматривание орудий труда на иллюстрациях,  разговор с детьми по содержанию иллюстраций.

Итог экскурсии. Что интересного вы увидели сегодня в музеи? Давайте назовём экспонаты – орудия труда – нашего музея.

IV Вечер загадок.

Викторина «Угадай, что это?»

Познавательные задачи: закреплять полученные знания о русском быте; активировать словарь детей; пробуждать интерес к истории своего края. Воспитательные задачи; воспитывать интерес к истории, культуре родного края, бережное отношение к народным традициям, экспонатам музея.

Ход викторины.

Педагог в костюме бабушки приглашает детей на «посиделки».  А что такое посиделки?  Вот и я сегодня рада видеть вас у себя в гостях.  На посиделках – то и трудились, и веселились себе на потеху, другим на забаву. «Кто любит труд, того везде в гости ждут». Покажите и вы, гости дорогие, свое умение, порадуйте хозяйку.

Девочки – вышивальщицы: Вышьем мы для вас платок – распрекрасный уголок (вышивают).

Хозяйка.   А я вам загадку загадаю, а вы отгадать должны. «Нос стальной, хвост льняной». Молодцы! А вот еще загадка, потруднее будет: «Это что же за девица, не швея, но мастерица, сама тонкая, очень ловкая, свяжет враз носки для вас! (Спица) Какие у меня сегодня гости золотые! Наши девицы – красавицы, труженицы, без дела не сидят, по сторонам зря не глядят. А молодцы наши и того краше. Ну – ка, покажите свою удаль, свою силу.

Игра «перетяни канат».

А попрошу – ка я вас, молодцы, мне помочь. Заготовила я дров, а  расколоть их некому. Игровое упражнение « Колка дров».

Хозяйка: Вот, спасибо, детвора, дров – то целая гора!

Теперь ваша очередь загадки отгадывать.

Первая загадка такая.

Ела, ела, дуб, расколола зуб, зуб (Пила)

А вторая – вот такая.

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (Топор)

Все загадки вы мои отгадали, всю работу выполнили. А как в пословице молвится: Сделал дело - … гуляй смело. Выходите, будем играть да плясать. Народная игра «Плетень».

Хоровод.

Хозяйка: Хорошо потрудились, хорошо повеселились, а теперь, детвора, нам прощаться пора!

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: