a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сценарий урока "Свойства музыкальных звуков" (1 класс)

Автор: Раскатова Галина Сергеевна Опубликовано: 2017-10-15 19:31:08

Конспект откры того урока по сольфеджио в 1 «В » классе( использованием игровых технологий) Тема урока: «Свойства музыкальных звуков» Цели и задачи: Закрепить основные свойства музыкальных звуков( высота и долгота) Проверить уровень знания детьми нот первой октавы и длительностей. Закрепить умение детей записывать ноты определенными длительностями. Развивать музыкальный слух: слышать направление движения мелодии, уметь различать устойчивые и неустойчивые звуки, устойчивые звуки и тонику. Закрепить изученные теоретические понятия. Активизировать деятельность детей, используя различные формы деятельности. Развивать устойчивый интерес к предмету «сольфеджио». План урока Организационный момент. Повторение разновидностей звуков вокруг нас – шумовых и музыкальных. Повторение свойств музыкальных звуков – высота и долгота. Повтор расположения нот на нотном стане и песенки про ноты. Разгадывание ребусов. Повтор длительностей, стиха про них. Проверка знания детьми нот и длительностей( по- одному у доски) . Игра на соотношение длительностей: что короче? Что длиннее? ( устно) Решение примеров на длительности. Физкультминутка. Повторение гаммы Д о мажор – пение, тетрахорды. Игра «Угадай- ка»: Н↑, Н↓, В ↓, В↑. При проверке пропеть нотами. Повторение устойчивых звуков, тоники, трезвучия. Упр. на определение устойчивости звуков. Повтор неустойчивых звуков, песенки про неустойчивые звуки. Игра «Музыкальное эхо»: повторить неустойчивый звук и его разрешение нотами( после проигрывания их на инструменте) . Повторить про пульс в музыке. Опрос домашнего задания. Итоги урока. Ход урока Организационный момент( приветствие, распевание) . У. – Дети, сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю отправиться в удивительную страну « Звукляндию ». Как вы думаете, кто живет в этой стране? ( - Звуки) . У. – Скажите, пожалуйста, какие бывают звуки? ( - Музыкальные и немузыкальные, т. е. шумовые) . У. – как вы думаете, какие звуки живут в стране « Звукляндия »? ( - Музыкальные) . Верно! У. – Давайте вспомним, чем отличаются музыкальные звуки от шумовых? Какие 2 отличительных свойства имеют музыкальные звуки? ( - Высота и долгота) . У. –Какие звуки бывают по высоте? ( - Высокие, средние и низкие. ) Предлагаю поиграть в игру: «Угадай, кто выше» Дети сравнивают 2 звука по высоте. У. – А теперь угадайте, кто ниже? ( Игра продолжается. ) Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем записывается высота звука? ( - Нотами) У. – Сколько нот вы знаете? ( 7) . Перечислите их. – Как называется дом, в котором живут ноты? ( - Нотный стан) . - Покажите на ручном нотном стане ноты: соль, ми, ре, ля, фа, си. Молодцы! Давайте вспомним и споем песенку о нотах( с показом на ручном нотном стане) . У. – Я приготовила для вас загадки. Если правильно отгадаете загадку, то появится картинка с отгадкой. ( Разгадывание ребусов с нотами с использованием компьютерной презентации) . 4. – Следующий вопрос: кто скажет, чем записывается долгота звука? ( - Длительностями) . - Перечислите все известные вам длительности. ( Ответы детей) . - Давайте вспомним стихотворение про длительности. - Вновь предлагаю поиграть. Игра «Что короче? », «Что длиннее? »( на соотношение длительностей. ) - Следующее задание будем выполнять письменно в тетрадях и на доске. Вам необходимо записать ноты определенной длительности. ( Дети по- одному выходят к доске выполнять задание, остальные пишут в тетрадях. Затем проверяют правильность выполнения) . - Дети, поднимите, пожалуйста, руку те, кто любит математику. Сейчас мы будем с вами решать примеры, но примеры у нас будут музыкальные. ( Используется презентация) - Молодцы! Со всеми заданиями успешно справились. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Игры: «Хлопни, как я» «Хлопни вместе со мной» У. – Если нотки встали в ряд, получился…? ( - звукоряд) . Давайте споём звукоряд от ноты «до». У. – Как еще можно назвать звукоряд «До»? ( - Гамма Д о мажор) . - Сколько звуков в гамме Д о мажор? ( 8) . А почему? Нот ведь всего 7. ( - Нота «до» повторяется 2 раза) . У. – На какие 2 отрезка делится гамма? ( - на 2 тетрахорда) . - Сколько звуков в каждом тетрахорде? ( - по 4 звука) - Как называются тетрахорды? ( - нижний и верхний) - Назовите нижний тетрахорд. ( Ответы детей) - Назовите верхний тетрахорд. ( Ответы детей) У. – Играем в игру «Угадай- ка»( устно) . Н↑, Н↓, В↓, В↑( при проверке детям предлагается пропеть нотами) . У. –Скажите, пожалуйста, почему гамма До мажор называется именно До мажор? ( Она начинается с ноты «до» и заканчивается нотой «до») . У. – Чем является нота До в гамме? ( - Тоникой) . - Что такое тоника? ( - Самый устойчивый звук) . - Кроме тоники, какие звуки в гамме являются устойчивыми, опорными звуками? ( III и V ступени) . - Давайте послушаем небольшие мелодии и определим, какая из них закончилась на тонике, а какая на устойчивом звуке? У. – Мы повторили с вами про устойчивые звуки. Давайте еще раз назовем их. ( До, ми, соль) . У. – Все остальные звуки- …( неустойчивые) . Назовите их. - Можно ли на неустойчивом звуке закончить песенку? ( - Нет) . - Почему? ( - Песенка будет незавершенной) . - Попробуем различить на слух: устойчивый звук или неустойчивый. ( Детям предлагается ладошкой показывать неуст. звук, а кулачком – устойчивый) . У. – Про неустойчивые звуки мы тоже знаем с вами песенку. Давайте её споем. Песенка «Неустойчивые звуки» У. –И вновь предлагаю поиграть в любимую вашу игру «Музыкальное эхо». ( Играется неустойчивый звук с разрешением, дети пою т( как эхо) нотами) . 8. У. – На прошлом уроке мы с вами узнали, что музыка – это живое существо. И у неё, как и у человека, есть сердце, моторчик, который называется пульс. Пульс можно прохлопать, простучать, исполнить на детском шумовом инструменте. У. – Скажите, пожалуйста, какими должны быть удары в пульсе? ( - ровные, одинаковые, равномерные) . У. – Давайте вспомним, какое было д/ з? ( Прохлопать пульс в любой песенке) . Опрос домашнего задания. У. – Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итог нашего урока. Дети оценивают, интересно ли им было на уроке, а также свою работу на уроке. Затем педагог анализирует работу детей на уроке и выставляет оценки.

Оставить комментарий: