a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НОД "Одежда наших предков" воспитатель Нестеренко Ирина Евгеньевна

Опубликовано: 2014-10-12 21:57:10

Нестеренко И.Е.  воспитатель

МБДОУ «Детский сад с. Купино

 Шебекинского района  Белгородской области»

 

 

 

 

Комплексное занятие по приобщению дошкольников к традициям русского народа

 

Тема: « Одежда наших предков»

 

Интегрированные образовательные области

 •  «Познание»

 • «Коммуникация»

 • «Социализация»

 • «Художественное творчество»

 • «Безопасность»

 • «Музыка»

Виды деятельности

 • Игровая

 • Коммуникативная

 • Познавательная

 • Продуктивная

 • Музыкально-художественная деятельность;

 

Цель: закрепить знание детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями его изготовления и применения; рассказать о значении узоров-оберегов; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; развивать у детей речь, мелкую моторику рук, творческие способности  в разных видах деятельности.

 

Задачи:

в области обучения – закреплять знание о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма;

в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность;

формировать образную речь; обогащать словарь;

в области воспитания – прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

Формируемые представления:

1) Быт русского народа

2) Русский костюм (элементы: сарафан, рубаха, порты, кокошник, лапти, пояс-кушак)

3) Русский характер (весёлость, удаль, гостеприимство)

4) Обычай (когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник).

Методические приёмы: метод музыкального сопровождения, метод художественного слова, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассматривание, беседа, метод вхождения в образ.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии «Во поле березонька стояла», «Ой, ниточка тоненькая», «Лен».

Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле (терем, лавочки, колодец, коромысло с вёдрами, самовар, рушник, каравай, народные музыкальные инструменты, расписные столы, плетень, нитки, иголки, ножницы, игольница, тарелочки).

Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение музея, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц. Разучивание попевок, песен. Работа над движениями в хороводах.

Обогащение словаря: Кокошник, пояс-кушак, рубаха, сарафан, порты, понева, распашная понева, глухая понева, косоворотка.

 

 

 

 

Ход занятия

 

Зал оформлен в русском стиле. Выходят мальчики со свистульками, бубном, зазывают. Девочки в русских костюмах находятся в тереме.

 

1-й мальчик

Ото всех дверей!

Ото всех ворот,

Приходи скорей, народ!

2-й мальчик

Приходи – кому охота!

А кому неохота – тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

 

Воспитатель в русском костюме с ряжеными детьми заходят под русскую мелодию, встают около лавочки.

 

 1-й мальчик

Заиграй-ка, балалайка,

Заиграй-ка, звончата!

Дома ли Дарьюшка,

Дома ли Настенька,

 Дома ли Александра,

Дома ли душенька Ангелина?

Девочки (выглядывают из терема). Мы туточки!

2-й мальчик

Красны девицы,

Выходите погулять,

Себя показать!

 

Под народную мелодию мальчики ведут девочек, садятся на лавочки.

Воспитатель в русском костюме:

Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые.

Девочка: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе!

Хозяйка: Спасибо за приглашение! С удовольствием останусь у вас на беседе и хозяйкой буду. Только скажите, на какую беседу вы собрались?

Девочка: А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской одежде рассказать.

- А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (русский народный). Посмотрите, какой он красивый.

 - Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.

 - Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!

 Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук).

(дети вместе с воспитателем рассматривают народную одежду)

(достает рубаху.) Что это такое?

Дети отвечают.

Хозяйка  достает сарафан, юбку-поневу, порты, передник. Дети называют.

Дети, как все это назвать одним словом?

Дети. Одежда.

Хозяйка. Правильно, это одежда. Похожа ли эта одежда на вашу?

Дети отвечают.

Такую одежду носили крестьяне. Называют ее русским народным костюмом.

Посмотрите на эту рубаху. Как вы думаете, кто носил такую рубаху?

 Такую рубаху носили и девушки, и женщины, и маленькие дети. Это женская рубаха. Смотрите, какая она длинная – до пят.

-  Как видите ребята, одежда русских людей в старину была удобной икрасивой. Где-же брали люди одежду? (сами делали). Кто скажет, из какой ткани шили одежду?

-        Из льняной.

Ребята, мы с вами уже рассматривали льняную ткань. Давайте вспомним, какая она? Чем хороша и чем плоха льняная ткань?      

Ответы детей: «Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна, в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит».

«Плоха она тем, что быстро мнется и с трудом разглаживается».

-«А какой цвет имеет льняная ткань?»

-        Серый.

Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Что делать?

Покрасить.

А чем? Где взять краски   для окрашивания ткани?

Дети отвечают, что в то время люди использовали растения зверобой, василек, листья березы, шелуху лука, чернику.

- А как называли людей, которые красили ткань?      

- Крашенники

(«Зверобой - красный цвет - означая - праздник, радость, тепло), (лук - желтый - цвет солнца, богатства (коричневый - символ земли - кормилицы; (василек - голубой - символ неба, молодости;(зеленый - цвет травы, растений, природы).

Дети, нравится вам такая рубаха? Какая она?

Раньше на Руси крестьянки носили такие рубахи. Каждая женщина старалась ее украсить. Вот эта украшена вышивкой. Маленькие дети тоже носили длинные рубахи до пят. Их одежда состояла из одной этой рубахи. Шили ее не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Эта материя не только мягкая, но считалось, что она охраняет ребенка. Рубаху носили и мальчики и девочки. Когда девочка подрастала, ее костюм дополнялся новым предметом одежды.

 

 

Как вы думаете, что еще носила девушка кроме рубахи?

Молодая девушка поверх рубахи надевала сарафан. Посмотрите, какие красивые сарафаны носили девушки. Сарафаны тоже шили из льняного полотна, но полотно для сарафана окрашивали. Каждая девушка украшала свой сарафан по-разному: кто-то вышивал, кто-то нашивал ленты, тесьму. Вышивка и другие украшения служили оберегом. Считалось, что это сбережет девушку от разных неприятностей.

Из чего состоял костюм девушки?

Такую одежду – рубаху и сарафан – носила молодая девушка. Шло время, пора девушке замуж выходить. Замужняя женщина уже носила другой костюм. Вместо сарафана на рубаху надевалась понева. Понева – это юбка.

Поневы были разные. Эту называли распашной. Видите, дети, она просто запахивается. Но еще были поневы глухие. Они не запахивались, а надевались через голову. Глухие поневы еще больше похожи на современные юбки. Часто они были в клетку, в полоску, украшались вышивкой. Это, дети, женский народный костюм.

- В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По  нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.

 - Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).

 - А причёски? (коса или распущенные волосы).

 -Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком).

 - Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие.

Мы побеседовали с вами о детском костюме, костюме девушки, замужней женщины. Чтобы сшить такой костюм, необходимо время, а также старание и труд.

Чем отличался костюм девушки от костюма женщины?

Ответ: девушка поверх рубахи одевала сарафан, а женщина одевала юбку поневу.

В Древней Руси юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хоровод. Вот и мы с вами сейчас немного отдохнем.

«Делу время, а потехе час»

Хоровод «Во поле березонька стояла»

Хозяйка: мы с вами отдохнули и продолжим наш рассказ теперь уже про мужскую одежду.

 Чем мужская рубаха отличается от женской?

Мужская рубаха короче женской. Она по колено. Мужские рубахи также оформляли вышивкой или тесьмой. Эти украшения оберегали и делали безопасными все отверстия: ворот, подол, рукава.

Вышивки на руках оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.

Узоры на груди оберегали легкие и сердце, на подоле – не давали злой силе подобраться снизу.

Рукава длинные и широкие.

Чем отличается старинная рубаха от современной?

Ворот у нее особенный, выкроен сбоку горловины. И поэтому

она называлась косоворотка.

И обязательным предметом мужского костюма был пояс - кушак. Считали, что с поясом теплее, ветер не задувает. Ходить без него считалось плохим тоном. К нему часто подвешивали ключи и даже инструменты.

А это штаны, еще их называли порты или портки. А сейчас этот предмет одежды как называют?

Штаны иногда тоже отделывали вышивкой, но чаще они были без украшений.

Из чего состоял мужской костюм? (из рубахи, штанов, пояс-кушак)

Хозяйка:  Что за узор вышит на одежде?

Дети: Орнамент.

Хозяйка: В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл. Например, красные круги – символ солнца, крест – это тоже символ солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие). На что похож этот знак? (показывает волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды. Другой знак – засеянное поле (квадраты, а в них точки), означает богатство и плодородие, ромб – символ земли, плодородия, цветы – символ богатства.- Даже цвета имели своё значение:

Красный – благополучие

Жёлтый – тепло и ласка

Синий – радость

Чёрный – богатство

Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. 

Хозяйка. На ноги наматывали онучи и обували лапти.

-Вот лапти. Что же это за  обувь, мягкая, удобная да с завязочками? Эту обувь носили в старину наши прадедушки и прабабушки. Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком. Лапти плели по–разному и рисунок получался разный.

 -Для того, чтобы лапти были красивыми и удобными, необходимы были умения, которые передавались от старого деда к молодому парню.

 -Какого цвета лапти? Знаете ли вы, из какого материала плели лапти? Попробуйте отгадать загадку:

 С моего цветка берет

 Пчелка самый вкусный мед.

 А меня все ж обижают-

 Шкурку тонкую сдирают.

 (Липа)

 -Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Вот поэтому в старину лапти звали еще и по-другому: лыченица. А как еще можно назвать лапти? (Лапоточки, лапотки). А еще лапти плели из бересты. Такие лапти считались праздничными.

-Лапти очень легкие. Нога в них не парится, не потеет, так как через дырочки плетения проходит воздух, ноги «дышат». А чтобы они не сваливались, у них есть завязочки.

 -Лапти носили и летом, и зимой. Как вы думаете, долго ли можно лапти

проносить? Лапти имели очень короткий срок службы. Летом снашивали за три дня, а зимой за десять дней. Почему? (Летом много работали, далеко ходили, машин не было). Представьте, сколько зимних вечеров было потрачено, чтобы обеспечить семью такой обувью.

Вот сколько интересных вещей показал нам сундук.

Самостоятельная работа детей.

А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси.

Мальчики будут украшать пояс-кушак кистями  из ниток, а девочки девичий головной убор помпонами.

Но, прежде чем приступить к работе, повторим, как нужно обращаться с иголкой и ножницами.

Дети вместе с хозяйкой повторяют ТБ при работе с иголкой и ножницами.

Хозяйка:

          Работать ножницами можно,

 Но только очень осторожно.

 Не бегай с ними ты по залу,

 Так можно сделать себе рану.

 Коль просит кто – то, не зевай,

 Вперед колечками подай.

 Храните ножницы на месте,

 С концами сомкнутыми вместе.

 

Игла всегда должна быть с ниткой, чтобы было легче её найти.

Игла должна храниться в игольнице.

Нельзя вкалывать иглу в одежду, потому что это опасно.

Нельзя брать в рот иглу, нитку, булавку, пуговицы, и другие предметы.

Иглу передают тупым концом, а ножницы кольцами вперёд.

(Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям.)

Работа детей сопровождается песнями «Во поле березонька стояла», «Ой, ниточка тоненькая».

Хозяйка: Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.

Песня «Лен»

Анализ занятия.

Хозяйка: Что вы узнали сегодня на нашей беседе? (Люди одевались по-особенному). Какие новые слова вы услышали? (Кокошник, порты, пояс-кушак).

Обобщение: Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.

Хозяйка: по русской традиции гостей всегда угощали чаем, вот и я вас угощу чаем с баранками и пирогом.

Дети: До свидания, гости дорогие!

                                                

Оставить комментарий: