a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование игровой компетентности педагога

Автор: Бабина Ольга Геннадьева Опубликовано: 2017-10-18 12:42:35

«Формирование игровой компетентности педагога»

                                                                     «Игра – это огромное светлое окно,

                                                                     через которое в духовный мир ребенка

                                                              вливается живительный поток представлений,

                                                                     понятий об окружающем мире».

                                                                                                            В.А. Сухомлинский

 На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования. На сегодняшний день, актуальный вопрос о том, как вернуть игру в ДОУ, и как следствие из этого — вопрос о повышении игровой компетенции педагога.

 ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии переводятся на игровой уровень, в котором дидактический компонент будет находиться в игровой оболочке.

ФГОС помогает найти уникальный баланс между игрой и обучением. Ведь воспитание, обучение и развитие через игру научат ребёнка умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

  Непринуждённо, но в естественных жизненных ситуациях ребёнок научится читать, считать, овладеет навыками безопасного поведения в быту, получит базис личной культуры.

 В настоящее время лозунги такие как «Учи — играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся нам понятными и очевидными. Однако на практике обстоит совсем по-другому, мы, педагоги, зачастую вводим в стандартные занятия детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что тем самым используем игру в качестве формы организации занятий. А как таковая игра на сегодняшний день редуцирует из  жизни ребёнка в ДОУ, а само понятие «игра» заменено на «игровые формы обучения». В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени.

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей: снижено  или отсутствует произвольное поведение, самосознание, творческое воображение. Ведь именно в игре формируются эти качества, складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Можно наметить ряд следующих условий, способствующих возвращению игры:

Необходимое   условие для появления детской игровой инициативы, прежде всего это открытость образовательной программы.     

Адекватная предметно-пространственная среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов для самостоятельного построения игровой ситуации.

Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.

Данное понятие   является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога.

Прежде всего, это – креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней. 

Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь недопустимы, как авторитарная позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей. 

И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

Перечисленные качества и способности должны стать необходимой составляющей игровой компетенции воспитателя, поскольку они лежат в основе игровой компетентности. Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей.

Для того чтобы решить эту проблему на сегодняшний день разработан проект профессионального стандарта педагога, который расширяет границы свободы педагога, одновременно повышает его ответственность за результат своего труда.

  Педагог должен уметь планировать   деятельность, направленную на развитие ребёнка, а так же использовать специальные подходы в своей работе. Современный воспитатель должен уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка. Уметь так же организовывать ведущие в раннем возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и  игровую.

  В работе с детьми дошкольного возраста педагоги могут  использовать  программу Г.Г. Григорьевой «Кроха». 

Я   второй год работаю с детьми и для меня стал актуален вопрос: как повысить свою игровую компетентность в условия требований ФГОС. Как сделать так, чтобы дети научились играть?

Я стараюсь повышать свою игровую компетентность разными способами: это и прохождение курсов переподготовки педагога, и чтение педагогической литературы, использую материалы из интернета.  В своей работе я стараюсь выстроить игровую деятельность в течение дня так, чтобы в ней решались все образовательные и воспитательные задачи на данный день.

Педагог не может заниматься развитием детей, если сам не развивается.

 Поэтому мне хочется вам пожелать, дорогие коллеги творческих успехов!

 

 

Оставить комментарий: