a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в средней группе

Автор: Губарева Надежда Михайловна Опубликовано: 2017-11-13 10:21:23

Документы для скачивания

- 46101069850 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического направления развития воспитанников детский сад « Дюймовочка » с. Субботино Анализ развивающей предметно- пространственной среды в средней группе Воспитатель средней группы «Почемучки» Губарева Надежда Михайловна С. Субботино 2017 год При построении развивающей предметно- пространс твенной среды опираюсь на ряд принципов организации пространства в группе. Это, пре жде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость- закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности – динамичности, которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением. Реша ю следующие задачи: обеспечение чувства психологической защищенности каждого ребенка- его дов ерия к взрослому и миру в целом, радости существования( психологическое здоровье) ; развитие индивидуальности детей; принцип стабильности- динамичности развивающей среды: развитие детской са мостоятельности( инициативности, автономии и ответственности) ; формирование знаний, умений, навыков, необходимых для полноценного развития личности. Организуя предметно- р азвивающую среду в своей группе, учитываю принцип личностно – ор иентированной модели воспитания, когда взрослый в общении с ре бенком придерживается положения: « не рядом, не над, а вместе». В качестве звукового дизайна, использую на занятиях, во время с на детей аудио записи: шум моря, шелест листвы, пени е птиц. Это создает особый уют, несет важную эмоциональную нагрузку. Р азвивающую среду в группе о рганизовала с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно раскрыть индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, где каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться под группами по общим интересам. Направление: Художественно- эстетическое развитие. Центр «Творческая мастерская». Д ля развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изобр ажением последовательности работы для и зготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно- творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации( бумага, трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пласт илин, бросовый и природный материал- крупы, опилки, камешки, листочки, ветки, пуговицы, дидактические игры и т. п. ) . По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. Направление: Речевое развитие. Центр «Мир книги». В ключает в себя книжный уголок. Содержание соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовател ьной программы. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей; подборка иллюстрированных сказок об истории нашего села Субботино; сказки и иллюстрации к сказка м, дидактические игры «Собери любимую сказку», пазлы по сказкам. Гла вный принцип- подбора книг о издательской продукции –минимум текста –максимум иллюстраций. В книжном уголке имеются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения. Так же в уголке есть дидактические игры для развития мелкой моторики, комплекс- 95885680085 пальчиковых игр с иллюст р ациями. 166687566675 Центр «Грамотности». Н аходятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, пазлы, домино, наборы парных картинок на соотнесен ие, разрезные сюжетные картинки, зеркала, пособия «Ветерок», «Бабочка лети», игры и пособия по застегиванию и шнуровке, «Цветные клубочки, камни, картотека игр со звучащим словом «Веселый язычок» др. Направление: Познавательное развитие. Центры организованы и представлены с у ч ё том индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобранный наглядно- дидактический материал дает детям и представление о целостно й картине мира. Центр «Экологии » включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин т ипа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным соста вляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Центр опытно- экспериментальной деятельности. П редставлен многообразием коллекций( камни, минералы, семена, крупы и т. д. ) . В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе эк спериментальной деятельности н аши маленькие «почемучки» превраща ют ся в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Центр «Математики»( игротека) . И меет важные развивающие функции. В данном ц ентре располагаются нормативно- знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифр и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук. При вы боре игр предпочтение отдаю способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры, «Разрезной квадрат», счетные палочки, счеты. Игровое оборудование созда ё т насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. « Строительный»( конструктивный) ц ентр. Х оть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка( конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно- конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет моим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. «Музыкально- театрализованный» ц ентр- это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма и различные виды театров. Дети- артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами( кукольный, настольный, флане леграф, перчаточный, теневой, ростовых кукол, пальчиковый) . Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей( сделанные руками родителей) , музыкальные инструменты. 315214088265 Направление: С оциально- личностное развитие. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ. В ц ентре «Сюжетно- ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно- ролевых игр. Центр «Безопасности » отражает безопасность дома, на улице( ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащ ё н необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет улицы, созданный родителями, с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Созданный центр безопасности помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формированию ценностей здорового образа жизни. Рассматривая иллюстрации, дети сочиняют сказочные истории о непослушном зайке и храбрых пожарных, у чатся решать проблемные ситуации, постигая азы безопасности. Направление: Физическое развитие. Центр «Если хочешь быть здоров! » содержит в себе, как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное( не стандартное) , изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на раз витие физических качеств детей- ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. В шумном простран стве игровой комнаты есть островок тишины и спокойствия- « Уголок уединения». Мягкие п одушечки с различными игрушками, которым реб ё нок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса—все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей. Создавая благоп риятную среду развития для своих детей, хочу видеть их овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающи ми установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющими выражать свои мысли, любознательны ми, выносливы ми и физически развиты ми, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Мои дети тесно взаимодействуют между собой, находя общие интересы, у чатся видеть и решать проблемы. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Карта анализа ППРС в группе детского сада( воспитатель Губарева Н. М) Оценочная шкала: Полностью соответствует – 2 балла Частично соответствует – 1 балл Не соответствует – 0 баллов № Показатель Бал 1 Пространство игровой комнаты разделено на отдельные субпространства, структурированные в определенном порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов 2 2 Обстановка отражает происходящие в группе события: оригинальная расцветка, вывески и картины на стенах, фотографии взрослых и детей, детские проекты, работы и т. д. 2 3 Наличие субпространств представляет собой многообразие различных развивающих средств в помещении группы 2 4 Интерьер группы содержит легко трансформируемые элементы, что представляет каждому ребенку возможность самостоятельного выбора, где, чем и как ему заниматься 2 5 Воспитатели не непосредственно руководят деятельностью детей, направляя их в ту или иную часть комнаты, а организуют окружающую воспитанников среду( наполняют Центры необходимыми учебными материалами и оборудованием, предлагают детям различные сюжеты и формы деятельности в каждом из Центров) , то есть формируют определенное поле выбора, в котором каждый ребенок принимает самостоятельное решение, исходя из индивидуальных интересов и потребностей 2 6 Планировка и оборудование группы часто меняются с учетом индивидуальных интересов и уровня развития каждого ребенка 2 7 Все имеющиеся в группе материалы находятся в поле зрения детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать 2 8 Дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования: убирать на место и бережно к ним относиться. Воспитатели помогают детям овладеть рациональными способами хранения игрушек и материалов( например, четко обозначить место хранения материалов, пособий, оборудования соответствующими табличками, надписями, картинками, логически группировать их) 2 9 Дети принимают активное участие в оборудовании, планировке и оформлении группы, так как являются наравне со взрослыми равноценными участниками их совместной жизни в детском саду. Воспитатели учитывают изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения, для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование, в некоторых случаях – планировку помещения 2 10 В группе преобладают предметы, сделанные руками детей или изготовленные ими совместно со взрослыми. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок( то есть свое любимое место) и оформить его по собственному усмотрению. Все это создает атмосферу уюта и подлинной «детской» окружающей обстановки. Воспитатели располагают работы детей на уровне их глаз в групповой комнате, раздевалке, в удобном для просмотра месте 2 11 Воспитатели поддерживают игры, экспериментирование и «исследования» с использованием многоцелевых материалов, предусматривающих возможность творческих решений 2 12 Воспитатели предоставляют учебные материалы, мотивирующие детей на самостоятельный поиск информации( например, в словарях, энциклопедиях и т. д. ) 2 13 Среда достаточно гибкая и управляемая как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого 2 Итог/ средний балл 2 Вывод. Развивающая предметно- простран ственная среда в средней группе «Почемучки» обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, содержательно насыщенная, трансформируемая, полуфункциональная, вариативная, доступна и безопасна. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию с учетом индивидуальных интересов и уровня развития каждого ребенка. Осуществлен подход гендерного зонирования, которое является ядром в социальном партнерстве дошкольников. Старший воспитатель_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Немцева Л. А.

Оставить комментарий: