a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Требования ФГОС дошкольного образования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников в музыкальном зале

Автор: Кошкаровская Тамара Петровна Опубликовано: 2017-11-20 19:27:02

Документы для скачивания

 Требования ФГОС дошкольного образования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников в музыкальном зале

 

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), организация развивающей предметно-пространственной среды стала особо актуальной.

 В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность положений, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

 

Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание развивающей предметно-пространственной среды, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах музыкальной деятельности

 

Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка». О том, каковы же эти особенности и как их нужно учитывать при создании развивающей предметно-пространственной среды пойдет речь далее. Я постараюсь вам напомнить.

 

Организация пространства, деление на зоны.

Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности. Эти правила доводятся до сведения всего персонала учреждения, однако не всегда выполняются, а иногда и впрямую нарушаются. Самые распространенные нарушения в музыкальном зале встречаются тогда, когда в погоне за инновациями игнорируются основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, а также требования СанПиНов к искусственному и естественному освещению. 

Пространство музыкального зала, так же как и групповую комнату, можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

 Рабочая зона.

Поскольку рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, то говорить о ней мы можем только в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». Развитие предметно-пространственной среды этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д.

 Конечно, такая зона бывает нужна далеко не на каждом музыкальном занятии, чаще она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях. Поэтому возможность ее быстрой организации следует все же предусмотреть.

 Однако основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.

 Активная зона.

В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то желательно наличие ковра на полу такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно, имели возможность свободно отвести локти от туловища. В активной зоне не должно быть громоздкой мебели и декораций. Все стеллажи в этой зоне должны быть надежно закреплены. Фортепиано должно быть расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне должны быть смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

 Спокойная зона.

Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Поэтому к организации развивающей предметно-пространственной среды в спокойной зоне музыкального зала нужно подойти с особой тщательностью.

 Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку.

В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации развивающей предметно-пространственной среды «глаза в глаза».

 Организуя развивающую предметно-пространственную среду во всех этих зонах, следует руководствоваться принципом комплексно-тематического планирования и выкладывать тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме. Однако принцип комплексно-тематического планирования вовсе не предполагает интеграции абсолютно всех образовательных областей одновременно.

 Организация развивающей предметно-пространственной среды

по видам музыкальной деятельности строится с учетом образовательных областей:

  1. «Художественно-эстетическое развитие»
  2. «Познавательное развитие»
  3. «Социально-коммуникативное развитие»
  4. «Речевое развитие»
  5. «Физическое развитие»

 Примерный перечень оборудования и дидактических пособий в музыкальном зале.

 1.Наглядные пособия для восприятия: репродукции картин, иллюстрации, портреты композиторов, пособия.

 Наглядные пособии для исполнительской деятельности: мнемотаблицы, лесенка, иллюстрации к попевкам, дидактический материал.

 2.Дидактические игры для развития музыкальных способностей: развитие тембра, развитие звуковысотного слуха, восприятие музыки и эмоциональное отзывчивость на музыку, развитие слуха и памяти, развитие ритма, развитие темпа, развитие музыкального творчества, развитие динамики.

 3.Пособия для развития двигательных навыков: султанчики, флажки, веревочки, клубочки, ленточки, снежинки, приспособление для самомассажа, снежки, платочки, цветы, листочки, шишки, грибы, рули, звоночки.

 4.Детские музыкальные инструменты по возрастам: озвученные инструменты, музыкальные игрушки, неозвученные инструменты, игрушки, сделанные своими руками.

 5.Атрибуты для музыкально- театральной деятельности: шапочки, маски, костюмы для детей, разные виды театров, атрибуты для них

 6. Аудиотека, видеотека, интерактивные папки, мультимедиа проектор. материал по взаимодействию с педагогами и семьями.

 С требованиями к проектированию музыкальной среды как в музыкальном зале,так и в групповых комнатах вы можете ознакомиться в электронном виде.

 Ее целью является создание условий, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей. Формирование положительного отношения к окружающему миру, семье, сверстникам и себе.

Одно из требований ФГОС —  это оформление музыкальных центров в групповых комнатах совместно с воспитателями.

 Еще раз хочу напомнить основные принципы и требования к развивающей предметно-пространственной среде:

 1.Доступность

2.Безопасность

3.Полифункциональность

4.Эстетическое оформление

5.Вариативность

  1. Учет возрастных особенностей
  2. Трансформируемость

 Таким образом, продуманная организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и групповых комнат, созданная с учетом ФГОС вызывает интерес детей к музыкальному искусству, побуждает к активности, творчеству, дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка.

 

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад №36   г. Кузнецка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на городском методическом объединении

 

музыкальных руководителей г. Кузнецка

 

 

 

Тема: «Требования ФГОС дошкольного образования к содержанию

 

развивающей предметно- пространственной среды для

 

дошкольников в музыкальном зале»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Подготовила: Кошкаровская Т.П.

  

 

 

 

 

 

 

2017 г.                                              

Оставить комментарий: