a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ВРЕМЯ КРИЗИСА: переход из начальной школы в среднюю.

Автор: Данилова Марина Рачиевна Опубликовано: 2017-11-22 01:13:16

Документы для скачивания

ВРЕМЯ КРИЗИСА: переход из начальной школы в среднюю. ( материал к родительскому собранию в 4 классе) Некоторые родители, неудовлетворён ные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие на дежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по- настоящему. И эти роди тельские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начи нает ждать «новой жизни». СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоя тельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опи рается на базу навыков и знаний, полу ченных в начальной школе. Переход учащихся из начальной шко лы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние на блюдения педагогов и школьных психо логов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Уча щимся, привыкшим к определенным по рядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом филологических из менений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости( например, отличник в на чальной школе вдруг в пятом классе на чинает получать четверки и тройки) . Хотя бывает и так, что ребенок, еле- еле учив шийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Можно ли избежать серьезных про блем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все фак торы, влияющие на качество обучения в пятом классе. ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, кото рый контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулиро вать конфликтные ситуации с другими учителями( например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес аль бом) . Учитель начальных классов нахо дится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была запи сана в дневник и доведена до их сведе ния. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они долж ны самостоятельно переходить из каби нета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятель но решать вопросы с учителями. Опоз дать на урок, забыть какую- нибудь учеб ную принадлежность, не сделать зада ние — все это становится более серьез ным проступком, чем в начальной школе. С классным руководителем пятикласс ники встречаются только на уроках, ко торые он ведет, и на редких, к сожале нию, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Некоторые дети в силу своих психологических особенносте5й не готовы к подобной самостоятельности, они испыты вают растерянность, все время все пута ют и забывают, не могут сосредоточить ся на учебе. Другие дети настолько при выкли к постоянному контролю со сторо ны взрослых, что неспособны самостоя тельно организовать собственную школь ную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости. НА ПЕРВОМ МЕСТЕ- ФОРМА С одной стороны, при переходе в сред нюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в рас писании указаны в основном уже знако мые предметы, а первые недели обуче ния посвящены повторению пройденного в начальной школе. Он продолжает приходить в то же вре мя в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки. Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании по явились названия незнакомых предметов( ботаника, физика, история) . И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель. Каждый учитель по- своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необ ходимо время, чтобы привыкнуть и на учиться вести себя в соответствии с тре бованиями. Следует помнить, что и учитель дол жен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, кото рые берут пятый класс, до этого работа ли с выпускниками — взрослыми, само стоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их но вые подопечные нуждаются в дополни тельном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это, время и может наблюдаться, некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности. НАЧАТЬ СНАЧАЛА Как и любой кризис, переход в сред нюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позво ляет преодолеть сложившиеся в началь ной школе стереотипы. Основной особенностью перехода в пя тый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс и для ребенка построить свои взаимоотно шения с предметом по- новому. Именно в пятом классе школьник полу чает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника мо жет стать хорошистом и даже отличником. Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации. Вот пример из жизни десятиклассни цы Маши, выбравшей для себя гумани тарное направление. Маша в начальной школе считалась сла бой ученицей, часто получала тройки и двой ки. Свою учительницу побаивалась, с од ноклассниками отношения у нее не лади лись. В общем, в школу ходить не любила. Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что- то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Не знакомая учительница выделила ее. Наверное, именно с этого дня урок ли тературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по- прежнему были про блемы, ей стало гораздо интереснее учить ся, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку. Именно возможность для ребенка на чать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом пе рехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей. ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успе ваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста. Физиологические изменения Переход в среднюю школу может со впасть с началом физиологических изме нений в организме ребенка. Ребенок на чинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих яв лений являются рассеянность, ослабле ние памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени. Неуверенность в себе Сформировавшись однажды, неуверен ность в себе, в своих способностях «пе реходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не реша ется пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, дав ление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего- либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти труд ности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобрав шись в их причинах. Личные проблемы Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными пробле мами ребенка: поссорился с другом, влю бился, проблемы в семье и т. д. Знание того, что тревожит ребенка поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое- то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста – психолога. Отсутствие способностей Скорее речь идет об отсутствии у ре бенка каких- то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах. Отсутствие интереса Очень частое явление — ребенок пло хо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоян ные неудачи, плохие отношения с учите лем или сверстниками, личные пробле мы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в шко ле, может пригодиться ему в жизни. Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для об щего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие при менения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчи тать, сколько денег понадобится на по купку продуктов. А знание алфавита по могает ориентироваться в каталогах и эн циклопедиях. Разгадывание кроссвордов требует на личия определенных знаний на уровне школьной программы( географии, исто рии, литературы) . Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках. Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние. Когда кто- то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчи тывать, какие традиции надо будет со блюдать. Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике( в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян поче му- то выросли розовые) . А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Если вас что- то беспокоит в пове дении ребенка, постарайтесь как мож но скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем. Если в семье произошли какие- то со бытия, повлиявшие на психологическое состояние ребенка( развод, отъезд в дол гую командировку кого- то из родите лей, рождение еще одного ребенка и т. д. ) сообщите об этом классному руково дителю. Именно изменениями в семей ной жизни часто объясняются внезап ные перемены в поведении детей. Проявляйте интерес к школьным де лам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребенку выучить имена но вых учителей, предложите ему описать их, отметить какие- то особые черты. Посоветуйте ребенку в затрудни тельных ситуациях обращаться за по мощью к классному руководителю. Не следует сразу ослаблять конт роль за учебной деятельностью ребен ка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. По материалам газеты «Школьный психолог», №40- 2003

Оставить комментарий: