a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум для педагогов "Игры и игровые упражнения по развитию речи детей"

Автор: Власюк Вера Николаевна Опубликовано: 2017-12-10 14:08:41

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» Семинар- практикум для педагогов « Игры и игровые упражнения по развитию речи детей » Подготовила: учитель- дефектолог Власюк В. Н. г. Нижневартовск Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию  речи. Задачи: Познакомить педагогов с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Предложить игры и игровые упражнения для использования в работе по развитию речи детей. План проведения семинара: Теоретическая часть. Практическая часть. Заключительная часть. Ход семинара Теоретическая часть Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом, Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития- м ышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язьж служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Основные задачи развития речи- воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи- решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Таким образом, формирование правильной речи детей зависит и от взрослых( педагогов, родителей) , от того в какой степени мы будем помогать детям развивать речь. Старший дошкольный возраст- это период активного, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, грамматической. Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. Речь это- могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся управляемыми. Речь- является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей. Равнодушное ожидание того момента, когда малыш сам «выговорится», может привести к упущению периода, дарованного природой для формирования речи. Признавать огромное значение развития чистой речи дошкольника должны не только педагоги, но и родители. Следует помнить, что речь формируется исключительно под влиянием речи взрослых, и ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра, значит, игровая форма в развитии речи детей будет самой продуктивной. Трудно однозначно определить какой тип игр, дидактические или творческие, вносят большую лепту в процесс развития речи дошколят. Количество таких развивающих игр настолько велико, что без труда можно выбрать подходящую для работы в ДОУ, и для занятий в семье. Игра- это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Занимательный характер игры, повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевые отклонения. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности. Давайте с вами вспомним некоторые виды игр и попробуем проиграть. Настолько- печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем, мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно- печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, паззлы. Настольно- печатные игры также' значимы и занимают важное место в развитии дошкольника, посещающего коррекционную группу. Такие игры есть на прилавках магазинов. А также их можно изготовить и своими руками. ( Демонстрация настольно- печатных игр) . Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. т ак как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, выделяя характерные их признаки: отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия: группируют предметы по различным свойствам, признакам. С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей, развивается их память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения. Вашему вниманию предлагаю игру «Цепочка слов». Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким- либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов- переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная. . . - Ч то еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор. . . - К аким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым… «Назови ласково». Для звука «Р»: рука- …, сестра- …, брат- …, игрушка- …, курица- …, рябина- …. берёза- …; для звука «Щ»- щенок- …, щётка- …, вещь- …, плащ- …, угощенье- … и др. «Один – много» «Я тебе буду называть один предмет, а ты мне много предметов. Например: лампа, а года их много то это будут лампы»: лодка- …, лошадь- …, ложки- . . , ласточка- …, лужа- …, лупа- …, луковица- … «Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра …( кета, дио, кушка, стение и т. д. ) В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру …( рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др. ) . «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим( в которых есть автоматизируемый звук) ; а ещё обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребёнок и взрослый может называть увиденные предметы по очереди. «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным( зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др. Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р»( или другой) . Зайди в разные отделы( «продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др. ) и купи как можно больше. Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова( нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад. Полезна игра- соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов( крышка, карман, рама, ручка) , а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др. Другие варианты игры: назвать как можно больше( или не меньше 5) слов со звуком «Р»( «Л», «С», «Ж» и др. ) , относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета. Среди дидактических игр для детей преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых( две варежки, два румяных яблока) . Вы также можете изготавливать игры и использовать их в работе с детьми. В старшей группе полезно изготавливать игры на развитие дыхания. Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «3», « III », «Ж». « Р » ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Простые в осуществлении игры и упражнения помогут развить в малыше не только дыхание, но и станут хорошей профилактикой заикания, «глотания» звуков и слов. УПРАЖНЕНИЕ" ЛИСТИК. ЛЕТИ! " Подвесить несколько изготовленных из бумаги или картона бумажных листьев на уровне лица ребенка. Малышу нужно дуть на листья, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова. УПРАЖНЕНИЕ" СНЕЖИНКИ" Необходимо вырезать из бумажных салфеток красивые узорные «снежинки». Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2- 3 раза. Стихотворная, форма словарного материала( веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку. Развивать детям фонематический слух и намять, правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи. Скороговорки для развития речи у детей были придуманы еще в старину. Повторение и перестановка одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения, - прекрасное дополнение для детских занятий по развитию речи. А дошкольникам такие стишки наверняка покажутся милыми и забавными. Практическая часть. Уважаемые педагоги, хочу предложить вам проговорить некоторые из них: Чистоговорки ЛЮ- ЛЮ- ЛЮ- игрушки я люблю АЮ- АЮ- АЮ- игрушками играю ИЛИ- ИЛИ- ИЛИ- мне игрушки подарили ОЗИК- ОЗИК- ОЗИК- железный паровозик ЧИ- ЧИ- ЧИ- пестрые мячи УКЛА- УКЛА- УКЛА- хорошенькая кукла ИНА- ИНА- ИНА- сломана машина Считалки Лиса по лесу ходила. Лиса голосом вопила Лиса лычки драла. Лиса лапотки плела- Куму двое, себе трое, И детишкам по лаптишкам! Кто лаптишки найдёт, Тот водить пойдёт! Скороговорки Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет. Коси, коса, пока роса, роса долой- и мы домой. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил. Заключительная часть. Подводим итоги, педагоги делятся своими впечатлениями, задают вопросы. Список литературы: Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г. Ушакова О. С. , Занятия по развитию речи для детей 3- 5 лет. –М. : 2010г.

Оставить комментарий: