a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Занятие по звуковой культуре речи "Звук И"

Автор: Пономаренко Юлия Георгиевна Опубликовано: 2017-12-14 08:33:39

 

 

Тема: «Звуковая культура речи, звук И»

 

Цель: проявляет интерес к совместным играм на развитие звуковой культуры речи, отличает звук  И от остальных звуков; отвечает на вопросы педагога, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, умеет осуществлять действия по заданному правилу;  оценивает собственную деятельность, свои возможности.

Задачи: учить правильно произносить звук «И», развивать речевое дыхание, побуждая детей к длительному произношению гласного звука (на одном выдохе). Развивать навыки выразительного чтения знакомого стихотворения. Воспитывать звуковую культуру речи.

 Предварительная работа: рассматривание различных картинок, в названии которых есть звук  И, чтение и разучивание стихотворения  А.Барто «Лошадка», дидактическая игра «Помоги найти маму», просмотр презентации «Мамы и их детеныши» (домашние животные и их детеныши).

Методы и приемы: сюрпризный момент, ситуативный разговор, игровая ситуация, дидактическая игра, показ и объяснение способа действия, вопросы к детям, стимулирование к действиям.

Оборудование и материалы: игрушка – лошадка, колокольчик маленький и большой, шапочки индюшат и ястреба для игры, дидактическая игра «Помоги найти маму», картинки  с изображением иголки, ириса, ириски, индюка. Мультимедийное оборудование, запись цокота копыт, звуков скотного двора, звона колокольчиков, мультфильм – презентация «Детеныши домашних животных».

Ход организованной образовательной деятельности.

Мотивационно - ориентировочный этап.

Игровая ситуация. Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомое стихотворение А.Барто «Лошадка» (читает наизусть):

 

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

 

После прочтения стихотворения воспитатель предлагает детям показать язычком,  как скачет лошадка (артикуляционная разминка).  Воспитатель показывает правильное выполнения приема  «щелканья» языком. После этого дети начинают щелкать языком, воспитатель помогает и объясняет технику упражнения детям, имеющим затруднения.

 

Сюрпризный момент. Слышится цокот копыт (в записи). Появляется игрушечная лошадка – рюкзачок.

Воспитатель обращается к детям: - Ребята, кто это к нам пришел? (ответы детей), правильно, лошадка. Но это маленькая лошадка, детеныш лошади, как его называют? Правильно, его зовут жеребенок. Жеребенок потерялся и не может позвать свою маму лошадь, потому что забыл,  КАК нужно ее звать. Поможем ему?  (ответы детей).

     Желание принять участие в помощи жеребенку определяет дальнейшую цель последующей деятельности детей.

     Воспитатель организует обсуждение проблемы и способах ее решения, подводит детей к мысли о том, что нужно подумать,  КАК  позвать маму жеребенка.

Поисковый этап

 

Поиск путей решения, определение плана работы.

    Воспитатель обращается к детям: - Ребята, кто из вас знает, как позвать маму – лошадь? Дети предлагают свои варианты (позвонить в колокольчик, покричать, спеть песенку жеребенка).

 

 Практический этап

 

     Воспитатель подводит детей к тому, что жеребенок зовет свою маму «И-и-и-и-го-го».

- «И-и-и-и-го-го» - это песенка лошадей. Давайте негромко споем вместе с жеребенком эту песенку. (Дети выполняют задание вместе и по одному.)

- Когда жеребенок зовет свою маму, его песня громкая и длинная. Вот такая: «И-и-и-и-го-го» (длительное произношение гласного звука на одном выдохе 2-3 секунды).

- Давайте, ребята, поможем жеребенку отыскать свою маму. Все вместе споем песню потерявшегося жеребенка, чтобы мама ее услышала. (Пение повторяется 2 раза). Воспитатель объясняет, что при произношении звука «И» губы растягиваются в улыбке, и получается звучание «Иииииии». При произношении звука воспитатель обращает внимание на отдельных детей, поощряет их к проговариванию звука

   Слышится звон колокольчиков. (Сначала маленького, потом большого)

- Слышите, звенят колокольчики, это мама лошадь скачет за жеребенком. (запись звона колокольчиков). У нашего жеребенка для нас есть сюрприз (из рюкзачка воспитатель достает два колокольчика – большой и маленький)

- Маленький колокольчик протяжно поет «Лиии-лиии-лиии».

- Как он поет? (Дети повторяют).

- Большой выговаривает «Дииинь-дииинь»

- Как поет большой колокольчик? (Дети проговаривают хором и индивидуально).

- Лошадки убегают домой, а нам еще слышны звуки колокольчиков «Лиии-лиии-лиии» (дети поют) «Дииинь-дииинь» (дети повторяют, на фоне записи звона колокольчиков жеребенок «убегает» за дверь).

   Воспитатель обращается к детям: - Ребята, вы молодцы помогли жеребенку позвать и найти свою маму! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Индюшата и ястреб».

 

Физминутка.

 

Индюки по травке ходят,     Ходьба на месте

Индюшат с собою водят.   Ходьба в приседе

Громко индюки кричат        Ноги на ширине плеч, руки назад. Наклоны в       стороны и вперед.

Защищают индюшат.

В небе ястреб появился,   Руки на поясе, кружиться вокруг себя влево и вправо.

Над семьею закружился,

Индюшат схватить готов,   Руки вдоль тела, наклоны в стороны, вперед.

Да боится индюков.

   Игровая ситуация.                        

- Ребята, мы помогли жеребенку, а давайте и другим животным поможем найти свою маму. А перед этим я хочу с вами совершить путешествие на скотный двор, где живут домашние животные (показ мультфильма – презентации «Детеныши домашних животных»).

   После просмотра воспитатель подводит детей к столам, где разложена дидактическая игра «Помоги найти маму», на двух совмещенных столах разложены картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Воспитатель объясняет детям правила игры: нужно каждому «ребенку» найти маму, при этом «Ребенок» должен сымитировать звукоподражание голосу животного, изображенного на картинке. Например: воспитатель показывает картинку с изображением теленка, задает вопрос детям: - Кто это (теленок), кто у него мама? (корова), как теленок позовет свою маму? (му-уу-уу).

Игровая ситуация.                        

- Вы замечательно справились со всеми заданиями, и в подарок получаете картинку. Назови, Маша, Ира и т.д., что нарисовано на твоей картинке (на картинках изображены следующие предметы: иголка, ирис, ириска, индюк), дети называют и артикулируют звук «И», воспитатель помогает детям выделить голосом звук «И» в словах.

 

Рефлексивно-оценочный этап.

 

Воспитатель подводит итоги занятия, предлагая детям вспомнить, что они сегодня делали, кому помогали? Дети отвечают: мы помогли жеребенку позвать свою маму «Ииии-го-го!!!», помогли другим животным отыскать свою маму, пели песенку колокольчиков больших и маленьких.

 

Последующая работа.

 

Предложить детям на улице поиграть в игру «Индюшата и ястреб»,а так же дома с родителями поискать звук «И» в словах.

Оставить комментарий: