a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

Опубликовано: 2014-10-20 04:48:35

Требования к развивающей предметно- пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования № п/ п Требование Содержание 1. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ в случае организации инклюзивного образования- необходимые для него условия учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность учет возрастных особенностей детей возможность общения и совместной деятельности детей( в том числе детей разного возраста) и взрослых возможность двигательной активности детей возможность для уединения возможность самовыражения эмоциональное благополучие 2. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: содержательно- насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной 3. Развивающая предметно- пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие. 4. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности: в младенческом возрасте( 2 месяца- 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым манипулирование с предметами познавательно- исследовательские действия восприятие музыки, детских песен и стихов двигательная активность и тактильно- двигательные игры в раннем возрасте( 1 год- 3 года) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками экспериментирование с материалами и веществами общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями восприятие смысла музыки, сказок, стихов рассматривание картинок двигательная активность; для детей дошкольного возраста  ( 3 года- 8 лет) игровая коммуникативная познавательно- исследовательская восприятие художественной литературы и фольклора самообслуживание и элементарный бытовой труд конструирование из разного материала изобразительная( рисование, лепка, аппликация) , музыкальная двигательная   № п/ п Требования к предметно- пространственной среде Содержание 1. Насыщенность среды Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания( в том числе техническими) , игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами; Это обеспечивает ⇓ Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; Возможность самовыражения детей. 2. Трансформируемость пространства Возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3. Полифункциональность материалов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности 4. Вариативность среды Наличие различных пространства( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5. Доступность среды Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; Свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; Исправность и сохранность материалов и оборудования. 6. Безопасность предметно- пространственной среды Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.  

Развивающая предметно- пространственная среда в соответствии с детскими видами деятельности( модифицирована по проекту «Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования». ФИРО. Москва. 2011 г. ) Задачи работы Вид помещений Оснащение Виды деятельности детей Познавательно- исследовательская деятельность- сенсорное развитие Игровые комнаты групп Объекты для исследования в действии( доски- вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др. ) Дидактические игры на развитие психических функций- мышления, внимания, памяти, воображения- познавательно- исследовательская деятельность Методический кабинет Игровые комнаты групп Объекты для исследования в действии( наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, песком, коллекции) Образно- символический материал( наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т. д. ) Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек- формирование элементарных математических представлений Игровые комнаты групп Объекты для исследования в действии( палочки Кюизенера, блоки Дьенеша и др. ) Образно- символический материал( головоломки, лабиринты) Нормативно- знаковый материал( календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т. д. ) Развивающие игры с математическим содержанием Домино, шашки, шахматы- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Методический кабинет Игровые комнаты групп Образно- символический материал Нормативно- знаковый материал Коллекции Настольно- печатные игры Электронные материалы( видеофильмы, слайд- шоу различной тематики) Справочная литература( энциклопедии) Коммуникативная деятельность- развитие свободного общения со взрослыми и детьми Все пространство детского сада Картотека словесных игр Настольные игры( лото, домино) Нормативно- знаковый материал Игры на развитие мелкой моторики Развивающие игры( «Найди по описанию», «Что сначала, что потом», шнуровки, вкладыши и др. ) Алгоритмы( схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания Игры- забавы- развитие всех компонентов устной речи детей Методический кабинет Игровые комнаты всех групп Восприятие художественной литературы и фольклора- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений Методический кабинет Все помещения групп Музыкальный зал Участок учреждения Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Справочная литература( энциклопедии) Аудио и видеозаписи литературных произведений Образно- символический материал( игры «Парочки», «Литературные герои», пазлы) Различные виды театров Ширма для кукольного театра Детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок Игрушки- персонажи Игрушки- предметы оперирования Алгоритмы( схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов Картотека подвижных игр со словами Картотека словесных игр Картотеки потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества Книжные уголки в группах материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек- развитие литературной речи- приобщение к словесному искусству Игровая деятельность- развитие игровой деятельности детей Игровые комнаты всех групп Участок учреждения Игрушки- персонажи и ролевые атрибуты Игрушки- предметы оперирования Маркеры игрового пространства( детская, кукольная мебель, предметы быта) Полифункциональные материалы Игры «На удачу», «На умственную компетенцию детей» Строительный материал Конструкторы Детали конструктора материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральным) Все пространство учреждения Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Настольные игры соответствующей тематики Альбомы «Правила группы, «Правила безопасности Игрушки- персонажи и ролевые атрибуты Игрушки- предметы оперирования Маркеры игрового пространства материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности Все помещения групп Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания Атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Поликлиника» и др. ) Уголок ряжения Игрушки- персонажи и ролевые атрибуты Настольные игры соответствующей тематики Этнокалендарь Фотоальбомы воспитанников Нормативно- знаковый материал- формирование патриотических чувств, Игровые комнаты всех групп Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Дидактические наборы соответствующей тематики Этнокалендарь Фотоальбомы воспитанников Коллекции Образно- символический материал( наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации) Нормативно- знаковый материал- формирование чувства принадлежности к мировому сообществу Игровые комнаты всех групп Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Дидактические наборы соответствующей тематики Справочная литература Образно- символический материал( наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации) Этнокалендарь Фотоальбомы воспитанников Коллекции Нормативно- знаковый материал- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них Все пространство учреждения( коридоры, холлы и пр. ) Участок учреждения Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания Видеофильмы для детей Дидактические наборы соответствующей тематики Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Энциклопедии Игрушки - предметы оперирования Игрушки- персонажи и ролевые атрибуты Маркеры игрового пространства( детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности- приобщение к правилам безопасного поведения- передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства Игровые комнаты всех групп Участок детского сада Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания Видеофильмы для детей Дидактические наборы соответствующей тематики Игрушки - предметы оперирования Игрушки- персонажи и ролевые атрибуты Полифункциональные материалы Настольные игры соответствующей тематики( «Правила дорожного движения», домино «Дорожные знаки») Строительный материал Конструкторы Детали конструктора Художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми по О О« Безопасность»- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям Все пространство учреждения Участок учреждения Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания Видеофильмы для детей Дидактические наборы соответствующей тематики Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми Энциклопедии Игрушки - предметы оперирования Игрушки- персонажи и ролевые атрибуты Маркеры игрового пространства( детская, кукольная мебель, предметы быта) Строительный материал Конструкторы Детали конструктора Настольные игры соответствующей тематики Информационно- деловое оснащение учреждения( «Безопасность») Настольные игры соответствующей тематики Конструирование из разного материала- конструктивная деятельность Методический кабинет Игровые комнаты групп Образно- символический материал( наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т. д. ) Строительный материал Конструкторы напольные Детали конструктора настольного Плоскостные конструкторы Бумага, природные и бросовые материалы Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек Самообслуживание и элементарный бытовой труд- развитие трудовой деятельности( самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе) Все помещения групп Физкультурный и музыкальный зал Участок учреждения Игрушки- предметы оперирования Маркеры игрового пространства( детская, кукольная мебель, предметы быта) Атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» и др. Полифункциональные материалы Материалы для аппликации, конструирования из бумаги Природные, бросовые материалы Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Все пространство учреждения Участок учреждения Игрушки- предметы оперирования Маркеры игрового пространства( детская, кукольная мебель) Полифункциональные материалы Образно- символический материал( виды профессий и т. д. ) Настольно- печатные игры( лото «Профессии», «Кто что делает? » материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек Музыкальная деятельность- развитие музыкально- художественной деятельности Кабинет музыкального руководителя Физкультурный и музыкальный зал Игровые комнаты групп Музыкальный центр Пианино Разнообразные музыкальные инструменты для детей Подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями Пособия, игрушки, атрибуты Различные виды театров Ширма для кукольного театра Детские и взрослые костюмы Детские хохломские стулья и стол Шумовые коробочки Дидактические наборы( «Музыкальные инструменты», «Русские композиторы») Детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии- приобщение к музыкальному искусству   Изобразительная деятельность- развитие изобразиельной деятельности детей( рисование, лепка, аппликация, художественный труд) Игровые комнаты всех групп Участок учреждения Слайды с репродукциями картин Материалы и оборудование для продуктивной деятельности: - для аппликации; - для рисования; - для лепки. Природный, бросовый материал Иллюстративный материал, картины, плакаты Настольно- печатные игры( «Цвет», «Форма», «Ассоциация» и др. ) Альбомы художественных произведений Художественная литература с иллюстрациями Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богородские игрушки Скульптуры малых форм( глина, дерево) Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений- развитие детского творчества Все пространство учреждения Участок учреждения- приобщение к изобразительному искусству Участок учреждения Игровые комнаты всех групп Слайды с репродукциями картин Альбомы художественных произведений Художественная литература с иллюстрациями Иллюстративный материал, картины, плакаты Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, богородские игрушки Скульптуры малых форм( глина, дерево) Двигательная деятельность- развитие физических качеств( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) Физкультурный и музыкальный зал Игровые помещения групп Участок учреждения Бассейн Музыкальный центр Оборудование: - для ходьбы, бега, равновесия; - прыжков; - катания, бросания, ловли; - ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений Набор «Кузнечик» Картотеки подвижных игр Картотека «Игры, которые лечат» Игры на ловкость( Кегли, «Поймай рыбку» и т. д. ) Тренажеры( велосипед и др. ) Атрибуты для спортивных игр( хоккей, бадминтон и др. ) Игровые комплексы( горка) Качели, Карусели Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек- накопление и обогащение двигательного опыта детей( овладение основными движениями) - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Физкультурный и музыкальный зал Игровые помещения всех групп Участок учреждения Бассейн Оборудование: - для ходьбы, бега, равновесия; - прыжков; - катания, бросания, ловли; - ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений Настольно- печатные игры( «Виды спорта» и др. ) Игры на ловкость( Кегли, «Поймай рыбку» и т. д. ) Тренажеры( велосипед и др. ) Фитболы Атрибуты для спортивных игр( хоккей, бадминтон и др. ) Игровые комплексы( горка) Качели Карусели- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей Все пространство учреждения Участок учреждения Развивающие игры Художественная литература Игры на ловкость Дидактические игры на развитие психических функций- мышления, внимания, памяти, воображения Оборудование: - для ходьбы, бега, равновесия; - прыжков; - катания, бросания, ловли; - ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений Набор «Кузнечик» Картотеки подвижных игр Картотека «Игры, которые лечат» Тренажеры( велосипед и др. ) Атрибуты для спортивных игр( хоккей, бадминтон и др. ) Игровые комплексы( горка) Качели- воспитание культурно- гигиенических навыков Все помещения групп Участок учреждения Алгоритмы для запоминания последовательности культурно- гигиенических навыков Художественная литература Игрушки- персонажи Игрушки- предметы оперирования Маркеры игрового пространства Настольные игры соответствующей тематики Иллюстративный материал, картины, плакаты- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Все помещения групп Участок учреждения Иллюстративный материал, картины, плакаты Настольные игры соответствующей тематики Художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми Игрушки- персонажи Игрушки- предметы оперирования Физкультурно- игровое оборудование Оборудование: - для ходьбы, бега, равновесия; - прыжков; - катания, бросания, ловли; - ползания и лазания; - общеразвивающих упражнений Набор «Кузнечик» Картотеки подвижных игр Картотека «Игры, которые лечат»

Оставить комментарий: