a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАЯ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК - МЫ РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ У ДЕТЕЙ».

Автор: Косицына Ольга Анатольевна Опубликовано: 2017-12-31 15:43:05

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИВАЯ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК - МЫ РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ У ДЕТЕЙ».

 

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо начинать как можно раньше.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

 

« Давайте займемся домашними делами вместе с детьми»

Задания по развитию мелкой моторики могут

быть включены в такие домашние дела, как:

перемотка ниток;

завязывание и развязывание узелков;

уход за срезанными и живыми цветами;

чистка металла;

водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

собирание разрезных картинок;

разбор круп и так далее.

Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится

Игротека для родителей    

  1. Отгадай

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным

 наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2.  Опознание предмета  на ощупь с закрытыми глазами  поочередно правой и левой рукой.
 3. Лепка из пластилина геометрических фигур.

 4. «Хлопки пальцами»

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. 
 5. «Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360* сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой

6.Перекатывание  карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно  поочередно каждой рукой.


  1. Разноцветные снежинки(возраст - 4 года).Данная игра направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Воспитатель показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была прочная.  Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

                                            8. Повтори движение 
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру  (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить фигуру. Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя  упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

  1. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму,  то можно поиграть в игры с рисованием. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

                   

 

  1.     Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа.

  Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 

                Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы ит.д. 

    Игры между делом на кухне.
          

  1. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

    У сосны, у пихты, елки.
    Очень колкие иголки.
    Но еще сильней, чем ельник,
    Вас уколет можжевельник. 

             2.  Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 

    В зоопарке мы бродили,
    К каждой клетке подходили.
    И смотрели всех подряд:
    Медвежат, волчат, бобрят. 


          
  2. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

    Пальцы, как пчелы, летают по сотам. 
    И, в каждую входят с проверкою: что там?
    Хватит ли меда всем нам до весны,
    Чтобы не снились голодные сны?
  3. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 

    Месим, месим тесто,
                          Есть в печи место.
                         Будут-будут из печи
                         Булочки и калачи. 


               5.  Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 

                6. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 

                  7. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог:

    Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
              Мы любим забавы холодной зим.

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
              8.  Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 

                Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 

               9. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 

    Сильно кусает котенок-глупыш,
    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
    Но я же играю с тобою, малыш,
    А будешь кусаться, скажу тебе: Кыш!


                10. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 

                
  4. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
    Прищеплю прищепки ловко
    Я на мамину веревку. 

                12. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 
               
  5. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
    Я катаю мой орех,
    Чтобы стал круглее всех. 

                 14. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

  6. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

 развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
            развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
            формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
            способствуют развитию речи ;
            развивают творческие способности.

 

Несколько упражнений, развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук.

 

  1. Замки из песка и камней.

Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребеночка, чтобы он проделал все заново.

 

  1. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст – 4 года).

Цель игры – развитие мелкой моторики рук и формирование аккуратности. Материалы: белая бумага, фломастеры, ножницы. Взрослый рассказывает и показывает, как правильно вырезать снежинки из листов бумаги. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что «зимние красавицы» получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья.

 

  1. Рисуем.

Взрослые с детишками могут обводить на  перегонки квадратики или кружочки. Предлагается рисовать различные геометрические фигуры, животных, а потом зарисовывать все в соответствующие тона.

 

  1. Угадай-ка?

Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

 

  1. Лепка из пластилина.

С детьми дошкольного возраста хорошо лепить животных, предметы быта (тарелочки, кружечки, ложечку), для ребятишек школьного возраста, кстати, будет лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

 

 

  1. Поиски предмета.

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5–10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб малыш с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

 

  1. Игры с предметами домашнего обихода.

Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вам известно, напоминает соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?»

 Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи».

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (можно даже полиэтиленовый мешочек или лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

 

  1. Игры-шнуровки Марии Монтессори:

-развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; l развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»; l формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); - способствуют развитию речи; -развивают творческие способности.

 


 

Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

Ø катать по очереди каждым пальцем камешки,  мелкие бусинки,  шарики запускать пальцами мелкие «волчки»;

Ø разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

 

Ø сжимать и разжимать кулачки  «бутончик проснулся  и  открылся, а вечером   заснул и закрылся»,  делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,  барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,  махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку; 

Ø нанизывать крупные пуговицы,  шарики,  бусинки на нитку;

Ø  завязывать узелки  на  шнурке,  веревке;

Ø  застегивать (расстёгивать) пуговицы;

Ø  играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

 

Ø выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

 

Ø  мять руками  поролоновые  шарики, губки;

 

Ø  рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях;

 

Ø  резать  (вырезать)  ножницами;

 

Ø  плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;

 

Ø выполнять аппликации.

     

 Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:

 

Ø перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков;

Ø  уход за срезанными и живыми цветами;  

Ø водные процедуры,  переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья  (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание,  намыливание,  перетирание,  полоскание,   отжимание));

Ø  разбор круп и т.д.

 

Ø выкладывать из палочек  узоры по образцу и по желанию;

 

Ø  мять руками  поролоновые  шарики, губки;

 

Ø  рисовать,  раскрашивать,  штриховать,  обводить по точкам,  выполнять графические задания в тетрадях;

 

Ø  резать  (вырезать)  ножницами;

 

Ø  плести из бумаги  коврики, корзинки, косички;

 

Ø выполнять аппликации.

   

 

     

Оставить комментарий: