a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дополнительная общеобразовательная программа “Чатра “ объединения «Театральное

Автор: Галиева Раушания Асгатовна Опубликовано: 2018-01-15 18:02:38

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан Программа УТВЕРЖДЕНА на методическом совете 201 7 г. протокол № УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО Дом пионеров и школьников_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Н. Самойлова Приказ №_ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ 201 7 г. Дополнительная общеобразовательная программа “Чатра “ объединения « Театральное » Возраст детей- 7- 1 4 лет Срок реализации- 1 год Автор: Галиева Раушания Асгатовна, педагог дополнительного образования с. Раевский ОГЛАВЛЕНИЕ Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 Пояснител ьная записка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 Этап ы обучения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 Условия ре ализации программы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 Формы подвед ения итогов и контроля_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 Прогнозируемый результат_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 Уче бный план_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10 Учебно- тематический п лан по 1- му году обучения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11 Содержание 1- г о года обучения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13 ВВЕДЕНИЕ Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно- воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами. Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом. История театра, где играют дети, непрерывна, но в ней есть особенно яркие взлёты. Они всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме, передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно. Современный детский и молодёжный любительский театр крайне востребован нашим обществом. В это нелёгкое время, мы, взрослые, часто забываем о детях, с ранних лет «навешивая» на их хрупкие плечи свои проблемы. В погоне за престижем и деньгами, в борьбе за выживание, наши дети лишаются детства, не успевая по- настоящему раскрыть свою индивидуальность, да и просто пофантазировать или помечтать, а из- за непомерно больших учебных нагрузок, ребёнок все меньше двигается, отучаясь управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа « Театральное » является дополнительной общеразвивающей программой и имеет художественную направленность. Программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно- творческой активности. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе- эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр- симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла ми. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Она адресована руководителям творческих объединений школ, педагогам дополнительного образования по художественно- эстетическому направлению. Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно- нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра- исполнителя, может пройти все этапы художественно- творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр- искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника- своя творческая задача, дает ре бятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей. Образовательная программа «Театр, в котором играют дети» – результат многолетней практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно- воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно- нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Отличительной особенностью программы «Театр, в котором играют дети» является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий Щурковой Н. Е. «Программа воспитания школьника»( культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога) ; А. В. Луценко, А. Б. Никитина, С. В. Клубков, М. А. Зиновьева «Основные принципы и направления работы с театральным коллективом»»; Е. А. Иванова «Театральная студия»( программа дополнительного образования творческого объединения) ; И. С. Козлова «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на уроке и во внеурочной деятельности»; Г. Н. Токарев, С. П. Батосская( методическое пособие в помощь начинающим руководителям театральной студии) . Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой: Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала. Программа «Театр, в котором играют дети» строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха К аждый ребенок должен чувствовать успех в какой- либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной « Я- концепции » и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Программа «Театр, в котором играют дети» включает несколько основных разделов: История театра. Театр как вид искусства. Актерская грамота. Художественное чтение. Сценическое движение. Работа над пьесой. Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи программы: способствовать формированию: необходимых представлений о театральном искусстве; актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью; речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации; практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка; способствовать развитию: интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства; творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка; эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения; создать условия воспитания: воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. духовно- нравственное и художественно- эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры. Условия реализации программы Количество детей в группе – 15 человек. Рекомендуемый возраст детей от 9- 15 лет. Выполнение программы рассчитано на 68 учебных часа Занятия в группах проводятся: Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий: дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного чтения; должны представлять формы работы актера театра; должны знать основы быстрого запоминания, уметь оперировать памятью. Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда упражнений на выразительность чтения. Исходя из особенностей учебно- тематического плана и специфики занятий, проводятся групповые занятия, количество детей в группе 5 человек. Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, репетиционный зал, выносной свет, аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы, пастиж, грим, парики. Формы подведения итогов и контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, соревнования, занятия- зачеты, конкурсы проводимые в Доме детского творчества; итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление. Прогнозируемый результат По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать: особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства; народные истоки театрального искусства; художественное чтение как вид исполнительского искусства; об основах сценической «лепки» фразы( логика речи) . Должны уметь: активизировать свою фантазию; «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию; видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; коллективно выполнять задания; культуру суждений о себе и о других; выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм. Содержание занятия- зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение воспитанниками текста( короткого) , демонстрирующего владение «лепкой» фразы. Учащиеся, прошедшие этап обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки: пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т. д. ; использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической; использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем; владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи; активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм. А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора. При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням: максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения( победитель международных, всероссийских, областных конкурсов, района и т. д. ) ; средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, посёлка. минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива. Учебный план № Раздел Общее количество часов Теория практика Вводное занятие. 1 1 1 История театра. Театр как вид искусства. 15 4 11 Актерская грамота. 15 3 12 Художественное чтение 5 2 3 Сценическое движение. 5 2 3 Работа над пьесой 20 6 14 Мероприятия и психологические практикумы 4 4 Экскурсии 2 2 Итоговое занятие 1 1 ВСЕГО: 68 68 Учебно- тематический план Тематический план на 201 6- 201 7 г. N п/ п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол- во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля 1 Октябрь Теоретическое занятие 2 Вводный раздел МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 Входной контроль 2 Практическое занятие 2 Давайте познакомимся! Вводное занятие «Волшебный мир театра». МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 Октябрь 3 Октябрь Практическое занятие 2 Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 4 Октябрь Практическое занятие 2 Добро пожаловать в театр. Посещение театрализованного представления драматического театра. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 Практические задания Художник в театре. Экспромт- спектакль. 5 ноябрь Практическое занятие 2 Игровое занятие. Ритмопластика. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 ие задания 6 ноябрь Теоретическое занятие 2 Игровое занятие. Культура и техника речи. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб № 6 7 ноябрь Практическое занятие 2 Разучивание пьесы «Теремок». МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 Практические задания 8 ноябрь Практическое занятие 2 Знакомство с содержанием пьесы «Теремок» МБОУ ООШ С. Абдрашитово актовый зал 9 декабрь Теоретическое занятие 2 Распределение ролей МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб № 6 10 декабрь Практическое занятие 2 Развитие речи( темп, тембр, интонация) . МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 Практические задания 11 Декабрь Практическое занятие 2 Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 12 Декабрь Теоретическое занятие 2 Сценическое актёрское мастерство. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб № 6 13 Декабрь Практическое занятие Практическое 2 Музыкальное оформление театрализованного представления. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб6 Практические задания 14 Январь Практическое занятие 2 Изготовление декораций, костюмов. МБОУ ООШ С. Абдрашитово зал 15 16 17 Январь- Практическое занятие Теоретич 4 Генеральная репетиция МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 18 Февраль теоретическое занятие 2 Выступление перед зрителями. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 19 Февраль Практическое занятие 2 Анализ выступления. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 МБОУ ООШ С. Абдрашит Практические задания 20 февраль Практическое занятие 2 Разучивание пьесы « МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб 6 МБОУ ООШ С. Абдрашит 21 февраль Практическое занятие 2 Знакомство с содержанием пьесы « МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 Практические задания Практические задания Практические задания 22 23 24 25 26. 25 13 Март Март март март март Апрель Практическое занятие Практическое занятие Теоретическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Распределение ролей Развитие речи( темп, тембр, интонация) . Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера Сценическое актёрское мастерство Музыкальное оформление театрализованного представления МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 МБОУ ООШ С. Абдрашитово актовый зал МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб 6 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 23 Март Практическое занятие Репетиция Знакомство с содержанием пьесы МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 Практические задания Практические задания Практические задания 24 Март Практическое занятие 2 Репетиция 25 Март Практическое занятие Практическое занятие Теоретическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 Развитие речи( темп, тембр, интонация) . МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 МБОУ ООШ С. Абдрашитово актовый зал МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб 6 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 26 Апрель Практическое занятие 2 Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 Практические задания Практические задания Практические задания 27 Апрель Практическое занятие 2 Сценическое актёрское мастерство. 28 апрель Практическое занятие Практическое занятие Теоретическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 Музыкальное оформление театрализованного представления. МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 МБОУ ООШ С. Абдрашитово актовый зал МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №6 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб 6 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 МБОУ ООШ С. Абдрашитово каб №5 29 Апрель Практическое занятие 2 Выступление перед зрителями 58

Оставить комментарий: